Анализ урока англ. языка на тему: "Внешность. Ты заботишься о своей внешности?" Притяжательный падеж сущ-ых. Степени сравнения прилаг-ых" Совершенствование творческих способностей учащихся в плане развития УУД

Автор: Медведева Светлана Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №31
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ урока англ. языка на тему: "Внешность. Ты заботишься о своей внешности?" Притяжательный падеж сущ-ых. Степени сравнения прилаг-ых" Совершенствование творческих способностей учащихся в плане развития УУД
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Анализ урока английского языка в 6 классе (автор учебника В.П. Кузовлев) на тему:

«Внешность. Ты заботишься о своей внешности?»

Притяжательный падеж существительных. Степени сравнения прилагательных»

Совершенствование творческих способностей учащихся в плане развития

универсальных учебных действий
Современное общество, общество высокоразвитых технологий и одновременно, гуманизации, требует участия в нём всесторонне развитой личности с большим научным и интеллектуальным потенциалом. Уже на начальном этапе становления такой личности мы, как учителя и воспитатели, призваны заложить основы её развития, и начало тому – школа. По этой причине были пересмотрены документы, касающиеся системы образования в нашей стране. И самым главным из них является Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), утверждённый приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010г. [1]. Во всех правовых документах говорится о развитии креативности как основы инновационной деятельности, о системно-деятельностном подходе к решению необходимых задач, о том, «как научить учиться» [2]. Перед описанием этапов урока, давайте разберёмся, что же такое креативность. «Creative» по-английски – созидательный, творческий, творящий. В современной педагогической науке термин «креативная педагогика» уже начинает широко применяться, и эта часть педагогики выделяется в самостоятельную отрасль. На самом деле, ни один современный урок не обходится без творчества или, хотя бы, элементов творчества. Становление креативной личности проходит через все этапы образования, начиная с дошкольного и, кончая профессиональным дополнительным образованием. Соответственно, предметом креативной педагогики являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования [3]. Процесс обучения в условиях реализации ФГОС представляет собой развитие личностных, метапредметных и предметных универсально учебных действий (УУД), достижение этих планируемых результатов, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию [4]. Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [4]. ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий: личностные (осознание себя как личности), регулятивные (организация и саморегуляция), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (взаимодействие и сотрудничество). На этом фоне происходит непрерывное формирование творческого мышления (НФТМ) и развитие творческих способностей детей, где используются интеллектуальные инструменты теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. Разработка ТРИЗ
принадлежит Г.С.Альштуллеру в 1946 году и продолжается по настоящее время. Исходная позиция системы – каждый ребенок талантлив от природы. Принцип работы – воспитание личности через творчество. Задача – создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития. Всё это и ведёт к формированию творческой и всесторонне развитой личности. Даже в самом простом задании должны прослеживаться принципы творческого развития ребёнка, сотворчества с другими детьми, системности мышления, поисковой деятельности, соревновательности и, конечно, творческой самореализации и самооценки. Эти принципы закладываются уже в начальной школе с тем, чтобы в средней и далее в старшей школе учебный процесс был направлен на развитие системности и диалектичности мышления. Описание этапов урока было основано на этих принципах и методах. Итак, наш урок. Тема урока: Внешность. Заботишься ли ты о своей внешности? Do you care what you look like? Урок был общеметодологической направленности; повторительно-обобщающий урок- взаимодействие. Образовательные ресурсы: учебник Кузовлева В.П., Лапы Н.М., Перегудовой Э.Ш. « English 6», Просвещение, 2014г. (стр.15-16). Цель урока: развитие речевых умений и коммуникативных способностей учащихся, проявляющихся в творческом подходе при решении поставленных задач. Данная цель формирует следующие задачи: Учебный аспект : Повторить лексические единицы по теме «Внешность», повторить и обобщить грамматический материал «Степени сравнения прилагательных», «Притяжательный падеж существительных». Формировать навыки аудирования, чтения, говорения. Развивающий аспект: развить навыки и умения во всех видах речевой деятельности, развить умения языковой догадки на основе незнакомых слов, практиковать навыки чтении с целью извлечения информации, развить память, сообразительность и познавательную активность. Воспитательный аспект: воспитывать уважительное отношение к товарищам, формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи в группе, работе в парах. В процессе урока мы планировали развитие универсальных учебных действий, достигая планируемых результатов. В общем понятии это были: Предметные: освоить и отработать новые лексические единицы по данной теме; повторить и обобщить грамматический материал, прослушать текст с извлечением информации; отработать письменную и устную речь с опорой на образец. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные: Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач [5]. Но каждый этап урока ставил перед собой определённые цели (мы их детализировали) и мы этих целей достигали. Я полностью разделяю точку зрения Г.Копотевой, что учитель должен к любому уроку иметь для себя установку: работаю ли я на формирование основных групп универсально учебных действий. Эта цель должна быть зафиксирована (для чего?) и детализирована в деятельности учащихся.
