"Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нравственно-патриотический фактор воспитания"

Автор: Емельянова Лайла Алимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нравственно-патриотический фактор воспитания"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Емельянова Л.А. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска, к.и.н.
«Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нрав-

ственно-патриотический фактор воспитания».
Говорили мне: - Брось чудачества, Но глаголю я вновь и вновь, Что осталось, живёт казачество, Вечна наша казачья кровь.
В.Ходарев
История казачества в прошлом не являлась предметом всестороннего, глу - бокого анализа. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ши - рится возрождение казачества. Ставропольский край, как и весь Северокавказ - ский регион – особая многонациональная и многоконфессиональная территория России, где казачеству отводилась и отводится консолидирующая роль. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Ставропольского края. Именно на здоро - вых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное совре - менное общество. Богатая культура российского казачества представляет осо - бый интерес и дает возможность активно изучать и культивировать в практиче - ской деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы ду - ховно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Возрастающий интерес к прошлому казаков, в том числе, и к проживаю - щим на Северном Кавказе, со стороны научной общественности, широких сло - ев населения, лидеров возрождения казачества, актуализирует изучение истории казачества в общеобразовательной школе. Необходимость изучения данного курса обусловлена и изменением государственной политики по отношению к казачеству. Так,
Концепция государственной политики Российской Федера -

ции
в отношении российского казачества (3 июля 2008 г.) придает особую зна - 1
чимость «проведению исследований по вопросам истории становления и разви - тия российского казачества». 1
Федеральный государственный образователь -

ный стандарт основного общего образования
(17 декабря 2010 г.) акцентиру - ет внимание на воспитании российской гражданской идентичности: патриотиз - ма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России. Не изучая процесс образования и развития отдельных областей, нельзя объективно осветить историю нашей страны . При этом следует учитывать, что история одного региона или отдельного народа не развивается в изоляции. Ее необходимо изучать с позиций глобального исторического процесса в целом, дополняя его основные характеристики. 2
Концепция нового учебно-

методического комплекса по отечественной истории
рассматривает историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса , с обязательным пониманием особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире. Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выра - ботала существенные качественные основы духовности и нравственности лич - ности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личност - ной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных уста - новок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. История России - это в значительной мере история войн, в которых россия- не, казаки в том числе, проявляли героизм и мужество, переносили неимовер - ные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недав - ние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. В настоящее время активно изучаются различные аспекты исторического становления казачьих войск южных регионов страны. В этом процессе не стали 1 Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. - Ставрополь, 2009. - С.5-6. 2 Сахаров А.Н. О новых подходах в истории России // Вопросы истории. – 2002. - №8. - С.9. 2
исключением волжские казаки, часть из которых переселилась на Кавказ в 1771 г. и составила Моздокский полк, некоторые станицы которого входят в админи - стративные границы современного Ставропольского края. Вторая волна волж - цев вместе с хоперскими казаками переселилась с р. Волги и р. Хопер (приток Дона) в 1777 г. на территорию Ставрополья. Все они стали неотъемлемой ча - стью этнической картины региона. 3 С собой казаки несли культуру, традиции, зародившиеся на Волге и на Дону, которые первоначально сильно отличались от культуры, проживавших из - давна на Кавказе гребенских казаков. Особенно это проявлялось в костюме, кухне, песнях, танцах. Ставропольское казачество – это уникальный конгломе - рат слияния нескольких казачьих ветвей – донского (хоперского), волжского. И именно эти культурные сердцевины лежат в основе нашего ставропольского ка - зачества. Работу по изучению истории казачества я начала задолго до официального внедрения казачьего компонента в образовательную программу края. В период работы над диссертацией «Экономическое развитие Волжского казачества в пе - риод Кавказской войны», параллельно был собран материал, который приме - нялся на уроках истории как региональный компонент. Итоги работы были представлены на заседаниях городского МО, на конкурсе «Учитель года» и т.д. А в связи с внедрением казачьего компонента с 2014-2015 гг. учебного года тема самообразования «Преподавание казачьего компонента в школе как нрав- ственно-патриотический фактор воспитания» выстроилась логически, учитывая предыдущие наработки. На изучение истории казачества в школе выделен 1 час с неделю в форме спецкурса с 5-го класса. В настоящем учебном году учащиеся 6 класса продол - жают изучение курса. Параллельно сохраняется спецкурс «История Ставро - польского края» в 6 классе, что позволяет изучать не только историю казаче - ства, но и историю всех народов, населяющих наш регион с древности. 3 Емельянова Л.А. Емельянов О.Б. Хозяйственное развитие Волжских станиц Терского Кавказского линейного казачьего войска в контексте военно-политических процессов (1840 – 1864). РГГУ. - Георгиевск. 2014. - С.4. 3
В 5 классе учащиеся знакомятся с историей появления казаков на Северном Кавказе с помощью фольклорного материала: сказаний, былин, песен. Изучают семейные и военные традиции казаков, быт, историю костюма и т.д. Учащиеся проводят исследования, готовят индивидуальные и групповые проекты, пред - ставляют свои работы на конкурсах, конференциях. Так, в 15.05.2015 был проведен конкурс проектов среди учащихся 5-6 классов «Казачество Ставрополья». Победителями стали группа учащихся 6 А класса с проектом «Духовные традиции казачества». Второе место у учащихся 5 В класса с проектом «Оружие казачества». В честь празднования 70-ти-летия Великой Победы учащимися в мае 2015 г. была проведена конференция, на которой дети представляли «Книги памяти» своих классов. Учащиеся 5 В класса посвятили несколько работ исследованию «Казачество Ставрополья в годы Великой Отечественной войны». Несмотря на то, что введение казачьего компонента рассматривается в рам - ках внедрения ФГОС ООО, т.е. с 5 класса, в школе история казачества изучается во всех классах в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Осо - бенно эффективными являются бинарные уроки. Урок «Трагедия казачества в романе «Тихий Дон» в 11 классе – это интеграция литературы и истории. Троицкий Даниил, ученик 9 Б класса занял 2 место на Краевом конкурсе творческих работ «Я живу на Кавказе», который проводился Краевым центром развития детей и юношества им. Ю.А.Гагарина, г. Ставрополь с поисково-опи - сательным проектом «Атаман Гордей Тутов». Особенно интересна эта работа тем, что Дании получил не только грамоту за 2 место, но и книгу «Станицы Ставрополья» от автора и с подписью издателя с ценнейшими фотографиями его прапрадеда. У семьи этих фото не было. Для успешного внедрения курса была разработана авторская программа, которая представлена на Краевом заочном конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию регио - нального казачьего компонента в системах общего и дополнительного образова - ния «Развитие казачества средствами образования», проводившемся Краевым 4
центром развития детей и юношества им. Ю.А.Гагарина, г. Ставрополь. Про - грамма заняла первое место и получила положительный отзыв профессора ПГЛУ Ю.Ю.Клычникова. Значительную помощь во внедрении курса оказывает методическое посо - бие, разработанное группой кавказоведов Ставропольского края, Краснодарско - го края – «Казачество в истории Ставрополья», соавтором которой являюсь и я. Это издание было анонсировано 17 декабря 2014 года на краевом методическом семинаре «Особенности преподавания регионального казачьего/кадетского компонента в образовательных организациях Ставропольского края», который был проведен Министерством образования и молодежной политики Ставро - польского края. Мной был представлен доклад «История формирования казаче - ства в Ставропольском крае как фактор нравственно-патриотического феномена воспитания». Параллельно с методической работой ведется научно-исследовательская де- ятельность по изучению казачества Ставропольского края, которая представле - на публикациями в сборниках научно-исследовательских конференций, в трех книгах, одна из которых монография. Только за период с 2010 г. Опубликовано 35 научных статей, три из которых представлены в сборниках, включенных в список ВАК. Кроме того, регулярно методические материалы публикуются на различных педагогических сайтах. Внедрение регионального компонента только началось, это долгосрочный проект. Свою авторскую программу я составляла с учетом преподавания исто - рии казачества до 9 класса. В Терском казачьем войске Волгский (1, 2 и 3) казачий полк считался од - ним из старейших и почетных полков. Они покоряли Кавказ, громя полчища Гази-Магомеда и Шамиля, сражались с турками и персами. 20 июля 1865 года 1 Волгскому полку Терского Войска было пожаловано Георгиевское знамя «За от - личие в Турецкую войну и в делах против горцев». Восемь серебряных Георги - евских труб с надписью «За отличие в сражении при Деве-Бойну 23 октября 1877 года» были вручены полку 13 октября 1878 года. В июле 1916 года, при - 5
знавая заслуги волгцев, Государь Император Николай II назначил вечным ше - фом полка своего сына, Цесаревича Алексея Николаевича. Именно это и является наиболее важным, сильным аспектом в воспитании патриотизма, любви к истории своего народа, края, страны. Принадлежность к героизму казачества помогает учащимся воспринимать себя как часть великой, героической истории России. 6