"Рабочая программа по русскому языку в 10 (профильном) классе"

Автор: Малеева Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ горда Ульяновска "Средняя школа № 85"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по русскому языку в 10 (профильном) классе"
Дата публикации: 06.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно - методических документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании»; - Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; - Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год»; - Базисного учебного плана МБОУ СОШ № 85 г.Ульяновска на 2012-2013 учебный год; - Программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» -Положения о составлении рабочих программ учителями-предметниками МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска.
Цели и задачи учебного курса
Задача курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:  воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;  развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;  углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;  овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Рабочая программа составлена на 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю (профильный уровень) для 10 (социально-гуманитарного) класса.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ

по русскому языку:
1. Изобразительно-выразительные средства русского языка - 1ч. 2. Готовимся к Единому государственному экзамену - 7ч. 3. Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ – 2ч.
График контрольных работ, изложений, сочинений

класс

Количество часов

в год

Количество часов по четвертям

Количество контрольных работ, сочинений, изложений

1

2

3

4

контрольны

е работы

изложения

сочинения

10

102

24

21

30

26

8

3

3

3. МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ



Тема раздела

Количество

часов

Содержание
1 Введение
1
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федера ции и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературно го языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили
современного русского литературного языка. 2 Лексика, фразеология, лексикография 18(17+1р.р.) Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и ихупотребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лекси ки современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография 3 Фонетика, графика, орфоэпия 7(5+2р.р.) Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение. 4 Морфемика и словообразование 5 Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразова ния. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке 5 Морфология и орфография. 25(23+2р.р.) Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфогра фии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после
Ц.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний
СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки
ПРЕ-
и
ПРИ-.
Гласные
И
-
Ы
после приставок.
Употребление
Ъ
и
Ь.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. 6 Части речи. Имя существительное 5 (4+1р.р.) Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы вы ражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание. 7 Имя прилагательное 5 Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прила гательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особен ности образования и употребления кратких прилагательных. Синони мия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. 8 Имя числительное 5 (3+2р.р.) Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разря ды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи. Особенности употре бления собирательных числительных. 9 Местоимение 5 Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.
10 Глагол. Причастие. Деепричастие 8 (6+2р.р.) Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, по велительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. 11 Наречие. 5 (4+1р.р.) Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. 12 Слова категории состояния 2 (1ч.+1р.р.) Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на-о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния. 13 Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия 11 Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание час тиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раз дельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Всего часов

102


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;  системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;  понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;  компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;  основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;  разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;  проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;  оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;  применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:  осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
 углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;  увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;  удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


5.Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№/ № п /п Дата проведения Тема раздела (количество часов), тема урока Кол -во час ов Цели урока Содержание урока Тип, форма урока. Способы контроля Методы обучения Основные термины и понятия Примечание По план у Факти чески
1 четверть
1 Слово о русском языке 1 Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональны стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Функции Вводный урок Изучающее чтение теоретического материала. Работа с материалами для наблюдений. Составление сложного плана. Оформление эпиграфа Русский литературный язык, государственный язык, язык меж- национального общения. Функ- циональные стили, норма, русский язык среди языков мира.
языка в современном мире; происхождение русского языка; нормированность литературного языка; функциональные стили языка Лексика. Фразеология. Лексикография (17+1р.р.) 2 Слово и его значение 1 Знать основные понятия лексики; уметь работать с толковым словарем, употребить в речи нужное по смыслу значение слова, дать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение. Представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Слово. Лексическое значение 3 7 Однозначность и многозначность слов 1 Знать основные понятия лексики, как отличить многозначное слово от однозначного; уметь работать с толковым словарем, употребить в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, дать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Работа с толко- вым словарем. Строение словарной статьи многозначного слова. Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Однозначные слова. Многозначные слова
лексическое значение 4 5 Изобразительно- выразительные средства русского языка 2 Знать основные лексические изобразительно- выразительные средства языка и их отличительные черты; уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности. Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнение. Перифраза. Средства выразительности в поэтической речи. Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Тропы. Эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнение. Перифраза. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс 6 Омонимы и их употребление. 1 Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, уметь различать омонимы, омографы Омонимы. Причины появления омонимов в языке. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Работа со словарем. Омонимы и многозначные слова Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Многозначные слова 7 Паронимы и их употребление 1 Знать определение паронимов; уметь дать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять паронимы в речи. Паронимы. Паронимический ряд. Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. Работа со словарем. Уточнение лексического значения слов- паронимов. Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Паронимы. Паронимический ряд.
8 Синонимы и их употребление 1 Знать, какие группы слов называются синонимами; уметь находить в предложенных текстах синонимы и определять роль синонимов в тексте Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилисти- ческие синонимы. Синонимический ряд. Выразительные возможности синонимов. Работа со словарем. Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Лекция учителя Синонимы. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилисти- ческие синонимы. Синонимический ряд. 9 Антонимы и их употребление 1 Знать, какие группы слов называются антонимами; уметь находить в предложенных текстах антонимы, определять роль антонимов в тексте Антонимы, их основные типы. Антитеза Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Лекция учителя. Антонимы 10 Урок развития речи (1). Изложение (1) с творческим заданием (на основе упражнения 31) 1 Знать способы сжатия текста; уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, выделять главную информацию, определять микротемы, пересказывать основное содержание прослушанного текста, выполнять творческое задание Понятие текста, главная мысль текста. Изложение с творческим заданием Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи, изложение с творческим заданием Микротема Р.р.-1 Изл.-1 11 Анализ изложений. Работа над ошибками 1 Знать классификацию ошибок; уметь выполнять работу над ошибками Анализ изложений. Работа над ошибками Коррекция знаний и способов деятельности Анализ изложений. Работа над ошибками
12 Происхождение лексики современного русского языка 1 Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова Лексика исконно русская и заимствованная. Исконно русская лексика: индоевропейский пласт, славянский пласт, восточнославянский пласт, собственно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе русского языка. Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Лекция учителя. Лексика исконно русская и заимствованная. Исконно русская лексика: индоевропейский пласт, славянский пласт, восточнославян- ский пласт, собственно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы 13 Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 1 Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь находить в речи слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений Общеупотребительны е слова — основа лексической системы современного русского языка. Диалектизмы. Жаргонизмы. Термины. Профессионализмы Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Лекция учителя. Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Жаргонизмы. Термины. Профессионализмы 14 Употребление устаревшей лексики и неологизмов 1 Знать основные группы устаревшей лексики, неологизмы, причины возникновения устаревших слов и неологизмов в русском языке; уметь находить в речи архаизмы, историзмы, неологизмы Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы. Неологизмы. Пути появления неологизмов в лексике Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение теоретического материала. Выполнение тренировочных упражнений. Работа с материалами для наблюдений. Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы. Неологизмы.
