"Универсальные игры для автоматизации звуков в словах"

Автор: Власова Елена Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №105"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Универсальные игры для автоматизации звуков в словах"
Дата публикации: 05.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Универсальные игры для автоматизации звуков в

словах

Автоматизация звуков
в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения определяется как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель – научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук изолированно, затем в слогах, словах, фразах, стихах, текстах, разговорной речи. Для автоматизации звука в словах используют приёмы отраженного повторения, самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. С точки зрения высшей нервной деятельности автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука, в более сложные речевые структуры – слова и фразы. Работу на этом этапе рассматривают как затормаживание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Автоматизация звуков в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Это самый трудный и длительный этап, так как вновь выработанные нервные связи ещё слабы и неустойчивы, поэтому ребёнок пользуется новым правильным звуком нерегулярно. На каждое положение звука в слове – начале, середине, конце – подбирают по 20-30 картинок. Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку на каждый звук должно быть предложено для произнесения не менее 60-90 картинок. На одном занятии даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука (по рекомендациям Марии Фёдоровны Фомичёвой). Но многократное однообразное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. В силу того, что процесс автоматизации у детей протекает достаточно сложно и длительно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. С этим в дошкольном возрасте прекрасно справляется игра. Желание выполнить игровое задание является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. В настоящее время ведётся поиск новых методов и приёмов, способствующих оптимизации процесса автоматизации звукопроизношения у дошкольников, его разнообразию – в частности, это информационно- коммуникативные технологии. Но существуют временные ограничения их использования. Для 6-летнего ребёнка, если он абсолютно здоров (1 гр.зд.) максимальный предел работы за компьютером 15 мин. Для детей 5 лет и для 1
6-летних детей с отклонениями в состоянии здоровья время работы за компьютером 5-10 мин. (2 раза в неделю). Длительность работы зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Поэтому традиционные упражнения и игры с использованием предметных картинок остаются актуальными и в настоящее время. Игры по автоматизации звуков в словах с использованием предметных картинок предполагают развитие не только разных сторон речевой системы (звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя), но и развитие психических процессов (мышления, восприятия, внимания, зрительной и вербальной памяти), а также эмоционально-волевой сферы ребёнка. Последняя формируется благодаря играм с правилами. Универсальные логопедические игры, включённые в логопедические занятия, позволяют решить следующие задачи: - сократить сроки автоматизации поставленных звуков, прочно закрепить новые речевые навыки; - побудить в ребенке желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, повысить его работоспособность; - активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления; - формировать пространственные представления, предпосылки обучения грамоте. Игры
универсальны
, так как пригодны: - для закрепления правильного произношения любого звука в любой позиции; - могут быть использованы логопедами для автоматизации звуков в словах на индивидуальных и подгрупповых занятиях; - могут видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка (за счёт увеличения или уменьшения количества картинок, усложнения или упрощения заданий, для большинства игр можно предложить несколько вариантов правил). Для проведения игр необходимы лишь наборы картинок с любым автоматизируемым звуком. Для ряда игр следует изготовить несложный наглядный материал.
Универсальные логопедические игры
2

1.

Игра «Путешествие»
Цель: передвигать игрушку в соответствии с инструкциями. Перед ребёнком – картинки на автоматизируемый звук, расположенные друг за другом в несколько рядов. По инструкции логопеда передвигать фишку (игрушку, указку) от любой картинки в заданном направлении и произносить название картинки, на которой остановится фишка. Инструкции: 1 клетка вниз; 2 клетки вправо и 3 вверх и т. д. Затем инструкции 3-ёх ступенчатые.
2.

Игра «Муха»
Цель: передвигать взгляд по инструкции логопеда. Перед ребёнком – картинки на автоматизируемый звук, расположенные друг за другом в несколько рядов. По инструкции логопеда ребёнок передвигает
взгляд
от «мухи» в заданном направлении и произносит название картинки по последнему заданию инструкции. Сначала инструкции лёгкие: «Муха полетела на 2 картинки вверх ». Затем – усложняются: «Муха полетела на 2 картинки вправо, на 1 вверх, на 3 вправо, на 2 вниз, на 4 влево. Стоп».
3.

