Программа курса внеурочной деятельности"Занимательная математика"

Автор: Цыганкова Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Алёшинская ООШ"
Населённый пункт: Тверская область,Рамешковский район,д.Алёшино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа курса внеурочной деятельности"Занимательная математика"
Дата публикации: 19.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Муниципальное общеобразовательное учреждение «
Алёшинская основная общеобразовательная школа»
171412,Тверская область, Рамешковский район,д.Алёшино,д.85 Тел.8-48-244-25-447.
Программа курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»
Срок реализации: 4 года Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет Автор – составитель: Цыганкова Любовь Анатольевна учитель начальных классов 2014г.

Пояснительная записка
Программа
«Занимательная математика
» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы
: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы
:  расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;  развитие краткости речи;  умелое использование символики;  правильное применение математической терминологии;  умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;  умение делать доступные выводы и обобщения;  обосновывать свои мысли.
Основные методы:

1.
Словесный метод:  Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);  словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). 2.Метод наглядности:  Наглядные пособия и иллюстрации. 3.Практический метод:  Тренировочные упражнения;  практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный:  Сообщение готовой информации. 5.Частично-поисковый метод:  Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и
традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения в объёме 270 часов и предназначена для учащихся начальной школы. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково– исследовательской работы. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Ценностными ориентирами
содержания данного являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

«Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные
Универсальные учебные действия:
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  Анализировать правила игры.  Действовать в соответствии с заданными правилами.  Включаться в групповую работу.  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты  Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.  Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.  Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.  Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Содержание деятельности.
1. Вводное занятие. Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься ,в этом кружке и как будем работать).

Практическая работа:
занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт». 2. Как предметы можно измерять на глаз. Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число.
Практическая работа:
упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b . 3. Сравнение фигур. Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.
Практическая работа:
упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше». 4.Игра «Задумай число». Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
Практическая работа:
игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого). 5.Математическая газета. Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии).
Практическая работа:
коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).
6.Загадочные слова.
Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.
Практическая работа:
отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24). 7.Весёлые задачки. Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).
Практическая работа:
отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». 8.Любимые фигуры. Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого. В данном случае решаем задачу по уравнению: 15-х=8.
Практическая работа:
разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). 9.Экскурсия. Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашем кружке. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).

Практическая работа:
экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь». 10.Викторина. Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.
Практическая работа:
викторина. Турнир «смекалистых». 11.Равно, больше или меньше? Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.
Практическая работа:
подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка. 12.Весёлые числа. Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».
Практическая работа:
занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Игра «Задумай число». 13.Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».
Практическая работа:
упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число». 14.Наши итоги. Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов членами кружка, выделение активных и сообразительных ребят. Ребята делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.
Практическая работа:
коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр изученных ранее.
1-ый год обучения (1 класс) 2014-2015уч.год

Тематическое планирование



Темы

Количество часов

Всего

Теори

я

Практика
1 Вводное занятие. 4 1 3 2 Как предметы можно измерять на глаз. 5 1 4 3 Сравнение фигур. 5 1 4 4 Игра «Задумай число». 5 1 4 5 Математическая газета. 3 1 2 6 Загадочные слова. 5 1 4 7 Весёлые задачки. 5 1 4 8 Любимые фигуры. 5 1 4 9 Экскурсия. 5 1 4 10 Викторина. 4 2 2 11 Равно, больше или меньше ? 5 1 4 12 Весёлые числа. 5 1 4 13 Развитие глазомера. 6 1 5 14 Наши итоги. 4 2 2

Итого

66

16

50

Календарно-тематическое планирование.