15 Лингвистический анализ текста 1 Знать средства выразительности речи, уметь находить средства выразительности в речи Лингвистический анализ текста. Средства выразительности в речи Комплексное применение знаний и способов деятельности Работа с текстом Средства выразительности в речи 16 Фразеология. Фразеологические единицы и их упо- требление 1 Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. Фразеологизмы. Фразеология. Источники фразеологии Изучение и первичное закрепление материала Ознакомительно е чтение. Фронтальный опрос-беседа по вопросам. Работа по группам с литературными источниками. Лекция. Работа со словарем. Сообщения учащихся Фразеологизмы Фразеология. 17 Обобщающий урок. Лексикография 1 Знать основные типы словарей русского языка, основные сведения по разделу; уметь пользоваться словарями Основные типы словарей русского языка. Повторение, обобщение и закрепление полученных сведений. Лексикография Урок повторения и систематизаци и знаний Ознакомительно е чтение теоретического материала. Составление плана. Подготовка монологического высказывания: «Словари и их виды». Сообщения учащихся Лексикография 18 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология» 1 Знать материал по теме «Лексика и фразеология»; уметь писать диктант, выполнять грамматическое задание Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-1
19 Готовимся к Единому государственному экзамену 1 Уметь выполнять задания: А 1, А 2, А 11, А 30, В 8 Выполнение тестовых заданий Комплексное применение знаний и способов деятельности Выполнение тестовых заданий Фонетика. Графика. Орфоэпия (5+2р.р.) 20 Фонетика. Графика. Орфоэпия. 1 Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, чем различаются звук и буква, какие буквы звуков не обозначают, какие буквы и в каких случаях обозначают два звука, знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Изучение и первичное закрепление материала Знакомство с основными понятиями. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Лекция учителя. Практическая работа Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки и буквы 21 Звуки и буквы. Чередование звуков 1 Знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звуки и буквы. Чередование звуков Фонетический разбор слова Изучение и первичное закрепление материала Сообщения учащихся. Ознакомительно е чтение теоретического материала. Лекция. Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки и буквы 22 23 Орфоэпия, основные правила произношения 2 Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы произнесения существуют для гласных и согласных звуков. Уметь соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма. Правила произношения гласных и согласных звуков Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение учебной статьи. Выполнение упражнений. Работа со словарем. Работа с Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма.
материалом «Правильность русской речи» (§ 108); «Типы норм литературного языка» (§ 109) 24 Готовимся к Единому государственному экзамену 1 Знать нормы произношения; уметь выполнять тестовые задания (А 1) Выполнение тестовых заданий (А 1) Комплексное применение знаний и способов деятельности Выполнение упражнений Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Акцентологическая норма 25 26 Уроки развития речи (3-4). Готовимся к Единому государственному экзамену. Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ 2 Знать понятия: проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий; уметь определять проблематику текста, авторскую позицию, комментировать исходный текст, аргументировать точку зрения Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Проблема Проблематика Авторская позиция Комментарий Аргумент Р.р.-3- 4 Морфемика и словообразование (5 ч.) 27 Состав слова 1 Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы. Уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования Состав слова. Морфемный анализ слова. Корневая морфема. Аф- фиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор слова. Изучение и первичное закрепление материала Беседа. Самостоятельная работа с учебником. Составление устного монологического высказывания на лингви- стическую тему. Лекция. Наблюдение над лингвистически м материалом. Корневая морфема. Аф- фиксальные морфемы. Основа слова.
28 Словообразование 1 Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора. Уметь определять способ словообразования, различать морфологические неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов Процесс образования новых слов в русском языке. Морфологиче- ские способы образования слов. Неморфологические способы образования слов. Словообразовательны й разбор. Словообразовательны е словари Изучение и первичное закрепление материала Беседа. Изучающее чтение статьи учебника. Составление опорного конспекта по материалам статьи учебника. Сообщение учащихся Префикс Аффикс. Постфикс. Флексия 29 Формообразование 1 Знать сущность формообразования, основные способы образования грамматических форм в русском языке; уметь находить окончания, формообразующие суффиксы Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических зна- чений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Супплетивизм (изменение) основы Изучение и первичное закрепление материала Ознакомительно е чтение статьи учебника. Выполнение тренировочных упражнений. Формообразующие суффиксы. Супплетивизм 30 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика и словообразование» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу Морфемика Словообразование К.д.-2
31 Готовимся к Единому государственному экзамену 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу (В 1) Основные способы образования слов:приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуффиксный Комплексное применение знаний и способов деятельности Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу Приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуффиксный способы образования новых слов Морфология. Орфография (23+2р.р.) 32 Принципы русской орфографии 1 Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии Принципы русской орфографии. Русская орфография. Правописание слов и их значимых частей; слитные, полуслитные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания Изучение и первичное закрепление материала Комментированн ое чтение статьи учебника. Выполнение тренировочных упражнений. Сообщение учащихся по теме. Дифференциров анная работа по вопросам и заданиям для повторения Орфография. Фонетические написания. Традиционные написания. Дифференцирующие написания 33 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова 1 Знать правила правописания безударных гласных в корне слова. Уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Изучение и первичное закрепление материала Знакомство с теорией. Тренировочные упражнения.
