Автор: Рябинина Татьяна Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область, п.г.т. Петра Дубрава
Наименование материала: Разработка проекта по патриотическому воспитанию
Тема: "Мой родной посёлок Петра - Дубрава"
Разработка проекта по патриотическому воспитанию «Мой родной посёлок
Петра - Дубрава».
Выполнила: Рябинина Татьяна Александровна
Воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава СП «Детский сад» «Созвездие»
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм.
ФГОС определяют необходимость формирования у дошкольников «первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках…».
Необходимо вести систематическую работу по формированию у дошкольников чувства
любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам,
где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
желание узнать больше об особенностях природы и истории родного посёлка, края.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой,
исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в
качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста.
Кроме того, метод проектов является удачной находкой для активного включения семьи в
жизнь ребят в детском саду, является новым действенным путём сотрудничества педагогов и
родителей. Общая работа по реализации проектной деятельности помогает родителям
научиться понимать мир детства и собственного ребенка, а педагогам - эффективнее
оказывать в этом помощь родителям и направлять совместные усилия на развитие детей.
Тема нашей проектной деятельности «Мой родной посёлок Петра - Дубрава».
Проблема в том, что материал по ознакомлению дошкольников с родным посёлком мало
изучен, не систематизирован. Недостаточно сформирован интерес у детей нашей группы к
родному дому и семье, к истории, культурным событиям и природе посёлка, в котором они
родились и живут. Мало внимания уделяется в семьях патриотическому воспитанию. Совсем
нет информации о нашей малой родине в интересной, доступной для детей 5-6 лет форме.
Результаты наблюдений и бесед с детьми нашей группы показали необходимость усиления
работы по формированию их представлений о малой родине.
Проектная деятельность в этом направлении позволит нам объединить различные области
знаний дошкольников, сформировать у наших детей целостное видение картины
окружающего мира, а коллективная, совместная с родителями работа в подгруппах даст им
возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело поможет развить
коммуникативные и нравственные качества, позволит привить детям чувство любви к
родному посёлку.
Цель нашего проекта - воспитывать патриотов родного посёлка.
1.
Задачи развития:
- продолжить расширять представления дошкольников о родном поселке, об истории
поселка в контексте истории родной страны;
- продолжить развивать речь, творческое мышление, умение анализировать и сравнивать;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать интерес и чувства уважения к замечательным людям поселка, к
представителям старшего поколения своей семьи;
- развивать чувства гордости, сопричастности, ответственности за свой родной край;
- продолжить развивать коммуникативные навыки детей;
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
2.
Задачи исследовательской деятельности:
- формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого,
а затем и самостоятельно;
- развивать умение работать в группе на общий результат;
- формировать навыки презентации результатов проекта публичного выступления;
- формировать умение анализировать и обсуждать результаты проекта;
- формировать чувство уверенности в себе и в других участниках проекта, чувства гордости
за успешно выполненные важные задания, желание продолжать проектную деятельность.
Формы и методы работы:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- продуктивная деятельность - рисование, лепка, аппликация;
- чтение художественной литературы, прослушивание песен, просмотр фильмов;
- наблюдения на прогулке, во время походов, экскурсий;
- игры: дидактические, мультимедийные, подвижные
- разные формы бесед;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотоальбомов;
Период выполнения проекта: 3месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Этапы работы над проектом:
1.Погружение в проект
Цель – подготовить детей к проектной деятельности.
Задачи: в ходе совместной деятельности педагога и дошкольников определить проблему, тему
и цель проекта; создать группы детей для работы над проектом.
Дети активно участвуют в беседах («Мой родной дом», «Мой детский сад», «Посёлок,
в котором я живу»), обнаруживают пробелы в своих знаниях о родном посёлке, обсуждают
,какие сведения они хотели бы найти, какие уголки Петра-Дубравы посетить, с кем
познакомиться и почему ( например, побывать в Пожарной Части посёлка, познакомиться с
доблестными работниками МЧС, которые берегут Петра-Дубраву от пожаров). Дети
предлагают поискать информацию о посёлке дома с родителями в книгах, в интернете, в
старых семейных фотоальбомах. Дети самостоятельно оценивают свои идеи и предложения
с точки зрения возможности или не возможности их выполнения.
2.Планирование деятельности
Цель - Разработать проект.
Задачи: определить конкретные действия и результаты, сроки и ответственных.
Дети предлагают вместе с родителями или воспитателем совершить прогулки,
экскурсии по интересным и любимым местам Петра-Дубравы, совместно собрать
информацию в виде фотографий, устных рассказов, печатных материалов (фоторепортаж с
центральной площади посёлка о любимых зимних развлечениях детей нашей группы).
Выбирают форму и способ презентации предполагаемых результатов (создание выставки
рисунков детей «Пейзажи родного посёлка»). Осознанно самостоятельно выбирают дела ,
каждый ребёнок знает, чем займётся он и что будут делать другие; что взрослые записывают
их идеи и высказывания; испытывают чувство собственного достоинства.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель – Внедрение проекта.
Задачи: выполнять запланированные исследовательские задания, обсуждать полученные
данные в подгруппах, в группе, с воспитателем и родителями.
Участники проекта выполняют запланированные действия (наблюдают, слушают
рассказы, рассматривают фото и иллюстрации, знакомятся с фильмами) в группе, на
прогулках или экскурсиях .Обсуждают полученную информацию, делятся друг с другом
полученными знаниями.
4. Оформление результатов
Цель – структурировать полученную информацию и интеграция полученных знаний, умений,
навыков.
Задачи: анализ собранной информации
Под руководством взрослых дети оформляют проект, изготавливают продукт.
Участвуют в создании фоторепортажа, выбирают объекты для съёмки, используя
информацию экскурсовода. Делают вывод о необходимости создания в группе мини-музея
по краеведению.
5. Презентация результатов
Цель – демонстрация материалов.
Задачи: подготовить презентационные материалы; презентация проекта.
Дети выбирают форму презентации (например, каждый ребёнок в подгруппе рисует
свой оригинальный пейзаж, готовит свою картину к выставке).
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценить результаты и процесс проектной деятельности.
Задачи: обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Все участники проекта обсуждают и высказывают своё мнение о работах друг друга
(сознают важность красоты каждого уголка природы в общей картине родного посёлка и
родной русской земли). Получают удовольствие от осознания ценности своего труда и
выражают желание продолжать проектную деятельность.
Предполагаемые результаты:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда для организации деятельности
детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию;
- расширены перспективы развития познавательной деятельности детей;
- сформированы предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы;
- родители ориентированы на патриотическое воспитание в семье, совместную с детьми
творческую работу в этом направлении;
- сформировано бережное отношение дошкольников к родному поселку, его природе, к
истории нашего посёлка, к людям;
- у дошкольников развито умение вежливо общаться в коллективе детей и взрослых,
оказывать взаимопомощь, плодотворно сотрудничать;
- развито умение детей ориентироваться в посёлке, соблюдать правила безопасности.
На наш взгляд, цель этого проекта – воспитание патриотов родного посёлка - можно
достичь лишь, объединив усилия педагогов, родителей и детей на протяжении всего
пребывания их в детском саду, то есть проектная деятельность по нравственно-
патриотическому воспитанию не должна прекращаться, необходимо ставить новые задачи.