"Рабочая программа по обществознанию 6-7 ФГОС"

Автор: Коколевская Елена Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ с/п "Село Большая Картель"
Населённый пункт: село Большая Картель Комсомольский район Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по обществознанию 6-7 ФГОС"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Обществознание» в 5 - 9 классах осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 -  Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2013.- (Стандарты второго поколения).  Примерное тематическое планирование. Обществознание. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2013.- (Стандарты второго поколения).  Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая программа рассчитана на
35 учебных часов из расчета 1 час в неделю
.
Общая характеристика программы.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели изучения обществознания в основной школе.

воспитание
общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; •
развитие
личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; •
формирование
у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о 1
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; •
овладение
учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; •
формирование
опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Характеристика курса

Структура курса и последовательность предъявления материала курса «Обществознание»
в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В
5 классе содержание курса
носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В
6 классе содержание курса
возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных 2
качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В
7 классе
школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На
втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы)
все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В
8 классе
предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В
9 классе
завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного 3
права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане.
Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариативной части предмета отводиться 75% учебного времени.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностными
результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные
результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); 4
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными
результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; 5
трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
6
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. 7
Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
IХ. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА 8

Х. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм
ХI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
ХII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
1.

О

СНОВНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика



6 КЛАСС (35 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (12 ч)
1. ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ (2 ч) Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности 2. ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР (2 ч) 9
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей 3. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2 ч) Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы де ятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности 4. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (2 ч) Потребности человека — биологиче ские, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и осо быми потребностями. Духовный мир ча- ловека. Мысли и чувства Характеризовать и иллюстрировать примерами основные по требности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств 5. НА ПУТИ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ (2 ч) Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашед ших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа 6. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ (2 ч)


ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (10 ч)
7. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 ч) Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Сотрудничество и соперничество. Солидар ность, лояльность, толерантность, взаимопонимание Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд ничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание 8. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ (2 ч) 10
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотруд ничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявле нием места человека в группе, проявлением лидерства 9. ОБЩЕНИЕ (2 ч) Общение — форма отношения чело века к окружающему миру. Цели обще ния. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться 10. КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (2 ч) Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение кон - фликта. Как победить обиду и установить контакт Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных си туациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации 11. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ (2 ч)
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (8 ч)
12. ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ (2 ч) Человек славен добрыми делами. До брое — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали 13. БУДЬ СМЕЛЫМ (2 ч) Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу На конкретных примерах дать оценку проявлениям муже ства, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла 14. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ (2 ч) Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационныхисточниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём 15. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ (2 ч) 11

Возможные темы проектов.
Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п. 1. Социальный портрет моего сверстника. 2. Знай свои права (пособие для подростка). 3. Защита правопорядка. 4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 5. Бизнес (иллюстрированный словарь). 6. Как работает современный рынок. 7. Здоровый образ жизни. 8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность. 9. Мой город — город для всех. 10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. 11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?). 12. Человек долга — кто он, каков он? 13. Свободное время школьника. Распределение учебного материала в 6 классе № п/п Наименование главы Количество часов 1 Введение 1 2 Человек в социальном измерении 12 12
3 Человек среди людей 10 4 Нравственные основы жизни 8 5 Повторение 4 Итого
35

Сроки реализации данной программы

:
2015-2016 учебный год
Содержание программы 7 класс (35 ч)

Введение – 1ч.

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч).

Урок 2. Что значит жить по правилам.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Урок 3-4. Права и обязанности гражданин
в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Урок 5-6. Почему важно соблюдать законы.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Урок 7-8. Защита отечества.
Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Урок 9. Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Урок 10 -11. Виновен – отвечай.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Урок 12. Кто стоит на страже закона.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. 13

Урок 13. Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

Урок 14-15. Экономика и её основные участники
. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Урок 16. Мастерство работника.
Золотые руки работника.
Урок 17-18. Производство, затраты, выручка, прибыль
. Производство и труд. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда Издержки, выручка, прибыль.
Урок 19-20. Виды и формы бизнеса.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Урок 21. Обмен, торговля, реклама.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Урок 22-23. Деньги и их функции.
Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Урок 24-25. Экономика семьи.
Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Урок 226-27. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Тема 3. Человек и природа (6 часов).