безударных гласных (опознавательный этап), определять условия вбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи) 34 Чередующиеся гласные в корне слова 1 Знать правила правописания чередующихся гласных в корне слова. Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать орфограммы, ха- рактеризовать и объяснять правописание, списывать текст без ошибок, писать грамотно текст, воспринятый на слух, обращаться к словарям в слу- чае затруднения, подбирать примеры с изученными орфограммами Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за кор- нем. Написание гласных, зависящее от ударения. Написания, зависящие от буквы, следующей за гласной. Написание гласных, зависящее от значения слов Изучение и первичное закрепление материала Самостоятельно е знакомство с правилами, составление итоговой структурированн ой таблицы. Работа по алгоритму. Выполнение упражнений с последующей самопроверкой. 35 Обобщающий урок по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» 1 Знать правила правописания безударных гласных в корне слова. Уметь узнавать и осознавать в слове затруднение, связанное с написанием безударных гласных Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» Урок повторения и систематизаци и знаний Тестовые задания
36 Употребление гласных после шипящих 1 Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих. Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих Правописание гласных после шипящих в различных частях слова Изучение и первичное закрепление материала Закрепление навыков морфемного разбора. Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. Закрепление правописных навыков, работа по алгоритму. 37 Употребление гласных после Ц 1 Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц. Уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц Правописание гласных Ы — И после Ц в различных частях слова. Правописание О — Е в различных частях слова. Изучение и первичное закрепление материала Составление опорного конспекта содержания теоретического материала учебника. Тренировочные упражнения; закрепление навыков работы по алгоритму. 38 39 Уроки развития речи (5-6). Сочинение (1) в формате ЕГЭ 2 Знать понятия: проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий; уметь определять проблематику текста, авторскую позицию, комментировать исходный текст, аргументировать точку зрения Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Проблема Проблематика Авторская позиция Комментарий Аргумент Р.р.-5-6 Соч.-1 40 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-3
41 Правописание звонких и глухих согласных 1 Знать правописание звонких и глухих согласных; уметь находить звонкие и глухие, правильно писать указанные орфограммы в словах Фонетика: звонкие и глухие согласные, позиционные чередования согласных. Правописание звонких и глухих согласных Изучение и первичное закрепление материала Тренировочные упражнения. Фонетика. Позиционные чередования согласных. 42 Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, 34, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ 1 Знать правописание непроизносимых согласных, уметь находить непроизносимые согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. Фонетика: звук и буква. Морфемика: части слова Изучение и первичное закрепление материала Тренировочные упражнения. Фонетика. Морфемика 43 Правописание двойных согласных 1 Знать правописание двойных согласных, уметь находить двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. Морфемика: двойные гласные на стыке морфем. Лексика: заимствованные слова Изучение и первичное закрепление материала Самостоятельная работа с содержанием параграфа учебника. Работа с орфографически м словарем. Тренировочные упражнения Морфемика. Лексика. Заим- ствованные слова. 44 Правописание гласных и согласных в приставках 1 Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе. Уметь правильно писать приставки Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на -3 и -С. Гласные в приставках, зависящие от ударения Изучение и первичное закрепление материала Чтение материала учебника. Тренировочные упражнения, работа по алгоритму. Самостоятельная работа 45 Приставки ПРЕ- и ПРИ- 1 Знать приставки, пишущиеся в соответствии со значениями, условия написания приставки ПРЕ-, условия написания приставки ПРИ-, словарные слова, уметь писать приставки Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ- Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, известных учащимся (структурирова нная
пре- и при- фронтальная беседа по вопросам учителя). Составление алгоритмической таблицы написания ПРЕ- и ПРИ-. Работа с толковым словарем. Словарный диктант с последующей самопроверкой 46 Приставки ПРЕ- и ПРИ- 1 Знать приставки, пишущиеся в соответствии со значениями, условия написания приставки ПРЕ-, условия написания приставки ПРИ-, словарные слова, уметь писать приставки пре- и при- Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ- Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, известных учащимся (структурирова нная фронтальная беседа по вопросам учителя). Составление алгоритмической таблицы написания ПРЕ- и ПРИ-. Работа с толковым словарем. Словарный диктант с последующей самопроверкой 47 Гласные Ы— И после приставок 1 Знать о замене гласного И на Ы в корне слова после русских Замена гласного И на Ы в корне слова Изучение и первичное Изучающее чтение статьи
приставок, оканчивающихся на согласный, уметь писать гласный И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный после русских приставок, оканчивающихся на согласный. Написание гласного И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный закрепление материала учебника. Тренировочные упражнения, работа по алгоритму. Выполнение упражнений на конструирование . Самостоятельная проверочная работа. Творческое стилистическое задание 48 Готовимся к Единому государственному экзамену 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся Комплексное применение знаний и способов деятельности Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу 49 Правописание Ъ и Ь 1 Знать функции ъ и ь,. Уметь правильно определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова Правописание разделительного твердого знака. Правописание раз- делительного мягкого знака. Правописание мягкого знака для обозначения мягкости предшествующего согласного Изучение и первичное закрепление материала Актуализация знаний, имеющихся у учащихся. Выполнение тренировочных упражнений с последующим комментарием. Упражнения на конструирование .Распределитель ный диктант. Объяснительный диктант
50 Правописание ЪиЬ. Правописание Ь после шипящих. 1 Знать функции ъ и ь, Уметь правильно определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова Изучение и первичное закрепление материала Повторение материала предыдущего урока, словарный диктант. Выполнение тренировочных упражнений. Распределительн ый диктант. Индивидуальное задание по карточкам 51 Употребление прописных букв. Правила переноса слов 1 Знать правила переноса слов, в каких случаях пишется прописная буква, а в каких строчная Уметь правильно переносить слова, различать строчные и прописные буквы Наименования, все слова которых пишутся с большой буквы. На- именования, первое слово которых пишется с большой буквы Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, известных учащимся. Структурирован ная беседа по вопросам для повторения. Тренировочные упражнения Прописная, строчная буквы 52 Урок обобщения и повторения 1 Обобщить и повторить знания по теме «Орфография», уметь применять полученные знания, умения и навыки Урок-семинар. Повторение правил написания приставок, правил написания согласных Урок повторения и систематизаци и знаний Работа по группам. Аналитическая работа: проверочный диктант с предварительной подготовкой. Работа с этимологически м словарем (индивидуальное задание). Развитие речи. Анализ текст
53 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-4 54 Готовимся к Единому государственному экзамену 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу (А 14,А 15) А 14, А 15 Комплексное применение знаний и способов деятельности Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу 55 Тест 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу А1-2, А 11, А 14, А 15, А30, В1, В8 Комплексное применение знаний и способов деятельности Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу Имя существительное (4+1р.р.) 56 Имя существительное как часть речи 1 Знать лексико – грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение имён существительных. Уметь делать морфологический разбор имен существительных Определение. Лексико- грамматические разряды имен существительных: собственные — нарицательные, одушевленные — неодушевленные, конкретные — отвлеченные — собирательные — вещественные; род имен существительных, число имен существительных, падеж имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, уже известных учащимся. Ознакомительно е чтение § 33. Составление плана-конспекта теоретической части учебного материала. Тренировочные аналитические упражнения. Работа со словарем. Повторение орфографии. Лексико- грамматические разряды имен существительных: собственные — нарицательные, одушевленные — неодушевленные, конкретные — отвлеченные — собирательные — вещественные.
57 Правописание падежных окончаний имен существительных 1 Знать правописание падежных окончаний имен существительных. Уметь не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи Падежные окончания И — Е у существительных 1, 2,3 склонений в единственном числе; падежные окончания имен существительных во множественном числе. Стилистика и культура речи: варианты падежных окончаний Изучение и первичное закрепление материала Повторение морфемного анализа слова. Закрепление практических навыков морфологическо го разбора имен существительны х Изучающее чтение § 34, составление опорного конспекта-алго- ритма решения правописного затруднения. Тренировочные упражнения. Стилистические упражнения. Дифференциров анное задание по вариантам. Упражнение на конструирование Стилистика и культура речи. 58 Гласные в суффиксах имен существительных 1 Знать правописание суффиксов имен существительных. Уметь правильно писать суффиксы имен существительных Правописание суффиксов -ЕК- / -ИК-. Правописание суффиксов -ЕНК- / -ИНК-. Правописание суффиксов -ЕЦ- / -ИЦ-. Правописание суффиксов -ИЧК- / -ЕЧК-. Правописание суффиксов -ОНЬК- / -ЕНЬК-. Правописание суффиксов -ЫШК-, Изучение и первичное закрепление материала Проверочная самостоятельная работа. Ознакомительно е чтение § 35. Составление опорного конспекта, схемы-алгоритма написания суффиксов имен существительны х. Суффикс
-УШК- / -ЮШК-. Правописание суффиксов -ЧИК- / -ЩИК- Материал для наблюдения: определение стилистической окраски выделенных имен существительны х. Дифференциров анное задание — упражнение на конструирова- ние. Тренировочные упражнения на закрепление орфографическо го навыка. Развитие речи — выразительное чтение предложенного в упражнении стихотворения 59 Урок развития речи (7). Изложение (2) с дополнительным орфографическим за- данием (упр.216) 1 Пересказать текст сжато, озаглавить, обозначить условия выбора орфограмм в указанных слов Изложение с дополнительным орфографическим за- данием Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Р.р.- 7 Изл.-2 60 Правописание сложных имен существительных 1 Знать правила написания сложных имен существительных. Уметь делать правильный выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных Слитное написание сложных имен существительных. Дефисное написание сложных имен существительных Изучение и первичное закрепление материала Проверочный диктант с последующей самопроверкой. Изучающее чтение теоретической части учебника, составление правописных Сложные существительные
алгоритмов. Дифференциров анное задание — распределительн ый диктант. Комментированн ое Письмо Имя прилагательное (5ч.) 61 Имя прилагательное как часть речи. 1 Знать определение имени прилагательного, лексико – грамматические разряды имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных Лексико- грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные имена при- лагательные. Особенности их образования и функционирования в речи. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окон- чаний имен прилагательных Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, уже известных учащимся. Ознакомительно е чтение §37. Практическая работа: морфологически й разбор имен прилагательных. Упражнение на конструирование : дифференцирова нное задание по вариантам. Развитие речи — выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», анализ изобразительно- Лексико- грамматические разряды имен прилага- тельных: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.
выразительных средств стихотворения. Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. 62 Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных 1 Знать правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании окончаний и суффиксов имен прилагательных Правописание суффиксов -К- / -СК-. Правописание суффиксов -ЕВ- / -ИВ-. Правописание суффиксов -ЧИВ- / -ЛИВ-. Правописание суффиксов -ОВ- / -ОВАТ- / -ОВИТ-. Правописание суффиксов -ЕНЬК- / -ОНЬК- Изучение и первичное закрепление материала Самостоятельная дифференцирова нная проверочная работа. Составление связного монологического высказывания на лингви- стическую тему. Ознакомительно е чтение, составление правописного алгоритма. Тренировочные упражнения на закрепление правописного навыка. Упражнение на конструирование : дифференцирова нное задание по вариантам. Самостоятельная работа по парам
