"Игры на уроках английского языка"

Автор: Данина Елена Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: Волжский
Наименование материала: статья
Тема: "Игры на уроках английского языка"
Дата публикации: 13.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Игры на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет детей волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Для школьников игра – путь к познанию в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам учителя. Играя ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют ученики всех возрастов (обучающиеся начальной школы, среднего и старшего звена), особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. «Игра – особо организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потому неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную”, – писал американский психолог Джером. Брунер. Игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске
дополнительных средств для получения информации, то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает обучающимся. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе детям говорить, преодолевая все комплексы и нерешительность, способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность. Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия. Существуют различные типы игр, используемых на уроках английского языка. Рассмотрим некоторые из них: 1. Фонетические игры. 2. Лексические игры. 3. Грамматические игры.
1. Фонетические игры.
Фонетическая сторона устной речи и чтения обучающихся, как правило, значительно отстаёт от нормы. Возможно, потому, что на обучение фонетике отводится недостаточно времени в процессе занятий. При всей напряжённости, многоплановости и многообъектности процесса обучения английскому языку роль и значение фонетических навыков нельзя недооценивать. Слово меняет или совершенно теряет смысл от неправильного произношения всего лишь одного звука. Фонетические навыки относятся к числу наиболее «хрупких», они больше других подвержены деавтоматизации, т.е. разрушению из-за недостаточной или несистематической тренировки. Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками. В процессе фонетической отработки новых лексических единиц и модельных фраз учителя английского языка используют следующие игровые упражнения. Какой звук я задумала? (игра-загадка) Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший ребенок первым получает право загадать свою загадку. Назови слово (игра с предметом) Ведущий бросает мяч участникам игры по очереди, называя звук, ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Скороговорка (игра-имитация) Обучающиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стихотворение на определённый звук. Ученики разбиваются на группы по четыре человека и отрабатывают чтение одной скороговорки хором или по ролям. Например, рождественские скороговорки: 1. Santa's sleigh slides on slick snow. 2. Chilly chipper children cheerfully chant . 3. Tiny Timmy trims the tall tree with tinsel. 4. Bobby brings bright bells. 5. Running reindeer romp 'round red wreaths, etc. Игра – резиновое предложение («Снежный ком») Первый обучающийся или учитель произносит простое предложение. Следующий обучающийся повторяет его, добавляя что-то, делая его более распространенным. И так далее. Например: I helped my dad. I helped my dad to wash the car. I helped my dad to wash the car and water the trees. I helped my dad to wash the car and water the trees in the garden.
I helped my dad to wash the car and water the trees in the garden yesterday, etc.
2. Лексические игры.
Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. По этой причине учителю следует вводить новые лексические единицы тематическими группами, формируя у обучающихся базовый словарь, с помощью которого они будут строить простые и сложные синтаксические единицы. В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем: семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, звери, цвет и др. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо очень много раз повторять. Целесообразно использовать игры на карточках, картинках или кубиках, чтобы нудное заучивание новых лексических единиц не наскучило детям. Игра – части тела Учитель называет части тела, а дети показывают их на себе или друг на друге. Игра – части тела – соревнование Обучающиеся разбиваются на группы по трое. Каждая группа в ограниченный период времени должна написать максимальное количество слов по теме, например «Семья». Команда с самым длинным списком побеждает. Ромашка Это самодельная игра, для которой мы делаем ромашку. На её лепестках изображены предметы по лексическим темам, наиболее употребительные лексические единицы. Имеется дополнительный набор карточек-лепестков, дублирующих изображения предметов основной «ромашки». Эти карточки раздаются обучающимися.
Например, по теме «Спорт» (“Sports”) обучающиеся получают карточки с изображением спортивного инвентаря, мест для занятия спортом, спортсменами (ракетка, диск, мяч, сетка, спортзал, атлет, теннисист, плавательный бассейн, поле, спортивная площадка и т. д.). Разложив все карточки-лепестки на основной «ромашке», обучающийся называет каждый предмет по-английски. «Книжки – каталоги» К каждой книге имеется дополнительный набор разрезных сюжетных карточек, дублирующих основные изображения каталога, по теме (например, «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Профессии» и т.д.). Прикрепляя их с помощью магнитов, обучающийся называет английское слово.
3. Грамматические игры.
Грамматические навыки – это фундамент, без которого легко не существует понятия коммуникативности. Механический подход к усвоению грамматических конструкций (иначе говоря, простое заучивание парадигмы спряжения того или иного глагола, изолированного от контекста или речевой ситуации) имеет ряд недостатков. Речь идёт об отсутствии навыка самостоятельно, грамматически правильно конструировать предложения. Разумное использование грамматических игр как надёжное средство формирования грамматических навыков реализуется учителями английского языка на практике. Игра-зарядка «Скажи партнеру что-нибудь хорошее» Обучающиеся двигаются по классу под музыку. Когда музыка прекращается, каждый должен сказать что-то приятное тому, к кому он сейчас стоит лицом. Игра – глаза Условное наклонение. Нарисуйте профиль человека с глазами на затылке и скажите, для чего это может быть полезно (if we had eyes at the back of our heads, we would be able to say good-bye without turning).
Попросите учеников написать это предложение на листке и затем добавить не менее 10 предложений. Затем они объединяются в группы по 4 человека и выбирают 4 лучшие идеи. Их выписывают на доске и затем к доске подходят по очереди все ученики и ставят крестики у того, которые им нравятся больше всего. То, которое соберет наибольшее число крестиков, выигрывает. Так шаг за шагом, преодолевая страх перед новым и неизвестным, ученики продвигаются вперёд. Таким образом, игра, которая нравится ученикам, и правила которой они хорошо знают, может использоваться вновь и вновь. Самое главное, чтобы она была естественным продолжением ситуации на занятии. Необходимо помнить, что цель игры – обучение иностранному языку. Список литературы 1. Китайгородская Г.А.. Методика интенсивного обучения иностранному языку. – М.: МГУ, 1986. 2. Бим И.Л., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе //Иностранные языки в школе. – М., 1995. – № 3. – С. 6 – 11. 3. Ильченко Е. В. Игры, импровизация и мини-спектакли на уроках английского языка / Е.В. Ильченко. – М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2003. 4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арктика–Глосса, 2000.