"Мы дружим с русским языком"

Автор: Авдеева Валентина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Хохольская СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, с.Хохол
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Мы дружим с русским языком"
Дата публикации: 19.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хохольская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие

«Мы дружим с русским языком»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Авдеева Валентина Николаевна


Цели:
- провести мероприятие, посвящённое русскому языку; - активизировать знания по русскому языку; расширить кругозор учащихся; - прививать любовь к русскому языку; - развивать творческие способности.
Оборудование:

-
плакаты с высказываниями о русском языке; - школьные газеты о русском языке; - портреты поэтов и писателей, чьи произведения звучат со сцены.
Ход праздника

Чтец 1. Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре, - Выучи русский язык!
Чтец 2.
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!
Чтец 3
. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык! (С.Абдулла, узбекский поэт)
Ведущий 1
. Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвящённом родному языку – главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придётся скучать!

Ведущий 2
. Мы все прекрасно помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С.Тургенева: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ведущий 3
. С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая с друзьями на переменах, с продавцом в магазине, с родителями дома, - всё это русский язык.
Чтец 4.
Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно давно привычно нам, Другое – незнакомо... Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! (А.Шибаев)
Ведущий 4
. Слово – это величайшее проявление русского языка. Слову дано бессмертие. И сколько бы ни прошло веков, и как бы ни
преобразовывался язык, он всё равно способен звучать как заново – непринуждённо, свободно и величественно. Ценность слова — не в обличье громком; Если смысл в нём стойкий заключён, Значит, слово перейдёт к потомкам, Уцелев под натиском времен. (Я.Вохменцев)
Ведущий 5
. Сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведём викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний. 1. Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово (Н.В.Гоголь). 2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С.Тургенев). 3. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский). 4. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь. (А.Н.Толстой). 5. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем, Навеки. (А.А.Ахматова) 6. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов).
Ведущий 6
. А сейчас прозвучат замечательные стихи великих поэтов. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил народы познавать мир и самих себя.
Чтец 5.
У бедной твоей колыбели, Ещё еле слышно сперва, Рязанские женщины пели, Роняя, как жемчуг, слова. Под лампой кабацкой неяркой На стол деревянный поник У полной нетронутой чарки, Как раненый сокол, ямщик. Ты шёл на разбитых копытах, В кострах староверов горел, Стирался в бадьях и корытах, Сверчком на печи свиристел. Ты, сидя на позднем крылечке, Закату подставя лицо, Забрал у Кольцова колечко, У Курбского за́ нял кольцо. Вы, прадеды наши, в неволе, Муко́ ю запудривши лик, На мельнице русской смололи Заезжий татарский язык. Вы взяли немецкого малость, Хотя бы и больше могли, Чтоб им не одним доставалась Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной И дедовским острым кваском, Писа́ лся и чёрной лучиной И белым лебяжьим пером. Ты — выше цены и расценки — В году сорок первом, потом Писался в немецком застенке На слабой извёстке гвоздём. Владыки и те исчезали Мгновенно и наверняка, Когда невзначай посягали На русскую суть языка. (Я.Смеляков.)
Чтец 6. Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: "Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой..." В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. (С.Маршак)
Чтец 7.
Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. ( И.А.Бунин)
Чтец 8.
Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. Кто их часто твердит - я не верю тому, Позабудет о них он в огне и дыму. Он не вспомнит о них на горящем мосту, Их забудет иной на высоком посту. Тот, кто хочет нажиться на гордых словах, Оскорбляет героев бесчисленный прах, Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых, Не твердя этих слов, умирали за них. Пусть разменной монетой не служат они,- Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту - Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь, Только эти слова тебе могут помочь!

(В.Шефнер)
Ведущий 7.
А теперь проведём игру «Экскурсия в мир фразеологии».
Вопросы для игры
1) Вы, конечно, слышали фразеологические обороты как в воду опущенный, без царя в голове, на ходу подмётки рвёт, коломенская верста, тяжёл на подъём. Каких людей они характеризуют? 2) Вспомните устойчивые обороты со словом как (на плакате написаны глаголы, которые употребляются с данными фразеологическими единицами: Вертится как… Льёт как… Дрожит как… Знает как… Свалился как… Ползёт как…) Укажите, в какой ситуации вы употребите каждый оборот. 3) На столе лежит несколько предметов: камешек, шишка, телефон, тарелка, пояс, доска. Вспомните фразеологизмы с названиями этих предметов ( бросать камешки в огород, все шишки валятся, висеть на телефоне, не в своей тарелке, заткнуть за пояс, от доски до доски). Придумайте ситуацию из школьной жизни, в которой можно употреблять каждый оборот. 4) Найдите в текстах синонимы – фразеологические обороты. Царь-девица тут встаёт, Знак к молчанью подаёт, Покрывало поднимает И к прислужникам вещает:
«Царь велел вам долго жить! Я хочу царицей быть…» (П.Ершов) - А где мой товарищ? – промолвил Олег. - Скажите, где конь мой ретивый?.. И внемлет ответу: на холме кругом Давно уж почил непробудным он сном. (А.С.Пушкин) Пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка», назовите другие фразеологизмы, синонимичные данным. 5) Перед вами фразеологизмы: заваривать кашу, надеть маску, наставлять на путь истинный, входить в колею. Подберите к глаголам в этих оборотах глаголы-синонимы того же вида. Придумайте ситуации, в которых может употребляться каждый оборот. 6) Рассмотрите рисунки, на которых художник попытался передать содержание устойчивых оборотов ( на всех парусах, потерять голову, нос к носу, зарубить на носу). Назовите эти фразеологизмы и скажите, в какой ситуации используется каждый из них. 7) Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны». Скажите, какую пословицу из данных можно отнести к стихотворению: как две капли воды, два сапога пара. 8) С помощью пантомимы передайте содержание пословицы не в свои сани не садись. 9) Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты ( не менее двух), в которых встречаются отгадки. Кто над нами Вверх ногами? (Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи и т.д.) У тебя есть,
У меня есть, У дуба – в поле, У рыбы – в море. (Тень. Бросать тень, (быть) в тени, наводить тень на плетень). Не говорит, Не поёт, А кто к хозяину идёт – Она знать даёт. (Собака. Вот где собака зарыта, собаку съесть (на чём-либо, в чём либо), как собака на сене и т.д.)
Ведущий 8.
Наш праздник русского языка подошёл к концу. В заключение хочется прочитать стихотворение В. Шефнера «Устная речь»: Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность – Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.