63 64 Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных 2 Знать –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных. Уметь мотивировать выбор при написании –н-,-нн- Правописание Н в суффиксах полных имен прилагательных. Правописание НН в суффиксах полных имен прилагательных. Правописание Я и НН в кратких именах прилагательных. Правописание Н и НН в именах существительных, образованных от соответствующих имен прилагательных Изучение и первичное закрепление материала Развитие навыков связной монологической речи. Индивидуальная дифференцирова нная работа по карточкам. Актуализация знаний, уже известных учащимся. Самостоятельная работа с теоретическим материалом, со- ставление правописного алгоритма. Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. Выполнение заданий на конструирование . Комментированн ое письмо; объяснительное письмо Отымённые прилагательные 65 Правописание сложных имен прилагательных 1 Знать правописание сложных прилагательных. Уметь отличать сложные прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилага-тельное, пишущихся раздельно Слитное написание сложных имен прилагательных. Дефисное написание сложных имен прилагательных Изучение и первичное закрепление материала Самостоятельная проверочная работа по материалам домашнего задания. Повторение правил Сложные прилагательные
написания сложных имен существитель- ных, тренировочная работа с попутным комментарием. Изучающее чтение статьи учебника; выявление основных слу- чаев слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных. Тренировочное упражнение на закрепление правописного навыка. Распределительн ый диктант. Объяснительное письмо. Упражнение на конструирование . Дифференциров анное аналитическое задание по группам:работа с вопросами и заданиями на повторение и обобщение
Имя числительное (3+2р.р.) 66 Имя числительное как часть речи 1 Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение. Уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные Лексико- грамматические разряды имен числи- тельных: количественные, порядковые, собирательные. Их изменение и функционирование в речи. Морфологический разбор имен чи- слительных. Склонение имен числительных Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, уже известных учащимся (структури- рованная беседа по вопросам учителя). Ознакомительно е чтение учебной статьи, составление опорного конспекта текста. Подготовка связного монологического высказывания на лингви- стическую тему. Тренировочные упражнения на выявление морфологически х признаков имен числительных. Отработка навыков образования падежных форм имен числи- тельных и включение числительных в речевой контекст Лексико- грамматические разряды имен числи- тельных: количественные, порядковые, собирательные.
67 Склонение имен числительных. Правописание имен числительных 1 Знать склонение и правописание имен числительных. Уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные Слитное написание имен числительных. Раздельное написание имен числительных. Дефисное написание имен числительных Изучение и первичное закрепление материала Упражнение на конструирование . Самостоятельно е знакомство с теоретическим материалом. Выполнение тренировочных упражнений на закрепление правописных и аналитических навыков Количественные, собирательные, дробные, целые, порядковые 68 Употребление имен числительных в речи 1 Знать особенности употребления числительных в речи. Уметь правильно употреблять в речи имена числительные Функционирование в речи числительного «один». Употребление в речи числительного «оба». Употребление в речи собирательных числительных. Сочетание количественных и собирательных числительных с именами существительными (нормы управления) Изучение и первичное закрепление материала Дифференциров анная проверка домашнего задания. Изучающее чтение материалов учебника; фронтальный опрос-беседа на первичное восприятие нового материала. Тренировочные упражнения на конструирование / образование нужной формы числительного. Совершенствова ние понимания особенностей функционирова- Количественные, собирательные, дробные, целые, порядковые
ния числительных в речи. Обобщающее повторение темы с опорой на вопросы и задания на повторение 69 70 Уроки развития речи (8-9). Сочинение (2) в формате ЕГЭ 2 Знать понятия: проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий; уметь определять проблематику текста, авторскую позицию, комментировать исходный текст, аргументировать точку зрения Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Проблема Проблематика Авторская позиция Комментарий Аргумент Р.р.- 8-9 Соч.-2 Местоимение (5 ч.) 71 Местоимение как часть речи. Разряды местоимений 1 Знать лексико- грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание. Уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. Морфологические особенности местоимений. Правописание ме- стоимений. Особенности функционирования местоимений в речи Изучение и первичное закрепление материала Знакомство с теоретическим материалом учебника, составление сложного плана текста, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическу ю тему. Закрепление навыков морфологическо го разбора. Совершенствова ние навыков употребления местоимений в Личные, возвратные, отрицательные, неопределённые, притяжательные, вопросительные, относительные, определительные местоимения
речи (распределитель ный диктант). Стилистические особенности употребления местоимений; со- вершенствовани е навыков выразительного чтения (стихотворение А.С. Пушкина). Выборочное письмо: выписать слова с пропущенными буквами, графически объяснить написание. Обобщение и повторение в форме беседы- опроса (групповая ра- бота над вопросами и заданиями на повторение и обобщение) 72 Правописание местоимений 1 Знать особенности изменения местоимений, их правописание. Уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. Правописание местоимений Изучение и первичное закрепление материала Знакомство с теоретическим материалом учебника. Совершенствова ние навыков употребления местоимений в Личные, возвратные, отрицательные, неопределённые, притяжательные, вопросительные, относительные, определительные местоимения
речи, навыков правописания местоимений 73 Лингвистический анализ текста 1 Знать средства выразительности речи, уметь находить средства выразительности в речи Лингвистический анализ текста. Средства выразительности в речи Комплексное применение знаний и способов деятельности Работа с текстом 74 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Именные части речи» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-5

