"Диктант для шпиона" или Повторение изученного по теме "Числительное"

Автор: Белоусова Вера Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мичуринская СОШ" Брянского района
Населённый пункт: п. Мичуринский
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Диктант для шпиона" или Повторение изученного по теме "Числительное"
Дата публикации: 14.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Диктант для шпиона»

или

Повторение изученного по теме "Числительное»

Цель:

1.
повторить, обобщить полученные знания по данной теме, подготовиться к диктанту, опознавать числительные и правильно употреблять в речи (устной и письменной);
2.
правильно писать числительные.
Задачи:
1. Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме «Числительное» 2. Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры- соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся. 3. Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса. 4. Преодолеть пассивность деятельности ребенка и пробудить желание к взаимодействию Раздаточный материал: 1. Листы с диктантом 2. Бланк оценивания
Ход урока
I.
Слово учителя
: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами попробуем все наши знания, приобретенные по теме Числительное» применить на практике, проверим, что вы знаете о числительном. Вы напишите диктант, но этот диктант не обычный, он для шпионов. Вы сегодня не просто ученики, вы две группы шпионов, которые должны передать информацию своим и выполнить все поставленные задачи. Правила очень просты:
1. Класс делится на 2 группы, у каждой свой диктант 2. В каждой группе есть свой командир, шпион, разведчик, секретарь 3. Листы с диктантом висят перевернутые на доске, задача шпиона подойти к доске, прочитать, запомнить текст и продиктовать его своей группе. Ходить к доске можно любое количество раз. 4. Задача разведчиков: после того, как диктант записан, подойти к учителю и узнать задания к диктанту, рассказать о них своей группе и вместе со всеми выполнять. 5. Задача секретаря: следить за работой группы, в конце урока в листе оценивания поставить оценки за работу. 6. Задача командира: следить за дисциплиной и за тем, как выполняется работа, помочь секретарю выставить оценки группе.» II. Работа с текстом:
Текст и задания для первой группы
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара. Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов. Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры. Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло. Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (По материалам книги «Энциклопедия чудес природы») (113 слов) Задания. 1) Выпишите числительные, укажите их разряд. 2) Подчеркните составные числительные 3) Просклоняйте числительное 1640. 4) Произведите морфологический анализ слов: одна тысяча шестьсот сорок; 5) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Текст для второй группы:

Я пошел в пятый класс в 1947 году. Правильней сказать, поехал. У нас в деревне была только начальная школа. Поэтому, что бы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за 50 километров в райцентр… Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год еще не отпустил. А нас у матери было 3, я самый старший.
Весной я глотал сам и

заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и

ржи, чтобы развести посадки в животе
. Тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались. А может быть, он был настолько мал, что мы его не почувствовали. (По В. Распутину)(110 слов) Задания. 1) Выпишите числительные, укажите их разряд. 2) Подчеркните составные числительные 3) Просклоняйте числительное 1947 4) Произведите морфологический анализ числительного 50 5) Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня славно потрудились, командир соберет ваши тетради и отдаст мне на проверку. При оценивании работ я обязательно учту оценки секретаря.  Итак, сегодня на уроке мы потренировались находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать.  Интересно ли было вам на уроке?  Что больше всего понравилось?  Какой вывод вы сделали для себя сегодня?
Домашнее задание:
подготовиться к контрольному диктанту, записать 5 пословиц или поговорок с числительными, два любых числительных просклонять.