Программа внеурочной деятельности для учащихся 2 классов "Калейдоскоп здоровья"

Автор: Полынский Виталий Георгиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.о. Кинель Самарской области
Наименование материала: программа
Тема: Программа внеурочной деятельности для учащихся 2 классов "Калейдоскоп здоровья"
Дата публикации: 13.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа внеурочной деятельности

для учащихся 2 классов

«Калейдоскоп здоровья»

Где здоровье, там и я.

Со здоровьем мы друзья.
Направление: спортивно-оздоровительное Вид деятельности: игровой Возраст школьников: 2 класс Авторы-составители : учителя физической культуры ГБОУ СОШ №4 г.о. Кинель п.г.т. Алексеевка Самарской области Полынский В.Г., Полынский В.В. 2015 год

Пояснительная записка
Быть здоровым — это модно! Здоровье – это великая человеческая ценность. Природа подарила человеку многое, наделила его огромными возможностями. Но воспользоваться ими можно лишь при условии, если человек — хозяин самого себя, если он умеет управлять своим телом, умом, душой. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих. Программа построена на основе программы курса «Здоровье», под редакцией д.м.н. В.Н.Касаткина, которая рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Данная программа « Калейдоскоп здоровья» является продолжением авторской программы для учеников 1 классов « Будь здоров , малыш!». Занятия проводятся во 2 классах в рамках дополнительного образования 1 раз в неделю, 34 часа в год. Курс кружка «Калейдоскоп здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматри - ваемые в школьной программе по физической культуре, окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укре - пить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздорови - тельные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и со - циальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих забо - леваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизнен - ным ресурсам своего организма.
Актуальность
Рабочая программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп здоровья» отвечает требованиям ФГОС, решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Актуальным
мы видим воспитать ребенка не только знающего, но и здорового, доброго, способного прийти на помощь в любую минуту, адаптированного к жизни в обществе. Именно в начальных классах формируется будущее здоровье ребенка, его социальная зна - чимость и активность, умение находить общий язык со сверстниками , закладывается отношение к себе и окружающим. Данная программа 2
научит ребят вести здоровый образ жизни.
Новизна
В прошлом учебном году мы написали программу для учеников 1 классов « Будь, здоров, малыш!», новая программа « Калейдоскоп здоро- вья» для учеников 2 классов является продолжением и включает уже блоки для изучения тем в области здоровья на уровень сложнее. Программа дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих. И в этой программе всё обучение построено в виде игровых заданий, они интересны и понятны. В каждый блок данной программы включены мульт-уроки, после просмотра следует обсуждение, ребята размышляют, задают вопросы, выполняют задания. Это позволяет ребятам раскрывать свои творче- ские способности, личностные качества. Все задания решаемы, так как сначала в игровой форме происходит объяснение темы, потом в той же игровой форме дети выполняют задания.
Цель:
Формирование ценностного отношения к здоровью , сохранение и укрепление здоровья , воспитание полезных привычек и пропаганда фи - зической культуры, спорта.
Задачи:
 формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;  расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;  развитие двигательных качеств;  привлечение родителей к совместной спортивной деятельности;  воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;  уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций;  помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Применяемые технологии:
 Личностно- ориентированный подход  Здоровьесберегающие технологии 3
 Информационные технологии  Метод проектов  Игровые технологии
Ожидаемые конечные результаты :
 Сформировать потребность в здоровом образе жизни.  Активизация интереса детей к занятиям физической культурой, спортом.  Сформированность ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих .  Умение выполнять последовательные действия при эвакуации из помещения возникновении пожара.  Представление о внешних проявлениях внутренней культуры, умеют создавать свой положительный образ, соблюдают правила по - ведения.  Выработка правила поведения в ситуации, когда рядом опасный человек, изучить способы выхода из опасной ситуации и привлече - ния помощи;
Личностные результаты –
отражают индивидуальные личностные каче ства обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы. Это:  - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;  - навыки формирования собственной культуры здорового образа жизни;  - знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения; 
-
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;  - готовность к личностному самоопределению;  - уважительное отношение к иному мнению;  - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; 4
 - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;  - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;  - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;  - оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты -
характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:  - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интере - сы своей познавательной деятельности;  - умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физиче ские, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  - умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных пози - ций;  - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совмест - ной деятельности.
Метапредметные связи программы