1 этап.
Мотивационно ориентировочный. Организационный. Любой урок начинается с организационного момента, во время которого дети должны быть мотивированы на учебную деятельность, заключающуюся в определённой тематике урока. Тема может быть заявлена учителем. Но учащиеся могут вывести её сами при помощи наводящих вопросов или фраз, предложенных учителем. - What season is it now? - What is the weather like to-day? - What clothes do you wear in autumn? - What pieces of clothes do you know? (дети называют предметы одежды, которые надевают осенью, ориентируясь на наглядные пособия) - What clothes do you prefer to wear? - Don’t you care what you look like? Последний вопрос и является ключевым для данной темы. Учитель вместе с учениками выводит тему урока. Это создаёт первую ступеньку к решению креативных задач. Ребята начинают мыслить с самого начала урока, проявляя системный подход к решению данной задачи. Авторы статьи «Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся» говорят, что «системное мышление – это самая выигрышная черта диалектического мышления. ТРИЗ основана на системном подходе, на глубоком изучении системы, которую надо улучшить». На данном этапе урока прослеживаются познавательные УУД: общеучебные - умение строить своё высказывание, умение извлекать информацию; регулятивные УУД – умение прогнозировать, планировать и корректировать свои действия; коммуникативные УУД – умение слушать и вести диалог.
2 этап.
Актуализация знаний. Повторение грамматического и лексического материала по теме. На этом этапе проводится проверка домашнего задания, но не традиционным способом (чтение и перевод), а методом ролевой игры. Текст, состоящий из трёх писем, читается тремя учениками. В ходе чтения отрабатываются навыки произношения и понимания на слух. Происходит тренировка коммуникативных действий. Для контроля знаний может быть создана (заранее) из учащихся экспертная группа, которая оценивает действия тех учеников, которые читают текст. Остальные учащиеся также мотивированы на контроль знаний, но уже не только читающих учеников, но и экспертов. Они могут высказать своё мнение на предмет фонетических и лексических ошибок. Осуществляется контроль и самоконтроль (регулятивные УУД). Развиваются умения ориентироваться в лексическом материале (познавательные общеучебные УУД). По содержанию текстов ребята угадывают, кто написал письмо: девочка или мальчик (познавательные логические УУД), одновременно прорабатывают конструкцию:
№1- It was Sarah who wrote the first letter. №2- It was Liz who wrote the second letter. №3- It was Simon who wrote the third letter. Далее делают выводы, почему девочки заботятся о своей внешности, а мальчики нет. Если возникают разногласия, возникает целая дискуссия, процесс рефлексии происходит уже в процессе выполнения задания, а не в конце урока, как это принято традиционно. - Yes, Sarah likes wearing smart things. - Yes, Liz looks really awful. She has the ugliest nose in the world. - No, Simon doesn’t care what people look like. В данном виде работы прослеживается дух соревновательности, ребята делают выводы из содержания текста, что говорит об их умении рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Происходит регуляция действий не только самого себя, но и других.