Глагол. Причастие. Деепричастие (6ч. +2р.р.) 75 Глагол как часть речи 1 Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола. Уметь делать морфологический разбор Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность — непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глагола Изучение и первичное закрепление материала Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана, плана-схемы, опорного конспекта (по выбору учащегося) учеб- ного текста; подготовка связного высказывания на лингвистическу ю тему; взаимооценка прозвучавших сообщений. Прослушивание дополнительной информации в комментарии Инфинитив.


учителя. Тренировочные упражнения на формирование навыка определения грамматических особенностей глаголов. Упражнения на формирование правописных навыков 76 Правописание глаголов 1 Знать образование глагола, правописание личных окончаний глаголов, буквы ь в глагольных формах. Уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов глаголов Изучение и первичное закрепление материала Проверка домашнего задания: монологическое высказывание на лингвистическу ю тему, индивидуальная работа по карточкам. Изучающее чтение теоретического материала учебника, со- ставление алгоритмически х схем правил правописания глаголов. Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. Упражнение на конструирование
. Комментированн ое письмо. Дифференциров анное комментированн ое задание по вариантам. Аналитическая работа по вопросам и заданиям для повторения и обобщения (в малых группах) 77 Причастие как глагольная форма. Образование причастий 1 Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование. Уметь находить вид и залог Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Образование причастий Изучение и первичное закрепление материала Ознакомительно е чтение теоретической статьи учебника. Составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическу ю тему. Упражнение на конструирование . Совершенствова ние орфографически х навыков 78 79 Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных 2 Знать правописание причастий. Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных Изучение и первичное закрепление материала Совершенствова ние навыков связной речи на лингвистическу
прилагательных писать суффиксы причастий причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных ю тему. Выполнение индивидуальных заданий по карточкам. Самостоятельная работа с учебником; составление плана-алгоритма решения орфографическо й задачи. Тренировочные упражнения. Словарная работа; комментированн ое письмо; выборочное письмо. 80 Деепричастие как глагольная форма 1 Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования. Уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах Признаки глагола. Признаки наречия. Две основы глагола. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, известных учащимся (структуриро- ванная беседа- опрос по вопросам учителя). Ознакомительно е чтение теоретической статьи учебника; составление сложного плана- конспекта. Подготовка связного монологического
высказывания на лингви- стическую тему. Тренировочные упражнения. Упражнение на конструирование . Упражнение на совершенствован ие правописных навыков. Обобщение и повторение по вопросам и заданиям для повторения 81 82 Уроки развития речи (10-11). Сочинение в формате ЕГЭ 2 Знать понятия: проблематика текста, авторская позиция, способы аргументации, комментарий; уметь определять проблематику текста, авторскую позицию, комментировать исходный текст, аргументировать точку зрения Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Проблема Проблематика Авторская позиция Комментарий Аргумент Р.р.-10-11 Соч.-3 Наречие (5+1р.р.) 83 Наречие как часть речи 1 Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения. Уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения Обстоятельственные наречия. Определительные наречия. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий Изучение и первичное закрепление материала Ознакомительно е чтение текста учебного пособия; составление плана текста; подготовка связного монологического высказывания на лингвистическу ю тему.
Распределительн ое письмо (выписать наречия, распределить по группам). Задание на конструирование (образовать наречия, указать способ образования). Повторение лексики: подобрать синонимы 84 85 Правописание наречий 2 Знать правописание наречий. Уметь правильно писать наречия. Гласные на конце наречий. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий Изучение и первичное закрепление материала Ознакомительно е чтение текста учебного пособия; составление плана текста; подготовка связного монологического высказывания на лингвистическу ю тему. 86 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Самостоятельные части речи» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-6 Слова категории состояния (1ч.+1р.р.)
87 Слова категории состояния 1 Знать определение слов категории состояния , порядок морфологического разбора. Уметь находить слова категории состояния в речи, отличать их от наречий и кратких прилагательных Особенности. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния Изучение и первичное закрепление материала Лекция учителя. Самостоятельно е чтение теоретической статьи учебника. Структурирован ная беседа-опрос на выявление первичного вос- приятия. Тренировочные упражнения. Обобщение и повторение материала по вопросам и заданиям для повторения Омонимичность. Категория состояния 88 Урок развития речи (12). Изложение с дополнительным орфографическим заданием 1 Пересказать текст сжато, озаглавить, обозначить условия выбора орфограмм в указанных слов Изложение с дополнительным орфографическим заданием Комплексное применение знаний и способов деятельности Развитие речи Р.р.-12 Изл.-3 Служебные части (11ч.) 89 Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи 1 Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов. Уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Морфологический разбор предлогов Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, известных учащимся. Самостоятельно е чтение теоретического материала учебника; составление устного монологического высказывания на лингви-
