Напоминание

"Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности"

Автор: Карлова Ирина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Ширинская СОШ №4
Населённый пункт: Республика Хакасия Ширинский район с. Шира
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие креативности учащихся на уроках технологии

посредством проектной деятельности
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. В.А. Сухомлинский В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась с проблемами:  отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);  ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);  испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине); Целью моей педагогической деятельности является: Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.
Обобщая свой педагогический опыт по данной теме, я ставила перед

собой следующие задачи:
 представить педагогические технологии применяемые в данной системе;  описать методы и приемы, используемые в обучении технологии. Идея непрерывного образования предполагает развитие потребности в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Образовательная область «Технология», на мой взгляд, обладает большими возможностями для этого. Успех в обучении, в том числе и технологии как предмета, в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно, 1
от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью. Моя задача, как педагога - помочь учащимся сформировать необходимые навыки самообразовательной деятельности, что особенно важно в условиях сегодняшней жизни. Самообразование невозможно без умения работать самостоятельно, т.е. рационально распределять свое время, пользоваться разными источниками информации, работать с различной литературой и т. д. Самостоятельная работа, как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Выполнение творческой самостоятельной работы является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом. Для того чтобы самостоятельная творческая деятельность была продуктивной, учащиеся должны осознавать поставленную перед ними задачу, уметь работать с учебником, учебными пособиями и первоисточниками, делать умозаключения, выводы, использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Поэтому, я стараюсь развивать умение учеников самостоятельно определять темы творческих работ, учитывая их возрастные особенности, интересы и личный опыт. Прежде всего, учу школьников работать с литературой. Владение большим объёмом информации помогает сформировать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения. В этом, на мой взгляд, состоит актуальность представленного опыта. В своей работе я опираюсь на технологию личностно ориентированного развивающего обучения Ираиды Сергеевны Якиманской. Исходя из основной задачи школы «Модернизация образовательного процесса в школе с целью 2
создания модели школы адаптивного типа, способной обеспечить условия для саморазвития личности» а также опираясь на методическую тему, над которой я работаю более 3-х лет ««Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности», изучая педагогическую литературу, опыт коллег, используя свой собственный опыт, я выработала целостную систему учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения, направленную на активизацию познавательной деятельности и помогающую созданию ситуации успеха у ученика на занятии. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести новые знания, удовлетворяющие индивидуальные потребности личности. В своей деятельности я выбираю такие педагогические технологии, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом:  обучение в сотрудничестве  личностное ориентирование  проектирование  межпредметная интеграция  дифференцированное обучение. 3

Обучение в сотрудничестве
– обучение в группах, выполнение командно- игровой деятельности (диалог, ролевая игра, коллективное творческое дело, презентация…)
Личностное ориентирование и дифференцированное обучение
означают использование индивидуальных заданий, разноуровневых тестов, разное по степени сложности участие в выполнении заданий в группах, что позволяет видеть отдельного ученика и использовать его способности, таланты, мобилизуя его личную мотивацию.
Проектирование и межпредметная интеграция
включает определенную творческую, исследовательскую задачу, требующую интегрированных знаний, исследовательского поиска для её решения (творческие, ролевые, межпредметные информационные проекты, где важны знания, полученные учащимися на уроках литературы, русского языка, физики, химии, биологии, экологии, географии, математики) Пр и планировании своей работы пользуюсь программой образовательной области «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Реализуя данную программу, я ставлю перед собой следующие цели: 1. Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. 2. Создать условия для развития природных способностей детей через постижение мастерства традиционного народного рукоделия. 3. Приобщить детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных традиций, через изучение народного костюма. Это помогает мне осуществлять главные задачи программы: 1. Создание условий для формирования и развития мировоззрения личности, ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творческого развития личности. 4
2. Формирование у детей культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение истории искусства и народного творчества. 3. Воспитание духовности и эстетического вкуса посредством прикладного искусства. Основной составляющей моей методики является четкая логическая последовательность этапов урока: - мотивация учащихся на урок, в том числе проблемная ситуация по теме урока; - целеполагание урока; - актуализация прежних знаний; -изучение нового материала посредством максимального самостоятельного участия школьников; - систематический регулятивный контроль знаний и умений учащихся; - автоматизация полученных знаний и умений; - рефлексия каждого этапа урока. Все этапы урока обеспечиваются принципами индивидуализации, дифференциации образовательного процесса, то есть предполагают доступность обучения каждого ученика. Особенностью организации такого обучения являются дидактические материалы, изготавливаемые мною к занятию и цифровые образовательные ресурсы в основе своей дающие возможность контроля и самоконтроля учащихся. Повышение роли самостоятельной работы учеников на уроке - залог более качественного и эффективного обучения. Выстраивая уроки в данной системе, опираюсь на следующие дидактические принципы. 1. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. (урок – предметный кружок – профильное обучение) 2. Принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования. 5
Кабинет по сути дела является центром образования и воспитания, на базе которого проходят урочные занятия, работа кружка, проектная деятельность. 3. Принцип индивидуализации (личностно ориентированного подхода) 4. Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка 5. Принцип творчества. Каждое дело, занятие – творчество учащихся и педагогов. 6. Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения. Действие этого принципа обусловлено необходимостью учитывать изменения в социуме, потребностях детей и родителей. 7. Принцип “свободы”. Предусматривает самостоятельный поиск неординарных решений в системе ограничения учебной темой. 8. Принцип доступности Соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей; 9. Принцип комплексности, системности и последовательности. Учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено. Основными формами уроков в образовательном процессе являются:  беседы о русском искусстве и красоте;  уроки – исследования;  комбинированные уроки;  практические уроки;  экскурсии и выставки;  уроки - акции; 6
 уроки – проекты;  коллективное творческое дело. Особое внимание уделяется следующим особенностям организации образовательного процесса:  организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагог;  комфортный характер психологической атмосферы;  возможность перехода из одной группы детей в другую (по тематике, способностям и т.д.). Это подтверждает психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения»). Целью данного исследования явилось изучение самочувствия учащихся на уроке в начале года и в конце полугодия. Результаты свидетельствуют об улучшении настроения учащихся, после ряда проведенных занятий. Я считаю, что именно при такой реализации учебной программы образовательной области «Технология» создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка, его культуры. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные задачи, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду. При выполнении работ разных видов художественной деятельности ребенок проявляет творческую индивидуальность и свое эмоционально-личностное отношение. Наше общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информацион ному. Корни многих изменений 7
кроются в новых способах создания, хранения, передачи и использования информации. Это означает, что огромное число людей все чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации. 8