3 этап.
Первичное усвоение новых знаний грамматики. На предыдущих уроках был дан новый грамматический материал: «Притяжательный падеж имён существительных» и «Степени сравнения прилагательных». Чтобы проверить, достаточно ли хорошо ученики усвоили данный грамматический материал, учитель просит просмотреть ещё раз текст и обратить внимание на грамматические конструкции с целью повторения и закрепления грамматического материала в контексте. Поскольку учитель мотивировал учащихся на контроль усвоения грамматического материала, дети без труда находят в текстах предложения с новыми грамматическими единицами, зачитывая их вслух. Им даже не нужно перечитывать текст. - My mum thinks I look a bit older than my friends (степени сравнения прилагательных). - I have the ugliest nose in the world (степени сравнения прилагательных). - I don’t want to compare my appearance with other girl’s appearances ( притяжательный падеж существительных). Здесь важнейшим элементом является фаза самоконтроля (регулятивные УУД). Другие учащиеся исправляют ошибки в произношении, если таковые имеются (может работать та же экспертная комиссия). Но в любом случае, все учащиеся имеют установку: отследить, насколько правильно все ученики справились с задачей. Учитель благодарит всех учащихся за высказывание индивидуальной точки зрения. Здесь выступают личностные УУД – уважение к своим товарищам, корректная оценка их деятельности.
4 этап.
Закрепление новых знаний. Далее учитель предлагает ученикам закрепить полученные грамматические знания на практическом материале, путём выполнения некоторых упражнений. Учитель показывает презентацию, где с помощью рисунков можно сделать упражнения (можно взять уже имеющиеся упражнения из учебника). Дети очень быстро ориентируются в этом задании и делают упражнения, используя наглядность, проговаривая отчётливо слова, указывая на грамматические структуры. На этом этапе проявляются познавательные УУД; ребята показывают, как быстро они могут ориентироваться в лексическом материале, грамматике. Конечно, есть учащиеся, которые не сразу ориентируются в предложенном задании. Таких детей нужно поощрять, подбадривая добрым словом, советом. На данном этапе урока проявляются таланты и умения - личностные УУД, т.к. ученик чувствует, насколько хорошо он освоил данный грамматический материал, чувствует свою значимость в процессе изучения данной темы. Творческие способности учащихся видны в любом виде работы. То, с каким интересом они подходят к решению, казалось бы, не самых простых задач, создаёт атмосферу творчества и непринуждённости в классе, а, значит, и ситуацию успеха. Другой вариант работы по первичному закреплению грамматических знаний. Учитель организует работу так, чтобы научить ребят ориентироваться в лексическом материале, опираясь на порядок слов в английском предложении. Ребятам предлагаются карточки со
словами, из которых нужно составить предложения. Вот где потребуется системно - логический подход к выполнению задания. Не исключается дух творчества и соревновательности. Ребята составляют предложения по данным карточкам, соревнуясь, кто быстрее выполнит эту работу. - I care about my clothes very much. - My mum thinks I look a bit older than my friends. - I’m 12 years old and I look attractive. Первые 5 детей читают свои предложения, соответственно, получая за это приз – жетон победителя. Данный факт стимулирует учащихся на дальнейший успех. По окончании этого этапа урока делается вывод: насколько хорошо учащиеся освоили грамматический материал, даётся оценка их индивидуальной и совместной деятельности. Если имелись ошибки, вместе с учителем разбирают какие это ошибки, почему они были допущены. Конечно, вывод могут делать сами учащиеся, а учитель может лишь помогать им.
5 этап.
