"Работа над чтением с листа в классе фортепиано в Детских школах искусств."

Автор: Давиденко Елена Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств г. Хабаровска."
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над чтением с листа в классе фортепиано в Детских школах искусств."
Дата публикации: 17.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

« РАБОТА НАД ЧТЕНИЕМ С ЛИСТА

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ.»
МАУДО ДШИ № 6 г. Хабаровска Преподаватель Давиденко Е. Н. 2016 г.
План. 1. В чем конкретно состоит польза чтения с листа. 2. Схематичное представление чтения с листа. 3. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать с листа музыкальное произведение? 4.Практическая часть ( задания, упражнения.)
О пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить еще в трактате Ф.Э Баха, Ф. Шуберта и других видных музыкантов 17-18 веков, а так же крупными исполнителями - педагогами последующих времен. Так, в Московской консерватории требования в этой области были весьма серьезные. Сам Н.Рубинштейн заставлял своих учеников аккомпанировать с листа концерты. На сходной основе строились занятия в классе Н.С.Зверева, В,И, Сафонова. В более поздние годы – Л,В, Николаева, Г.Г. Нейгауза, Ф,М. Блюменфельда, Они считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося-музыканта. В чем конкретно состоит польза чтения с листа? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащегося? 1. Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую благоприятные возможности для широкого и всестороннего ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в чтении с листа, нескончаемой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Чтение с листа - постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, открытий, приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Сколько читаем – столько знаем. 2.Процессы музыкального мышления находятся в тесном единстве с процессами музыкального познания. Отсюда значение чтения с листа: раздвигая горизонты познанного учащимся в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая опыт профессиональный, увеличивая багаж специальных сведений и т.д., оно способно сыграть активную роль в процессе становления и развития музыкального мышления. 3.Именно чтением музыки с листа создаются условия для развития музыкально-интеллектуальных качеств учащихся. Читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые необязательно потом разучивать, осваивать в исполнительском плане.
Эти произведения, говоря словами В. А. Сухомлинского «… не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться.» Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. 4. Ознакомление с новой музыкой – процесс всегда имеющий яркую, привлекательную, эмоциональную окраску, Можно привести слова К.Н. Игумного, указавшего, что « первое соприкосновение с ранее неизвестным произведением прежде всего дает волю непосредственному чувству: остальное приходит потом.» На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально- интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией, протекают с большей четкостью и определенностью. Из этого следует, что занятия чтением с листа вызывают яркий эмоциональный отклик у играющего, важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкальных сведений. Эти занятия способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления. Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащихся. Именно в процессе чтения нот с листа со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя принципы развивающего обучения: а) увеличение объема используемого в обучении музыкального материала. б) ускорение темпов его прохождения. в) в самом деле, что есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в минимум времени?
Для лучшего понимания чтения с листа, представим его в виде схемы. Схема представляет собой систему вложения друг в друга кругов, где каждый следующий охватывает предыдущий. ( см. рисунок 1) 1. Как сгруппируются ноты, в каких образах они предстанут перед взором исполнителя – все это относится к графическому образу прочтения нотного текста. ( на рисунке круг зеленого цвета) Графические образы формируются в процессе зрительно- интеллектуального восприятия нот. Логика их осмысления находится в тесной связи с музыкально-теоретическими знаниями и опытом игры на инструменте. Беглое чтение нотной записи осуществляется благодаря группировке нотных знаков в относительно устойчивые комплекты по вертикали и горизонтали. Это зрительные образы отдельных нотных групп: интервалы, аккорды, терцовой и нетерцовой группы, ритмической фигуры, повторяющихся ритмических образований. Сюда же относятся и целостные структуры нотного текста: мотивы, фразы, предложения, периоды, различные слои нотной литературы. 2. Далее переходим на более высокий уровень – второй круг. (на рисунке круг синего цвета). Здесь пианист имеет дело с клавишами своего инструмента, которые не связаны напрямую с графическими образами нот. На клавиатурном уровне чтения приходится ориентироваться в их топографии, находить нужные игровые движения, аппликатуру и сложным путем взаимодействовать с графическими образами нотной записи. Таким образом, клавиатурные образы фиксируют переход с образов нотной графики на образы клавиатурного пространства, исполнительских движений, их обобщений. Образуются зрительно-слухо-клавиатурные связи. К ним относятся осязательные и мышечно-двигательные ощущения различных нотных групп, их пространственные представления, связанные с аппликатурой. К ним относятся так же типовые формы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджии, аккорды, фактурные формы (мелодия с аккомпанементом и др.), различные движения рук – параллельные, расходящиеся, перекрестные и т. д. На этом уровне освоения чтения с листа появляется особая двигательная «изготовка», не связанная напрямую с отдельными нотными знаками. Эти образования ускоряют процесс считывания и исполнения.
1.Рисунок 3. Третий круг представляет собой выход в звук, в звуковой образ. ( на рисунке желтого цвета). Теперь мы уже видим нотную графику, ощущаем клавиатуру и движения на ней и слышим звучание. На этом уровне просходит чудодейственное превращение: включается слуховой опыт и музыкально-слуховые представления. Особая роль принадлежит внутреннему слуху. Благодаря внутреннему слышанию происходит озвучивание нотного текста, его осмысленное восприятие. Важно при этом восприятие интонаций-значений: это тема, лейтмотивы, лады, гармонии, ритмоформулы различных жанров и т.п. Роль внутреннего слуха в беглом и выразительном чтении с листа огромна. У музыкантов с высокоразвитым музыкальным слухом не только возникают слуховые представления после зрительного восприятия, а непосредственное слышание глазами, превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно-слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться слуховым образом. Еще одно важное психическое образование на уровне звукообразного чтения – догадка. Это свойство беглого чтения позволяет предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать в общих чертах его ближайшие моменты. эмоционально-звуковой образ звуковой образ клавиатурный образ графический образ
4.Наконец, самым высоким уровнем чтения является сфера художественного образа. В ее основе лежит эмоционально-смысловой образ, или художественная эмоция (на рисунке оранжевый круг). Здесь существенным является обобщение через жанр, стиль композитора, направление музыкального искусства эпохи. Личное отношение исполнителя к произведению играет на этом уровне решающую роль. Образуется «чувство- мысль», чувствующее понимание, понимающее чувство. Это явление называется эмоциональным мышлением. Создается особая психологическая обстановка «о чем предстоит сыграть», а затем «что» и «как» играть с листа. В работе пианиста 4й уровень включает в себя все 3 предыдущих уровня. Он может быть выражен так: «вижу» - слышу- переживаю – ищу нужные движения – играю». Такая цепочка не обязательна для каждого пианиста. Но обязательно для квалифицированного чтения с листа наличие сложных сплавов: «вижу-играю» (т. е. нахожу нужные движения), «вижу-слышу» ( т. е. понимаю, различаю), «вижу-переживаю». Первые два отражают зрительно-моторную связь. Третий сплав – связь структур нотного текста, звукового образа с эмоционально- смысловым. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальное произведение? Для правильного протекания чтения с листа следует выделить следующие узловые моменты: 1. Потребность к предварительному зрительному анализу нотного текста. 2. Опережение взглядом того, что исполняется в данный момент. 3. Выработка навыков чтения целостных структур. 4. Умение играть не глядя на руки и непрерывно смотреть в нотный текст. Рассмотрим каждый навык подробнее. 1. Процесс анализа в однострочном чтении с листа во многом совпадает с тем, что ученик делает на сольфеджио. Разница в том, что на сольфеджио чтение с листа проводится с пением и дирижированием, а на специальности – игрой на инструменте.
