"Особенности организации психолого-педагогической деятельности по профилактике и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций у дошкольников"

Автор: Боровских Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11 "Сказка"
Населённый пункт: г.Балаково
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации психолого-педагогической деятельности по профилактике и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций у дошкольников"
Дата публикации: 14.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обратимся к рассмотрению особенности организации психолого- педагогической деятельности по профилактике и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций у дошкольников. Каждый конфликт в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее продуктивно это делать на ранних стадиях, т.е. на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Обычная обида может послужить проявлениями жестокости по отношению к своим противникам или обидчикам. А обиды могут заставить детей играть роли, не сопоставимые с их внутренним миром. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Существуют следующие типы конфликтной личности демонстративный, неуправляемый, целенаправленный конфликтный. Рассмотрим их более подробно. Демонстративный конфликтный тип – у него резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в лице других, отношения к взрослым и детям определяются взаимной оценкой, очень зависим от оценки окружающих взрослых и детей, рациональное начало выражено слабо, хорошо чувствует себя в поверхностных конфликтах, возникающих по мелким причинам, в стычках отрицает факт того, что является их инициатором и источником. Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контроли руемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы по ведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой, требу ет подтверждения своей значимости, в конфликтах и своих неудачах виновными считает других (внешнее окружение), плохо социализируемая, конфликтная личность, не умеет
планировать свою деятельность, уроков не извлекает, такой ребенок малообучаем, плохо поддается воспитательным воздействиям. Целенаправленный конфликтный тип – характерен тем, что использует конфликт как средство достижения своих целей, в конфликте выступает активной стороной. Склонен к манипуляциям и играм, очень рационально ведет себя в конфликтной ситуации, просчитывает варианты по типу: «если я так, то ...», знает слабые и сильные стороны соперника, в споре пытается доказать свою правоту, напорист в достижении чего-либо, подавляет более слабых детей. При анализе конфликта его биполярность обнаруживает ся во взаимодействии сторон, которое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия. Процесс взаимодействия и в конфликте представляет собой серию взаимных направленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия используют разнообразные приемы и техники влияния на партнера, которые специфичны для кооперативного или конкурентного взаимодействия. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использованием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на «выигрыш» обоих или на достижение односторонних преимуществ Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом ее сущности, целей; динамики, особенностей участников, их эмоционально-психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми. При формировании структуры группы, участие воспитателя в этом процессе не всегда обязательно, что является катализатором объединения детей. В группе может происходить спонтанное распределение ролей: кто-то начинает верховодить или подчиняться, кто-то действует в этой связи по ситуации, когда как, а некоторые оказываются в роли «изолированных» или «отвергнутых». Если не брать крайности, то это естественное развитие событий, проявление индивидуальных различий, особенностей темперамента
и характера. Однако для того, чтобы эти различия проявились, чтобы в группе возникли отношения, отражающие реальное положение вещей, нужно определенное время. Вспоминая о конфликтной ситуации, дошкольник испытывает чувства неуслышанности, отвержение его точки зрения, обиды. Поэтому попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышению напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своем привычном стиле отношений. Более того, может процветать узурпация власти, агрессивность, унижение слабых, показушно-примерное поведение при необходимости. Группа может поляризоваться, начаться борьба за монопольное влияние и часто могут возникать конфликтные ситуации. В этих условиях дети по-разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других – невротизация, страх и неприязнь к детскому саду. В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач.