"Выращивание кристаллов в их собственном растворе"

Автор: Прохорова Екатерина Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: "Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1" (Рефтинскоеспец. ПУ)
Населённый пункт: п.Рефтинский, Свердловской области
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Выращивание кристаллов в их собственном растворе"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

«Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1»

(Рефтинскоеспец. ПУ)

Прохорова Екатерина Анатольевна

Дата рождения 21.05.1979г.

Педагогический стаж: 4.6 г

Стаж работы: 14 лет

Должность: учитель

Наименование методической разработки:

Исследовательский проект на тему «Выращивание кристаллов в

их собственном растворе»

Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания:

Участие в

III Международном творческом конкурсе учащихся.

Номинация «Конкурс проектов, учебно-исследовательских работ»

(диплом 1 степени)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

учреждение

для детей и подростков с девиантным поведением

«Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа № 1»

(Рефтинскоеспец. ПУ)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

"Выращивание кристаллов в их собственном раст
воре"
Разработчик:
Е.А. Прохорова, учитель химии Рефтинский, 2014 2

Содержание
1.Пояснительная записка...................................................................................... 3 2.Методика выполнения исследовательской работы..........................................8 Заключение............................................................................................................. 14 Список литературы................................................................................................15 3

Пояснительная записка
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский Я, Прохорова Екатерина Анатольевна, работаю в Федеральном государственном бюджетном специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1» (Рефтинскоеспец. ПУ) учителем химии. Педагогический стаж у меня небольшой 3,5 года. Учреждение призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это - 1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика. 2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы 4
воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным. 3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий. 4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно- ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:  использование в работе взаимо- и самоконтроля;  использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;  организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;  индивидуализация домашнего задания;  постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);  организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих. 5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается. В условиях введения ФГОС важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма 5
знаний, накопленная за время обучения в школе. Учить детей общению в нашем учреждении сложнее, для чего требуются специальные усилия и умения со стороны педагога. Но, в то же время, есть решение проблемы: так как особое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности. Тем самым происходит усиление практической направленности, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе. Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми с девиантным поведением, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что учитель заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей , распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:  повышение мотивации учащихся при решении задач;  развитие творческих способностей;  смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;  формирование чувства ответственности;  создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие
умения.

Рефлексивные умения:
 умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; 6
 умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
 умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);  умение находить несколько вариантов решения проблемы;  умение выдвигать гипотезы;  умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
 умение коллективного планирования;  умение взаимодействовать с любым партнером;  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;  навыки делового партнерского общения;  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;  умение вести дискуссию;  умение отстаивать свою точку зрения;  умение находить компромисс;  навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
 навыки монологической речи;  умение уверенно держать себя во время выступления;  артистические умения; 7
 умение использовать различные средства наглядности при выступлении;  умение отвечать на незапланированные вопросы.
Как молодой учитель в своей деятельности, я делаю упор на

проектную деятельность обучающихся на уроках химии, так как

развитие творческих способностей учащихся в ходе активного участия в

научно-исследовательской, проектной и поисковой деятельности - одно

из условий формирования их готовности к дальнейшему получению

образования и овладению профессией.
8

Введение
Из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но встречаются они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Не каждый ребенок знает о том, что за этой красотой скрываются кристаллы. Снежинки – это кристаллы льда, точнее – сростки простых кристаллов льда – иголочек и пластинок. Формы кристаллов льда, снега и инея удивительно красивы. Они меняются от шипов инея, до похожих на папоротник кристаллов льда и снега. Многие кристаллы являются продуктами жизнедеятельности организмов. Некоторые виды моллюсков обладают способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр. Через 5-10 лет образуется жемчуг. Кристаллами также являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Они широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике.
Актуальность исследования
состоит в том, что выращивание кристаллов – увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков, максимально безопасное; объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.
Цель работы :
провести исследование

по выращиванию кристаллов поваренной соли
Задачи исследовании:

