"Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нравственно-патриотический фактор воспитания"
Автор: Емельянова Лайла Алимовна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нравственно-патриотический фактор воспитания"
Емельянова Л.А. учитель истории
и обществознания МБОУ СОШ №6
г. Георгиевска, к.и.н.
«Особенности преподавания казачьего компонента в школе как нрав-
ственно-патриотический фактор воспитания».
Говорили мне:
- Брось чудачества,
Но глаголю я вновь и вновь,
Что осталось, живёт казачество,
Вечна наша казачья кровь.
В.Ходарев
История казачества в прошлом не являлась предметом всестороннего, глу
-
бокого анализа. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ши -
рится возрождение казачества. Ставропольский край, как и весь Северокавказ
-
ский регион – особая многонациональная и многоконфессиональная территория
России, где казачеству отводилась и отводится консолидирующая роль.
Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей
воспитания и образования молодежи Ставропольского края. Именно на здоро
-
вых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное совре
-
менное общество. Богатая культура российского казачества представляет осо
-
бый интерес и дает возможность активно изучать и культивировать в практиче -
ской деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы ду
-
ховно-нравственного, патриотического и физического воспитания.
Возрастающий интерес к прошлому казаков, в том числе, и к проживаю
-
щим на Северном Кавказе, со стороны научной общественности, широких сло -
ев населения, лидеров возрождения казачества, актуализирует изучение истории
казачества в общеобразовательной школе. Необходимость изучения данного
курса обусловлена и изменением государственной политики по отношению к
казачеству. Так, Концепция государственной политики Российской Федера -
ции в отношении российского казачества (3 июля 2008 г.) придает особую зна
-
1
чимость «проведению исследований по вопросам истории становления и разви -
тия российского казачества».
1
Федеральный государственный образователь -
ный стандарт основного общего образования (17 декабря 2010 г.) акцентиру -
ет внимание на воспитании российской гражданской идентичности: патриотиз -
ма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России.
Не изучая процесс образования и развития отдельных областей, нельзя
объективно осветить историю нашей страны . При этом следует учитывать, что
история одного региона или отдельного народа не развивается в изоляции. Ее
необходимо изучать с позиций глобального исторического процесса в целом,
дополняя его основные характеристики.
2
Концепция нового учебно-
методического комплекса по отечественной истории рассматривает историю
России
как
неотъемлемую часть мирового исторического процесса
, с
обязательным пониманием особенностей её развития, места и роли в мировой
истории и в современном мире.
Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выра -
ботала существенные качественные основы духовности и нравственности лич
-
ности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личност
-
ной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных уста
-
новок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные
ценности.
История России - это в значительной мере история войн, в которых россия-
не, казаки в том числе, проявляли героизм и мужество, переносили неимовер
-
ные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя
чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недав
-
ние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя
интересов Отечества.
В настоящее время активно изучаются различные аспекты исторического
становления казачьих войск южных регионов страны. В этом процессе не стали
1
Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. - Ставрополь, 2009. - С.5-6.
2
Сахаров А.Н. О новых подходах в истории России // Вопросы истории. – 2002. - №8. - С.9.
2
исключением волжские казаки, часть из которых переселилась на Кавказ в 1771
г. и составила Моздокский полк, некоторые станицы которого входят в админи -
стративные границы современного Ставропольского края. Вторая волна волж
-
цев вместе с хоперскими казаками переселилась с р. Волги и р. Хопер (приток
Дона) в 1777 г. на территорию Ставрополья. Все они стали неотъемлемой ча
-
стью этнической картины региона.
3
С собой казаки несли культуру, традиции, зародившиеся на Волге и на
Дону, которые первоначально сильно отличались от культуры, проживавших из -
давна на Кавказе гребенских казаков. Особенно это проявлялось в костюме,
кухне, песнях, танцах. Ставропольское казачество – это уникальный конгломе
-
рат слияния нескольких казачьих ветвей – донского (хоперского), волжского. И
именно эти культурные сердцевины лежат в основе нашего ставропольского ка -
зачества.
Работу по изучению истории казачества я начала задолго до официального
внедрения казачьего компонента в образовательную программу края. В период
работы над диссертацией «Экономическое развитие Волжского казачества в пе -
риод Кавказской войны», параллельно был собран материал, который приме
-
нялся на уроках истории как региональный компонент. Итоги работы были
представлены на заседаниях городского МО, на конкурсе «Учитель года» и т.д.
А в связи с внедрением казачьего компонента с 2014-2015 гг. учебного года тема
самообразования
«Преподавание казачьего компонента в школе как
нрав-
ственно-патриотический фактор воспитания» выстроилась логически, учитывая
предыдущие наработки.
На изучение истории казачества в школе выделен 1 час с неделю в форме
спецкурса с 5-го класса. В настоящем учебном году учащиеся 6 класса продол
-
жают изучение курса. Параллельно сохраняется спецкурс «История Ставро
-
польского края» в 6 классе, что позволяет изучать не только историю казаче
-
ства, но и историю всех народов, населяющих наш регион с древности.
