"Система внеклассной работы"

Автор: Ковалёва Лидия Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 2026
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Система внеклассной работы"
Дата публикации: 09.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ СОШ №2026 СПш №2034
СИСТЕМА

ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЬСКОЙ

ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
(из опыта работы) учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 2026 СПш №2034
Ковалевой Л.И.
г. Москва, 2016г.

Содержание:
стр. 1. Введение 1 2. Глава 1. Азы экологии в эколого- краеведческом воспитании младших школьников. 3 3. Глава 2. Роль родителей и педагога в проведении экскурсий с целью формирования здорового образа жизни младшего школьника. 6 4. Заключение 9 5. Список используемой литературы 10 6. Приложение № 1 11 2

Список используемой литературы:
1. Л. В. Алексеева «В союзе с родителями», ж.нач.школа № 11\2011г., с.29 2. Г.Н. Аквилева «Путешествие в зеленую страну», ж. нач.школа № 2\2010 г., с.91 3. Л.Д. Бобылева «Здоровыый образ жизни формируется в семье», ж.нач.школа № 6\1998г., с.97 4. Л.В. Захарова «Учимся любить природу», ж.нач.школа № 4\1997г., с. 64 5. Т.В. Маркова «Веселая палитра экологии», ж.нач.школа + - № 5\2001 г., с. 25 6. Н.Н. Исаева «Природа и дети», ж.нач.школа + - № 7\2001г., с.72 7. А.П. Пахомов «Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями», ж.нач.школа № 6\1998г., с.26 8. С.В. Рянжин «Экологический букварь», Санкт – Петербург, ПИТ – ТАЛ, 2011г. 9. С.Л. Салова «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний и коллективные творческие мероприятия с участием родителей, ж.нач.школа + - № 2\2011г. , с.9 10. П.Ю. Утков «Из опыта экологического обучения младших школьников», ж.нач.школа № 4\2001г., с. 96

3

Введение

Воспитание ребенка
– это система накопленных обществом теоретических и методических знаний, научных психолого-педагогических разработок, опыта народной педагогики, индивидуальных родительских находок. Эти знания безразмерны, они постоянно трансформируются, изменяются, обогащаются новыми красками. И, как любые знания, заставляют человека думать, размышлять, искать ответы на вопросы, которые возникают в ходе овладения новыми знаниями. «Умножая знания, умножаю скорбь», говорил пророк Екклезиаст. Родитель, задумывающийся о воспитании своего ребенка, ответственно подходящий к результатам этого процесса, ведет себя как исследователь. Он проникает в глубины педагогики, психологии, физиологии, пытаясь получить ответы на возникающие в ходе воспитания вопросы. Сам процесс воспитания столь обширен, что найденный ответ на один из вопросов, раздвигает границы познания, создавая еще тысячу новых вопросов, касающихся уточнения, углубления и расширения полученных знаний. Жизнь окружает нас повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щебетание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. Она существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях. Мы встречаем ее всюду, начиная с освещенной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Всю Природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой Природы. Земля насыщена жизнью в таком обилии и разнообразии, что это потрясает наше воображение. Как это все началось? Как появилась наша планета и все ее обитатели? И особенно: как возникло человечество? Развились ли мы от обезьяноподобных животных? Или были созданы? Как же мы возникли на самом деле? Подобные вопросы задаются с давних времен. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает об этих огромных мирах, о том уголке страны, где он живет. С возрастом расширяются границы мира ребенка - дом – детский сад - двор - школа, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. «До тех же пор, - указывал К.Д. Ушинский, - покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые предоставляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны». Работая с малышами, которые пришли из детского сада, я убедилась в том, что дети хотят больше знать о своем городе, районе, крае. 4
На уроках чтения, природоведения, математики мне часто приходится говорить об особенностях животного и растительного мира, водных ресурсах, климатических условиях нашего региона. Совместно с родителями были организованы занятия, на которых мы знакомили детей с тем, как жили наши прабабушки, с памятниками нашего города , его историей, географией. Дополняли занятия экскурсиями по городу, посещениями музеев, выставок. В скором времени возникла идея создания системы внеклассной работы с учащимися и родительской общественностью по эколого - краеведческому направлению, так как семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего наших детей.
Целью
эколого- краеведческого направления в работе с детьми и родительской общественностью стало расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе, природе. Только так, на мой взгляд, можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Предметом моей работы
является союз учитель
- ребенок
- родители. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Все сказанное обуславливается
актуальностью:
как организовать внеклассную работу так, чтобы не только дети, но и их родители принимали активное участите во всех школьных делах. В данной работе я попыталась показать, насколько эффективно использовать во внеклассной работе экскурсии, походы. Отсюда вытекает
гипотеза:
если учителя начальных классов, при условии системного подхода, будут эффективно использовать эколого- краеведческое направление во внеклассной работе с детьми и родителями, то такое творческое сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной. Перед собой я поставила следующие
задачи:

1.
Изучение литературы по данной проблеме
2.
Обоснование подбора системы внеклассной работы
3.
Описание опыта работы.
4.
Результаты исследования. 5

Глава 1. Азы экологии в эколого- краеведческом воспитании младших

школьников.
В младшем возрасте мы знакомим детей с азами экологии. Важная роль в обучении отводится игре, сказке, музыке, театру, рисованию. В то же время дети уже способны вести простую исследовательскую работу и даже выполнять отдельные экологические задания. Именно поэтому задача взрослых- родителей и педагогов – воспитывать у малышей устойчивое, негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Сегодняшние дети завтра должны будут по- хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой и т.д. Какими вырастут наши дети, зависит от нас, взрослых. Мы должны научить детей быть чуткими к жизни природы, познакомить их с правилами поведения в природном окружении и приучить эти правила выполнять. Непосредственный и постоянный контакт с природой, разнообразные методические приемы в работе, продуманная организация наблюдений, труда, игр, обучения- вот ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата. Мы должны показать детям зависимость других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни – таким образом эти занятия могут стать уроками нравственности для малышей. А ведь мы знаем, что ребенка во многом воспитывает окружающая среда. Поэтому я ставлю перед собой и родителями задачу, чтобы малыши научились понимать, что на земле есть и другие существа, которым тоже бывает больно. И здесь большую роль играет взрослый как личность, его отношение ко всему живому и красивому, его умение видеть необычное в природе в разные сезоны и разную погоду. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у детей тогда, когда перед их глазами есть постоянный пример разумного отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если взрослый, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, перешагнул через клумбу, закричал, увидев червяка в руке ребенка: «Брось эту гадость!», - то пользы от этих разговоров не будет. Дети моего класса постоянно общаются с природой. Непосредственное природное окружение – «Уголок природы», озелененный участок с цветниками, речка и лесопарковая зона позволяют организовать систематические наблюдения за растениями и животными, приобщают детей к регулярному труду по уходу за ними. «Уголок природы» дает возможность проводить вполне планомерные, длительные наблюдения, позволяет 6
удовлетворить любознательность детей. И если даже за животными или растениями, содержащимися в «Уголке», неправильно ухаживать, они не погибают сразу, и положение может быть исправлено. Спасти можно даже выдернутый с корнем цветок. Уход за растениями, животными, птицами позволяет выявить наиболее заботливых детей, сформировать у них уважительную оценку, заботу обо всем живом. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Одним из условий успешности формирования здорового образа жизни- тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их. Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме и школе. Поэтому в своей воспитательной работе я широко использую совместные экскурсии для детей с родителями в лес, на природу, усадьбы и парки, исторические места, заказники. Во время экскурсий у родителей есть возможность проявить свои творческие способности, показать личным примером свое отношение к природе, к окружающему миру. Через сказочные сюжеты мы находим путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными, желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в 7
сказочной ситуации – все это стимулирует интерес ребенка к проблеме экологии и здоровья. Так, например, внеклассное мероприятия по эколого- краеведческому воспитанию младших школьников на тему «Чистый воздух и вода- наши лучшие друзья» проводилась по следующему плану: в гости к детям приходит Лесовичок (ученик) и рассказывает о лесе, как он заботится о деревьях, кустарниках, говорит о травах, полевых цветах, с большой любовью повествует о птицах, которым помогает в зимнее время года. Далее он рассказывает о том, как очень - очень давно человек жил дружно с природой и дружил с ней до тех пор, пока не появились машины, заводы, фабрики, отходы которых стали загрязнять воду и воздух. Грустную историю сказочных персонажей – воды и воздуха, которые встретились через сто лет, поясняет следующий сказочный персонаж – Старичок – Грибовичок (взрослый). Он рассказывает о том, что Его Величество Воздух всегда старался помогать людям: если было холодно, он согревал растения, овощи и фрукты, растущие у человека на огороде; если было слишком жарко, посылал дожди, чтобы полить матушку- Землю, а поздней осенью укрывал ее снегом, чтобы она могла согреться под теплым одеялом. Но человек не понимал этой доброты и стал вредить Воздуху, загрязнять его дымом из труб заводов и фабрик, выхлопными газами машин. А люди дышат этим воздухом, заражаются и болеют. И Госпожа Вода всегда старалась приносить людям добро, поливала огороды, давала им чистую ключевую водицу, чтобы они ее пили, ловили рыбу. Но со временем все изменилось, отходы фабрик и заводов выбрасывались в речку, она стала грязной, мутной, из нее уже нельзя стало пить воду, и даже рыба уже стала отравленной. После сказки Старичок- Грибовичок переходит к закрепляющим вопросам по данной теме: - Какую пользу для человека приносить вода? - Какие изменения произошли с водой и воздухом через 100 лет? - Что могут сделать люди, чтобы воздух и вода опять стали чистыми? Затем он с детьми играет в игру «Зеленый патруль», в ходе которого развиваются творческие способности ребенка, его фантазия, воображение, закрепляются правила бережного отношения человека к природе.
Вывод:
Таким образом, на таких внеклассных мероприятиях у детей формируется умение и желание беречь и защищать природу, осознанное отношение к природе, к своему здоровью, здоровью окружающих. 8

