Проектирование "От замысла к реализации" для 2 класса

Автор: Дьячковская Ольга Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова"
Населённый пункт: село Кюпцы, Усть Майского района, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: рабочая программа внеурочного курса
Тема: Проектирование "От замысла к реализации" для 2 класса
Дата публикации: 06.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рабочая программа внеурочного курса

«Проектирование «От замысла к реализации» для 2 класса.
Составитель: Дьячковская О.И. учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кюпская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Апросимова»
Пояснительная записка.
Программа внеурочной проектной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе «Примерной программы «Проектирование в начальной школе». Шатилова М.Ю., Волгоград, изд. Учитель.2013. Работа над
проектами
гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Цель программы
: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, обучение специальным знаниям, формирование и развитие навыков исследовательского поиска, Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это – направленность на достижение конкретных целей; – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; – в определённой степени неповторимость и уникальность. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных мета-предметных результатов: – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
В подходе к работе над проектами в начальной школе, в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия: – предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений: – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Использование в образовательном процессе жизненных задач , предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьей-либо профессиональной или социальной роли в предлагаемой описываемой ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий. Часто жизненная задача может включать в качестве задания выполнение проекта. При работе над жизненными задачами такого рода создаются предпосылки для освоения универсальных учебных действий, характерных для работы над проектами. Ожидаемые результаты. Знать: основные особенности проведения исследований разных видов, методы исследования, правила выбора темы и объекта исследования, правила успешной презентации работы. Уметь: самостоятельно выбирать тему и объект исследования, правильно определять круг вопросов, выделять основные понятия, предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы, делать выводы и умозаключения, указывать пути дальнейшего изучения объекта, презентовать свою работу.

Календарно – тематическое планирование.
№ Дата Тема Планируемые результаты. 1-2 Что такое исследование?
Регулятивные: :
составлять план и последовательность действий. вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственную работу и работу одноклассников, строить монологическое/диалогическое вы- сказывание 3-4 Кто такие исследователи? 5-6 Основные методы исследования. Как задавать вопросы. 7-8 Как выбрать тему. 9-10 Как ставить цель , задачи. 11-12 Коллективная игра исследование. 13-16 Творческая работа. 17-18 Учимся выделять главное и второстепенное 19-20 Схема исследования 21-23 Защита исследовательской работы. 24-27 Творческая работа. 28-29 Роль исследований в нашей жизни. 30-33 Учимся видеть проблемы. 34-36 Методы исследования. Как провести эксперимент? 37-41 Творческая работа. 42-45 Выполняем логические операции. Творческое воображение. 46-49 Учимся делать выводы и умозаключения. 50-56 Творческая работа. 57-59 Презентация исследовательской работы. 60-63 Работы других 64-67 Проекты на свободную тему. Защита. 68 Итоговое занятие.