3
Емельянова Л.А. Емельянов О.Б. Хозяйственное развитие Волжских станиц Терского Кавказского линейного
казачьего войска в контексте военно-политических процессов (1840 – 1864). РГГУ. - Георгиевск. 2014. - С.4.
3
В 5 классе учащиеся знакомятся с историей появления казаков на Северном
Кавказе с помощью фольклорного материала: сказаний, былин, песен. Изучают
семейные и военные традиции казаков, быт, историю костюма и т.д. Учащиеся
проводят исследования, готовят индивидуальные и групповые проекты, пред
-
ставляют свои работы на конкурсах, конференциях.
Так, в 15.05.2015 был проведен конкурс проектов среди учащихся 5-6
классов «Казачество Ставрополья». Победителями стали группа учащихся 6 А
класса с проектом «Духовные традиции казачества». Второе место у учащихся 5
В класса с проектом «Оружие казачества».
В честь празднования 70-ти-летия Великой Победы учащимися в мае 2015
г. была проведена конференция, на которой дети представляли «Книги памяти»
своих классов. Учащиеся 5 В класса посвятили несколько работ исследованию
«Казачество Ставрополья в годы Великой Отечественной войны».
Несмотря на то, что введение казачьего компонента рассматривается в рам -
ках внедрения ФГОС ООО, т.е. с 5 класса, в школе история казачества изучается
во всех классах в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Осо
-
бенно эффективными являются бинарные уроки. Урок «Трагедия казачества в
романе «Тихий Дон» в 11 классе – это интеграция литературы и истории.
Троицкий Даниил, ученик 9 Б класса занял 2 место на Краевом конкурсе
творческих работ «Я живу на Кавказе», который проводился Краевым центром
развития детей и юношества им. Ю.А.Гагарина, г. Ставрополь с поисково-опи
-
сательным проектом «Атаман Гордей Тутов». Особенно интересна эта работа
тем, что Дании получил не только грамоту за 2 место, но и книгу «Станицы
Ставрополья» от автора и с подписью издателя с ценнейшими фотографиями
его прапрадеда. У семьи этих фото не было.
Для успешного внедрения курса была разработана авторская программа,
которая представлена на Краевом заочном конкурсе авторских программ,
учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию регио
-
нального казачьего компонента в системах общего и дополнительного образова -
ния «Развитие казачества средствами образования», проводившемся Краевым
4
центром развития детей и юношества им. Ю.А.Гагарина, г. Ставрополь. Про
-
грамма заняла первое место и получила положительный отзыв профессора
ПГЛУ Ю.Ю.Клычникова.
Значительную помощь во внедрении курса оказывает методическое посо
-
бие, разработанное группой кавказоведов Ставропольского края, Краснодарско -
го края – «Казачество в истории Ставрополья», соавтором которой являюсь и я.
Это издание было анонсировано 17 декабря 2014 года на краевом методическом
семинаре «Особенности преподавания регионального казачьего/кадетского
компонента в образовательных организациях Ставропольского края», который
был проведен Министерством образования и молодежной политики Ставро
-
польского края. Мной был представлен доклад «История формирования казаче -
ства в Ставропольском крае как фактор нравственно-патриотического феномена
воспитания».
Параллельно с методической работой ведется научно-исследовательская де-
ятельность по изучению казачества Ставропольского края, которая представле
-
на публикациями в сборниках научно-исследовательских конференций, в трех
книгах, одна из которых монография. Только за период с 2010 г. Опубликовано
35 научных статей, три из которых представлены в сборниках, включенных в
список ВАК. Кроме того, регулярно методические материалы публикуются на
различных педагогических сайтах.
Внедрение регионального компонента только началось, это долгосрочный
проект. Свою авторскую программу я составляла с учетом преподавания исто
-
рии казачества до 9 класса.
В Терском казачьем войске Волгский (1, 2 и 3) казачий полк считался од
-
ним из старейших и почетных полков. Они покоряли Кавказ, громя полчища
Гази-Магомеда и Шамиля, сражались с турками и персами. 20 июля 1865 года 1
Волгскому полку Терского Войска было пожаловано Георгиевское знамя «За от -
личие в Турецкую войну и в делах против горцев». Восемь серебряных Георги -
евских труб с надписью «За отличие в сражении при Деве-Бойну 23 октября
1877 года» были вручены полку 13 октября 1878 года. В июле 1916 года, при
-
5
знавая заслуги волгцев, Государь Император Николай II назначил вечным ше
-
фом полка своего сына, Цесаревича Алексея Николаевича.
Именно это и является наиболее важным, сильным аспектом в воспитании
патриотизма, любви к истории своего народа, края, страны. Принадлежность к
героизму казачества помогает учащимся воспринимать себя как часть великой,
героической истории России.
6