"Производство аммиака"

Автор: Мазайкина Ольга Николаевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: конспект
Тема: "Производство аммиака"
Дата публикации: 19.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока деловой игры по теме «Производство аммиака». Автор: Мазайкина Ольга Николаевна, преподаватель химии ГБПОУ РМ «Саранский медицинский колледж»
Цель:
совершенствование и углубление знаний учащихся о закономерностях, на основе которых осуществляется управление химическими реакциями в производстве.
Задачи:

Обучающая
– углубление знаний учащихся о химических реакциях на примере изучения химического равновесия в газовой среде; изучение основных принципов химического производства аммиака;
Развивающая
– раскрыть широкие возможности для показа ведущей роли теоретических наук (в частности физической химии); продолжение ознакомления учащихся с основными рабочими профессиями на химическом производстве аммиака; способствовать расширению экономических знаний учащихся; развитие «химического мышления», устной речи;
Воспитательная
– воспитывать у учащихся чувство товарищества, навыки совместной деятельности, правила поведения в ходе дискуссии; осуществлять экологическое образование, бережного отношения к природной среде.
Методы и приёмы обучения:
рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа с дополнительными источниками информации, таблицами, схемами; самостоятельно-поисковый метод работы учащихся; индивидуальный подход, проблемный подход.
Тип урока:
формирование и закрепление знаний.
Форма проведения:
ролевая игра.
Ход урока
1. Вступление: А) Организационный момент. Б) Тема, цель урока. 2. Основная часть: А) Выступление директора НИИ. Директор открывает конференцию вступительным словом о роли аммиака в народном хозяйстве, его значение в химической промышленности. Формулирует «правительственное» задание: «Разработать оптимальное условие синтеза аммиака, составить технологическую схему производства». Раскрывает сущность проблемы и её актуальность. Сообщает участникам игры, что в процессе обсуждения задания работа всех отделов НИИ будет оцениваться по качеству выступлений, рациональных предложений, выдвинутых в ходе
дискуссии, критических замечаний к другим отделам. Предоставляет слово главному инженеру, который руководит дальнейшей работой участников игры. Б) Выступление главного инженера. Записывает уравнение реакции получения аммиака и формирует основные проблемы, по которым будет происходить дискуссия: 1) выбор состава газовой смеси; 2) выбор оптимальной температуры; 3) выбор оптимального давления; 4) подбор наиболее выгодных катализаторов; 5) источники сырья; 6) технология процесса; 7) техника безопасности; 8) экология. Во время игры поочерёдно предоставляет слово представителям всех отделов НИИ и оппонентам. Наводящими вопросами и отдельными репликами побуждает играющих к дискуссии. В) Выступление историка. Делает сообщение об истории промышленного получения аммиака, даёт краткую характеристику различным способам его производства, отмечает их достоинства и недостатки, называет наиболее перспективный способ получения аммиака. Записывает соответствующие уравнения реакций, лежащих в основе производства всех способов получения аммиака. Г) Выступление начальника теоретического отдела. Сообщает о задаче, которая стоит перед сотрудниками отдела – предложить и обосновать оптимальные условия, необходимые для максимального выхода аммиака, основываясь на принципе Ле Шателье, законе действующих масс и явлении катализа. Обсуждает с сотрудниками своего отдела следующие вопросы: 1) запись термохимического уравнения реакции получения аммиака; 2) скорость химической реакции и влияние на неё различных факторов на примере реакции синтеза аммиака; 3) возможные катализаторы этой реакции, способы их приготовления, факторы отравления, способы регенерации и сроки использования; 4) влияние примесей на выход продукта реакции. Д) Выступление начальника и сотрудника технологического отдела Раскрывают технологию производства, производство и принципы действия основных и вспомогательных аппаратов. Е) Выступление начальника экономического отдела. Делает сообщение о влиянии высокого давления и температуры на износ аппаратуры и технологический процесс в целом; экономическое обоснование состава реагирующих веществ и влияние примесей на качество сырья; затраты энергии при производстве аммиака; стоимость катализаторов. Рассказывает, что при проектировании новых крупных промышленных установок необходимо добиваться максимального снижения энергоматериальных и капитальных затрат, себестоимости выпускаемой продукции. Ж) Выступление начальника отдела техники безопасности.
Сотрудники отдела решают вопросы безопасности работы при производстве аммиака. Делают сообщение, в котором указывают на возможность взрывов, пожаров, утечке газов при производстве и меры их предотвращения; признаки отравления аммиаком и правила оказания первой медицинской помощи; способы хранения и транспортировки жидкого аммиака; правила работы с веществами, используемыми при синтезе аммиака. З) Выступление начальника отдела защиты окружающей среды. Работники отдела должны знать состав выбросов, образующихся при производстве аммиака, способы предотвращения вредного воздействия их на окружающую среду. В выступлении показывают взаимосвязь между производством и состоянием окружающей среды; убеждают присутствующих в необходимости бережного отношения к природе; ответственность за охрану природы от вредного воздействия производства; предлагают способы утилизации отходов. Подведение итогов работы: 1) главный инженер делает сообщение, в котором рассказывает о вкладе НИИ в разработку оптимальных условий производства аммиака; 2) директор НИИ даёт оценку работе отделов и главных действующих лиц, даёт задание всем отделам сдать отчёты о проделанной работе на подготовительном этапе (с указанием используемых источников информации). 3. Заключительная часть (итог урока): А) Анализ урока. Б) Пожелание учащимся. Г) Домашнее задание.