Темы

Кол-во часов

Дата
Вводное занятие (4 ч) По ф. 1 Вводное занятие. 1 2 Занимательные задачи на сложение 1 3 Упражнения на проверку знания нумерации 1 4 Загадки 1 Как предметы можно измерять на глаз (5 ч). 5 Как предметы можно измерять на глаз. 1 6 Игра «Задумай число» 1 7 Задача-смекалка. Задача-шутка 1 8 Задача-шутка. Загадки. Игра «Задумай число» 1 9 Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи-смекалки. 1 Сравнение фигур (5 ч). 10 Сравнение фигур. 1 11 Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус? 1 12 Геометрические фигуры. Животные. Ребусы. 1 13 Геометрические фигуры. Ребусы. 1 14 Геометрические фигуры. Лабиринты. 1 Игра «Задумай число» (5 ч). 15 Игра «Задумай число». 1 16 Сравнение фигур. Задачи-смекалки. 1 17 Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками. 1 18 Задачи со спичками. Задачи-смекалки 1 19 Задачи – смекалки. Задачи-шутки. Задачи со спичками 1 Математическая газета (3 ч) 20- 22 Математическая газета. 3 Загадочные слова (5 ч). 23- 24 Загадочные слова. 2 25- 26 Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка. 2 27 Математические игры. Загадочные слова. 1 Весёлые задачки (5 ч). 28 Весёлые задачки. 1 29 Задачи в стихах на сложение. 1 30 Задача – шутка. Задача-смекалка. 1
31 Загадки. Ребусы. 1 32 Весёлые задачки. Загадки. Ребусы. 1 Любимые фигуры (5 ч). 33 Любимые фигуры. 1 34 Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. 1 35 Как получить новую фигуру из разрезных частей. 1 36- 37 Разгадывание весёлых задачек и как их составить. 2 Экскурсия (5ч). 38 Экскурсия. 1 39 Занимательные задачки. 1 40 Виды геометрических фигур. 1 41 Задача – смекалка. Задача – шутка. 1 42 Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь». 1 Викторина (4 ч). 43- 46 Викторина. Турнир «смекалистых». 4 Равно, больше или меньше ? (5 ч) 47- 48 Равно, больше или меньше? 2 49- 51 Задачи в стихах. Логические упражнения 3 Весёлые числа ( 5ч). 52- 53 Весёлые числа. Занимательные квадраты. 2 54- 55 Занимательные задачи. 2 56 Составление занимательных задач на сложение и вычитание. 1 Развитие глазомера (6 ч). 57- 58 Развитие глазомера. Как предметы нужно измерять на глаз. 2 59- 62 Составление ребусов. Загадки – шутки. число». 4 Наши итоги (4 ч) 63- 65 Загадки, ребусы, весёлые задачи.
3
66 Математический КВН
1

Итого 66ч.

IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности; - решать логические упражнения; -участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах; -Воспитанники должны уметь общаться с людьми; - вести исследовательские записи, -систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, -уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.
V. Место реализации программы
1. Коллективный выпуск математической газеты. 2. Математический КВН. 3. Оформление и отгадывание ребусов.
2-ый год обучения (2 класс) 2015-2016 уч.год

Содержание деятельности.

1.

Вводное занятие.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт».
Практическая работа:
занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».
2.

Весёлая нумерация.
Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
Практическая работа:
отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
3.

Отгадай – ка.
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Практическая работа:
отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
4.

Викторина.

Практическая работа:
викторина. Турнир «смекалистых».
5.

Геометрические фигуры.
Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Практическая работа:
разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
6.

Математическая газета.
Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).
Практическая работа:
коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).
7.

Подведение итогов решения задач, загадок и т.д. из математической газеты.
Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю».
Практическая работа:
подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).

8.

Весёлые задачки.
Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».
Практическая работа:
занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память).
9.

Таблица умножения на пальцах.
Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон».
Практическая работа:
разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон».
10.

Математическая газета.
Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.
Практическая работа:
коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Таблицу знаю» (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения).
11.

Задачи, связанные с величинами.
Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».
Практическая работа:
Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр изученных ранее. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.
12.

Математический КВН.

Практическая работа
: математический КВН, подведение итогов КВНа.
13.

Отгадывание ребусов.
Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».
Практическая работа:
отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 50).
14.

Числа
великаны. Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».
Практическая работа:
экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».
15.

Подведение итогов.

Тематическое планирование
№ Темы Дата Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. 5 1 4 2 Весёлая нумерация. 5 1 4 3 Отгадай – ка. 5 1 4 4 Викторина. 2 1 1 5 Геометрические фигуры. 6 1 5 6 Математическая газета. 3 1 2 7 Подведение итогов 5 1 4 8 Весёлые задачки. 5 1 4 9 Таблица умножения на пальцах. 5 1 4 10 Математическая газета. 3 1 2
11 Задачи, связанные с величинами. 5 1 4 12 Математический КВН. 3 2 1 13 Отгадывание ребусов. 5 1 4 14 Числа великаны. 5 1 4 15 Подведение итогов.  Выпуск математической газеты  Изготовление журналов Составление ребусов, математических загадок, задач. 6 3 3
Итого

68

18

50

Календарно-тематическое планирование.



Темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие (5 ч)

По ф.
1 Вводное занятие. 1 2 Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов. 1 3 Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение. 1 4 Викторина. Игра «Весёлый счёт». 1 5 Геометрические фигуры. 1
Весёлая нумерация. (5 ч).
6 Упражнения на проверку знания нумерации 1 7 Задачи смекалки. 1 8 Задача – шутка. 1 9 Загадки. 1 10 Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). 1
Отгадай – ка. (5 ч).
11 Отгадывание ребусов. 1 12 Задачи в стихах на сложение. 1 13 Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. 1 14 Задача - смекалка. Задача – шутка. 1 15 Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». 1
Викторина. (2 ч).
16 Викторина 1 17 Турнир «смекалистых». 1
Геометрические фигуры. (6 ч)
18 Составление геометрических фигур из 1
частей 19 Составление геометрических фигур из частей 1 20 Задачи в стихах. Загадки. 1 21 Задача – смекалка на изменение разности. 1 22 Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). 1 23 Проект «Придумай фигуру» 1
Математическая газета (3 ч)
24-26 Математическая газета. 3
Математический КВН. (3 ч).
27-29 Математический КВН. 3
Отгадывание ребусов. (5 ч).
30 Отгадывание ребусов. 1 31 Занимательные задачи в стихах. 1 32 Задачи – смекалки. Составление ребусов. 1 33 Задача – шутка. Загадки. 1 34 Игра «Таблицу знаю». 1
Числа великаны. (5 ч).
35 Экскурсия в парк. 1 36 Занимательные задачи. 1 37 Задача – смекалка 1 38 Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. 1 39 Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». 1
Подведение итогов. Изготовление журналов. (3ч).
40-42 Изготовление журналов 1
Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (2 ч).
43-44 Составление ребусов, математических загадок, задач. 2
Веселые задачки (5 ч)
45 Задача - шутка. Отгадывание ребусов. 1 46 Задачи в стихах на сложение. Занимательные квадраты. 1 47 Логические упражнения на сравнение фигур. 1 48 Задача – смекалка. Задача – шутка. 1 49 Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». 1
Таблица умножения на пальцах. ( 5ч).
50 Разучивание таблицы умножения на 1
пальцах. Игра «Запомни таблицу» 51 Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» 1 52 Задачи в стихах. Задачи – смекалки. 1 53 Задача – шутка. Загадки. 1 54 Игра «Телефон». 1
Математическая газета (3 ч).
55-57 Математическая газета 3
Задачи, связанные с величинами (5 ч)
58 Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. 1 59 Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». 1 60 Задачи повышенной трудности 1 61-62 Задачи геометрического содержания 2
Наши итоги (6 ч)
63 Олимпиада 1 64 Подведение итогов олимпиады. Работа над ошибками 1 65 Практическая работа 1 66
Практическая работа:
коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, , задачи составленные детьми взятые из жизни). 1 67 Математический КВН 1 68 Подведение итогов. Награждение. 1
3-4 классы 2016-2017уч.год, 2017-2018 уч.год.

Содержание изучаемого курса
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения -
математические игры: «Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», и др. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование». Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны: - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. - открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия, - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. - разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки

3 класс 2016-2017уч.год

Тематическое планирование

Тема занятия

Количе

ство

часов

В том числе:

Формы

проведения

занятий

теория

практ

ика
1 Вводное занятие. Игра «Решай, смекай, отгадывай!» 2 + + Познаватель ная игра 2 Историческая страничка. Весёлый счет. 1 + Познаватель ная беседа 3 Развивающая геометрия 3 + Познаватель ная игра 4 Логическая игра «Так же, как». Занимательные рамки. 2 + Познаватель ная игра 5 Лабиринт. Задача в стихах. 2 + путешествие 6 Математический кроссворд. Составь круговые примеры 2 + Познаватель ная игра 7 Развивающая геометрия 2 + Познаватель ная игра 8 Арифметические ребусы. Логическая игра «Меньше малого» 2 + Познаватель ная игра 9 Весёлый счет. Игра «Расшифруй слово» 2 + Познаватель ная игра 1 0 Практическая работа. «Математика и конструирование» 2 + общественн ый смотр знаний 1 1 Лабиринт. Составь круговые примеры. 2 + путешествие 1 2 Развивающая геометрия 2 + викторина 1 3 Задачи в стихах. Логическая игра «Первая – одинаковая» 2 + Познаватель ная игра 1 4 Игра «Математический телефон». Весёлые цепочки 2 + Познаватель ная игра 1 5 Ребусы. Логическая игра «Старше – моложе» 2 + Познаватель ная игра 1 6 Лабиринт. Задача – шутка. 2 + путешествие 1 7 Историческая страничка. Логические вопросы. 2 + + Познаватель ная беседа
1 8 Практическая работа. «Математика и конструирование» 2 + общественн ый смотр знаний 1 9 Инсценировка математического рассказа 2 + Дидактичес кий театр 2 0 Весёлые цепочки примеров. Продолжи узор 2 + путешествие 2 1 Лабиринт. Математическая викторина. 2 + викторина 2 2 Игра «Математический телефон». Занимательные рамки 2 + Познаватель ная игра 2 3 Развивающая геометрия 2 + Познаватель ная игра 2 4 Арифметические ребусы. Загадки. 2 + Познаватель ная игра 2 5 Круговые примеры. Игра «Молчанка» 2 + Познаватель ная игра 2 6 Задачи в стихах. Математический лабиринт 2 + путешествие 2 7 Математический кроссворд. Сравни рисунки 2 + Познаватель ная игра 2 8 Практическая работа. «Математика и конструирование» 3 + общественн ый смотр знаний 2 9 Логические вопросы. Игра «Путешествие по городам» 2 + путешествие 3 0 Математические эстафеты 2 + эстафета 3 1 Инсценировка математических рассказов. 2 + Дидактичес кий театр 3 2 Развивающая геометрия 2 + Познаватель ная игра 3 3 Лабиринт. Логические вопросы. 2 + Познаватель ная игра 3 4 Заключительное занятие. Математическая викторина. 1 + викторина ИТОГО 68 2 66

4 класс 2017-2018уч.год

Тематическое планирование
№ Тема занятия Количес тво часов В том числе: Формы проведения занятий теор ия пр акт ик а 1 Вводная беседа. Историческая страничка. 1 + Познавательна я беседа 2 Инсценировка рассказа «Числа – великаны» 1 + дидактический театр 3 Задача в стихах. Игра «У кого какая цифра» 2 + Познавательна я игра 4 Развивающая геометрия 4 + Познавательна я игра 5 Практическая работа. «Математика и конструирование» 2 + Познавательна я игра 6 Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат» 2 + Познавательна я игра 7 Отгадывание ребусов. Задача в стихах. 2 + Познавательна я игра 8 Развивающая геометрия 2 + Познавательна я игра 9 Игра «Решай, смекай, отгадывай» 2 + Познавательна я игра 10 Историческая страничка. Задача – шутка. 1 + Познавательна я беседа 11 Практическая работа. «Математика и конструирование» 2 + Познавательна я игра 12 Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет» 2 + путешествие 13 Математическая викторина 2 + викторина 14 Задача в стихах. Игра «Действие знаю» 2 + Познавательна я игра 15 Проведение ранее изученных игр. 2 + Познавательна я игра 16 Развивающая геометрия 2 + Познавательна я игра 17 Весёлые цепочки. Игра «Задумай число» 2 + Познавательна я игра 18 Историческая страничка. Задача в стихах. 2 + Познавательна я беседа 19 Математическая олимпиада 2 + 20 Практическая работа. «Математика и 3 Познавательна
конструирование» я игра 21 Игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке» 1 + Познавательна я игра 22 Проведение ранее изученных игр 2 + Познавательна я игра 23 Математическая викторина «Весёлые математики» 2 + викторина 24 Ребусы. Игра «Волшебный циферблат» 2 + Познавательна я игра 25 Страничка из истории. Игра «Переставь местами две фигуры» 1 + Познавательна я беседа 26 Практическая работа. «Математика и конструирование» 3 + общественный смотр знаний 27 Игра «Определи маршрут корабля». 2 + Познавательна я игра 28 Математический лабиринт. Игра «Не собьюсь» 2 + путешествие 29 Развивающая геометрия 2 + Познавательна я игра 30 Практическая работа. «Математика и конструирование» 3 + Познавательна я игра 31 Проведение игр, изученных ранее 1 + Познавательна я игра 32 Развивающая геометрия 2 + Познавательна я игра 33 Выпуск математической газеты 2 + 34 Заключительное занятие. Математический квн 2 + ИТОГО 68 4 64
Техническое оснащение:
Компьютер, интерактивная доска Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .

Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011. 2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. 3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012. 4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007. 5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983. 7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. Интернет-ресурсы
Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты 2.Математический КВН
.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых». 4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).