Игра «Половинки»
Цель: узнать и назвать картинку по фрагменту изображения. На столе – стопка картинок с автоматизируемым звуком, перевёрнутых изображениями вниз. Логопед берёт по одной картинке, переворачивает её изображением вверх (чтобы ребёнок не видел картинку) и закрывает половину картинки квадратом (можно закрывать правую или левую половину, либо верхнюю или нижнюю, либо закрывать изображение по диагонали). По оставшемуся изображению ребёнок пытается узнать изображение и произносит название картинки.
4.

Игра «Разбитое зеркало».
Цель: узнать и назвать картинку по фрагменту изображения. Изготовить «разбитое зеркало» – изображение зеркала с узкими и длинными прорезями – «трещинами» (размер зеркала больше, чем размер картинки). На столе – стопка картинок с автоматизируемым звуком, перевёрнутых изображениями вниз. Логопед берёт по одной картинке, переворачивает её 3
изображением вверх (чтобы ребёнок не видел картинку) и накладывает «зеркало» на картинку, а ребёнок, передвигая «зеркало» по картинке, узнаёт её и называет. Второй вариант – «Замочная скважина».
5.

Игра «Сражение».
Цель: набрать как можно больше картинок соперника. В игре принимают участие 2-3 игрока. Перед каждым – картинки с автоматизируемым звуком (15-20). Первый игрок бросает игральный кубик, чтобы определить, сколько картинок соперника он может захватить. Например, выпала цифра 2 – ребёнок правильно называет любые 2 картинки соперника и забирает их (если ошибается в произношении, то картинку берёт себе другой игрок, исправив неверный ответ). В конце игры каждый игрок называет все «трофеи». Игрок, оставшийся с меньшим количеством картинок, проигрывает.
6.

Игра «Ассоциации».
Цель: подобрать к слову-признаку картинку, подходящую по смыслу. На столе – картинки с автоматизируемым звуком (брать одновременно по 4-8 картинок). Логопед называет определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с каким-либо предметом. Ребёнок находит среди картинок подходящее к определению слово, правильно его произносит. Например: оконная ..рама, душистая ..роза, морская ..ракушка; апельсиновый ..сок, злая ..собака, кожаные ..сапоги. Если играют 2 ребёнка, то первый, назвавший подходящее слово, закрывает картинку фишкой. В конце каждый подсчитывает количество своих фишек.
7.

Игра «Рифмы».
Цель: подобрать к заданному слову похожее по звучанию, чтобы получилась рифма. Подготовить 2 стопки картинок. Названия картинок одной стопки рифмуются с названиями картинок другой стопки. Первая стопка – в центре стола рисунками вниз. Остальные картинки по всему столу изображениями вверх. Ребёнок берёт из первой стопки по одной картинке, называет её, подбирает рифму среди картинок, лежащих на столе, называет обе картинки. 4

8.

Игра «Пары».
Цель: запомнить и назвать парные картинки. На столе – 6 картинок, разложенных в три пары друг под другом. Ребёнок называет их и запоминает, затем закрывает глаза. Логопед переворачивает поочерёдно по одной картинке у каждой пары и говорит: «Назови картинку первой пары, второй пары, третьей пары». Затем одновременно перевернуть 3 картинки (по одной у каждой пары) и попросить ребёнка их назвать; перевернуть все 6 картинок. Можно поменять местами картинки в парах и спросить, что изменилось.
9.

Игра «Артист».
Цель: изобразить голосом различные эмоции (радость, печаль, удивление…) а). Перед ребёнком – 3 картинки, разложенные друг за другом. Ещё необходимы 3 карточки с изображением знаков препинания (
, ? !
). Эти 3 карточки тасуются изображением вниз, а затем выкладываются в ряд и переворачиваются. Ребёнок называет 3 картинки с различной интонацией. Если знаки препинания выпали так:
! , ?
– названия картинок произносятся с восклицательной, перечислительной и вопросительной интонациями («Рыба! Робот, ранец?»). Затем карточки опять тасуются, а картинки меняются. б). Перед ребёнком – 1 картинка с автоматизируемым звуком, вокруг которой по кругу разложены карточки со схематичным изображением эмоций. Ребёнок произносит слово в соответствии с изображёнными эмоциями (радостно, удивлённо, испуганно, сердито, грустно). в). Ребёнок называет слово с определённой интонацией, а логопед или другой ребёнок указывает на соответствующую карточку (где изображена услышанная эмоция).


