"Мой родной посёлок Петра - Дубрава"

Автор: Рябинина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область, п.г.т. Петра Дубрава
Наименование материала: Разработка проекта по патриотическому воспитанию
Тема: "Мой родной посёлок Петра - Дубрава"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Разработка проекта по патриотическому воспитанию «Мой родной посёлок

Петра - Дубрава».

Выполнила: Рябинина Татьяна Александровна

Воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие»
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. ФГОС определяют необходимость формирования у дошкольников «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…». Необходимо вести систематическую работу по формированию у дошкольников чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного посёлка, края. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Кроме того, метод проектов является удачной находкой для активного включения семьи в жизнь ребят в детском саду, является новым действенным путём сотрудничества педагогов и родителей. Общая работа по реализации проектной деятельности помогает родителям научиться понимать мир детства и собственного ребенка, а педагогам - эффективнее оказывать в этом помощь родителям и направлять совместные усилия на развитие детей. Тема нашей проектной деятельности «Мой родной посёлок Петра - Дубрава». Проблема в том, что материал по ознакомлению дошкольников с родным посёлком мало изучен, не систематизирован. Недостаточно сформирован интерес у детей нашей группы к родному дому и семье, к истории, культурным событиям и природе посёлка, в котором они родились и живут. Мало внимания уделяется в семьях патриотическому воспитанию. Совсем нет информации о нашей малой родине в интересной, доступной для детей 5-6 лет форме. Результаты наблюдений и бесед с детьми нашей группы показали необходимость усиления работы по формированию их представлений о малой родине. Проектная деятельность в этом направлении позволит нам объединить различные области знаний дошкольников, сформировать у наших детей целостное видение картины окружающего мира, а коллективная, совместная с родителями работа в подгруппах даст им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело поможет развить коммуникативные и нравственные качества, позволит привить детям чувство любви к родному посёлку.
Цель нашего проекта
- воспитывать патриотов родного посёлка.
1.

Задачи развития:
- продолжить расширять представления дошкольников о родном поселке, об истории поселка в контексте истории родной страны; - продолжить развивать речь, творческое мышление, умение анализировать и сравнивать;
- воспитывать бережное отношение к родной природе; - воспитывать интерес и чувства уважения к замечательным людям поселка, к представителям старшего поколения своей семьи; - развивать чувства гордости, сопричастности, ответственности за свой родной край; - продолжить развивать коммуникативные навыки детей; - ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
2.

Задачи исследовательской деятельности:
- формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - развивать умение работать в группе на общий результат; - формировать навыки презентации результатов проекта публичного выступления; - формировать умение анализировать и обсуждать результаты проекта; - формировать чувство уверенности в себе и в других участниках проекта, чувства гордости за успешно выполненные важные задания, желание продолжать проектную деятельность.
Формы и методы работы:
- образовательная деятельность в режимных моментах; - продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация; - чтение художественной литературы, прослушивание песен, просмотр фильмов; - наблюдения на прогулке, во время походов, экскурсий; - игры: дидактические, мультимедийные, подвижные - разные формы бесед; - рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотоальбомов;
Период выполнения проекта:
3месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Этапы работы над проектом:

1.Погружение в проект
Цель – подготовить детей к проектной деятельности. Задачи: в ходе совместной деятельности педагога и дошкольников определить проблему, тему и цель проекта; создать группы детей для работы над проектом. Дети активно участвуют в беседах («Мой родной дом», «Мой детский сад», «Посёлок, в котором я живу»), обнаруживают пробелы в своих знаниях о родном посёлке, обсуждают ,какие сведения они хотели бы найти, какие уголки Петра-Дубравы посетить, с кем познакомиться и почему ( например, побывать в Пожарной Части посёлка, познакомиться с доблестными работниками МЧС, которые берегут Петра-Дубраву от пожаров). Дети предлагают поискать информацию о посёлке дома с родителями в книгах, в интернете, в старых семейных фотоальбомах. Дети самостоятельно оценивают свои идеи и предложения с точки зрения возможности или не возможности их выполнения.
2.Планирование деятельности
Цель - Разработать проект. Задачи: определить конкретные действия и результаты, сроки и ответственных. Дети предлагают вместе с родителями или воспитателем совершить прогулки, экскурсии по интересным и любимым местам Петра-Дубравы, совместно собрать информацию в виде фотографий, устных рассказов, печатных материалов (фоторепортаж с центральной площади посёлка о любимых зимних развлечениях детей нашей группы). Выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов (создание выставки рисунков детей «Пейзажи родного посёлка»). Осознанно самостоятельно выбирают дела ,
каждый ребёнок знает, чем займётся он и что будут делать другие; что взрослые записывают их идеи и высказывания; испытывают чувство собственного достоинства.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – Внедрение проекта. Задачи: выполнять запланированные исследовательские задания, обсуждать полученные данные в подгруппах, в группе, с воспитателем и родителями. Участники проекта выполняют запланированные действия (наблюдают, слушают рассказы, рассматривают фото и иллюстрации, знакомятся с фильмами) в группе, на прогулках или экскурсиях .Обсуждают полученную информацию, делятся друг с другом полученными знаниями.
4. Оформление результатов
Цель – структурировать полученную информацию и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Задачи: анализ собранной информации Под руководством взрослых дети оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в создании фоторепортажа, выбирают объекты для съёмки, используя информацию экскурсовода. Делают вывод о необходимости создания в группе мини-музея по краеведению.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов. Задачи: подготовить презентационные материалы; презентация проекта. Дети выбирают форму презентации (например, каждый ребёнок в подгруппе рисует свой оригинальный пейзаж, готовит свою картину к выставке).
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценить результаты и процесс проектной деятельности. Задачи: обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности. Все участники проекта обсуждают и высказывают своё мнение о работах друг друга (сознают важность красоты каждого уголка природы в общей картине родного посёлка и родной русской земли). Получают удовольствие от осознания ценности своего труда и выражают желание продолжать проектную деятельность.
Предполагаемые результаты:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда для организации деятельности детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию; - расширены перспективы развития познавательной деятельности детей; - сформированы предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы; - родители ориентированы на патриотическое воспитание в семье, совместную с детьми творческую работу в этом направлении; - сформировано бережное отношение дошкольников к родному поселку, его природе, к истории нашего посёлка, к людям; - у дошкольников развито умение вежливо общаться в коллективе детей и взрослых, оказывать взаимопомощь, плодотворно сотрудничать; - развито умение детей ориентироваться в посёлке, соблюдать правила безопасности. На наш взгляд, цель этого проекта – воспитание патриотов родного посёлка - можно достичь лишь, объединив усилия педагогов, родителей и детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, то есть проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию не должна прекращаться, необходимо ставить новые задачи.