"Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав".

Автор: Багеева Раиса Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: "Сюромошурская основная общеобразовательная школа" Селтинского района Удмуртской Республики
Населённый пункт: д.Сюромошур
Наименование материала: конспект
Тема: "Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав".
Дата публикации: 19.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока биологии в 8 классе
Данные об учителе: Багеева Раиса Михайловна , имеющаяся первая и запрашиваемая первая категория, МКОУ «Сюромошурская ООШ» Селтинского района Удмуртской Республики Предмет: биология Класс: 8 Учебник: А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. Тема урока: Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: Учебник: А.Г.Драгомилов. Р.Д.Маш. Биология. 8 класс. §14, с.68-73, лабораторная работа №5 на с.72, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, таблица «Состав крови», презентация к уроку, раздаточный материал (Верные и неверные утверждения), раздаточный материал для формулировки темы урока Характеристика класса, для которого проектируется урок: В классе 5 учеников: 2 мальчика и 3 девочки. Уровень развития средний. Все имеют положительную мотивацию к обучению. Один мальчик не всегда бывает готов к урокам, необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Все 3 девочки имеют примерно одинаковый уровень учебных возможностей, но с разным темпераментом. Девочки имеют желание успешно учиться, являются ударницами. Одна имеет потенциал для того, чтобы иметь только отличные отметки. Девочки принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах и т.д., имеют высокий показатель качества участия в вышеперечисленных мероприятиях. Учащиеся владеют • регулятивными УУД: - формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень); • познавательными УУД:  выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень); • личностные УУД:  осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень). Цели урока как планируемые результаты обучения: 1. Предметные: создать условия для усвоения обучающимися знаний о внутренней среде организма, значение крови и ее составе. 2. Метапредметные: формирование некоторых (см таблицу ниже) УУД 1и 2 уровня, развитие мыслительных операций – анализировать, сравнивать, систематизировать 3. Личностные: усвоение правил и норм для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения Предметные • понимают и определяют понятия: -внутренняя среда организма -кровь -плазма -тканевая жидкость -лимфа -гомеостаз 2-3 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, воспроизведение
-плазма крови -форменные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты -антиген -антитело -фагоцитоз -фагоциты Регулятивные Самостоятельно формулируют тему урока 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму • самостоятельно ставят цели по теме урока 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль по эталону 2 уровень –самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму самооценка в ходе рефлексии 2 уровень – самостоятельное действие учащихся по заданным критериям регулируют собственное эмоциональное состояние 2 уровень Познавательные самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму • извлекают необходимую информацию из прочитанных и прослушанных текстов, наблюдений 2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля • структурируют информацию в виде схемы или таблицы 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля осознанно используют в речи новые понятия 2 уровень Коммуникативные • эффективно сотрудничают с учителем и со сверстниками 2 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя умеют оценивать работу партнёра 2 уровень – самостоятельное действие учащихся по заданным критериям Личностные • определяют необходимость ведения здорового образа жизни 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на правила безопасной работы (Охрана труда) понимают и могут воспроизвести для чего они учатся и где им пригодятся знания, умения, полученные на уроке 2 уровень Этап урока, Задачи этапа Методы, Формы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и
время этапа приемы обучения учебного взаимо- действия предметные действия Мотивацио н-но- целевой этап 5 минут
·
систематизиров ать имеющиеся у учащихся знания. • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели Создани е проблем- ной ситуации , сомнени я фронтальная фронтальная работа в паре индивидуаль ная, фронтальная 1.Актуализация знаний по ОДС 2.Посмотрите на слайд и скажите, какая может быть тема сегодняшнего урока? Предлагает текст непонятного содержания
Слайд 1