Урок 28. Человек – часть природы.
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Не исчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Урок 29. Охранять природу – значит охранять жизнь.
Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Урок 30-31. Закон на страже природы.
Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. 14

Урок 32-33.Практикум по теме «Человек и природа»
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Урок 34-35. Заключительные уроки.

Возможные темы проектов.
Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п. 1. Знай свои права (пособие для подростка). 2. Защита правопорядка. 3. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?). 4. Бизнес (иллюстрированный словарь). 5. Как работает современный рынок. 6. Человек долга — кто он, каков он? 7. многообразие юридических профессий 8. как стать бизнесменом 9. моя реклама 10. растения и животные Красной книги.
Распределение учебного материала в 7
классе № п/п Наименование главы Количество часов 1 Введение 1 2 Регулирование поведения людей в обществе 12 3 Человек в экономических отношениях 14 4 Человек и природа 6 15
5 Повторение 2 Итого
35

Изменения в рабочую программу: Резервное время в авторской программе составляет 3 часа. В рабочей программе данное время используются на

дополнительное изучение следующих тем: виновен-отвечай, деньги и их функции, закон на страже природы.

Сроки реализации данной программы

:
2015-2016 учебный год
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебные материалы
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014 Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014 16

Календарно-тематическое планирование 7 класс



п/п

Тема урока

Тип

урока

К-

во

ча

сов

Дата

Планируемые результаты

Методы и

приемы

Оборудован

ие и

наглядност

ь

Домаш

нее

задани

е
По пл. Факт ич.
1

Введение (1 час)

Тема1. Человек в социальном измерении (12 часов)
2 Что значит жить по правилам Урок усвоения новых знаний 2
Предметные:
научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
Метапредметные:

Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Словарь урока, иллюстраци и П.1, р.т. 3-4 Права и обязанности граждан комбинир ованный 2
Предметные:
научатся определять, как права человека связаны с его потребностями, какие группы прав существуют, что означает выражение «права человека закреплены в законе»
Метапредметные:
Методы: наглядный, частично- поисковый, Тест, схема «Права человека», «Обязанност П.2, р.т.

Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания. практический контроля. Формы: индивидуальн ая, фронтальная. и граждан РФ», гл.2 КРФ 5-6 Почему важно соблюдать законы Урок усвоения новых знаний 2
Предметные:
научатся определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.
Метапредметные:

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные:
применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический контроля. Формы: индивидуальн ая, фронтальная. Презентация , тексты для обсуждения, кроссворд П.3, р.т. 7-8 Защита Отечества Урок усвоения новых знаний 2
Предметные:
научатся определять, почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих, как готовить себя к выполнению воинского долга.
Метапредметные:

Познавательные
: анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн Ст.59 КРФ П.4, р.т. 18
партнера.
Регулятивные:
самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Личностные:
оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. ая, групповая, фронтальная. 9 Что такое дисциплина Комбинир ованный 1
Предметные
: научатся определять, что такое дисциплина, ее виды и ответственность за несоблюдение.
Метапредметные:

Познавательные:
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные:
ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Личностные:
определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Методы: наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Презентация , стих-е о дисциплине П.5, р.т. 10- 11 Виновен - отвечай Комбинир ованный 2
Предметные:
научатся определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних
Метапредметные:

Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.
Личностные
: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Методы: наглядный, частично- поисковый, практический контроля. Формы: индивидуальн ая, фронтальная. Тесты, рабочие тетради, псих.тесты. П.6, р.т. 19
12 Кто стоит на страже закона Урок усвоения новых знаний 1
Предметные:
научатся определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называют правоохранительными, функции правоохранительных органов
Метапредметные:

Познавательные:
выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные
: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные
: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Презентация , сообщения, иллюстраци и П.7, р.т. 13 Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» Урок обощения и системати зации знаний 1
Предметные:
научатся работать с тестовыми контрольно- измерительными материалами
Метапредметные:

Познавательные:
овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные
: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные
: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Методы: практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, фронтальная. Презентация , рабочие тетради, тест Повт. П.1-7
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)
14- 15 Экономика и ее основные участники Урок усвоения новых знаний 2
Предметные
: научатся определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют основные участники экономики.
Метапредметные:

Познавательные
: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, Тексты для анализа, словари П.8, р.т. 20

Коммуникативные
: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. 16 Мастерство работника Урок усвоения новых знаний 1
Предметные:
научатся определять, из чего складывается мастерство работника, чем определяется размер заработной платы.
Метапредметные:

