Напоминание

"Волонтерское движение – новая форма социальной активности учащихся" (Волонтерское движение учащихся на примере детской общественной организации волонтеров г.о. Самара "Городская Лига Волонтеров")

Автор: Поршин Александр Сергеевич
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮЦ "Пилигрим"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Волонтерское движение – новая форма социальной активности учащихся" (Волонтерское движение учащихся на примере детской общественной организации волонтеров г.о. Самара "Городская Лига Волонтеров")







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Волонтерское движение – новая форма социальной активности учащихся»

(Волонтерское движение учащихся на примере детской общественной организации

волонтеров г.о. Самара «Городская Лига Волонтеров»)
Автор-составитель: Поршин А.С., директор МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим», председатель

детской общественной волонтерской организации г.о. Самара «Городская Лига Волонтеров» Волонтер. Кто это? Что он делает? Для чего? Волонтером может стать любой человек, абсолютно любой, с любыми возможностями – стоит только захотеть и не будет никаких «но». Это понятие настолько широкое, что доступно для всех и каждого. Волонтерство, в моем понимании, это безвозмездная помощь. Можно носить еду бездомным, можно помогать пенсионерам, можно ездить в детские дома, устраивать там праздники и радовать малышей подарками и вниманием, можно организовывать акции, собирать средства на благие дел. Все это есть, все это актуально и необходимо, всегда и везде, и волонтеры очень – очень нужны, их не бывает много. В современном мире существует большое количество волонтерских движений и организаций. Подробнее остановимся на деткой общественной организации волонтеров «Городская Лига Волонтеров» 19 мая 2015года в День Пионерии по инициативе школьных коллективов – ученических и педагогических Городская лига волонтеров г.о. Самара получила свидетельство регистрации в министерстве юстиции Самарской области. Она объединила больше 3,5 тыс. детей, которые учатся во всех школах города. Появление детской общественной организации стало значимым для нашего города событием. За последние 25 лет все пришли к пониманию того, что воспитать детей без определенной идеологии нельзя. И мы рады, что создание этой организации пришло от естественного движения самих школьных коллективов - ученических, педагогических. Волонтерская работа в той или иной степени велась во многих учебных заведениях города и раньше, но объединение помогло упорядочить эту работу и дать ей новое, более актуальное содержание. Конечно, к тому, чтобы лига волонтеров стала объединением действующим, мы шли не один год. Фактически эта работа началась в 2011 году. Мы предложили школам систематизировать их общественно значимую деятельность, взяв на вооружение систему волонтерских отрядов. Поначалу эта работа велась по двум направлениям - пропаганда здорового образа жизни и помощь ветеранам. В первый год было проведено пять общегородских мероприятий: слет
волонтеров, на котором обсуждались основные проблемы и задачи, городской праздник к 9 мая, в рамках которого волонтеры оказывали помощь ветеранам, дни борьбы с наркотиками и табакокурением, Всемирный день здоровья. В течение следующих 2-3 лет волонтерские отряды были организованы во всех учебных заведениях города - сегодня их уже 186. Ежегодно проводится по 6-7 только общегородских мероприятий по каждому направлению. А Городская лига волонтеров оформилась в полноценную общественную организацию со своей структурой. Детская общественная организация волонтёров городского округа Самара «Городская Лига Волонтёров» является добровольным самостоятельным некоммерческим общественным объединением, объединяющим на территории городского округа Самара детей, подростков и взрослых, деятельность которой направлена на создание оптимальных условий для творческого развития и социальной адаптации детей. «Городская Лига Волонтёров» призвана:  формировать у детей и подростков города культуры социального служения через развитие добровольческого движения и привлечение подростков к решению актуальных социальных проблем;  формировать механизм для более активного вовлечения молодых людей в общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни;  формировать городской реестр общественных объединений, участвующих в добровольческом (волонтёрском) движении;  обучить добровольцев технологиям социальной работы и основам социального менеджмента;  информировать общественность о роли добровольцев в решении актуальных социальных проблем городского сообщества. «Штаб» Городской лиги волонтеров находится в Кировском районе на базе МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим». За каждым направлением работы (а их число теперь выросло до пяти) закреплен свой куратор. Общую координационную работу взял на себя департамент образования. Сегодня самарские волонтеры ведут работу по пяти направлениям: к первоначальным («патриотизм» и «профилактика вредных привычек») добавились «милосердие», «экология» и «лидерство». «Милосердие» - это работа, которую традиционно называют волонтерством. В рамках этого направления организуются мероприятия, которые акцентируют внимание на проблеме детей с ограничениями по здоровью и находят способы помощи им. «Штаб» этого направления находится в школе №107. Здесь же работает школа волонтеров по работе с детьми с ограниченными возможностями и ДЦП и их родителями. В 2014-2015 годах уже школа
выпустила около 50 обученных волонтеров, которые оказывают неоценимую помощь ребятам с этим диагнозом. В следующем году их будет минимум в два раза больше. Также очень активно развивается направление «Экология»: сегодня в Самаре больше 1000 волонтеров, которые готовы к этой работе. Они не только участвуют в акциях по уборке территорий и т.п. Ребята изучают передовые методы защиты окружающей среды, новые технологии, проводят экскурсии и яркие интересные мероприятия. Так, многие самарцы знают, что сегодня по городу ездит трамвай 23 маршрута, на котором написано «Зеленая волна». Вместо стандартных объявлений там звучит информация об экологически ответственном поведении. Этот текст (конечно, с помощью педагогов) разработали самарские ребята. А при открытии просветительской акции несколько дней настоящей агитбригадой ездили в трамвае, рассказывая пассажирам о принципах, которые помогут нам спасти природу. Социальный проект «Зеленый трамвай» в этом году стал победителем во Всероссийской акции «Я – гражданин России» Еще одной проектной инициативой учащихся стал проект «Аллея мира». В рамках этого проекта к 70-летию Победы в городском парке Победы была заложена рябиновая аллея. Дети мира посвятили ее детям войны. Огромная работа в этом году была проделана волонтерами в рамках празднования 70- летия Победы в Великой Отечественной войне. «В этом направлении мы активно работаем со Всероссийским волонтерским корпусом 70-летия Победы. В этом году в общероссийских и наших собственных мероприятиях к юбилею Победы участвовали более 5 тыс. рябят. И мы рассчитываем, что не менее 20% из них станут волонтерами на постоянной основе». В рамках направления «Лидерство» ребята учатся выступать на публике, получают навыки организационной работы. Все это им понадобится как в работе (ведь Самара сегодня готовится принять матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, и помощь волонтеров здесь будет неоценима), так и в дальнейшей жизни. Развивать навыки социальной коммуникации учащихся позволяют общегородские акции:  «Красная ленточка» (городская акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом)  «Белая ромашка» (общегородская акция, приуроченная к Всемирному дню борьбы с туберкулезом)  «Дороже всех титулов доброе сердце» (акция в рамках Весенней недели добра)  Акция «Ключи мира»  Акция по проведению развлекательных программ в детских садах города «Малышок«
 Акция «Зеленый трамвай»  Акция «Экологический автобус»  Акция «Тайный друг»  Акция «Дети-детям»  Новогодняя акция «Пусть Новый год приносит счастье Вам, дорогие ветераны!»  Акция по подготовке новогодних подарков детям, содержащихся в медицинских или социальных учреждениях «Подарок от Деда Мороза» В соответствии с перспективным планом работы Городской Лиги Волонтеров в городе проходят следующие мероприятия:  Городской конкурс проектов «Я – волонтер»  Городской слет волонтеров  Тематические мероприятия «Ветеран живет рядом»  День здоровья в школах города  Смотр-конкурс агитбригад и плакатов «Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь»  День без табачного дыма  Смотр-конкурс на лучшую альтернативу негативных зависимостей  Конкурс ораторского искусства  Летняя школа волонтеров «Мы - волонтеры» Участие учащихся в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности. Характерная особенность участия учащихся в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат.
Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего ученика на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата. Участие в организации добровольческих акций развивает у учащихся необходимые и в жизни лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности учащиеся расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д. Для того, чтобы понять что движет волонтерами, нами было проведено микросоциологическое интервью. В нем участвовало 21 волонтер-школьник. На вопрос «Что вам дает волонтерство?» характерно было мнение одного из респондентов, утверждавшего, что дает, прежде всего, саморазвитие, опыт, связи, осознание того, что ты можешь изменить мир. Никто из волонтеров не сказал о том, что время было потрачено впустую. Ответы на вопрос о том сколько времени занимает волонтерство распределились следующим образом: 15 человек считают, что «немного времени» (половину свободного от учебы времени); у остальных – «все свободное время»). Никто из волонтеров не разделяет понятия волонтерство и добровольчество. Они едины в их понимании. При ответе на вопрос «Волонтерство – это …» были получены следующие ответы: Волонтерство – это жизнь! Волонтерство – это одна из целей жизни, одна из веток развития. Волонтерство – это самовыражение в благих целях. Волонтерство – это здорово! Волонтерство – это удовлетворение. Волонтерство – это люди, которые являются добровольными рыцарями добра для нуждающихся. В ходе анализа волонтерской деятельности в городском округе Самара выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди учащихся необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: 1. популяризировать этот вида деятельности, 2. координировать волонтерские организации, 3. привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности учреждения дополнительного образования. 4. Расширение методов и форм , используемых в работе волонтерских отрядов Для решения вышеперечисленных проблем были предложены следующие мероприятия:  разработка информационной политики волонтерской деятельности,  организация и проведение разнообразных мероприятий для формирования социокультурного пространства.  Создание банка данных вакансий для работы волонтеров
 Направление руководителей волонтерских отрядов на курсы повышения квалификации обучающие семинары, сборы, лагеря по вопросам развития волонтерского движения  Издание методических рекомендаций по развитию добровольческой деятельности, методических сборников, рабочих тетрадей, волонтерских проектов, личных книжек волонтеров.  Разработка содержания, дизайна и тиражирование памяток, листовок, буклетов, баннеров по пропаганде добровольческого движения, здорового образа жизни Педагоги отмечают, что общественная деятельность, участие в волонтерском движении, меняет ребят: в них просыпается жажда учения, и, даже если до этого они учились не очень хорошо, у них появляются хорошие оценки, уходит потребительское отношение к жизни. Они более взвешенно подходят к своим занятиям и интересам. Меняется их отношение к родителям - ребята начинают больше ценить то, что другие люди делают для них. Ведь волонтерское движение пропитано духом сотрудничества, взаимопомощи. Конечно, мы живем в современном обществе, но при этом важно, что ребята с детства узнают и понимают, какую радость можно почувствовать, безвозмездно помогая близкому человеку. Важно и другое: своей работой, активной жизненной позицией они «заражают» окружающих. Мы делаем упор на технологии «равный равному». Готовясь к мероприятиям, ребята сами перерабатывают большой объем информации - им интересно, видят важность и положительный эффект того, что они делают. И при этом они охватывают тех, кто рядом, вместе меняя жизнь к лучшему.