"Индивидуально-дифференцированная работа на уроках химии и биологии"

Автор: Шевцова Светлана Федоровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ Песковская СОШ
Населённый пункт: село Пески Петропавловский район воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуально-дифференцированная работа на уроках химии и биологии"
Дата публикации: 07.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Индивидуально-дифференцированная работа

на уроках химии и биологии
Шевцова Светлана Федоровна Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка. «Нет на свете ни одного утёса или башни такой высоты, на которую кто-нибудь не мог бы взобраться, если только у него есть ноги. Следует лишь устроить надлежащим образом лестницу или образовать удобные, высеченные в скале в надлежащем направлении и расстоянии ступени» - так образно выразил суть индивидуального подхода Ян Амос Коменский. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель школы – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся освоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. В данной ситуации учителю важно учитывать как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Индивидуально - дифференцированный подход я рассматриваю как организацию учебного процесса, создающего оптимальные условия для максимальной реализации потенциальных возможностей и запросов каждого ученика или отдельных групп учащихся. Основная цель индивидуализации и дифференциации не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом каждым учеником. Здесь возникает проблема: как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному? Прежде всего, следует признать ведущую роль ученика в его собственном образовании. Важен в данном случае отбор индивидуального содержания образования, возможность выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, оценки результатов. Каждому ученику надо предоставить возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебной дисциплины. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Д
ифференциация осуществляется постепенно в процессе урока. В ходе такого урока реализуется одна из важнейших задач обучения - обеспечение индивидуальной зоны развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, которая соответствует его способностям.
Д
ифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную
мотивацию учения. В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода я применяю его в нескольких направлениях: 1. При опросе и актуализации знаний. 2. При изложении нового материала. 3. При закреплении изученного материала. 4. При определении домашнего задания. 5. При выполнении практических работ. 6. На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ). 7. При индивидуальной работе с учащимися.
При опросе и актуализации знаний
учитываю уровень подготовленности учащихся. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно. Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем. Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися. Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания). Тема урока «Алканы» (10 класс химия) 1 уровень: Рассказать о строении алканов. 2 уровень: Записать уравнения химических свойств алканов. 3 уровень: Рассказать о механизме реакций замещения, привести примеры химических реакций.
При изложении нового материала
часто работаем с материалом учебника, при этом: Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её. Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию. Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы. Тема урока «Ткани» (8 класс биология) Изучите материал §4 и ответьте на вопросы 1 уровень: 1. Что такое ткань? 2. Какие виды тканей встречаются у человека? 3. Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей. 2 уровень: 1-3 + 4. Укажите особенности строения каждого вида ткани. 3 уровень: 1-4 + 5. Перечислите функции каждого вида тканей. Тема урока «Общая характеристика неметаллов» (9 класс химия) Изучите материал § 15, выполните упражнения в рабочей тетради: 1 уровень: стр.81-82 №7,8 2 уровень: стр.80-82 №7,8,9 3 уровень: стр.80-82 №6,8,9
Закрепление
изученного материала рассчитано на то, что: Учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.
Учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации. Учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера. Тема урока «Алкены» (10 класс химия) 1 уровень: Запишите структурную формулу бутена-1 и одного его гомолога. 2 уровень: Определите класс, к которому принадлежит пентен-1, запишите его формулу, а также формулы одного гомолога и изомера. 3 уровень: Среди перечисленных веществ: бутан, ацетилен, бутен-2, пропен, циклопропан выберите вещества принадлежащие к классу «Алкены» и запишите их формулы, а также формулы одного изомера и гомолога для каждого вещества.
Для домашнего задания
упражнения подбираю также дифференцированно. Самое простое задание – репродуктивного характера. Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации. Наиболее сложные – творческие задания. Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса. Домашнее задание Тема урока «Изомерия и ее виды» (10 класс химия) 1 уровень: §7,упр. 1,2 2 уровень: §7,упр.1,7 3 уровень: §7,упр.1,3
При выполнении практических работ
учитываю умения учащихся описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы. При проведении практических работ индивидуально – дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности: Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций. Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы. Тема «Углеводороды» (10 класс химия) 1 уровень: Выполнение работы по инструкции в учебнике стр.299-300 2 уровень: 1. Выполнение работы по инструкции в учебнике стр.299-300 2. Записать уравнения реакции получения пропена 3 уровень: 1. Выполнение работы по инструкции в учебнике стр.299-300 2. Записать уравнение реакции взаимодействия бензола с бромом и указать условия протекания.
Проверочные, контрольные работы
на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации: Содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные; Задание общее для всего класса, а для слабоуспевающих учеников даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ, разрешаю пользоваться тетрадями); Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; Предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.
Индивидуальная работа с учащимися
– получение дополнительных заданий.
1 уровень: подготовка сообщения на определенную тему. 2-3 уровень: подготовка реферата, подготовка презентации Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволяет развивать интерес у учащихся к предмету, вовлекать их в процесс подготовки к уроку, анализировать полученные знания, а мне - творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Учащиеся, начиная с самого начала изучения химии и биологии получают посильные задания, не перегружены домашними заданиями, что позволяет им активнее вовлекаться в учебный процесс. Практика применения дифференцированных заданий показывает, что систематичность и преемственность применения дают положительные результаты, особенно при выборе предмета химии и биологии для сдачи ЕГЭ, при участии в районных олимпиадах по химии и биологии. Литература: 1. Абасов З. Дифференциация обучения. Сущность и формы./ Директор школы. 1996 , №3.. 2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 3. «Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики». Под редакцией М.Н. Скаткина, М.: Просвещение, 1982. 4. «Образовательные Интернет - ресурсы в учебном процессе» - Е.Якушкина, Народное образование №7, 2005. 5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. Ф.И.О Шевцова Светлана Федоровна место работы: МКОУ Песковская СОШ Должность: учитель химии и биологии адрес с почтовым индексом: 397692 Воронежская область Петропавловский район с. Пески ул. Центральная д. 72 адрес электронной почты: SvShevtsova@yandex телефон: 8-951-871-78-16