"Сравнительный анализ ценностных ориентаций обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования"

Автор: Грудневских Алексей Павлович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: научно-исследовательская разработка
Тема: "Сравнительный анализ ценностных ориентаций обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования"
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ»

Научно-исследовательская работа

на тему:

«Сравнительный анализ ценностных ориентаций обучающихся

в системе непрерывного физкультурного образования»
Автор:
Грудневских

Алексей Павлович
преподаватель физической культуры 1 квалификационной категории Новый Уренгой 2016
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, ориентацией обучающихся в процессе непрерывного физкультурного образования на занятия физической культурой и спортом. Как отмечают ряд ученых (Ю.Р. Саарнийт, В.Л. Сластенин, М-Х. Титма. В.А. Ядов, А.П, Поварницын и др.) данные компоненты представляют собой структурный системный элемент на фундаментальную основу, на которой осуществляются выбор. Анализ научной литературы по данному вопросу свидетельствует, что имеются определенные теоретические и экспериментальные предпосылки для формирования ценностных оснований в системе непрерывного физкультурного образования. Теорию ценностей и ценностных ориентации разработали В.Т. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.В. Водзинская, АТ. Здравомыслов, А.И. Леонтьев, В.Я Оссовский. С.Л. Рубинштейн, М.Х Титма, В.П. Тугаринов. В.А, Ядов и др. Вопросам формирования ценностных аспектов профессиональной ориентации на физическую культуру и спорт посвящены исследования А.В. Бойчевского, ГА, Бурцевой, М.Я. Виленского, А.П. Поварннцына, Ю.Р. Саарнийт и др, Ценностные ориентации составляют ту психологическую реальность, которая отражает и через которую преломляются мировосприятие, самосознание, активность, направленность личности и деятельности, развивается воля, а также которая служит основанием и источником интеллектуального, нравственного, гражданского профессионального воспитания личности. Изучение ценностных ориентаций - это, прежде всего исследование ценностных представлений личности.
В процессе обучения необходимо формировать корректные ценностные представления своих достоинств, качеств личности, ценностных приоритетов, а так же истинного ценностного ресурса в области физической культуры и спорта. Изучение ценностных ориентаций учеников с целью коррекции их в учебном процессе и более эффективной ориентации на Физическую культуру и спорт имеет большое значение для организации учебно-воспитательного процесса. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы «Сравнительный анализ ценностных ориентаций обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования».
Цель исследования:
выявить особенности и динамику ценностных ориентации обучающихся в процессе их формирования в системе непрерывного физкультурного образования.
Объект исследования:
ценностные ориентации обучающихся в системе непрерывного физкультурного образования.
Предмет исследования:
особенности ценностных представлений обучающихся.
Гипотеза исследования:
обучающиеся ориентированы на занятия физкультурой и спортом в конце года больше, чем в начале года. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить научную литературу по теме. 2. Исследовать ценностные представления обучающихся о ценностях жизни, ценностях спорта. 3. Выявить их динамику и особенности.
Исследовательская работа проводилась в три этапа
. Первый этап связан с теоретическим осмыслением проблемы, определением её актуальности, объекта и предмета исследования, изучением философской, социологической, психолого-педагогической литературы,
диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения методологической и теоретической базы исследования. На данном этапе выдвигались цель, задачи исследовательской работы, формировалась гипотеза исследования. Был проведён констатирующий эксперимент и выполнен анализ его результатов. Второй этап связан с осуществлением проверки гипотезы исследования, изучением динамики ценностных ориентаций обучающихся. Заключительный этап связан с завершением исследовательской работы, анализом, обработкой, систематизацией и обобщением материалом исследования. Опытно экспериментальная работа проходила в естественных условиях учебно- воспитательного процесса. Работа включает в себя следующие разделы: введение, литературный образ по теме исследования, методика исследования, анализ и обсуждение полученных результатов, выводы и предложения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема ценностных ориентаций в научной литературе.