10. Игра «Хлоп!».
Цель: запомнить картинки, при произнесении которых прозвучал звуковой сигнал (сигналы). а). На столе – 4-6 картинок. Ребёнок называет картинки по порядку. Во время 5
проговаривания какого-либо слова логопед производит к-л звуковой сигнал (хлопает в ладоши, звенит в колокольчик…), ребёнок продолжает называть картинки. После этого ребёнок называет слово, при произнесении которого прозвучал хлопок. Если ребёнок с этим справился, то он забирает картинку себе, а логопед выкладывает на её место другую. Впоследствии можно хлопать 2-3-4 раза. б). На столе – 6-10 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки по порядку. Во время проговаривания какого-либо слова логопед хлопает в ладоши, ребёнок продолжает называть картинки. Затем ребёнок должен повторить слова, которые прозвучали в тишине, пропустив слово, при произнесении которого логопед хлопнул. Впоследствии можно хлопать 2-3 раза.
11.

Игра «Разведчик»
Цель: запомнить расположение 5 картинок, назвать их . Перед ребёнком – картинки с автоматизируемым звуком, расположенные на листе А4: 4 – по углам, 1 – в центре. Ребёнок называет и запоминает все картинки. Потом он закрывает глаза, а логопед переворачивает рисунком вниз все 5 картинок. Затем ребёнок открывает глаза, логопед спрашивает: «Что (кто) в правом верхнем углу?», «что (кто) в центре?» и т. д.
12.

Игра «Цепочка»
Цель: запомнить порядок расположения картинок.

На столе – картинки, перевёрнутые изображением вниз (10-15). Ребёнок берёт любую картинку, называет её, запоминает и кладёт перед собой изображением вверх. Затем берёт вторую картинку, произносит названия обеих картинок, запоминает их и кладёт вторую справа от первой, переворачивая изображением вниз первую картинку. После этого берёт третью картинку, называет её и предыдущую, запоминает и кладёт рядом со второй. Теперь две последние картинки переворачиваются изображением вниз, а ребёнок по памяти произносит названия 3-х картинок слева направо. Начинать выкладывать цепочки из 3 и до 5-6 картинок.
13.

Игра «Вспомнить всё»
Цель: запомнить порядок расположения картинок.

Перед ребёнком – 5-7 картинок с автоматизируемым звуком, ребёнок их называет и запоминает. После этого перемешать эти картинки с другими 8-10 картинками; ребёнок находит те, которые запомнил, выкладывает по порядку и называет. Постепенно увеличивать количество картинок до 8-10. 6

14.

Игра «Соседи»
Цель: назвать «соседей» заданной картинки по словесной инструкции. Перед ребёнком – картинки с автоматизируемым звуком, разложенные друг за другом в несколько рядов. Логопед произносит название любой картинки, а ребёнок называет картинки слева и справа от заданной; сверху и снизу; все картинки вокруг названной логопедом. (Назови соседей справа и слева от осла. Назови картинки снизу и сверху от шмеля. Назови картинки по часовой стрелке вокруг лисы, начиная с правого соседа).
15.

Игра «Сходим в гости»
Цель: определить, кто к кому может сходить в гости. Изготовить силуэт дома: квадрат, разделённый на 4 (6, 8, 10) частей (квартир), сверху крыша. Ребёнок называет картинки с автоматизируемым звуком, изображающие людей, сказочных персонажей, животных и «расселяет их по квартирам». Эти герои будут «ходить» друг к другу в гости. Ходить можно лишь по прямой (вправо, влево, вниз, вверх), по диагонали – нет. Логопед спрашивает: «К кому в гости может ходить Бу
р
атино». («К Деду Мо
р
озу, к Снегу
р
очке»). «От кого придёт домой Снежная ко
р
олева?» (От Снегу
р
очки, от Деда Мо
р
оза»). «Кто живёт над (под) Снегу
р
очкой? (справа, слева)». В конце игры логопед переворачивает картинки изображением вниз, ребёнок вспоминает, кто в какой квартире живёт.
16.