Слайд 2
(тема урока) Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.
Слайд 3
 Цель: Образова- тельная: позна- комить учащихся с составом крови и функциями ее компонентов, разъ- яснить механизм свертывания крови.  Развивающая: углубить знания о внутренней среде организма и гомео- 1.Воспроизводят в устной форме ответы на вопросы по ОДС 2.Выполняют задание и формулируют тему урока, цели, задачи на данный урок 3.Записывают тему урока в тетрадь 4.Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы. Определяют цели урока. Записывают в тетрадь Предметные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: –эффективно сотрудничают с учителем и со сверстниками –участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. Познавательные УУД: анализируют, систематизируют полученные ранее знания, самостоятельно достраивают недостающие компоненты. Личностные УУД: осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.– понимают и могут воспроизвести для чего Регулятивные УУД:– определять и осознавать цели
стазе, раскрыть со- став и значение крови в обмене ве- ществ.  Воспитывающая: применять полу- ченные знания для профилактики сохранения здоро- вья, воспитывать основополагающие элементы здорово- го образа жизни. учебной деятельности. Ориентиро- вочный этап 5минут • организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования из уже известных учащимся Беседа Групповая, фронтальная Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы Называют известные им источники и методы поиска информации (учебник, учитель, Интернет, одноклассники); Обсуждают план действий, озвучивают и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий Регулятивные УУД: • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления Коммуникативные УУД: –эффективно сотрудничают с учителем и со сверстниками
Поисково- исследова- тельский этап (20 минут) • организовать осмысленное восприятие новой информации 1.Беседа, инструк- таж 2. Верные и неверны е утвержд ения 3.ИНСЕ РТ (чтение с пометка ми) 4.Физкул ьтминутк а Групповая, фронтальная Предлагает заполнить колонку «До чтения»
Слайд 4
Организует работу по результатам выполнения задания Организует работу по работе с материалом параграфа 14 с.68-72
Слайд 5

Организует проведение

физминутки
Инструктирует учащихся по оформлению таблицы и кластеров Организует словарную работу Организует просмотр видеоматериала «Образование тромба 1.Знакомятся с заданиями, получают консультацию по заданию. 2.Получают таблицу для заполнения «Верные и неверные утверждения» и заполняют столбец «До чтения» (осознают неполноту своих знаний). Афишируют результаты своей работы 3.Читают параграф 14, делая пометки на полях учебника v– знал(а); + - новое; ! – удивило, думал(а) иначе; ? – у меня есть вопрос. 4.Выполняют физминутку 5.Заполняют колонку «После чтения» 6.Оформляют кластеры: -ВСО; -Состав крови 7.Записывают термины в тетрадь Знакомятся с содержанием видеоматериала Познавательные УУД: –структурировать информацию, извлекать необходимую информацию из прослушанных, просмотренных, прочитанных текстов; сравнивать полученную информацию, анализировать, делать выводы Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; Регулятивные УУД: регулируют собственное эмоциональное состояние
Практическ ий этап (10 минут) • обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Лаборато рная работа. Проблем ный вопрос. Фронтальная, Индивидуаль ная. Парная. 1.Инструктирует выполнение лабораторной работы №3
Слайд 6
Оцените работу 1.Слушают инструкцию по выполнению работы 2.Выполняют лабораторную работу 3.Оценивают работу 4.Отвечают на поставленный вопрос на с.72 №6 Предметные УУД: Осознанно используют новую терминологию. Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Коммуникативные УУД: Активное сотрудничество в парах и с учителем Личностные УУД: –определяют необходимость ведения здорового образа жизни Рефлексивн ооценочный этап (5 минут) • осмысление процесса и результата деятельности Беседа Фронтальная А.Составьте синквейн на тему «Внутренняя среда» Б.Задаёт вопросы 1.Достигнута ли цель деятельности? 2.Что для вас было важным на уроке 3.Есть ли у вас вопросы, на которые хотите найти ответы?
Дополните фразу:
Для меня важным на уроке было… Определение д/з. 1.Прочитать параграф14, ответить на вопросы устно (5-6б) 2.Оформить л/р (7-8б) 2.Составить кроссворд, сканворд по параграфу 14 Составляют синквейн Отвечают на вопросы, Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. Дополняют фразу Получают инструкцию по выполнению д/з Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Личностные УУД: Самоанализ деятельности и уровня усвоения Коммуникативные УУД: –Умение позитивно оценить учебный труд каждого одноклассника; – эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками
(9-10б) Дата составления: 17.10.2015 г. Учитель: Багеева Р.М.
Самоанализ урока Этапы урока Уровень достижения планируемого результата Возможные риски (отступления от намеченного плана) Коррекционная работа Мотивационно-целевой этап Вызван устойчивый интерес к теме, верно сформулированы тема и цель урока Учащиеся не могут сформулировать точно вопросы и цель урока Беседа по вопросам: удалось ли выполнить качественно задание? Почему не смогли выполнить задание? Каких знаний и умений недостаточно для выполнения данного задания? Ориентировочный этап Перечисляются все доступные способы получения необходимых знаний и умений Перечисляются не самые оптимальные способы, приемы работы Выявление в форме беседы оптимальные варианты и способы добывания знаний, формирование умений. Поисково-исследовательский Поиск и выделение необходимой информации Выбор способа действия Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности 1.Ученики не знают, как выбирать информацию из текста 2.Ученики не слушают друг друга 1.Еще раз обсудить задание 2.Установить порядок выступлений по утверждениям Практический этап Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Ученики не могут сформулировать ответ на поставленный вопрос 1.Формулирует наводящие вопросы 2.Указывает на источник, где можно найти ответ на поставленный вопрос
Рефлексивно-оценочный этап Констатируют необходимость продолжения действий, проводят самоанализ деятельности и уровень усвоения, позитивно оценивают учебный труд каждого одноклассника Не могут констатировать необходимость продолжения действий, проводить самоанализ деятельности и уровень усвоения материала. Беседа по выявлению уровня усвоения материала. Дата составления: 17.10.2015 г. Учитель: Багеева Р.М. Дата проведения: 21.10.15г
Анализ на основе проведённого урока 21.10.2015 года
1.