Начало анализа ценностей в политике, культуре, эстетике положил В.П. Тугаринов. В книге «О ценностях жизни и культуры», определяя понятие «ценности», ученый отмечает, что это суть те явления (или стороны явления) природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества или класса в качестве действительности или идеала (В.П. Тугаринов, 1960). Он пишет, что ценностный подход - есть элементарнейший акт, без которого не может функционировать деятельность человека. Ценности весьма важны для существования человека в материальной и духовной среде. Они намечают позиции людей по отношению к разным объектам, что помогает решать, какие именно из объектов будут оценены положительно, какие отрицательно, какие будут признаны особо значимыми и существенными для человека. Определяя центральную позицию личности, они играют важную роль в формировании и развитии структуры личности, они оказывают влияние на общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции. Ценности опосредуют самооценку путем сопоставление с так называемым идеальным «Я». С.Ф. Анисимов отмечает, что неправильно отождествлять ценность с оцениванием предмета. Ценность есть значение предмета для человека, для его познавательной и практической деятельности (С.Ф. Анисимов, 1970). Отбор и использование нужных свойств определяется интересами и потребностями, обусловленными, в свою очередь, объективными социально- экономическими факторами.
Термин «ценностная ориентация» появился в отечественной социологии в 1964 - 1965 годах. Тема стала предметом многочисленных исследований. Выделение ценностных ориентации как ведущего звена в системе диспозиций личности (социология), важного элемента ценностных отношений и ценностного сознания (философия), содержательной стороны направленности личности, ее мотивов и потребностей (психология и педагогика) свидетельствует о пристальном внимании к этому феномену представителей разных наук. Социологов ценностные ориентации интересуют в качестве ведущего механизма общесоциальной регуляции поведения личности, приобщения ее к ценностям общественного сознания и культуры. Поэтому они, прежде всего, выделяют деятельностный аспект этого феномена (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.). Суть ценностных ориентации личности в проявлении особенного, характеризующего индивидуальность, которое человек извлекает из общественного сознания. По мнению социологов, в таком истолковании это понятие может служить в качестве операционного в направленности личности в различных сферах деятельности. Они выступают среди прочего одним из критериев социализации личности (А..П. Поварницын, 1997). Ценностные ориентации представляют собой наиболее гибкую предполагающую свободный выбор, а, следовательно, и всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей, форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Иначе говоря, в этих ориентациях реализуется избирательность человеческого поведения, его непосредственная обусловленность представлениями индивида о смысле и ценностях человеческой жизни. Социальные психологи изучают ценностные ориентации как инструмент социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, перевода их в индивидуальные ценности личности (Е.А. Климов, И.С. Кон и др.).
Общая психология исследует ценностные ориентации как элемент высших мотивационных структур жизнедеятельности личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л Рубинштейн и др.). Отсутствие единого определения ценностных ориентации обусловлено не только различными подходами при их изучении, но и сложностью самого феномена, его функциональной и структурной близостью к некоторым другим компонентам сознания: установке, отношению, направленности, мотивам, потребности, интересам, взглядам, представлениям и т.д. Сложное взаимодействие включенных в процесс формирования ценностных ориентации феноменов можно представить следующим образом. Ценность - результат общесоциального развития, продукт социокультуры. Ценностные ориентации - личностный компонент, результат интериоризации личностью общественных ценностей. Нередко ценностные ориентации отождествляются с социальной установкой. Социальная установка, по мнению исследователей, проявляется в социальной деятельности, она направлена на непосредственное осуществление идеала. Здесь идеал - ценность как внешний фактор, ориентир определяет социальную установку на выбор высшей цели и средств их достижения с учетом конкретных условий, конкретной ситуации. Ценностная же ориентация - потенциальная возможность социальной активности. Она, как феномен сознания, фиксирует предпочтение определенного вида деятельности, но проявления в ней может и не найти. Однако в социальную установку ценностная ориентация реализуется лишь в том случае, если субъект целенаправленно действует в соответствии с ценностной ориентацией. Ведь человек под влиянием конкретной ситуации может поступить вопреки ей. Это говорит о том, что ценностные ориентации и социальные установки имеют свои специфические функции, хотя и тесно связанные.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ГТНУ

Методика проведения исследования.