Предмет

Интеграция с другими науками

Содержание программы
Окружающий мир. ОБЖ. Организм человека. Красота телосложения. Наше питание. Безопасная жизнь. Мои эмоции. Я и люди вокруг меня Осанка – это красиво. Разговор о правильном питании. Правила дорожного движения. Твоя безопасность. Музыка Ритм. Такт Разминки под музыкальное сопровождение Труд Трудовые операции. Выставка аппликаций. Подготовка проектов . Рисование Мир художественных красок. Выставка рисунков. Физическая культура Отличие физических упражнений от трудовой деятельности. Игры. Развитие основных качеств человека: силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости 5
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на занятии.  Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.  Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2. Познавательные УУД:
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3. Коммуникативные УУД
:  Умение донести свою позицию до других  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.  Привлечение родителей к совместной деятельности .
Методы работы:
 лекции;  беседы; 6
 диспуты;  ролевые и деловые игры;  практические работы;  праздники
Методические рекомендации

При организации работы должны
:  учитывать санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся,  совершенствовать двигательную активность детей: физкультминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортив- ном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Основные направления содержания программы :
Программа рассчитана на 1 учебный год, возраст детей -8 лет, составляет 34 часа и состоит из 7 блоков:
1 блок
- Самопознание. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недо - статкам. Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Пускай, во всем, что совершаешь ты,



Проступит свет душевной чистоты.

Ведь, сила не во внешности твоей,

А в благородстве мыслей и затей.

2 блок
– Я и другие. Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в об - щественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми. Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности. 7

На других ты не похож,



Тем для мамы ты хорош.

3 блок –
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. Гигиена полости рта. Гигиена тела. Гигиена труда и отдыха. Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Профилактика инфекционных заболевании.Микромир: микробы, простейшие, гриб- ки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д. Представление об активной защите - им - мунитете.


Есть такие вирусы,



Вирусы-вредилусы.



Попадут ребёнку в рот –



Заболит от них живот.

4 блок
- Питание и здоровье. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Традиции приёма пищи в разных странах. Обработка пищевых продуктов перед употреблени - ем. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.
Учить уроки, чтоб на «пять»,



И спортом заниматься,



Чтоб мозг и мышцы укреплять,



Нам надо правильно питаться.

5 блок
– Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Безопасное поведение на дорогах . Основные ситуации-«ловушки», в ко- торые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми».Правила безопасного поведения у ж/д путей. Бытовой и уличный травматизм
.
Опасные факторы современного жилища, школы игро- вой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. 8
Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Блок делится на 2 раздела:
-Безопасность на дорогах.





Где кататься детворе?



На спортплощадке во дворе!



Нет машин, асфальт прекрасный,



Там и ездить безопасно.

- Безопасность в быту, профилактика травматизма

Если дом пожар охватит,

Ты спокойно не сиди



И не прячься под кроватью,



А из дома выходи.

6 блок
– Предупреждение употребления психоактивных веществ. Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди упо - требляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми, упо - требляющими психоактивные вещества.


Порокам, что заводят в Ад,



Мы скажем дружно «Нет!».



Пусть расцветает счастья сад,



Жизнь длится сотни лет!
9

7 блок
– Основные физические качества : ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость. Теория вопроса. Практические занятия. Выпол- няем правильно упражнения. Развиваемся в игре.


Чтоб успешно развиваться



Нужно спортом заниматься



От занятий физкультурой



Будет стройная фигура

Учебно-тематическое планирование - 2 класс.
10



п/п

Тема

УУД

Всего часов
1.
1 блок - Самопознание.

Проблемное поле: Пускай, во всем, что совершаешь ты,

Проступит свет душевной чистоты.

Ведь, сила не во внешности твоей,

А в благородстве мыслей и затей.
1.Урок-игра « Из чего же сделаны наши мальчишки, из чего же сделаны наши дев- чонки» 2.Урок- презентация « Познай себя» 3. Урок-диспут « Такие обычные « необычные» люди. 4. Альбом – презентация « Моя семья» 5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Очень важен спорт для всех.

Он - здоровье и успех.

Р.:
применять подбор информации для составления портфолио.
П.:
называть органы и части тела, их функциональное предназначение
К.:
взаимодействовать со сверстни- ками в процессе совместного освое- ния занятий о здоровом образе жиз- ни.
5
1 1 1 1 1 2.
2 блок
-
Я и другие.

Проблемное поле: На других ты не похож,



Тем для мамы ты хорош.
1 Игра « Правила дружбы». 2. Урок-игра, мультфильм. « Осторожно! Незнакомый человек» 3. Урок - путешествие 4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Р.:
применять подбор информации для составления портфолио.
П.:
уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми.
К.:
взаимодействовать со сверстни- ками в процессе совместного освое- ния занятий о здоровом образе жиз- ни.
4
1 1 1 1 3.
3 блок- Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний

Проблемное поле: Есть такие вирусы,

Р.:
желание осознавать свои трудно- сти и стремиться к их преодолению,
5
11



Вирусы-вредилусы.



Попадут ребёнку в рот –



Заболит от них живот.
1. Учимся чистить зубы с мультипликационными героями «Кругосветное путеше- ствие за ослепительными улыбками» 2. Мульт-уроки. 1).«Федорино горе» по мотивам сказок Чуковского. О том, как плохо быть грязнулей. 2).«Уроки тетушки Совы. Мудрые сказки». 3. Урок-презентация «
Скажи микробам «НЕТ!
» 4. Твоя безопасность «Способы защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски и другое » 5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр. способность к самооценке.
П:
уметь соблюдать элементарные правила режима питания, навык об- работки фруктов и овощей перед их употреблением
К.:
слушать собеседника, взаимо- действовать с учителем, однокласс- никами для решения конкретных за- дач, договариваться и приходить к общему мнению в совместной дея- тельности. 1 1 1 1 1 4.
4 блок -Питание и здоровье.

Проблемное поле: Учить уроки, чтоб на «пять»,



И спортом заниматься,



Чтоб мозг и мышцы укреплять,



Нам надо правильно питаться.
1.Мульт-урок « Приключения Тани и Вани в стране полезных продуктов» 2.Урок- зачет. Защита проектов « Полезные и вредные продукты» 3.« Овощи и фрукты – полезные продукты» 4
.
Урок-путешествие « Национальная кухня разных стран» 5. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр. Поездка в г. Самара -« Данон»( поговорим о полезных свойствах молочных продук- тов)
Р.:
применять подбор информации для составления портфолио
П.:
развивать умение осознанно и произвольно строить речевые вы- сказывания в устной форме.
К.:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудниче- стве необходимую взаимопомощь
5
1 1 1 1 1 5
5 блок- Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

1 раздел. Безопасность на дорогах.

Проблемное поле: Где кататься детворе?



На спортплощадке во дворе!

Р.:
применять подбор информации для составления буклета
П.:
развивать умение осознанно и произвольно строить речевые вы-
7
12



Нет машин, асфальт прекрасный,



Там и ездить безопасно.
1.У нас в классе гости. « Здравствуйте, инспектор ГИБДД!» ( Говорим о ПДД) 2. Урок- зачет. « Готовим буклеты «Это должен каждый знать» 3.Твоя безопасность « Осторожно, впереди поезд!»
2 раздел. Безопасность в быту, профилактика травматизма

Проблемное поле: Если дом пожар охватит,

Ты спокойно не сиди



И не прячься под кроватью,



А из дома выходи.
1.Мульт-урок « Знать об этом должен каждый, безопасность – это важно!» 2.Урок-зачет. Составление буклета « ОБЖ в картинках» 3. В гостях врач. « Здравствуйте, доктор!» (Оказание первой медицинской помощь при…) 4. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр. сказывания в устной форме, уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге
К.:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудниче- стве необходимую взаимопомощь
Р.:
применять подбор информации для составления буклета
П.:
уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах, уметь распознавать опасные зоны в поме- щении, на улице
К.:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудниче- стве необходимую взаимопомощь 1 1 1 1 1 1 1 6
6 блок - Предупреждение употребления психоактивных веществ

Проблемное поле: Порокам, что заводят в Ад,



Мы скажем дружно «Нет!».



Пусть расцветает счастья сад,



Жизнь длится сотни лет!
1.Мульт-урок. Наши враги.( Вредные привычки. Вред табачного дыма. Что такое ал- коголь и чем опасное его употребление) 2.Защита проектов. «Вредные привычки в картинках» 3. Игротека. Движение – жизнь. Разучивание новых игр.
Р.:
желание осознавать свои трудно- сти и стремиться к их преодолению, способность к самооценке.
П.
: понимать, что алкоголизм и нар- комании - трудноизлечимые заболе- вания
К.:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудниче- стве необходимую взаимопомощь
3
1 1 1 7
7 блок - Основные физические качества : ловкость, выносливость, быстрота,

сила, гибкость.

Проблемное поле: Чтоб успешно развиваться



Нужно спортом заниматься



От занятий физкультурой



Будет стройная фигура

Р.:
желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке.
П.:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
5
13
1. Поговорим о физических качествах. 2. «Веселые старты» 3.Подвижные игры 4.Кокурсная программа « Самые ловкие» 5.Урок- путешествие «На пути Спортландия» результате совместной работы всего класса.
К.:
взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий и умений о здоровом образе жизни. 1 1 1 1 1
Итого

34ч
14

Используемая литература :
1. Междисциплинарная программа «Здоровье», разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина 2. Физиология и гигиена младшего школьника, 1 - 4 классы. Авторы: В. И. Кирпичев, Владос,2002 г. 3.Барышников В.Я. Мы выбираем физическую культуру. - Екатеринбург, 2007г. 4. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма.- М.:Медицина. 5. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина. 6.Программа для учеников 1 классов « Будь здоров, малыш!» Авторы: Полынский В.Г., Полынский В.В., Самара – 2014 год 7.Интернет-ресурсы:стихи,загадки,рисунки, мультфильмы 15