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные:
ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные:
оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. карточки с ситуациями, извлечения из ТК РФ П.9, р.т. 17- 18 Производство: затраты, выручка, прибыль Урок усвоения новых знаний 2
Предметные:
научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат.
Метапредметные:

Познавательные
: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.
Коммуникативные
: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные:
планируют цели и способы взаимодействия.
Личностные:
сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к Методы: наглядный, частично- поисковый, практический контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Тесты, индивид. Задания, презентация П.10, р.т 21
учебной деятельности. 19- 20 Виды и формы бизнеса Урок усвоения новых знаний 2
Предметные
: научатся определять, в каких формах можно организовать бизнес, каковы виды бизнеса, роль бизнеса в экономике
Метапредметные:

Познавательные
: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные
: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные
: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий.
Личностные
: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная. Схемы «Виды и формы бизнеса» П.11, р.т. 21 Обмен, торговля, реклама Урок усвоения новых знаний/ко мбиниров анный 1
Предметные
: научатся определять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг
Метапредметные:

Познавательные
: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з.
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные:
сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, групповая, фронтальная Рабочие тетради, рекламные плакаты П.12, р.т. 22- Деньги и их Урок 2
Предметные
: научатся давать определение понятию Методы: Рабочие П.13, 22
23 функции усвоения новых знаний / комбинир ованный «деньги», определять их функции
Метапредметные:

Познавательные
: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.
Коммуникативные
: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные
: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Личностные:
проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, работа в парах, фронтальная тетради, банкноты, монеты р.т. 24- 25 Экономика семьи Урок изучения новых знаний 2
Предметные
: научатся определять, что такое ресурсы семьи, составлять бюджет семьи.
Метапредметные:

Познавательные:
находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. Методы: проблемного диалога, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, парная, фронтальная. Рабочие тетради, притчи П.14, р.т. 26- 27 Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» урок системати зации и обобщени я знаний и умений 2
Предметные
: научатся определять все термины и понятия раздела
Метапредметные:

Познавательные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные
: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Методы: наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, Рабочие тетради, презентация, тесты, карточки с ситуациями. Повт п. 8-14 23

Личностные
: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. контроля. Формы: индивидуальн ая, работа в парах, групповая, фронтальная
Тема 3. Человек и природа (6 часов)
28 Человек –часть природы Урок изучения новых знаний 1
Предметные:
научатся определять, что такое экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу.
Метапредметные:

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия.
Личностные:
проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им. Методы: наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, работа в парах, групповая, фронтальная Рабочие тетради, презентация, тесты, карточки с ситуациями П.15, р.т 29 Охранять природу – значит охранять жизнь урок изучения новых умений 1
Предметные
: научатся давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали
Метапредметные
:
Коммуникативные
: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.
Регулятивные
: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные
: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, работа в Рабочие тетради, презентация, тесты, карточки с ситуациями П.16, р.т 24
парах, фронтальная 30- 31 Закон на страже природы Урок изучения новых знаний 2
Предметные
: научатся определять, какие законы стоят на страже охраны природы
Метапредметные
:
Коммуникативные
: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.
Регулятивные
: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные
: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Методы: Проблемного диалога, наглядный, частично- поисковый, объяснительно - иллюстративн ый, практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, работа в парах, фронтальная Тематически е презентации , тесты, П.17, р.т. 32- 33 Практикум по теме: «Человек и природа» урок системати зации и обобщени я знаний и умений 2
Предметные
: научатся анализировать свое отношение к окружающей среде
Метапредметные:

Познавательные:
находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.
Коммуникативные:
адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные:
определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности. Методы: практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, парная, фронтальная. (возможна экскурсия) Рабочие тетради, тесты, сообщения Повт. П. 15- 17 34- 35 Итоговое повторение урок системати зации и обобщени я знаний и 2
Предметные
: научатся определять все термины и понятия за курс 7 класса.
Метапредметные:

Познавательные:
самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные
: формулируют собственное мнение и Методы: практический, контроля. Формы: индивидуальн ая, парная, Рабочие тетради, презентация, тесты, карточки с ситуациями Повт. 25
умений / урок контроля знаний и умений позицию, адекватно используют речевые средства.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные
: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. фронтальная.
ИТОГО 35 часов
26