Проанализировать текстовый и иллюстративный материал по

данной теме.
Изучить методики процесса кристаллизации. Обобщить полученную информацию о строении кристалла. Выполнить опытно-экспериментальную работу по методике. Подготовить презентацию материала по теме исследования. 9

Методы исследования:
Накопление теоретического материала. Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли. Анализ полученных результатов исследования.
Объект исследования-
кристаллы.
Предмет исследования –
процесс кристаллизации. Гипотеза исследования Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия кристаллизации, то можно получать кристаллы разной формы и цвета. Практическое значение исследования в том, что оно расширило наш кругозор, полученные знания можно использовать в повседневной жизни, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок). Мы познакомились с крылатыми выражениями, связанных с солью, оказывается что выражение " Не солоно хлебавши (уйти)" означало уйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим продуктом: "хлебать с солью" значило, примерно, то же что "есть сладко". Случалось, что в богатом доме почетные гости "хлебали солоно", а бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка. " Не солоно хлебавши. Пуд соли съесть Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд соли - это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-то "на пару" съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года. А 200 лет назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать 10
друг друга. И сейчас часто говорят: "нужно пуд соли съесть", когда хотят подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком или сделать какую- то работу. У многих народов употребление соли в пищу — признак дружбы между людьми. Прочность ее скреплялась совместно съеденными крупицами соли.
Новизна исследования
заключается в представлении выработанных рекомендаций юным исследователям по выращиванию кристаллов, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности. 11

1.

Практическая часть

Что же такое кристаллы? Кристаллы, в переводе с греческого языка

,

(
krystallos) «лёд». По данным энциклопедии, кристалл – это твердое тело. Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Кристаллы бывают естественного происхождения и искусственного, выращенные в специально-созданных условиях. И каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно выполнять все действия. В Интернете можно найти много инструкций по поводу того, как выращивать кристаллы из различных химических веществ. Мы решили проверить все самостоятельно, и в качестве основы взяли обычную поваренную соль, сахар которые можно найти на любой кухне и медный купорос, использующийся в садоводстве. Проанализировав текстовый материал и определив методы исследования, провели экспериментальную работу по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Опыт:
Выращивание кристаллов из поваренной соли. Берём соль, разводим раствор в ёмкости и ставим её в кастрюлю с тёплой водой, пока не раствориться. Добавляем ещё соль и снова перемешиваем. Повторяем этот этап до тех пор, пока соль не будет растворяться, и станет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Переливаем его в чистую ёмкость. Выбираем любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли, привязываем за нитку и подвешиваем, чтобы он не касался стенок стакана. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться.
Результат:
мы получили кристалл поваренной соли.
Вывод:
1. Поваренная соль состоит из кристаллов. 2. При соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются. 3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли. 12
4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы. 5. При благоприятных условиях поваренная соль принимают форму кристаллов; 6. На форму кристаллов оказывает влияние температура; 7. Быстрее и легче кристалл растёт тогда, когда в насыщенный раствор помещается кристалл- «затравка». Кристаллизация – процесс перехода тела из жидкого состояния втвёрдое, причём оно принимает более или менее правильную геометрическую форму кристалла.
Растворение –
процесс, при переходе твёрдого вещества в жидкое.
Насыщенный раствор –
раствор, в котором растворённое вещество при данных условиях больше не растворяется.
Испарение
– процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар). 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики. Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы правильной симметричной формы. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания! Много важного и интересного мы нашли в книгах.
Результатом исследовательской работы
считаем и то, что: мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов в водном растворе; начали проводить наблюдения за ростом кристалла; составили советы одноклассникам, заинтересовавшимся нашим исследованием.
Изучение соли невозможно вместить в эту работу, она заслуживает

большего внимания!
14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аликберова Л.Ю.
Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999. 3.
Боровицкий П.И.
Краткий справочник преподавателя естествознания. М.: Учпедгиз. 1951. 4.
Владимиров А.
В. Солёное золото: Научно-худож. литература. М.: Дет.лит.1986. 5.
Девяткин В.В.
Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000. 6. Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996. 7.Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990. 15