Физминутка. Учебная деятельность – это нелёгкий труд, поэтому, учитель призван сделать её как можно менее напряжённой. Этому способствует деятельность учителя, направленная на здоровьесбережение учащихся, т.е. проведение различных физминуток. Они позволяют снять напряжение и усталость на уроке. Учитель может проводить физминутку сам, но гораздо интереснее и полезнее, если учащиеся будут сами задействованы в этом процессе. Поэтому, на моих уроках ученики сами проводит зарядку; остальные дети поют песенку на английском языке и повторяют движения. В классе стоит непринуждённая атмосфера комфорта и дружелюбия. Обычно, это мультимедийная презентация. На нашем уроке это была забавная песенка «Open, Shut them. Song for Kids».
6 этап.
Проверка навыков аудирования - восприятия на слух. Аудирование – это важная веха в изучении иностранного языка. Поэтому, на уроке мы стремимся как можно больше приблизить учащихся к созданию языковой атмосферы, чтобы ребёнок мог спокойно воспринимать иноязычную речь на слух. Для этого и существуют различные аудиозаписи, CD диски, с помощью которых учащиеся имеют возможность познакомиться с речью носителя языка. Практически на каждом уроке у нас есть прослушивание аудиозаписей. После прослушивания ребята повторяют наиболее трудные для произношения слова и фразы, задают сами вопросы, обсуждают, что было непонятно, дают советы и рекомендации. Следуя тематике, после прослушивания аудиозаписи ребята задают следующие вопросы: - What do the girls like wearing? - What do the boys like wearing? - What are your favorite clothes? (отвечают на поставленные вопросы) - The Girls usually like wearing skirts, blouses and dresses. - The Boys usually like wearing T-shirts, jeans and trainers. - I like wearing T-shirt, jeans and trainers. - Do you like wearing school uniform? Дети рассказывают о том, что любят носить девочки и мальчики, потом говорят о себе, рассказывают, что они носят обычно в школу, любят ли они носить школьную форму. Учитель мотивирует учащихся на то, чтобы они высказывали свою точку зрения. На данном этапе урока появляются личностные, регулятивные и, конечно, коммуникативные УУД. Опять возникает дискуссия по поводу того, нужна ли школьная форма. Эта работа творческого характера, и в ней обычно участвуют более активные дети. Но и остальные не сидят без дела. Можно разбить класс на группы: «за» и «против» школьной формы. И я уверена, опять начнётся дискуссия. Дети могут вступать в спор с учителем или друг с другом, что даёт возможность формировать сразу все три группы УУД с позиции инициации неформального отношения к учёбе.
Можно предложить и другой вид работы. На экране появляется изображение британских школьников в школьной униформе. Дети (по желанию) описывают внешность мальчика и девочки, изображённых на картинке. - These are British schoolchildren. They wear school uniform. - The boy wears a white shirt, black trousers, a dark blue pullover and a tie. - The girl wears a white shirt, a dark blue skirt, a jacket, white stockings and a beret. Далее они могут сравнить форму британских и российских школьников. Приём сравнения даст возможность ещё раз повторить грамматический и лексический материал, необходимые структуры. Во время такой работы формируются все УУД. В этом и заключается системно – деятельностный подход к процессу обучения [6].
7 этап.
Проверка понимания. Предыдущий этап урока даёт предпосылку к использованию игровых технологий. Учитель предлагает детям поиграть в игру: «Угадай, кто это!». Дети по описанию внешности должны угадать своего одноклассника. Это позволяет развивать у детей логическое мышление, умение ориентироваться в ситуации. - Now pupils, let’s play! Describe appearance of anyone of our group and try to guess this pupil. Учитель даёт такое задание с тем, чтобы развить творческие способности учащихся, а также отработать правильное употребление лексических единиц в их речи. Ученики описывают внешность своих друзей, и все вместе угадывают, кто это. - She is 12 years old. Her hair is long and straight. She has got а turned up nose. She likes wearing school uniform: a white shirt, black skirt and light shoes. Who is she? Начинается целый спектакль! Дети с воодушевлением описывают друг друга, подмечая особенности. Этот вид работы важен тем, что, прежде всего, идёт творческий процесс, и одновременно проявляются личностные УУД: ценностное отношение к окружающим людям и самому себе. Коммуникативные УУД также играют значительную роль: проявляется умение слушать и вести диалог, умение работать в паре и группе. Регулятивные и познавательные УУД также в полной мере имеют место: саморегуляция и оценка своей деятельности, умение строить речевое высказывание, построение логической цепочки рассуждений.