стическую тему. Выполнение тренировочных упражнений. Закрепление навыков определения морфологически х признаков предлогов. Развитие речи: упражнение на употребление предлогов в речи 90 Правописание предлогов 1 Уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги Дефисное написание предлогов. Слитное написание производ- ных предлогов. Раздельное написание производных предлогов. Про- изводные предлоги и самостоятельные части речи Изучение и первичное закрепление материала Проверка домашнего задания (устное монологическое высказывание на лингвистическу ю тему, индивидуальная работа по карточкам). Изучающее чтение теоретической статьи учебного пособия, составление правописной схемы- алгоритма. ренировочные упражнения на закрепление правописных навыков. Комментированн ое письмо.
Объяснительное письмо. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой 91 Союз как служебная часть речи. Союзные слова 1 Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению. Уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно Служебные функции союзов. Виды союзов по происхождению (производные — непроизводные). Виды союзов по структуре (простые — составные). Виды союзов по синтаксическим функциям (сочинительные — подчинительные). Группы сочини- тельных союзов. Группы подчинительных союзов. Союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, уже известных учащимся (структури- рованная беседа- опрос по вопросам учителя; синтаксический разбор предложений с сочинительными и подчинительным и союзами). Ознакомительно е чтение теоретического материала учебника; составление опорного конспекта; подготовка к созданию устного мо- нологического высказывания на лингвистическу ю тему. Тренировочные упражнения. Аналитическая
работа (выписать союзы, распределив их по группам, дать морфологическу ю характеристику выписанных союзов). Стилистическая работа (переписать предложение, вставить подходящий по смыслу союз, выбрав его из группы синонимичных). Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (работа в парах) 92 Правописание союзов 1 Уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи Изучение и первичное закрепление материала Проверка домашнего задания (устное монологическое высказывание на лингвистическу ю тему, дифференцирова нное задание по вариантам). Самостоятельная работа с теоретическим материалом
учебника, составление правописного алгоритмическог о предписания. Выполнение тренировочных упражнений. Объяснительное письмо. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой 93 Частицы. Правописание частиц 1 Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц. Уметь определять значение частиц, правильно их писать Функционирование в речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами Изучение и первичное закрепление материала Актуализация сведений, уже известных учащимся (структури- рованная беседа- опрос по вопросам учителя). Самостоятельная работа с учебником; подготовка связного мо- нологического высказывания на лингвистическу ю тему. Тренировочные упражнения. Выборочное письмо; распределительн ый диктант, отработка грамматических
умений и навыков. Самостоятельная работа над закреплением орфографически х умений и навыков 94 Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление 1 Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Уметь находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц Неи НИ Значение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ. Употребление частицы НИ Изучение и первичное закрепление материала Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя). Изучающее чтение § 63. Составление опорного конспекта. Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; составление примеров употребления частиц НЕ и НИ в предложении; закрепление навыков грамматических разборов; самостоятельная работа (объяснительный диктант)
95 97 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи 2 Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Уметь находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц Неи НИ Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение § 64. Составление схемы-алгоритма слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи. Составление схемы-алгоритма слитного и раздельного написания НИ с различными частями речи. Тренировочные упражнения: распределительн ое письмо; объяснительное письмо; комментированн ое письмо; дифференцирова нная работа по группам. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Повторение и обобщение темы: фронтальная работа по вопро- сам и заданиям для повторения
98 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи» 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-7 99 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова 1 Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях Междометия. Группы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова. Переход междометий и звукоподражательных слов в разряд знаменательных слов. Морфологический разбор междометия Изучение и первичное закрепление материала Изучающее чтение § 65. Структурирован ная беседа по вопросам учителя на уяснение уровня первичного понимания темы. Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; коммен- тированное письмо; упражнение на конструирование . Фронтальная работа по вопросам и заданиям для повторения 100 101 Повторение и обобщение пройденного 2 Повторить и обобщить пройденное Повторение и обобщение пройденного Урок повторения и систематизаци и знаний Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу 102 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием 1 Проверить знания, умения и навыки по пройденному материалу Контрольный диктант с грамматическим заданием Урок контроля Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу К.д.-8

6. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания для комплексного анализа текста и диктанты из книг: 1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2003. 2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008 3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2004.
7. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008. 2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007. 3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.