В первой главе настоящего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы исследования ценностных ориентации обучающихся. Основной целью экспериментальной работы являлось изучение особенностей и динамики ценностных ориентации обучающихся в процессе их формирования в системе непрерывного физкультурного образования. Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: - ранжирование ценностей жизни, спорта; - метод анкетирования, беседы; - метод сравнительно-сопоставительного анализа; - математические методы качественно-количественной обработки результатов исследований. Проверка гипотезы исследования осуществлялась нами в ходе исследования ценностных представлений обучающихся о ценностях спорта, ценностях жизни. В эксперименте приняли участие обучающиеся ГТНУ. Исследованием было охвачено 32 ученика. В процессе эксперимента мы провели исследование в начале учебного года и в конце. Исследование проводилось в течение учебного года. Первое измерение ценностных представлений было проведено в конце учебного года, последний срез выполнен в сентябре после каникул. Для выявления особенностей и динамики ценностных представлений обучающихся о ценностях жизни и ценностях спорта использовались варианты, традиционно применяемой в подобных работах методики М. Рокича, А. Гаштаутаса, Л. А. Семенова, В. А. Ядова, специально
разработанные и адаптированные профессором А.П. Поварницыным. Суть экспериментального задания состояла в том, что обучающимся предлагалось провести ранжирование определенного перечня ценностей. Для измерения ценностей жизни предлагалось проранжировать перечень, в который входили следующие ценности: 1) любимая (интересная своим содержанием) работа; 2) успехи и достижения в работе, карьера; 3) высокооплачиваемая работа; 4) творческая работа; 5) служение людям и обществу; 6) духовные ценности; 7) любимый и любящий человек; 8) семья; 9) дети; 10) друзья; 11) физическая культура и спорт; 12) высшее образование; 13) жизнь, полная комфорта и удовольствий; 14) честь и достоинство; 15) уважение людей; 16) мир и спокойная обстановка в стране; 17) высокое материальное состояние, капитал; 18) чистая совесть; 19) личная свобода и независимость; 20) здоровье; 21) справедливость. Для ранжирования ценностей спорта предлагался следующий список - спорт дает возможность: 1) померяться силой, быстротой, выносливостью, мастерством и др.;
2) испытать себя, свои физические достоинства (силу, характер, ум, волю и другими достоинствами); 3) проявить свои физические достоинства; 4) испытать радость достижения успеха, победы; 5) достичь признания, известности, славы; 6) приобрести уверенность в своих силах; 7) воспитать способность постоять за себя и других; 8) укрепить здоровье; 9) стать сильным, выносливым, ловким и быстрым; 10) воспитать чувство собственного достоинства; 11) воспитать волю и стойкий характер; 12) стать смелым, решительным, мужественным; 13) воспитать целеустремлённость, организованность; 14) воспитать инициативность, самостоятельность, независимость; 15) воспитать трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении целей; 16) воспитать самообладание, выдержку, хладнокровие; 17) раскрыть и выразить себя, свое «Я»; 18) общения со сверстниками и другими людьми; 19) эмоционального удовлетворения от тренировок и участия в соревнованиях; 20) побывать в других городах и странах; 21) решить материальные проблемы. Исследование проводилось в обычном учебном классе. Лучше, когда каждый испытуемый сидит за отдельным столом и исключается зрительное восприятие процесса ранжирования соседом по работе. Перед началом выполнения задания студентам напоминается о том, что не может быть плохих или хороших ответов, самое главное, чтобы они были искренними. В целях формирования ценностных ориентации более продуктивен вариант
записывания обучающимися ценностей, способствующий лучшему пониманию их и осознанию. Процедура измерения заключается в том, что испытуемому предлагалось внимательно прочесть перечисленные в опросном листе или записанные им под диктовку ценности (21 пункт). Затем надо выделить из них вначале семь самых главных ценностей и сделать об этом отметку в первой вертикальной графе справа от перечня, далее определить еще семь тех, которые респондент считает очень важными и отметить выбор во второй вертикальной графе. Оставшиеся семь пунктов перечня определяются как менее ценные и заносятся в последний столбец. Таким образом, каждая из 21 ценностей получает одно из трех ранговых значений, а в каждой вертикальной графе отмечены по семь ценностей. А.П. Поварницын характеризует данную методику как «мягкое ранжирование». При обработке результатов ранжирования подсчитывается количество выборов каждой ценности по каждой из трех вертикальных граф, которое затем переводится в проценты. Процентное выражение числа предпочтений делает наглядным и доступным для осознания степень совпадения мнений в группе. Математическая обработка полученных результатов заключалась в следующем. При обработке результатов ранжирования подсчитывается количество выборов каждой ценности по каждой из трех вертикальных граф, которое затем переводится в проценты от общего числа студентов по следующей формуле: Количество ответов вграфе ( первой, второйитретьей ) количество обучающихся ×100% Например, из 12 обучающихся участвующих в выполнении задания, 6 отнесли характеристику в число самых главных, то по данной формуле определяем, что 6/12x100=50%.
