"Внеурочная деятельность в начальной школе"

Автор: Клепикова Алла Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка, Аннинского района, Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность в начальной школе"
Дата публикации: 14.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ Васильевская ООШ Клепикова Алла Васильевна Учитель начальных классов
Внеурочная деятельность в начальной школе .
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В организации внеурочной деятельности нашей школы учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов. Для организации внеурочной деятельности мы используем различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи … В школе разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В 2015-2016 учебном году я работала во 2-4 классе. Систему внеурочной деятельности реализовывала по трем разделам направления развития личности обучающихся: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно 1
расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально- творческих мероприятий. Спортивно-оздоровительное направление было представлено программой «Здоровей-ка». Цель: укрепление и сохранение здоровья, формирование у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания в согласии с законами природы, законами бытия. Методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержали познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения…), необходимые для развития навыков ребенка. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагались практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. В рамках программы «Здоровей-ка» учащиеся оформили плакат «Здоровье», составили памятки «Режим дня» и «Здоровый сон», «Меню» для завтрака, обеда и ужина, подготовили информационные рисунки «Полезные и вредные продукты», провели праздники «Путешествие в страну здоровья», «В гостях у Мойдодыра». Общеинтеллектуальное направление было представлено программой «Школа мудрецов». Цель: дать возможность проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также повышение уровня знаний учащихся. При проведи занятий использовались следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполнялись практические работы (тренинги). Были проведены: - интеллектуальные игры «Муха», «Почтальон», «Ход конем», - конкурс-соревнование «Думай, смекай, отгадывай» в рамках Дня открытых дверей, - тренинги, КВН, - групповые и индивидуальные исследования, беседы, - выставки, выпуск газеты в рамках Недели математики, составление кроссвордов… Общекультурное направление представляла программа «Волшебная шкатулка». Цель: формирование интереса к чтению, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа, приобщение к активной творческой деятельности, к сокровищнице отечественного театрального искусства, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества. 2
По этому направлению осуществлялась работа в форме игровых занятий; мини-спектаклей; конкурсов; выставок; тематических праздников; работ с книгой (чтение и обсуждение прочитанных книг), сочинительства, изготовления декораций; театральных игр, способствующих развитию фантазии, воображения, внимания детей, помогающих устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями; постановка спектаклей. Дети инсценировали сказки «Теремок», Цветик-семицветик», «Чиполлино» и показали их родителям. Совместно с библиотекарем провели праздник «Посвящение в читатели» и показали его родителям. В конце проводимых значимых мероприятий подводились итоги, работа детей поощрялась и награждалась. Так после проведения праздника «Думай, считай, отгадывай» учащиеся получили сладкие «Медальки». А призом праздника «Путешествие в страну здоровья» стали фрукты – груша и яблоко. Благодаря работе по эти направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно, проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. . 3