"Система работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в области астрономии"

Автор: Криволапова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад № 99 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Система работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в области астрономии"
Дата публикации: 13.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Система работы по развитию познавательно-

исследовательской деятельности старших дошкольников в

области астрономии»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения. Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется развитию умения задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них, развитию самостоятельности в познавательной деятельности. Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО заключаются в поддержке инициативы детей, формировании познавательных интересов и познавательных способностей дошкольника в различных видах деятельности. На современном этапе обучения и воспитания педагог не должен детям давать знания в готовом виде, он побуждает детей видеть и решать новые
проблемы, открывать новые знания самостоятельно. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Кроме того, формирование готовности воспитателей к развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста определяется необходимостью применения в современном дошкольном образовательном учреждении наиболее эффективных средств воспитания, обучения и развития. Развитие кругозора, расширение познавательной сферы, пробуждение интереса к миру происходит в различных видах деятельности: общении, художественной, игровой, познавательно-практической. Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей со сложными научными понятиями в области астрономии нужно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать минимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения. Образовательная деятельность с дошкольниками по формированию естественнонаучных представлений о космосе носит личностно- развивающий характер взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, эта деятельность построена на основе самостоятельности и активности ребенка в выборе содержания своего образования, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Правильно построенная работа по формированию основ научных знаний стимулирует мыслительную деятельность ребенка, способствует познавательной, творческой активности, развитию воображения.
Поэтому передо мной встала задача – удовлетворить познавательные способности детей, что в свою очередь приведет к формированию у них познавательной активности, воспитанию патриотических чувств (гордость за российских космонавтов-первооткрывателей космоса), формированию нравственных ценностей. Исходя из выбранного мною направления работы с детьми, я поставила цель - сформировать у детей старшего дошкольного возраста научные представления о космическом пространстве, объектах, освоении космоса людьми. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания о строении Солнечной системы. 2. Познакомить детей с наукой «Астрономией, людьми, посвятившими себя изучению данной науки. 3. формировать познавательный интерес к природе земного и небесного пространства. 4. Познакомить детей с физическими приборами для изучения космического пространства. 5. Формировать мыслительные операции: сравнение, классификация, обобщение. 6. Развивать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. В помощь воспитателям предлагается практический материал в виде игр, экспериментов. Использование предложенного материала в работе с детьми позволит дошкольникам овладеть способами взаимодействия с окружающим миром, сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру науки.

Серия познавательных занятий по астрономии

со старшими дошкольниками (дети 5-6 лет)
Месяц Содержание Задачи Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет). Сентябрь «В гостях у гнома астронома» игра «Что выше неба?» Познакомить детей с наукой астрономией. Сентябрь «В странеТысячи Солнц» игра «Звезды на небе» Опыт «Почему звезды мерцают» Познакомить детей с картой звездного неба. Сформировать понятия, что причина мерцания в том, что воздух состоит из различных газов, которые приходиться пронизывать звездному свету. Световые лучи встречаются с газовыми слоями, отсюда различная яркость звезд. Октябрь «Созвездия» Игра «Нарисуй по точкам», «»Найди самые яркие созвездия» Формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями, Познакомить детей с созвездиями Большой и Малой медведицы Октябрь «Звезда по имени Солнце» Опыт «Далеко - близко», игра «Солнечный лучик», ТРИЗ «Солнце: хорошо-плохо» Дать представление детям о Солнце, как о звезде -источнике тепла, вызвать эмоциональный отклик на исследовательскую деятельность. Ноябрь «Космос. Вселенная. Звезды» Уточнить представление детей о космосе, вселенной. Опытным путем установить свойство звезд: светить постоянно. Ноябрь «Влияние Солнца на смену частей суток на Земле» Определить с детьми значения свойств Солнца и смены частей суток для жизнедеятельности людей, животных, растений на планете Земля. Актуализировать у детей способ действий - экспериментальное моделирование, для получения знания о влиянии Солнца на смену частей суток на Земле, его обобщения и знаковую
фиксацию (условными обозначениями). Декабрь «Солнышкина семья» Сформировать представления детей о количестве планет Солнечной системы, развивать способность детей моделировать Солнечную систему с помощью макетов планет. Декабрь «Планеты, стройся по порядку!» Продолжать знакомить детей с названиями планет Солнечной системы, их особенностями. Январь «Тайны звездного неба» Упражнять детей в выделении признаков объекта, развивать ассоциативное воображение. Февраль «Страна Зодиакалия» Закрепить представления детей о звездах, созвездиях, их названиях, образных изображениях. Познакомить детей со своим знаком зодиака. Февраль «В гостях у сестры Солнца - небесной красавицы по имени Земля» Опыт «Голубая планета» Сформировать представления детей о возникновении Земли, особенностях земной поверхности. Место Земли в семье Солнца. Март «Луна и Солнце. Секреты Луны» Способствовать выявлению детьми свойств Луны как небесного тела в сравнении с Солнцем. Определять фазы Луны с помощью экспериментального моделирования. Март «Почему Луна не падает на Землю?» Сформировать элементарное представление у детей о силе притяжения (на основе опыта). Апрель «Поехали!» «Первый космонавт Земли» Формировать знания детей о первом в мире космонавте Ю. Гагарине, конструкторе ракет Королеве, Май «Экология космоса» Смоделировать с детьми ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе, способы
их устранения. Май «Деловая игра «Что, где, когда?» Уточнить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики, способность самостоятельно делать простейшие умозаключения и обосновывать свое решении.

Опыт Солнечная корона».

Цель:
Актуализировать у детей способ действий - экспериментальное моделирование, для получения знаний о способности Луны наблюдать солнечную корону.
Оборудование:
настольная лампа, прямоугольной формы картон с проделанным в нем отверстием.
ПРОЦЕСС
. Включите лампу. Закройте правый глаз. Картонку поднесите к левому глазу. Сквозь дырочку смотрите на включенную лампу.
Что мы видим?
Глядя сквозь отверстие, можно прочитать надпись на лампочке.
ПОЧЕМУ?
Картонка перекрывает большую часть света, идущего от лампы, и дает возможность рассмотреть надпись. Во время солнечного затмения Луна заслоняет яркий солнечный свет и дает возможность изучить менее яркую внешнюю оболочку — солнечную корону.


Опыт «Голубое небо»

Цель:
Установить, почему Землю называют голубой планетой.
Оборудование:
стакан, молоко, ложка, фонарик.
ПРОЦЕСС:
1. Наполните стакан водой. Добавьте в воду ложку молока и размешайте. Установите фонарик над поверхностью воды и посмотрите на воду через свет. - Какой цвет вы увидели? (голубоватый оттенок) 2. Детям предлагается светить фонариком в бок банки и смотреть через воду прямо на свет. -Как окрасилась вода? (вода имеет розовый оттенок). 3. Посветите фонариком под банкой и посмотрите на воду сверху вниз. Дети наблюдают более глубокий красноватый оттенок. Вывод: Солнечный свет содержит все цвета радуги, и разные цвета рассеиваются по-разному в зависимости от источника света. Солнечный луч окрашивает воздух высоко над нашей головой! Солнце посылает на Землю свои лучи, но им приходится пробиваться через толстый слой воздуха, который окутывает Землю. А солнечный луч, как мы теперь с вами знаем, многоцветный, ведь он состоит из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов. И вот, когда этот многоцветный луч проходит через толстый слой воздуха, частицы воздуха рассеивают, разбрызгивают все цвета солнечного спектра, но больше всего, сильнее всего именно его голубую часть, и потому небо окрашивается голубым цветом. Потому что цвет неба — это голубые брызги разноцветного солнечного луча.