Четыре человека отнесли эту характеристику в число очень ценных: 4/12x100 = 33.33% и остальные от 100 % - это 16.67 % отнесли ее в число менее важных качеств. И таким образом, расчет проводится по каждому качеству. Процентное выражение числа предпочтений делает наглядным и доступным для осознания степень совпадения мнений респондентов. Для определения рангового значения каждой характеристики, можно использовать эти показатели по каждому ряду. Например, проценты по первому ряду - это самые главные качества, то есть высоко значимые качества; второй вертикальный ряд - это очень значимые, и третий ряд - менее значимые качества. Статистическим показателем ценностно-ориентационного единства группы является стандартное отклонение, которое высчитывается с использованием средней оценки каждой ценности. Для того, чтобы построить ранговый ряд (иерархию ценностей), необходимо перевести количество ответов в каждой графе в очки, каждому выбору в графе «самые главные» присваивается десять баллов, «очень важные» - восемь баллов, «менее важные» - шесть баллов.
Анализ и обсуждение полученных результатов
Анализ полученных результатов включает в себя сравнение данных математической обработки, которое позволяет выявить особенности и динамику ценностных представлений обучающихся. При оценке полученных данных следует учитывать, что ценности, находящиеся в середине иерархии, обладают наибольшей вариативностью, стабильностью характеризуют средний балл 8,67. Так выполняется по каждому достоинству. На основании ранговых коэффициентов выстраиваем по убывающей ранговый ряд, из которого выводится ранговый вес (ранг) каждой из 21
ценностей, даже, если какая либо из них не имеет ни одного предпочтения в какой либо графе. Семантическая ясность, адекватность и однозначность понятий – ценностей устанавливалась с помощью обсуждений, объяснений и специальных опросов. Надежность и валидность метода проверялась традиционными способами: повторными измерениями, по парным сравнением. Коэффициент надежности был не ниже 0,8, что вполне отвечает требованиям к подобным измерениям. Для выявления отношения обучающихся к физической культуре и спорту мы использовали методику определения степени соответствия ожиданий оптанта в сфере деятельности его ценностных ориентаций, предложенных Л.А. Поварницыной и опробованную Г.А. Бурцевой. Таблица 1 Сравнительные характеристики представлений обучающихся ГТНУ о ценностях жизни Ранг Ценности жизни Ранг.коэффициен т Самые главные V IX V IX V IX 1-2 2 Семья 9.66 9.42 83% 74% 1-2 1 Здоровье 9.66 9.48 83% 80% 3-4 5 Честь и достоинство 8.83 8.45 50% 45 3-4 3 Любимый и любящий человек 8.83 8.85 58% 54 5-8 4 Личная свобода и независимость 8.66 8.65 50% 54 5-8 16 Любимая (интересная своим содержанием) работа 8.66 7.54 50 17 5-8 9-10 Уважение людей 8.66 8.11 41 31 5-8 7 Д РУЗЬЯ 8.66 8.34 33 34 9-10 15 Высокооплачиваемая работа 8.33 7.65 33 22 9-10 11-13 Чистая совесть 8.33 8.00 25 28 11-12 6 Дети 8.16 8.40 41 37 11-12 18 Спорт 8.16 7.42 33 14 13 11-13 Мир и хорошая обстановка в стране 8.00 8.00 25 28 14 14 Успехи и достижения в работе 7.83 7.82 8 22 15-16 9-10 Высшее образование 7.66 8.11 33 34 15-16 8 Справедливость 7.66 8.22 16 34
17-19 11-13 Высокое материальное состояние капитал 6.83 8.00 15 42 17-19 20 Творческая работа 6.83 6.74 16 8 17-19 19 Жизнь полная комфорта и удовольствий 6.83 7.37 8 22 20 17 Духовные ценности 6.33 7.48 0 22 21 21 Служение людям и обществу 6.14 6.40 0 5 Анализ полученных материалов показал, что в первой половине рангового ряда в конце года оказались: семья; здоровье; честь и достоинство; любимый и любящий человек; личная свобода и независимость; любимая интересная своим содержанием работа; уважение людей; друзья; высокооплачиваемая работа; чистая совесть; дети; спорт. В начале года: здоровье; семья; любимый и любящий человек; честь и достоинство; дети; друзья; справедливость; уважение людей; высшее образование. Не наблюдается значимых отличий в оценках таких ценностей жизни, как семья, здоровье, любимый и любящий человек, личная свобода и независимость, мир и хорошая обстановка