8 этап.
Развитие суждения, собственной точки зрения. На протяжении всего урока учащиеся высказывали и даже отстаивали свою точку зрения. Это заслуга учителя: организовать работу так, чтобы дети имели возможность это делать. Но не это главное. Главное, ребёнок должен не только выражать своё мнение, но и считаться с мнением других. На этом этапе урока проводится следующая работа. Ребята в процессе изучения темы «Внешность и одежда», готовили проекты. Теперь настал момент оценить творческую деятельность учащихся. Учитель с помощью двух учащихся развешивает на доске проекты учеников, закрепляя их магнитами. Доска запестрила красивыми рисунками, картинками, даже сшитой и импровизированной одеждой. О чём это говорит? Это свидетельство того, что современные школьники – это творческие натуры, которые могут воплотить в жизнь даже самую неординарную задачу. Снова лес рук с мнениями, чей проект лучше! Уважение к себе, своим сверстникам – вот что даёт развитие личностных УУД. Корректное высказывание своего мнения, даже, если кому-то что-то не нравится! И опять отработка грамматических структур и лексических единиц (познавательные и регулятивные УУД). Вот, что главное в креативном уроке, уроке школьников нового поколения. - Now tell me, please, children, whose project is the best? (ученики оценивают проекты друг друга и выбирают лучшие, при этом повторяя грамматический материал) - Sasha’s project is the best one. - Ann’s project is better than Kate’s one. (и так далее)

9 этап.
Рефлексия. Итог урока. Рефлексия или самооценка не является обязательной в конце урока. Она проходит красной нитью через весь урок. На каждом этапе мы подводим итог, делаем вывод: что хорошо, что плохо, на чём стоить заострить наше внимание. Фиксирование каждого шага – это и есть алгоритм урока. В конце урока происходит подведение итогов по усвоению материала урока, даётся как бы обобщающая оценка, подводится итог деятельности учащихся. Кроме того, дети сами могут оценить свою деятельность. Сделать вывод: что полезного учащийся вынес из урока, что нового он узнал. Ученики отвечают, что получили от урока, оценивают свои знания. Оценка учащегося – это не только отметка, но оценивание результата его работы, его деятельности. - It was a very interesting lesson. We have learnt many new words and grammar structures. Now we know how to use them in speech. Домашнее задание даётся обязательно с пояснением, заранее ориентировано на успешное выполнение.
Вывод:
Итак, мы описали все этапы креативного урока английского языка. Показали, как происходит развитие универсальных учебных действий (УУД) учащихся в процессе урока. В уроке нашла место теория решения изобретательных задач (ТРИЗ), и мы увидели, что она может быть использована не только на уроках технической направленности. Как видим, урок получился плодотворным и творческим. Все учащиеся работали в полной мере, проявляя свои творческие способности, умение логически мыслить, прогнозировать результат, самостоятельно оценивать и корректировать свою деятельность. На уроке были использованы современные технические средства: компьютер с аудио дисками, проектор для мультимедийной презентации, школьная магнитная доска для проектов учащихся, наглядные пособия и раздаточный материал (карточки со словами). Каждый такой урок – это маленький спектакль, который даёт возможность проявить свои таланты не только учащимся, но и учителю. Современный урок – это источник неиссякаемого вдохновения и творчества!
Ссылки на источники
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010г. №1897-Ф3. 2. Кондаков А.М., Козлов В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 024309-4. 3. Утёмов В.В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co. KG ( Germany), 2012. – 186 с. 4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. - С. 11-12. 5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с. 6. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы. – 2011. -№4 - С.13-30.