Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал"

Автор: Холмогорова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Засопка
Населённый пункт: Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал"
Дата публикации: 10.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка 1 Холмогоровой Юлии Владимировны МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край. Холмогоровой Юлии Владимировны МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край.
На тему:
Методическая разработка по внеклассной работе "Проект учебно-исследовательской экспедиции на озеро Байкал "
2 • Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. • В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. • Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
3 В современном обществе все больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни. В нашей школе (МОУ СОШ с. Засопка, Забайкальский край) разработана программа для формирования здоровьесберегающей среды. В основных концептуальных положениях программы отмечается необходимость содействия всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Развить у учащихся интерес к проблемам здоровья, актуальным для нашего города экологическим проблемам, способствовать формированию экологической грамотности, активизировать познавательную и творческую активность в предметной области
4 "Естествознание" в целом, на наш взгляд, можно через организацию экспедиции по изучению и охране уникальных объектов природы. То есть особое внимание следует уделять поисковой и исследовательской деятельности, в которой формируется самостоятельная познавательная активность, необходимая для развития компетентности. Важно сделать ее интересной, динамичной, разнообразной. По нашему мнению, работа и отдых в реальных полевых условиях, общение с природой способствуют гармоничному развитию личности, способствуют нормализации всех составляющих здоровья.
Цель проекта:
возрождение субъектной позиции самого ученика через обучение его навыкам самообразования, самовоспитания, саморазвития, самосозидания собственной личности в реальных полевых условиях на озере Байкал совместно с проведением оздоровительных мероприятий.
5
Задачи проекта:
• Определить наиболее значимые способы деятельности и ключевые компетенции • Сформировать необходимые условия и алгоритмы освоения способов деятельности и ключевых компетенций • Создать и отладить учебно-методический комплекс по овладению учащимися исследовательскими умениями. • Спланировать научно-исследовательскую деятельность учащихся • Разработать план мероприятий и режим дня учащихся, способствующих укреплению здоровья. • Провести исследование объектов природы на территории озера Байкал • Обеспечить ежедневное проведение оздоровительных мероприятий в соответствии с режимом дня • Провести досуговые мероприятия, способствующие сплочению коллектива и положительно влияющие на психологическое здоровье учащихся • Результаты исследовательской деятельности учащихся представить на школьном НОУ.
6
Место проведения экспедиции:
Озеро Байкал тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, б о́ льшая часть видов животных эндемична. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
Сроки:
Первая декада июля. В реализации проекта можно выделить несколько
этапов:

1. Подготовительный
(январь - июнь) На этом этапе целесообразно • подготовить темы для научно-исследовательской деятельности учащихся • провести анализ литературных источников • провести занятия с учащимися, развивающие исследовательские умения и навыки • спланировать режим труда и отдыха в экспедиции • разработать досуговые мероприятия для учащихся.
7
Учащимся были предложены следующие темы

исследовательской работы:
• Географическое положение и размеры котловины • Фауна озера Байкал. • Свойства воды • Рельеф дна озера. • Родники, питающие озеро. • Гидропланктон озера Байкал.
2 этап - Полевой
- Научно - исследовательская работа на территории Республики Бурятия (июль)
Реализация проекта.
• Обучение учащихся методикам работы с объектами живой природы. • Исследование объектов природы, сбор данных для работы над проектами. • Обеспечение комфортного и безопасного отдыха и работы учащихся.
8 В экспедиции соблюдался режим дня, способствующий сохранению и укреплению здоровья, соответствующий особенностям физиологического и психоэмоционального состояния подростков. В этом возрасте у детей вместе с высокой активностью наблюдается и повышенная утомляемость. Учитывая это, был составлен режим труда и отдыха, в котором чередуются периоды физической, умственной и эмоциональной активности, а также регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы, поэтому именно в это время мы запланировали научно-исследовательскую деятельность учащихся. Огромное влияние на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки, соответствующие развитию детей: утренняя зарядка, подвижные игры (волейбол, эстафета), плавание, а также заготовка дров, помощь по кухне, доставка воды с родника.
9 Целебным является, в первую очередь, круглосуточное пребывание на свежем воздухе вдали от города. Досуговые мероприятия, должны продолжаться 2-3 часа. Это оказывает положительное влияние на психологическое здоровье ребенка, обогащает эмоционально. Ребенок постоянно должен быть чем-то занят. Поэтому мы разработали план досуговых мероприятий. В течение дня идет подготовка, а вечером у костра - конкурсы, игры, сценки.
План досуговой деятельности
День 1 (заезд): "Давайте познакомимся". День 2 : Психологическое погружение; вечером - "Посвящение в экологи". День 3: "День театра". День 4: "День Нептуна". День 5: "Новый год на экваторе". День 6: "День детектива". День 7: "Ночной десант". День 8: Закрытие (концерт, награждение грамотами). День 9: Экологический рейд по сбору мусора, отъезд.
10 Подъем Дежурные по кухне 7 30 8 00 -8 10 Гигиенические процедуры, зарядка 8 10 -8 40 Завтрак 8 40 -9 10 Планирование работы на день 9 10 -9 30 Научно-исследовательская работа, кроме1,2,9 дня 9 30 -12 00 Обед 12 30 -13 00 Тихий час (свободное время) 13 00- 14 00 Солнечные, воздушные, водные ванны 14 00 -16 00 Полдник 16 00 -16 30 Подготовка вечернего мероприятия(свободное время) 16 30 -18 30 Ужин 18 30 -19 00 Досуговые мероприятия 19 00 -21 00 Свободное время 21 00 -22 00 Подготовка ко сну 22 00 -22 30 Отбой, сон 22 30
11
3 этап
-
Реализация проектов и подведение

итогов
(сентябрь - февраль) • Отчет о проделанной работе на заседании школьного НОУ. • Проведение рекламных экологических акций в школе с целью привлечения новых участников к данному экологическому направлению работы. • Обработка результатов и оформление работ в виде научно - исследовательских проектов. Показ на школьной НПК, выход на город, на область. • Создание презентации, видеофильма: "Озеро Байкал - жемчужина России".
12 Таким образом, организация экспедиционной работы способствует укреплению здоровья, всестороннему развитию учащихся, расширяет их кругозор, обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, экологии Забайкальского края, способствует развитию чувства патриотизма, товарищества, воли и стойкости, любви к природе. Полевые условия закаляют и укрепляют организм, способствуют выработке полезных навыков. Таким образом, формируется не только эколого-валеологическая компетентность, но и социально-коммуникативная (как сотрудничество с учителями и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов и т.д.), что необходимо каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества.