Система ежедневных занятий трубача

Автор: Лаврик Михаил Владимирович
Должность: доцент
Учебное заведение: Военный институт (военных дирижёров) Военного университета
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Система ежедневных занятий трубача
Дата публикации: 17.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рекомендации по организации системы ежедневных занятий трубача
Доцент кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижёров) Военного университета. Лаврик Михаил Владимирович Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Музыка – это единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Музыка – это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного. Музыка – это запечатление внечеловеческого: сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного. При этом в основу понимания помещается система художественных представлений, возникающих под влиянием музыки и складывающихся собственно в музыкальное содержание. Являясь сложным продуктом деятельности психики человека, эти представления имеют своей предметной стороной переплетающиеся и взаимопроникающие понятия человека, окружающего его мира и непосредственно самой музыки. Задачей музыки является порождение этих представлений, их организация между собой с помощью музыкальных средств и методов. Базовым инструментом здесь выступает интонация, которая позволяет управлять представлениями, выстраивая их в нужной последовательности и концентрации. Умелое использование музыкального материала позволяет создавать из представлений обобщения различной степени – от музыкальных образов до музыкально-художественных тем и идей. При этом важной особенностью музыки является непрерывная переорганизация порождаемой ею системы представлений, что помимо богатства образов даёт также динамическую увлечённость, способность повести слушателя за собой. Понимая конечную цель своей свей работы, каждый исполнитель, начиная буквально с первого сыгранного им звука, должен представлять образную сферу применения данного звука в дальнейшем художественном воздействии на слушателя. «Занятия по преодолению технических и звуковых трудно стей не принесут существенных результатов, если у испол нителя отсутствует прочувствованное устремление к художест венной цели 1 . Даже в ра зучивании отдельных трудных мест и пассажей всегда должна быть забота о выразительности и качестве звучания». 1 Платонов Н. Методика обучения игре на трубе: Учеб. пособие.
.
М.: Музыка, 1984.стр. 3
Профессор А. А. Николаев в очерке «Работа над этюдами и упражнениями» 2 справедливо указывает на необходимость высокой требовательности при работе над этюдами и упражнениями: «...если, напри - мер, об этюдах Черни мы не можем говорить, как о подлинно художественных сочинениях, в смысле их музыкального содер жания, то это не снимает с учащегося задачи художественно их исполнить в звуковом и техническом отношениях. Подобное требование относится не только к игре этюдов, но и к работе над гаммами и любыми другими техническими упражнениями». Вся самостоятельная тренировка учащегося должна проходить при сосредоточенном и активном внимании. Как только внимание рассеивается, и исполнение принимает механический характер, весь смысл упражнений теряется. Важнейшим условием развития исполни тельского мастерства является систематическая ежедневная работа. Пропущенный день занятий невозвратим. Удвоенное количество упражнений на следующий день может привести только к переутомлению губного аппарата, не дав существенных результатов. «Работа над упражнениями проходит под контролем сознания исполнителя. Ученику нужно, прежде всего, вникнуть в суть того или иного упражнения, понять его направленность и конечный ре зультат. Закрепляя повтором отдельные технические удачи, моло дой трубач должен представлять себе и художественные цели сво ей работы, с тем, чтобы успешно применить, затем полученные, приобретенные и доведенные до автоматизма навыки при работе над музыкально-художественным произведением. Внимание учени ка во время домашних занятий не должно ослабевать ни на ми нуту. Иногда в процессе длительных упражнений у него вдруг не получается та или иная музыкальная фраза, губы как бы не слушаются, пальцы не справляются с довольно легкой аппликату рой. Это происходит часто не от усталости мышц исполнительско го аппарата, а от утомления внимания. Следует сделать неболь шой перерыв. Уже на первых этапах работы над упражнениями нужно со блюдать необходимые эстетические условия. Весь инструктивный материал следует играть красивым, сочным, полным звуком. Уме ние хорошо начать, провести и филировать только один звук – уже мастерство. Оно рождается при условии повседневной работы над качеством звучания инструмента. Непременным условием здесь является работа над разнообразной тембровой и динамиче - ской окраской. Уже в упражнениях исполнитель обязан уметь до стигать мягкости, теплоты, собранности звука, использовать бога тейшие динамические возможности трубы, как и ее природную яр кость, блеск и мощность» 3 . 2 Очерки по методике обучения игре на фортепьяно. Музгиз, 1950, стр. 124. 3 Ю.А. Усов. Методика обучения игре на трубе. Музыка 1984, стр. 155
Данная статья не ставит целью охватить всеобъемлющий набор упражнений, используемых исполнителем в процессе совершенствования своего исполнительского мастерства, а лишь акцентирует внимание на принципе и организации системы ежедневных занятий. Ежедневные занятия по нашему мнению должны включать в себя 5 основных разделов: 1. Подготовительные упражнения-разминки «базингом» без и на мундштуке (3-7 мин.). Исполнять можно, как отдельные звуки, так и различные трезвучия, тетрахорды, интервалы, либо какие-нибудь мелодические обороты. Основное внимание следует уделить работе дыхания, которое должно подаваться довольно интенсивно, но без зажатости и излишнего напряжения, со свободным управлением губного аппарата. Слух анализирует «жужжание», контролируя интонацию. 2. Работа над звуком и дыханием (15 мин.) Данные упражнения представляют собой работу над продолжительными звуками, соединёнными в мини фразы. Размерность и динамическое изменение звучания не самоцель в данных упражнениях, а способ раскрытия тембрового богатства звука. Необходима активизация умственного и слухового контроля для нахождения способов организации дыхания и работы губного аппарата, и их закрепление в выразительно-эмоциональной составляющей звучания инструмента. Исполнителю нужно следить за управляемостью напряжения исполнительского аппарата: губы не должны перенапрягаться. Возможна небольшая подача воздуха в щёки (временная), что создаст ощущение свободы губ и гортанной области. Данное состояние фиксируется в сознании и в дальнейшем постоянно развивается. Гортань и голосовые связки полностью открыты. Поток дыхания плотный, но свободный и не имеет неуправляемых толчков, что в свою очередь отражается на качестве звука. Рекомендуется играть без использования языка. Необходимо заставить губы, подобно голосовым связкам, «петь» на инструменте. Работать над всеми упражнениями необходимо дифференцировано в зависимости от физического и слухового развития исполнителя. На начальной стадии обучения необходимо ограничить количество упражнений, постепенно увеличивая нагрузку. Не следует излишне физически перегружать губной аппарат, это может привести к негативным последствиям.

3. Работа над техникой (15 мин.) Начинать нужно с простого – это закон. Поэтому «на первых порах» не нужно играть гаммы целиком, а ограничится исполнением тетрахордов в различных комбинациях. Малые группы не загружают мозги вниманием к исполнению большого количества нот, но дают возможность ускорить нервно-двигательный процесс, а как следствие, скорость движения пальцев. Слух контролирует ритмическую ровность и плавность перехода от звука к звуку. Начинать работу над техникой нужно в медленном темпе, следя за округлостью пальцев, контролируя их движения и свободой кисти. Необходимо научиться чувствовать работу пальцев и довести эти действия до автоматизма. Постепенное стремление к ускорению крайне необходимо. После освоения тетрахордов во всех тональностях исполнение гамм не будет представлять большой сложности. Здесь осознанно упущен раздел трезвучий и септаккордов, так как он может привести к зажатости всего исполнительского аппарата. Трезвучия и септаккорды целесообразно подключать после практического освоения 4-го раздела системы ежедневных упражнений, а в дальнейшем заменить 4 раздел работой над трезвучиями и септаккордами.

4. Работа над гибкостью и выносливостью губного аппарата (10-15 мин.). Данное упражнение ставит целью добиться ровного звучания во всех регистрах, плавного перехода от звука к звуку без толчков. Губной аппарат как бы физически ощущает каждый звук и переход от одного звука к другому. Исключается грубое передувание при переходе от звука к звуку. Необходимо создавать непрерывную линию развития мелодической линии. Играть нужно предельно аккуратно, на piano, строя музыкальную фразу на одном дыхании от первого до последнего звука, в одной тональности.
5. Упражнения для увеличения физической выносливости (3-5 мин.) Упражнения для повышения выносливости основаны на максимальном физическом напряжении круговой мышцы рта. Чем меньше прижат мундштук к губам, тем больше нагрузка на мышцы, управляющие звукоизвлечением. При минимальной подаче воздуха в инструмент, звук должен быть ровным. Обратить внимание на максимальную свободу дыхания. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что исполнение всех данных упражнений вовсе не обязательно. Задача исполнителя при ежедневной работе создать наиболее удобный и всеобъемлющий комплекс упражнений, который позволит добиться полного контроля и, как следствие, – управления образованием, ведением и соединением звуков.