Глава 2. Роль родителей и педагога в проведении экскурсий с целью

формирования здорового образа жизни младшего школьника.
Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, я систематически провожу для детей совместно с родителями вне класса! Ведь непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует его позитивное отношение к природной среде, чувство ответственности, сопереживание, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок. Особую значимость имеют экскурсии и прогулки детей с родителями на речку, в лес, в парк, зоопарк, зооферму и т.д. Пешеходные прогулки чередуются с лыжными, велосипедными или автомобильными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем микрорайоне, городе, области. Так, например, экскурсия в Измайловский парк, Лефортовский парк, музей – усадьбу Кусково, Центр подготовки собак– поводырей, парк Сокольники оставили у детей яркие, незабываемые впечатления. (Приложение № 1) Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки и экскурсии выполняют и познавательные функции. Как показали мои исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки, экскурсии с родителями на природу. Именно здесь ребенок получает значительный объем информации. Например, на экскурсиях в лесу дети могут узнать о весенних цветах и необходимости их охраны, о съедобных и ядовитых грибах, о животных, населяющих лес, о роли природы в жизни человека. Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают у детей в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру. Большими преимуществами обладают беседы родителей с детьми. Младших школьников все интересует, поэтому при подготовке к проведению бесед, имеющих эколого – краеведческую направленность, я использую различные формы и методы. Например, беседу о лекарственных растениях я проводила на привале в лесу и «Аптекарском огороде» в Измайловском. Вот ее примерное содержание. Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав, еще эти травы называют «зеленой аптекой». Почему? Да потому, что они помогают нам избавиться от болезни, особую помощь они 9
оказывают человеку в походах, на прогулке, вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. Познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава» (мох) Мох в походе вместо ваты. В войну мхом – сфагнумом пользовались партизаны, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали. На кустиках поляны Подсушен в летний зной Он партизанам раны Лечил в глуши лесной. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче. Никто не любит лечиться таблетками, ведь они почти всегда горькие, неприятные. Но есть и сладкие лекарства: их можно съесть целую тарелку! Ну, конечно же, это ягоды! Летом в наших лесах созревает вкусная ягода – черника. Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии. Растет ягодный кустарничек очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветки. Я эту ягоду вы все, конечно, знаете: На прогалинке лесной Земляничка под сосной. Земляничка – невеличка Хорошо цвела весной… Солнце грело много дней Пышный кустик у камней, Становилась земляничка Все пригожей, да крупней. Покраснела каждым боком, Налилась душистым соком. Е. Трутнева Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники. Лесную малину любят многие животные, насекомые, птицы. Ее приятно есть не только больному, но и здоровому человеку. Малина хорошо помогает при простуде. 10
Многие растения – настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик- из его листьев делают салат; крапиву используют для салатов и супов; много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце: «Белые горошки на зеленой ножке» - так говорится о нем в загадке. Конечно, это ландыш. Из –за красоты своих душистых белоснежных цветов ландыша с каждым годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо. А вот и еще один рецепт: Если стучится тебе простудиться Привяжется кашель, поднимется жар Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Так говорится об отваре из ромашки аптечной. Важно не утомить детей, не давать сразу много информации, и находить для беседы подходящий момент. Я провожу эти беседы для детей совместно с родителями в виде небольших игр (например, в лесную больницу) или в виде дидактических игр «Угадай-ка», «Поляна здоровья». Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растенья – Те, что для людей полезны, - И отступят все болезни. В. Лукша.
Вывод:
таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.
Заключение
Воспитательную работу в классе я веду под
девизом «Союз трех

сердец»
: учитель- ученик - родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребенка, уважения маленького человека, имеющего право на личное развитие, невозможно. 11
«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Л. Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично- развитыми людьми. Поэтому для меня как учителя было очень
важно интерес класса

превратить в интерес семейный
и наполнить его общими делами. И я систематизировала свою внеклассную воспитательную работу, используя коллективную форму работу с родителями и детьми – экскурсии, прогулки, беседы, проекты.
Девиз: «От родного края - к родной стране»

1. Внеклассные мероприятия

Направления работы

2. Комплексные задания родителям и уч-ся

3. Итоги поисковой деятельности
12 Беседы Экскурсии, прогулки - ознакомление с родным краем - школа младших инструкторов - отчеты об экскурсиях, прогулках - итоги - исследование малых рек - этнографические исследования - изучение, исследование родного края Оформление материалов (проект, альбом, стенд, фотографии) Общество любителей природы

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
13