Дирижирование и пение возможно и на специальности. В первую очередь нужно научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличии от буквенных они размешаются по горизонтали и вертикали в 2х строчных пьесах. Процесс анализа должен проходить в вопросно-ответной форме. Это сориентирует ученика на активный мыслительный процесс. Основные моменты в простейшем анализе нотного текста, на которые необходимо обратить внимание ученика: А) Тональность пьесы, наличие случайных знаков. Б) Размер. В) Характер и темп исполния пьесы ( с этой целью можно простучать или проговорить ритмический рисунок) Г) Особенности фактуры, форма, повторение строений ( например, тактов, предложений). Д) Запоминающиеся элементы в строении мелодии, выбор аппликатуры ( обратить внимание на переломные моменты, как например, смена позиций.) Е) Характер музыки, исполнительские приемы ( динамика, артикуляция, темп, педализация.) 2. Для скорочтения мало знать название каждого звука, нужно мгновенно определять рисунок последовательностей. С первых шагов обучения обращать внимание ученика воспринимать нотный текст сразу группами, по 2,3,4 ноты, а не разрозненно. Это воспитывает осмысленное чтение. Для скорочтения важно воспитать навык ориентации по контурным очертаниям мелодии. Важно научить ученика не вышагивать от ноты к ноте, а соединять звуки в музыкально-смысловые единицы - мотивы, фразы, предложения. Это не только увеличит скорость и качество прочтения нотного материала, но придаст ему художественную и эмоциональную окраску. Определение мелодии по контуру начинается в тот момент, когда мы учим подбирать по слуху. Занятия с малышом начинаем со знакомого ему материал – детских игровых и русских народных песенок. На примере простых песенок ученик учится определять по слуху направление движения мелодии: вверх . вниз или остается на месте.
Кроме направления мелодии, ученик определяет на слух сколько музыкальных фраз в песенке, похожи они одна на другую или отличаются. После вторичного прослушивания попевки начинать изображать стрелками движение мелодии вверх или вниз , а затем и смешанное движение. После прослушивания ученик должен определить самую устойчивую ноту в мелодии – тонику. Для сравнения можно рассказать, что мелодия может гулять по различным нотам, но в конце возвращается в свой домик – тонику. Чтобы ученик мог вспомнить песенку, под графиком движения мелодии пишутся слова. Такие задания приучат ученика быстро определять движение мелодии не только по слуху, но графически, помогут ощущать тонику, определять количество фраз в песенке. У ученика будет некапливаться слуховой багаж, способность по графику движения мелодии мысленно , про себя пропевать ее., анализировать. Эти простые упражнения помогут ученику на более сложных примерах схватывать большие целостные структуры. Большое значение для схватывание целостных структур играет и обобщенное чтение. Если ученик возьмет за правило фиксировать и отличать для себя в новом нотном материале уже известные из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры : гаммы, арпеджио разных видов, тремоло, альбертиевы басы, виды аккомпанементов, ритмоформулы, секвенции, повторяющиеся гармонические ходы и т. д. Это значительно упростит его задачу. Умение распознать в незнакомом знакомое ведет к тому, что разгружается внимание играющего, ( это очень важно при чтении с листа), помогает читать как бы « сквозь» ноты. Помогает легко выходить из аппликатурных затруднений, используя ранее освоенные, налаженные, прочно автоматизированные последования пальцев. 3.Одним из главных условий непрерывности музыкального процесса является выработка у ученика умения опережать взглядом то, что исполняется в данный момент. Обычно при неумелых действиях при чтении с листа взгляд читающего упирается в тот такт, который он в данный момент исполняет. Игра у таких учеников постоянно прерывается. Правильный процесс с листа заключается в умении смотреть вперед и предслышать. Формула такова – « вижу-слышу- играю.»
