СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ

Автор: Канина Анна Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Дата публикации: 17.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ С РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений. Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно». Поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее будет достигнут положительный результат. Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически . Первой формой общения первобытных людей были жесты. При помощи жестов развивался первичный язык. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Это связь видна и сейчас. Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Психолог Д. Сели придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы». А. В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является двигательно- кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития. Исследования, проведенные М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием моторики Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Совершенствование
движений пальцев рук у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба. 8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций. Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Делая акцент на близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательнаязона является частью двигательной области головного мозга), было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. М.М. Кольцова описывает исследование, в котором участвовало 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте от 1года 1 мес. до 1г 3 мес. Первой группе (9 детей) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Дети второй группы (10 детей) находись в манеже. Со всеми детьми проводились ежедневные двухминутные занятия по развитию речи. Эти занятия состояли в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, при показе собачки педагог говорил «ав- ав», стимулируя таким образом звукоподражание ребенка. Дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день. Но звукоподражания ребенка были слабыми и стереотипными – на слова взрослого «ав-ав», «му-му», ребенок отвечал звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню стали отмечаться попытки более точного звукоподражания. Во 2-й группе голосовые реакции появились значительно позже, на 13-й день и после 30 дней существенно не изменились. Таким образом, из проведенного исследования видно, что свободное передвижение детей 1-й группы облегчило возникновение звукоподражания. Следующий опыт, который описывает М. М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были сформулированы выводы о том, что: - не услышав речь ребенка, можно определить ее развитие;
- пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.