Игра «Что на чём?»
Цель: назвать, что на чём находится. У ребёнка в руках стопка картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок произносит название верхней картинки, поднимает её, указывает, на чём она находится. Затем то же со следующей картинкой (например, иголка на полке, полка на скакалке и т. д.).
17. «Очередь»
Цель: назвать, какая картинка за какой находится. Закрепление употребления сущ.-ых ед. числа в творит.падеже с предлогом за.

Перед ребёнком разложены картинки с автоматизируемым звуком в строчку или в несколько строчек. Ребёнок называет картинки, начиная с последней, произнося какая картинка
за
какой находится (мо
ш
ка за ми
ш
кой, ми
ш
ка за пу
ш
кой…).
18.

Игра «Письмо»
Цель: назвать, кому от кого письмо. 7


Перед ребёнком – конверт. Сверху на нём картинка с изображением человека, животного (птицы, насекомого) – это адресат. Снизу – картинка с изображением другого человека, животного (птицы, насекомого) означает, от кого письмо. Ребёнок произносит кому от кого письмо. Затем картинки меняются. (
Ш
мелю от мы
ш
и, куку
ш
ке от лягу
ш
ки, деду
ш
ке от бабу
ш
ки, ко
ш
ке от мо
ш
ки…)
19.

Игра «Сыщик»
Цель: найти слова, в которых спрятался звук. а). Перед ребёнком – 8-10 картинок с автоматизируемым звуком и без него, разложенные в произвольном порядке, а также фишки. Ребёнок выкладывает фишку на картинку, если автоматизируемый звук есть в названии предмета (если 2-3 ребёнка, то у каждого – фишки разного цвета и 1-ый выкладывает фишку на картинку со звуком в начале, 2-ой – со звуком в середине, а 3-ий – с заданным звуком в конце). б). В центре – изображение сыщика или буква, обозначающая автоматизируемый звук. Вокруг него (неё) в виде круга разложены картинки с автоматизируемым звуком и без. Ребёнок произносит картинку и счётными палочками соединяет сыщика (букву) с картинками, где имеется нужный звук. в). В центре – изображение сыщика. Вокруг него по кругу – картинки с автоматизируемым звуком. Один ребёнок соединяет жёлтыми палочками сыщика и картинку с заданным звуком в начале слова, а другой – зелёными палочками сыщика и картинку, где звук в середине.
20.

Игра «Землетрясение»
Цель: разложить картинки по этажам в зависимости от количества слогов в словах. На столе – картинки с автоматизируемым звуком, разложенные хаотично. Логопед сообщает, что в городе произошло землетрясение, и дом разрушился. Нужно построить дом так, чтобы первый этаж «занимали» картинки с тремя слогами, второй – картинки, в названии которых два слога, а третий – картинки, названия которых состоят из 1 слога. Затем можно предложить построить дом, в котором на первом этаже – картинки с автоматизируемым звуком в начале, на втором – с автоматизируемым звуком в середине, на третьем – с автоматизируемым звуком в конце.
21.

Игра «Длиннее-короче»
Цель: из предложенных картинок выбрать самое длинное и самое 8
короткое слово (слова). Перед ребёнком 2 картинки. Ребёнок их называет. Логопед спрашивает, какое слово длиннее (короче), либо просит ребёнка назвать слово, в котором больше (меньше) слогов, либо звуков. Ребёнок отвечает. Затем «длинные» и «короткие» слова раскладываются по разным стопкам. И среди «длинных» слов выбирается самое «длинное» (или «длинные), а среди «коротких» -- самое «короткое» («короткие) по количеству слогов или звуков.
22.

Игра «Повторялки».
Цель – произнести правильно слова определённое количество раз. На столе – картинки с автоматизируемым звуком. А под каждой картинкой – перевёрнутая изображением вниз карточка с цифрой (от 0 до 5). Ребёнок берёт карточку и произносит её название картинки соответственно цифре под ней (если под картинкой цифра 3, то нужно произнести слово 3 раза: сок, сок, сок). Если ребёнок не знает цифр, то под картинками на карточках – разное количество грибков, кружков…
23.

Игра «Подбери слова на слог»
Цель: назвать целые слова по их начальным фрагментам. Перед ребёнком – картинки с автоматизируемым звуком, разложенные друг за другом. а). Логопед называет первый слог, а ребёнок произносит слово (слова), начинающиеся на этот слог (закрывает картинку фишкой). б). Один ребёнок называет первые два звука слова, а второй ребёнок угадывает всё слово.
24.