Пианист охватывает взглядом небольшой отрывок текста, запоминает его и только после этого начинает играть. В это же время глаза его заняты уже следующим отрывком. Для воспитания привычки смотреть вперед можно использовать специальное приспособление – «передвижку.» Это картонная полоска с прорезью-окощком размеров в такт и более. С помощью передвижки выполняется задание на « фотографирование» нотного текста. Оно заключается в том, чтоб ученик сыграл фразу сразу по памяти. Взглянув на нее в начале игры, а затем, когда он начал играть эту фразу, она закрывается, окошко передвижки перемещается и открывает взору ученика следующую фразу. Такое опережающее движение окошечка вынуждает видеть нотный текст до начала его исполнения на инструменте. Упражнение на перемещение взгляда на соседние клавиши полезно давать систематически. Известную формулу « вижу- слышу – играю» можно в чертах расшифровать так: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста (« смотри вперед»). Видя ноты, он трансформирует их с помощью внутреннего слуха в звуковую картину. Затем воплощает элементы этой картины в цепи соответствующих движений. Проще говоря, берет те или иные клавиши. Чем опытнее читающий, тем более развит его внутренний слух, тем дальше он всматривается вперед при игре. Большое значение при чтении с листа играет непрерывность взгляда играющего от нотного текста. При чтении с листа взгляд должен быть направлен только на нотный текст, поэтому нужно уметь играть не глядя на клавиатуру. Часто педагоги не придают значение этому элементу чтения и ученик непрерывно кивает головой. Читающий теряет зрительно-слуховой контроль над текстом, у него нарушается координация и плавное, непрерывное, логичное развертывание звукового действия. На начальной стадии обучения ученик часто будет смотреть на клавиатуру, так как он не способен еще на ощупь ориентироваться в клавиатурной «топографии», ему приходится постоянно отыскивать пальцами нужные комбинации и сочетания звуков. Важно научить опускать вниз не голову, а глаза, так как опуская голову от текста к клавиатуре, ученик тратит больше времени на нахождение взглядом нужного в данный момент текста.
Еще один прием - ориентировка на клавиатуре без помощи центрального (прямого зрения), обзор большей части нотного текста в условиях периферического ( бокового) зрения. Ученик как бы охватывает общим взглядом и текст, и клавиатуру. Для развития навыка игры, не глядя на клавиатуру, можно предолжить ученику исполнить пьесу второй раз , прикрыв его руки. Игре «вслепую» помогает следующее упражнение: не глядя на клавиатуру, переносить позиции нот, интервалов, трезвучий в другие октавы. Действия ученика при этом должны быть смелыми ( это психологическт важный момент). Он не должен бояться, что не попадет на ненужную клавишу. Охват топографии клавиатуры должен быть самым широким: играть гаммы разными штрихами, короткие попевки, гармонические интервалы, аккорды в разных октавах, постоянные тренировки ориентации на черных клавишах в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук. Нотные примеры подбирать от простого к сложному. Очень полезно читать с листа нетрудные сочинения в 4 руки с педагогом. Это пробуждает живую заинтересованность ребенка. Такой способ занятий организует действия ученика, заставляет концентрировать внимание и уметь думать быстрее. 4.Читая за фортепиано сложное произведение, учащемуся нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного тектста. Вступает принцип упрощения фактуры. Сокращениям и облегчениям подлежат в первую очередь гармонические звукообразования (аккордовые комплексы, фигурационные орнаменты). Напротив, мелодические рисунки, так и басы требуют к себе бережного отношения. Важно,чтобы при чтении с листа ученик находил в нотном материале главное, а какие-то второстепенные фоновые элементы фактуры сокращал. Действует принцип – минимум нот – максимум музыки. .
Практическая часть. С начинающими пианистами следует применять следующие подготовительные упражнения, которые выявят слабые стороны знания нотной грамоты, без преодоления которых не имеет смысла приступать к чтению с листа: 1. Чтение безвысотного ритмического рисунка из разных длительностей. а) прохлопывание ритмических попевок б) игра на одном звуке, в том числе в ансамбле с педагогом. в) запись простейших ритмических диктантов. г) запись ритмического рисунка песенок на основе внутреннего слухового представления. 2. Упражнения на закрепление знания высотной записи звуков. а) назвать любую показанную педагогом в тексте ноту. б) не называя, сразу на клавиатуре брать показанную в тексте ноту. в) знание нот на добавочной линейке. 3. Для выработки навыков относительного чтения высотной нотной записи следует выполнять следующие упражнения: а) определение общих контуров мелодии ( например, подряд вниз, на месте, скачком вверх и т.д.) б) определение общих контуров мелодической линии с одновременныи перемещением руки вдоль клавиатуры ( вверх-вправо, вниз- влево, на месте) Эти упражнения помогают усвоению связи направления движения мелодии с направлением движения руки на клавиатуре. 4..Чтение коротких мелодических попевок ( возможно со словами) и мелодий с простым ритмическим рисунком в одной аппликатурной позиции ( в тексте указан лишь исходный палец.). Для
закрепления аппликатурного позиционного мышления игра мелодий в одной позиции продолжается довольно долго. Учащимся даются аппликатурные задачки: самостоятельно проставить пальцы в мелодиях, где поступенное движение сочетается поначалу с терцией, а затем с кварьой, квинтой. Играть мелодии по ритмической записи и указанной аппликатуре. 5. Чтение с листа мелодий, где преобладает поступенное движение. а) мелодии для правой руки даются в 1 октаве, для левой - в малой октаве. В основе нотного материала – 11линейная система нотной записи. б) полезно читать с листа пьесы, где параллельное движение голосов в двух руках в пределах позиции. Важно осознавать соответствие между пальцами двух рук: правая рука – 1-2-3-4-5, левая рука – 5-4-3-2-1. 6.Исполнение мелодий более широкого диапазона, записанных на двух нотных станах, где а) мелодия передается из одной мелодии в другую б) мелодий, в которых каждая рука повторяет одну и ту же фразу. в) продолжение мелодий другой рукой ( без повторения фраз) г) мелодии с расширенным регистровым диапазоном ( вторая, больщая октава) 7.Активно читаются с листа пьесы на нон-легато ( в ансамбле с педагогом): а) мелодии в равных длительностях ( в ансамбле с педагогом.) б) мелодии, состоящие из фраз завершающихся относительно длинной нотой (это дает возможность при слушании длинной ноты подготовиться к исполнению следующей фразы). в) мелодии, начинающиеся с разных ступеней 5пальцевой системы г) мелодии, со случайными и ключевыми знаками альтерации. Позже включают в работу мелодии с разнообразными штрихами (легато, нон-легато, стаккато.) 8. Важно воспитывать осмысленное чтение. Для этого в тексте проставляются границы фраз знаками, разделяющими фразы: галочка, запятая, две наклонные черточки и др.
Ставится задача зрительного и слухового охвата текста по мотивам, коротким фразам. В мелодию вводятся артикуляционные обозначения (мотивные, фразировочные лиги). 9. В работе над чтением с листа обращать внимание на освоение вертикали: созвучия, квинты, терции. а) быстрое распознавание этих созвучий в нотном тексте без прочтения абсолютной высоты составляющих их звуков. б) тренировка в нахождении созвучий на клавиатуре от разных клавиш в разных октавах. в) запоминание аппликатуры квинты (1-5 пальцы), трех вариантов аппликатуры терции (1-3, 2-4, 3-5). г) квинты, разделенные паузами. д) терцовые созвучия в мелодии и аккомпанементе, поступенные последования терций в одной позиции. 10. Необходимо осваивать при чтении с листа мелодий, где появляются усложнения: а) в ритмическом рисунке: пунктирный ритм, ритмические обороты с шестнадцатыми, а так же сочетание в мелодии разных длительностей. б) усложнение метро-ритма ( размеры) в) наличие пауз всех длительностей в мелодии и аккомпанементе. г) наличие динамических изменений в процессе развития мелодии. Все пречисленные задания и упражнения применяются в работе с учащимися 1-2 классов. Они очень полезны и практичны, так как с первых шагов обучения прививают учащимся навыки грамотного чтения с листа. Рекомендуется использовать в работе с начинающими пианистами пособие, в котором можно найти примеры ко всем заданиям, упражнениям:
« Чтение с листа в классе фортепиано в 1-2 классе.» Составители Н.М. Рябов, С.И. Рябов.