в стране, успехи и достижения в работе, творческая работа. Следует отметить, что любимая, интересная своим содержанием работа в конце года 5-8 место, получив 8.66 балла, в число самых важных ценностей жизни ее отнесли - 50 %, а в начале года ценность заняла 9-10 место в ранговом ряду, получив 7.54 балла, в число самых важных ее выбрали - 17 % . Высокооплачиваемая работа в конце стоит на 9-10 месте и получила 8.33 балла, как самую главную ценность ее отметили - 33 %. В конце года заняла 15 ранг и получила 7.65 балла, в число самых важных ее отнесли - 22 % опрошенных. Ценность «дети» в конце года, поставили на 11-12 место со средней оценкой 8.16 балла, в число самых важных ее отнесли - 41 %, а в начале года
эту же ценность поставили выше - на 6 место со средней оценкой 8.40 балла, в число самых главных ее отнесли - 38 % опрошенных. «Спорт» в конце года на 11-12 месте со средней оценкой 8.16 балла, в число самых главных ценностей его отнесли - 33 %. он в ранговом ряду лишь на 18 месте, получив 7.42 балла, и в число самых важных его отнесли - 14 %. Можно сказать, что обучающиеся, в начале года, менее ориентированы на спорт. Высшее образование в конце обучающиеся поставили на 15-16 место со средней оценкой 7.66 балла, как самое важное его выбирают - 33 %. В конце года эта ценность стоит на 9-10 месте и получила 8.11 балла, и в число самых главных ее отнесли 34 % опрошенных. Таблица 2 Сравнительные характеристики представлений обучающихся ГТНУ о ценностях спорта Ранг Ценности спорта Ранговый коэффициент Самые главные V IX V IX V IX 1 13-16Раскрыть и выразить себя, достичь самоутверждения 9.16 7.82 75% 31% 2 8 Воспитать трудолюбие, настойчивость, упорство 8.83 8.05 50% 37% 3 5 Испытать радость достижения победы 8.66 8.67 58% 42% 4-6 10-12 Проявить свои физические способности 8.66 8.00 58% 28% 4-6 19 Эмоциональное удовлетворение от тренировок и соревнований. 8.66 7.48 50% 22% 4-6 3-4 Воспитать волю и стойкий характер 8.66 8.00 50% 51% 7 1 Укрепить здоровье 8.50 8.91 50% 57% 8 3-4 Приобрести уверенность в в своих силах 8.06 8.80 41% 51% 9-12 2 Стать сильным, ловким, быстрым, выносливым 8.00 8.85 33% 57% 9-12 7 Воспитать чувство собственного достоинства 8.00 8.34 33% 37% 9-12 9 Испытать себя и свои физические способности 8.00 8.01 16% 28% 9-12 13-16Стать смелым, решительным, 8.00 7.82 16% 20%
мужественным 13-15 10-12Воспитать способность постоять за себя и других 7.66 8.00 25% 37% 13-15 13-16Воспитать выдержку, хладнокровие 7.66 7.82 25% 22% 13-15 6 Воспитать организованность, целеустремлённость 7.66 8.64 16% 40% 16-18 20 Помериться выносливостью, силой, волей, характером 7.33 7.42 33% 20% 16-18 18 Достичь признания, известности, славы 7.33 7.64 16% 22% 16-18 21 Решить материальные проблемы 7.33 7.14 16% 22% 19-20 13-16Общение со сверстниками и другими людьми 7.16 7.82 8% 25% 19-20 10-12Побывать в других городах и странах 7.16 8.00 8% 34% 21 17 Воспитать самостоятельность, независимость 7.00 7.77 16% 22% Анализ результатов исследования ценностей спорта показал, что в первой половине рангового ряда в конце года оказались: возможность раскрыть и выразить себя, достичь самоутверждения; воспитать трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели; испытать радость достигнутых побед; проявить свои физические способности; получить эмоциональное удовлетворение от тренировок и соревнований; воспитать волю и стойкий характер; укрепить здоровье; приобрести уверенность в своих силах; стать сильным, ловким, быстрым, выносливым. В начале года первую половину иерархии ценностей спорта вошли: возможность укрепить здоровье; стать сильным, ловким, быстрым, выносливым; воспитать волю и стойкий характер; приобрести уверенность в своих силах; испытать радость достижения побед; воспитать целеустремленность, организованность; воспитать чувство собственного достоинства; воспитать трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели; испытать себя и свои физические способности; воспитать способность постоять за себя и других; проявить свои физические способности; побывать в других городах и странах.