Мотивационно-целевой этап
Для формулировки темы урока предложила учащимся задание из курса психологии «На выявление внимательности» На данном этапе все цели были достигнуты. Учащиеся были заинтересованы и настроены на изучение нового. Учащиеся сформулировали цели на данный урок. Провела актуализацию по теме «ОДС». Постаралась вывести детей на их собственную значимость изучения данной темы.
2.

Ориентировочный этап
На данном этапе учащиеся определили источники получения информации.
3.

Поисково-исследовательский этап
Работа была организована в парах, индивидуальная и фронтальная формы работы. На данном этапе была организована с применением ТРКМ стратегия «Верные и неверные утверждения», для осмысленного чтения материала параграфа была использована ТРКМ стратегия «ИНСЕРТ», таблица «Состав крови».Для объективности процесса образования тромба, при кровотечении, предложила видеоматериал с сайта интернет уроки. К уроку была разработана презентация. После работы с учебником была проведена физминутка.
4.

Практический этап.
На данном этапе была запланирована лабораторная работа. К выполнению работы не приступали, т.к. много времени было уделено поисково-исследовательскому этапу.
5.

Рефлексивно-оценочный этап
По причине ограниченности времени предложила учащимся составить СИНКВЕЙН из ТРКМ, которые заслушаем на следующем уроке. Организовала беседу по проведённому уроку. Предложила продолжить фразу: для меня важным на уроке было… Сформулировали домашнюю работу.
Примечание.

1.В виду болезни на уроке отсутствовала одна ученица.

2.На уроке были решены все поставленные задачи, за исключением некоторых моментов. Были соблюдены все здоровьесберегающие

моменты.
Учитель: Р.М.Багеева
Задание. Найдите спрятавшиеся слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тарвнутренняяоврксреданурввтаовгвыорганизмавнутрвнвзначениежэынаркровиктвгы и звркоснеёьбагсоставвнч Тема « Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав » №п/ п Утверждения До чтения После чтения 1. Клетки нашего организма функционируют в жидкой среде. 2. Кровь входит в состав внутренней среды организма. 3. Гомеостаз - необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма. 4. Только кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма. 5. Количество крови в организме человека не зависит от возраста и массы тела. 6. У взрослого человека количество крови составляет примерно 5-6 л 7. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови 8. Тромбоциты – кровяные пластинки, участвующие в свёртывании крови 9. Эритроциты – красные кровяные клетки крови 10. Лейкоциты – белые кровяные клетки 11. Эритроциты человека не имеют ядра 12. Антигены – чужеродные соединения 13. Антитела – химические противоядия, состоящие из белка гамма - глобулина 14. Лейкоциты выполняют защитную функцию 15. Процесс фагоцитоза был открыт И.И.Мечниковым