"Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС".

Автор: Максютова Зуляль Рашитовна
Должность: заместитель директора по вр учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: с. Верхние Услы Стерлитамакского района Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС".
Дата публикации: 04.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В условиях реализации новых образовательных стандартов возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Одним из главных направлений работы школы становится воспитание. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя. Классный руководитель – именно это амплуа педагога приобретает новое наполнение. Настоящий классный руководитель - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Конечно, не надо забывать о том, что и до внедрения новых образовательных стандартов деятельность классного руководителя была очень значимой для воспитания школьников. Разница в том, что сейчас делаются акценты не только на направлениях деятельности классного руководителя, но и на качествах его личности: для обеспечения достижения заявленных результатов воспитания личности педагог должен быть психологом, исследователем, обладать обширным диагностическим инструментарием, активно заниматься поисковой, научно-методической деятельностью, искать (или изобретать!) новые, инновационные формы работы с тем коллективом, который ему доверен. В нашей школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем основной ступени, являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, руководство и контроль за развитием этого процесса. Все сказанное выше эти функции как раз и объединяют. Классные руководители нашей школы, работающие с коллективом в свете ФГОС, в основу взяли следующие принципы: - ориентация
на результат
( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития); -
системно – деятельностный
подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений) Воспитательную работу классные руководители планируют, руководствуясь следующими ожидаемыми результатами (опираясь на метапредметные результаты, заявленные в воспитательной программе в разделе «Социальный опыт»): - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, - активное отношение (активность) к деятельности, - уважительное отношение к другому человеку, - позитивный опыт участия в школьном самоуправлении, - школьная мотивация, - ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему, - осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, - умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора, - опыт здорового и безопасного образа жизни.
- умение выполнять правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
Внеурочная деятельность.
Отслеживается внеурочная деятельность учащихся по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Эта деятельность складывается из предложений, поступающих от социальных партнеров школы: Дома культуры, сельских библиотек, Центра психологической помощи г. Стерлитамак «Доверие».
Социальное проектирование.
Второй год в школе реализуется программа внеурочной проектной деятельности «Школа - наш дом. Моя Родина» для обучающихся 5-6 классов, цель которой - реализация детьми своих способностей и потенциала личности, обучение работе на основных этапах учебного проекта. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Деление на инициативные группы. 4. Сбор информации. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Итог работы над темой – оформленная папка или презентация. Каждый проект доводится до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю. Результатом освоения программы в прошлом году был проект «Наша школа – прошлое, настоящее и будущее». В ходе реализации проекта, школьники изучали историю школы, проводили разные анкетирования среди обучающихся, родителей и жителей села. Как будущее нашей школы организовали акцию «Школа – наш дом родной», в рамках которой в школьном дворе посадили фруктовый сад. В этом учебном году школьники работают над проектами «Какой ценой победа нам досталась». В ходе работы над проектом изучается история школы в военные годы, ведётся поисковая работа.
Портфолио ученика.
Портфель учебных достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника на основной ступени обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, системно- деятельностного подхода к образованию, отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения. Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в образовательном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и участвовать в конкурсном отборе в профильные классы на старшей ступени обучения. Портфолио учащихся школы состоит из 5 блоков: Блок 1. «Индивидуальные данные учащихся» включает личные сведения об обучающемся, данные о родителях (законных представителях), адрес ученика. Блок 2. «Творческие работы» включает проектные работы, рефераты, доклады, видеозаписи, модели, рисунки, сочинения и др.
Блок 3. «Внеурочная деятельность обучающихся». В данный блок входит участие в кружках, секциях, клубах, объединениях, детских организациях, социальных проектах, оказание помощи нуждающимся и др. Блок 4. «Учебные достижения обучающихся». В данный блок входят результаты мониторинга, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников. Блок 5. «Документы, отзывы» включает в себя • характеристики отношения школьников к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами системы дополнительного образования и др. в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем, • письменный анализ самим школьником своей конкретной деятельности и ее результатов в форме резюме, эссе, и др. • грамоты и дипломы за участие в предметных олимпиадах, кружках, конкурсах, фестивалях, спартакиадах, соревнованиях. Каждый ученик нашей школы имеет своё портфолио.
Электронный журнал.
Очень хорошо помогает учителям, ученикам и родителям школьная сеть «Дневник.ру». Несомненные плюсы в том, что можно отследить успеваемость каждого ученика и класса в целом, рассчитать качество обучения по предметам, посмотреть домашнее задание, уточнить расписание и т.д. Если рассматривать сведения, выдаваемые на сайте, как диагностику, можно предупредить множество неприятных моментов в учебной деятельности класса. Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в классном коллективе. Деятельность учеников также более организованна, системна. Заместитель директора по ВР МОБУ СОШ с. Верхние Услы Стерлитамакского района Республики Башкортостан