Не имеют достоверных отличий ценностные и ранговые значения следующих характеристик: испытать радость достижения победы; испытать себя и свои физические способности; стать смелым, решительным, мужественным; воспитать выдержку и хладнокровие. Ценность «раскрыть и выразить себя, достичь самоутверждения в спорте» в конце года первое место в ранговом ряду и среднюю оценку 9.16 балла, в число самых главных ее поставили - 75 %. В начале года эта ценность на 13-16 месте и получила 7.82 балла, как самую главную ее отметили 31 % опрошенных. Стоит также отметить более высокие ранговые и ценностные значения возможности укрепить здоровье в представлениях обучающихся в ценностях спорта. Эту ценность они поставили на первое место по сравнению с седьмым в ценностях жизни. Ценность «стать сильным, ловким, быстрым, выносливым» в конце года стоит в ранговом ряду на 11-12 месте и получила 8.00 баллов, в число самых главных ее отнесли - 33 %. В начале года эта характеристика получила высокое второе место в ранговом ряду со средней оценкой 8.85 балла, к числу самых важных ее отнесли - 57 % испытуемых. Эмоциональное удовлетворение от тренировок и соревнований выше оценивают в конце года. Исследование ценностных ориентаций обучающихся создаёт предпосылки для активного вовлечения учащихся в процесс непрерывного физкультурного образования, творческого осмысления ими ценностей спорта и ценностей жизни, актуализации знаний и умений через их применение на практике. Поставленная нами гипотеза подтвердилась. Процесс непрерывного физкультурного образования ориентирует на занятия физической культурой и спортом.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ полученных материалов ценностей жизни показал, что в первой половине рангового ряда в конце года оказались: семья, здоровье, честь и достоинство, любимый и любящий человек, личная свобода и независимость, любимая интересная своим содержанием работа, уважение людей, друзья, высокооплачиваемая работа, чистая совесть, дети, спорт. В начале года: здоровье; семья; любимый и любящий человек; честь и достоинства; дети; друзья; справедливость; уважение людей; высшее образование. «Спорт» в конце года на 11-12 месте со средней оценкой 8.16 балла, в число самых главных ценностей его отнесли-33%. В начале года он в ранговом ряду лишь на 18 месте, получив 7.42 балла, и в число самых важных его отнесли - 14 %. Можно сказать, что обучающиеся, в начале года, менее ориентированы на спорт. Анализ результатов исследования ценностей спорта
показал, что в
первой половине рангового ряда в конце года оказались: возможность раскрыть и выразить себя, достичь самоутверждения; воспитать трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели; испытать радость достигнутых побед; проявить свои физические способности; получить эмоциональное удовлетворение от тренировок и соревнований; воспитать волю и стойкий
характер; укрепить здоровье; приобрести уверенность в своих силах; стать сильным, ловким, быстрым, выносливым. В начале года первую половину иерархии ценностей спорта вошли: возможность укрепить здоровье; стать сильным, ловким, быстрым, выносливым; воспитать волю и стойкий характер; приобрести уверенность в своих силах; испытать радость достижения побед; воспитать целеустремленность, организованность; воспитать чувство собственного достоинства; воспитать трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели; испытать себя и свои физические способности; воспитать способность постоять за себя и других; проявить свои физические способности; побывать в других городах и странах. Исследование ценностных ориентаций обучающихся создаёт предпосылки для активного вовлечения учащихся в процесс непрерывного физкультурного образования, творческого осмысления ими ценностей спорта и ценностей жизни, актуализации знаний и умений через их применение на практике. Поставленная нами гипотеза подтвердилась. Процесс непрерывного физкультурного образования ориентирует на занятия физической культурой и спортом. Ценностные ориентации составляют ту психологическую реальность, которая отражает и через которую преломляются мировосприятие, самосознание, активность, направленность личности и деятельности, развивается воля, а также которая служит основанием и источником интеллектуального, нравственного, гражданского профессионального воспитания личности. Таким образом, можно сделать вывод, что механизм функционирования ценностных ориентаций является очень эффективным инструментом для изучения личности и ее деятельности.