"Анна Ахматова - целый поэтический мир, Вселенная, особенная, своя"

Автор: Холодова Ираида Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Черницынская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Курская область Октябрьский район село Черницыно
Наименование материала: конспект
Тема: "Анна Ахматова - целый поэтический мир, Вселенная, особенная, своя"
Дата публикации: 16.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель Холодова И.Н. Предмет – литература Класс -11 Тип урока – комбинированный Тема урока «Анна Ахматова – целый поэтический мир, Вселенная, особенная, своя» Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Ахматовой, знать особенности поэзии, уметь работать с критическими мемуарными статьями, делать анализ стихотворений, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сочувствовать, сопереживать, проявлять милосердие. Эпиграф урока: «И все-таки узнают голос мой» А.Ахматова Ход урока 1. Организационный момент Активизация знаний : обучающиеся предварительно знакомились с биографией А.Ахматовой, учили наизусть стихотворения (список прилагается), читали книгу Л.Чуковской «Воспоминания об Ахматовой», готовили презентации к уроку, разучивали романсы. О, Муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. 2.Вводный этап урока. Слово учителя (мотивация) М.Цветаева Эти строки были написаны М.Цветаевой, а посвящены женщине, поэту, златоустой всея Руси, той, которая прожила очень трудную, но яркую жизнь. Той, которую не сломили не расстрел мужа , не арест сына, не исключение из союза писателей, той, которая выстояла, победила время. Имя этой женщины - Анна Андреевна Ахматова. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока, познакомьтесь с целями урока, обратите внимание на эпиграф : « И все-таки узнают голос мой». - Найдет ли эпиграф отражение в уроке по заявленной теме? 3. Изучение нового материала с использованием презентации . - Где и когда родилась Ахматова, как в русской литературе возник этот псевдоним? - К какому литературному направлению принадлежит ее творчество? - Какую роль в формировании взглядов поэтессы сыграл Гумилев? - Нашла ли отражение любовь Ахматовой и Гумилева в поэзии?
Учащиеся читают по ролям стихотворение «Вот я один в вечерний тихий час..» - К какому литературному сборнику относится стихотворение? Сообщение ученика (Из воспоминаний Гумилева) Учитель: Поработать с мемуарными статьями получилось не у всех, но то, что мы услышали, дорогого стоит, потому что хрестоматийным стало определение лирики Ахматовой, как энциклопедии любви пятого времени года. 4.Работа с тетрадями – запись определения лирики Ахматовой и последующие названия сборников стихотворений. 5. Учитель: нет ничего лучше,чем прослушать произведение в исполнении самого автора. Прослушивание аудиозаписи А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью» (ссылка ) 6. Сравнительный анализ стихотворения в исполнении автора и ученицы . Вывод: поэтесса пишет о своей любви, сама переживает эти чувства, а ученица читает о чувствах другого человека. 7. Самоанализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью». Ученица выходит к доске и, выступая в роли учителя, задает вопросы классу: - Какова тема стихотворения? - В чем заключена идея? - Какие мотивы звучат в стихотворении? - Какие выразительные средства использует автор? - Кто является лирическим героем? - С кем она ведет диалог? - Есть ли в стихотворении сюжет? - Какова композиция стихотворения? - Какие выразительные средства использует поэтесса? - Что такое метафора? - Какой вывод вы сделали для себя? 8. Этап проверки домашнего задания. Обучающиеся читают стихи и дают краткий анализ . Учитель: творчество А.Ахматовой не укладывается в рамки акмеизма, оно намного шире, масштабнее. Казалось, все в жизни складывается хорошо: у нее любимый муж, родился сын, она получила признание как поэт. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека. «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был.» 1914 год - первая мировая война, Гумилев в армии, между ними переписка «Ты письмо мое , милый , не комкай» , «Молитва»
В марте 1914 года выходит вторая книга стихов «Четки». В этом сборнике есть стихотворение «Я научилась просто, мудро жить». Сегодня многие стихотворения Ахматовой положены на музыку, потому что обладают глубоким лиризмом, в них заложен тонкий психологизм самой поэтессы, здесь и необыкновенная вера в Бога, и обращение к библейским мотивам. Все это позволило современным музыкантам использовать стихи Ахматовой для создания романсов. Я предлагаю послушать романс в исполнении Талдыкиной Виктории « Я научилась просто, мудро жить».) Учитель: Да, очень проникновенные стихи, прочтите теперь это стихотворение и выдержки из домашнего сочинения. Учитель: Кровная связь с Россией сохранялась в самое трудное для страны время : революция, гражданская война. « Не с теми я, кто бросил землю» - В каком стиле написано это стихотворение? - К кому она обращается в стихотворении? В 1925году выходит книга «Подорожник», арестован и расстрелян муж, арестован сын. «Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был» Ахматова обращается к Сталину с просьбой освободить сына. Его освобождают. В годы Великой Отечественной войны появляется стихотворение «Мужество», которое стало гимном для русских людей. А в 1946году на Ахматову организована травля, она исключена из союза писателей, сборники ее стихов уничтожены. Обратите внимание на стенд с книгами. Здесь мы находим воспоминания Лидии Чуковской об этом периоде жизни Ахматовой. Ученик рассказывает отрывок из книги. Учитель: На могиле Ахматовой нет красивого памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах, потому что вечным и самым прочным монументом стали ее стихи. Когда-то Ахматова сказала, что заслуга поэтов Серебряного века в том, что они возродили у русского читателя любовь к поэзии. У каждого из вас есть уже любимые поэты, может быть, для кого-то таким поэтом станет сегодня и Ахматова. Сегодняшнему поколению не хватает жажды творчества, присущего поэтам того времени, но мы попробуем окунуться в этот чудесный мир : выполните творческое задание по желанию: напишите сочинение-миниатюру, четверостишие, синквейн на тему : А.Ахматова – целый поэтический мир, Вселенная, особенная, своя. А чуть позже мы отправимся на заочную экскурсию в дом-музей Ахматовой. 9.Этап закрепления изученного материала. Обучающиеся читают свои работы.
Алексей Башилов: А.Ахматова – терпкий плач, Томный голос из женского сердца, Смелая Анна , руки не прячь, Надежно прикрыта поэзия сердца. Виктория Силакова: Сегодняшний урок меня заставил задуматься : какую же сложную жизнь прожила Ахматова, ведь на ее долю столько выпало. Самое страшное для жены – смерть мужа. Самое страшное для матери – арест сына. Самое страшное для поэта – изгнание, запрет на творчество. Но как бы не было горько и тяжело, она всегда продолжала писать стихи. В годы войны и мира, и в радости, и в горе, и в годы гонений и признаний. Поэтому она « Златоустая Анна всея Руси.» 10.Этап проверки усвоения материала на уроке. Игра «Верю - не верю». Обучающимся на карточках предлагаю вопросы по теме урока, напротив каждого вопроса должны написать ответ : «да», «нет», «не знаю». 11. Рефлексия Учитель: - Оправданы ли цели, поставленные в начале урока? - Насколько точно подобран эпиграф к уроку? - Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведение итогов, выставление оценок. 12. Домашнее задание. Написать сочинение на тему : «Какие мотивы нашли свое отражение в творчестве Ахматовой»