"Иcпользование метода наглядного моделирования при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи".

Автор: Волкова Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1596" дошкольное отделение №1815
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Доклад
Тема: "Иcпользование метода наглядного моделирования при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи".
Дата публикации: 06.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие ее коммуникативности – связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения:  Смысловые связи между частями рассказа.  Логические и грамматические связи между предложениями.  Связь между частями предложения и законченность смыслового выражения мысли говорящего.  Последовательность изложения. Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматривалась отечественными исследователями, которые отметили, что элементы связной речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте двух, трех лет. К шести годам ребенок уже начинает интенсивно овладевать монологической речью. Наши воспитанники имеют общее недоразвитие речи. В теории и практике логопедии, под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования смысловой стороны речи и последовательность ее изложения, что указывает на то, что высшие психические функции, такие как восприятие, внимание, память и мышление страдают. Внимание неустойчивое, память носит кратковременный характер, мышление обычно наглядно-действенное или наглядно-образное, редко со словесно-логическими элементами. Напрашивается вывод: для развития связного высказывания у детей с ОНР необходимо применение особого метода для дифференцированного психолого-педагогического воздействия. Таким методом может служить наглядное моделирование. Наглядное моделирование как предмет исследования отражается в работах отечественных ученых. Они выделяют два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина – это наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выготского – создание внутреннего плана высказывания. Теория порождения речи, созданная Л.С.Выготским получила дальнейшее развитие в трудах А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкина, и др. Группой ученых-психологов под руководством Л.А. Венгера было выявлено, что формой опосредования, которой овладевают дошкольники и, которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование. Ими было показано, что наглядная модель может быть использована, как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане. В дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами моделей:  Конкретными, отображающими структуру отдельного объекта.  Обобщенными, отображающими общую структуру класса объектов.  Условно символическими моделями. В младшей группе при формировании связного высказывания у детей с ОНР используются те наглядные модели, которые выполняются в рисуночном коде, т.е. самый первый вид моделей
Такие модели побуждают детей при вопросно-ответной форме беседы отвечать фразой. Например: «Кто пришел к дедушке и бабушке? – Кошка. Почему дедушка и бабушка взяли кошку жить к себе в дом? – Кошка ловит мышку». Также они могут ответить фразой с опорой на рисунки-контуры о собаке, лошади, корове. ( Собака сторожит дом. Корова живет в сарае. Лошадь перевозит тяжелые грузы ). В младшей группе рекомендуется упражнять детей в объединении слов, в которые входят: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного. Для этой цели использую модели в виде колечек на пальчик ребенка с изображением головы домашнего животного и того предмета, которым оно питается. Прошу: «Угости кошку». Он должен выбрать сам предмет с колечком (например: рыбку), надеть его на палец и произнести фразу: «На, ешь рыбку». Также о собаке: «На, грызи косточку!». Когда проходим тему «Транспорт», с помощью рисунков-символов уточняю части грузовой машины: кабина, капот, кузов, колеса. В средней группе такой вид моделей помогает осуществлять следующие виды работ:  Составление предложений: «Мальчик катает машину, Девочка рисует цветок».  Отработку падежных окончаний: «Кого увидела девочка? – Бабочку».  Распространение предложений однородными членами: » Мальчик нарисовал машину, ежа, яблоко».  Составлять сложносочиненные предложения: «Мальчик нарисовал птичку, а девочка нарисовала елку».  Учить пересказывать короткие тексты, входящие в структуру занятия как отдельный вид деятельности детей: «У Вити папа работает на грузовой машине. У грузовой машины есть кабина, колеса, кузов,. В кузове грузовой машины можно перевозить песок, кирпичи, дрова. Витя хочет стать шофером, как папа».  Образовывать словосочетания с относительными прилагательными, чтобы затем вставлять их в предложения. Например: «Ветер дул сильно. Значит это был какой ветер? – Сильный ветер. Лил дождь. Мишутке стало от него холодно. Это был какой дождь? – Холодный дождь. Мишуткина мама стала его лечить. Дала ему таблетки. От таблеток Мишутке стало горько, потому что на вкус они были какие? – Горькие таблетки. Мишутка выпил чаю из своей любимой ягоды малины. Какой чай пил Мишутка? – Малиновый чай. А потом Мишутка ел мед. От меда ему стало сладко. Мед на вкус какой? – Сладкий мед.  Понять причинно-следственные связи и уметь их оформить в сложноподчиненное предложение: »Почему Мишутка заболел? – Мишутка заболел, потому что шел холодный дождь, дул сильный ветер.  Распространение предложения однородными существительными. У Мишутки не было чего? – У Мишутки не было зонта, носков, сапог, шарфа. В средней группе уже можно знакомить детей с сенсорно-графическими схемами, отражающими сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный,
тактильный, вкусовой и т.д.) и сами признаки. Такие схемы помогают определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты в наглядном виде. Например, при рассматривании яблока детям предлагались вопросы: «Что нам поможет увидеть цвет яблока? – Правильно, глаза. На наборное полотно помещалось изображение глаз. Так же было отмечено, что глаза помогут увидеть форму, величину яблока. Соответственно выставлялась карточка с изображением формы, величины, вкуса, какой предмет на ощупь. На более поздних этапах обучения, после знакомства детей со словами-предметами, действиями, признаками и их графическими изображениями, используются схемы для составления описательных рассказов автора Татьяны Александровны Ткаченко По данной модели – схеме возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Примером наглядного моделирования могут служить картинно-графические планы рассказов автора Бардышевой Т.Ю. для средней, старшей и подготовительной групп. В подготовительной группе схема для составления описательных рассказов становится менее красочной, более схематичной, т.к. у детей уже формируются элементы словесно-логического мышления. Они понимают и учитывают, что именно обозначают знаки, какая сторона действительности за ними спрятана. Очень удобно использовать серии картинок с рисунками-символами для составления рассказов по типу цепного текста Таким образом, на каждом возрастном этапе у детей формируются: - умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; - умение пересказывать небольшие рассказы; - умение планировать свою речь. С помощью наглядного моделирования связная речь становится более совершенной. Литература: Е.Ю.Бухтаярова – «Программа развития связной речи детей 5-7 лет». – Волгоград, 2013.
В.П.Глухов – «Формирование связной речи дошкольного возраста с ОНР». – Москва, 2002. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. – «Обучение дошкольников пересказу в старшей и подготовительной группах. - Москва, 2015. Ткаченко Т.А. – «Если дошкольник плохо говорит». – Санкт-Петербург, 1997.