"Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

Автор: Гришина Наталья Михайловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 264" г.о.Самара
Населённый пункт: городской округ Самара
Наименование материала: консультация
Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"
Дата публикации: 05.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту. Подготовила инструктор по физической культуре МБДОУ "Детский сад №264" г.о. Самары Гришина Наталья Михайловна. “С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?” – с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: “Давно пора!”. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет. Программа воспитания, в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плава - ние, бадминтон, коньки, городки, настольный теннис. Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов. Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развле - чения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети, перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь при - ступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после опре - деленного, указанного врачом промежутка времени. За последние годы в нашей стране появляется все больше семей, где физ - культура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.
К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым не - поправимый ущерб его здоровью. Ведь правильно организованные игры и спортив - ные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают разви - тию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нрав - ственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха. Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физическим воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет пита - тельных веществ в 3 раза, а кислорода в 7 раз больше, чем бездействующая. Игры, спортивные и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна. После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ, купа - ние. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект. Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон - вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояний здоровья вашего ребенка. Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заиг - рываются (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сме - няются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоровью. Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ре - бенку выбрать режим движений, красивую осанку, научить правильно, дышать, не
задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равно - мерно. Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерченные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной на - грузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизне- радостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия. Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения - обычная одежда, затем - спортивная), индивидуальными особенностями, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей. Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь - суконные ботинки на толстой подошве или кожаные бо - тинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной нос - ки, сапожки. На голове - шапка-ушанка или шерстяная шапочка на подкладке. Лет - няя одежда - тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной пого - де - легкие кепки с козырьком. Обувь - легкие кеды, в теплую погоду- босиком. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые. Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, резино - вый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, настольного тенниса, малого тенни - са, мячи, шахматы, и т.п. Он должен соответствовать возрасту ребенка, Хранится в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем до - школьном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли. Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жиз - нерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его не устойчивая, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, заме- чание могут показаться ребенку обидным, он может расплакаться, потерять веру в
свои силы, и это на долго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ре - бенку его ошибку, будьте тактичны. Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру – ребенок может зазнаться. А вот малыша, которому долго не удавалось какое-то упражнение, а по - том, наконец, получилось, непременно нужно похвалить. Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортив - ного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, во - время подстраховать, подставляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоятельности. Родители также должны уметь оказывать первую помощь при несчастных слу - чаях. Данная консультация поможет родителям приобщить детей дошкольного воз - раста к физическим упражнениям, сделать их здоровыми и жизнерадостными.