Игра «Эхо»
Цель: назвать слова по их конечным фрагментам.

Перед ребёнком разложены картинки с автоматизируемым звуком. Логопед рассказывает, что эхо обычно повторяет за человеком лишь окончания слов. И предлагает ребёнку угадать с помощью картинок, какое слово произнесено. Затем логопед называет окончания слов или последний слог, а ребёнок – произносит слово целиком. (за, га, та, ба, ка…
Р
оза,
р
адуга,
р
акета,
р
ыба,
р
асчёска…)
25.

Игра «Исправь малыша»
Цель: назвать слова правильно. Логопед раскладывает на столе несколько картинок (3-6) и называет их, 9
произнося одно из слов с ошибкой (
заменяет или искажает
автоматизируемый звук). Ребёнок указывает на картинку, название которой звучало неверно, произносит её название правильно и забирает себе. Затем логопед добавляет другую картинку.
26.

Игра «Звукоед»
Цель: угадать слово по его фрагментам. а). На столе – картинки с автоматизируемым звуком, разложенные друг за другом. Логопед сообщает, что Звукоед в словах «съел» звук [р] (любой автоматизируемый звук) и произносит название картинок,
опуская
автоматизируемый звук («..оза» - «роза»). Ребёнок «возвращает» звук в слова и называет картинку правильно, забирает её себе. б). Более трудный вариант, когда Звукоед «съел» все согласные звуки. Перед ребёнком выкладывать по 2- 3 картинки, логопед называет одну из картинок без гласных звуков, а ребёнок указывает на картинку и произносит её название правильно. Названия картинок звучат так: «Ои» - «крошки», «иАа» - «гитара» (необходимо выделять голосом ударный звук, не рекомендуется использовать слова с безударным гласным О, не использовать слова, которые без гласных звучат одинаково).
27.

Игра «Иностранец»
Цель: произнести слова, правильно поставив ударение.

Логопед объясняет ребёнку, что иностранцы, которые только начинают изучать русский язык, иногда неверно ставят ударения в словах. «Сейчас я буду изображать иностранку, а ты меня исправляй», - говорит логопед. На столе – картинки с автоматизируемым звуком. Логопед называет картинки, неверно ставя ударения в словах (мАшина, мЕшок). Ребёнок произносит слова правильно.
28.

Игра «Буквы»
Цель: выложить картинки в виде буквы, слова, к-л фигуры. а). Ребёнок выкладывает картинки с автоматизируемым звуком в виде буквы с опорой на образец (А, К, Н, Т, У, П, Е, И, Л, Х, Ш, Г), произносит названия картинок. Либо выложить несколько букв, а затем прочитать полученное слово (ил, хит, петух, ишак, пила, липа, пена, шут, кнут, лук). Или логопед называет слово (слог), а ребёнок выкладывает каждую букву картинками, затем произносит названия использованных картинок. б). Ребёнок выкладывает картинки по инструкции логопеда: «Выложи 5 10
картинок в столбик, 3 – в строку вправо от норы». (Г) в). Выложить картинки в виде геометрической фигуры, какого-либо предложенного или своего предмета (домик, флаг, гриб…), затем произносит названия всех картинок.
29. Игра «Конец-начало»
Цель: выложить картинки таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова был началом последующего. Ребёнок выкладывает картинки с автоматизируемым звуком друг за другом таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова стал началом следующего слова, произносит названия всех картинок. (Ли
с
а, анана
с
,
с
такан, на
с
о
с
,
с
он, но
с
ок, ко
с
а, о
с
а…).
30.

Игра «Очередь»
. Цель: правильно произнести названия картинок, начиная с последней. Перед ребёнком разложены картинки с автоматизируемым звуком в строчку или в несколько столбиков. Ребёнок называет картинки, начиная с последней, произнося какая картинка
за
какой находится (мо
ш
ка за ми
ш
кой, ми
ш
ка за пу
ш
кой…). Использованная литература: 1. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! М., 2005. 2. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М.1989. 3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990. Материал подготовила учитель-логопед МДОУ «Детский сад №105» Власова Е. В. 11