"Совместная работа классного руководителя, социального педагога и школьного психолога "

Автор: Вартересян Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ "СКШИ г. Черемхово"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа классного руководителя, социального педагога и школьного психолога "
Дата публикации: 20.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Возможно, ли другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать, И не давать с дороги сбиться Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право. Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы, Лишь в чуде внутренней борьбы Ютится взлет людской судьбы Вот такими словами я бы определила суть воспитательного процесса в школе. И основная роль в нем возлагается на плечи классного руководителя, который обязан, не навредив, создать условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, условия, позволяющие проявить и раскрыть себя в отношениях с окружающими. Сегодня мы понимаем, что возможность саморазвития и самореализации личности современный школьник может получить благодаря включению его в реальные социальные отношения. Почему необходима совместная работа классного руководителя, социального педагога и школьного психолога? Необходимость обсуждения вопроса, касающегося совместной работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена, прежде всего тем, что их работа связана самим ее объектом — это ученик. И главная цель работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция. Безусловно, классный руководитель ближе всех из должностных лиц стоит к ученику, поэтому и является средоточием всех социальных воздействий на воспитанника: от наблюдения до слова и дела. Но «один в поле не воин», - приходит на ум пословица. И здесь очень своевременна помощь социально- психологической службы. От классного руководителя поступает первый запрос и первичная информация об учащемся. А социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни учащихся вне школы. Он предоставляет классным руководителям социальный «портрет» микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот «портрет» и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе. Психолог на более высоком профессиональном уровне владеет методами продуцирующей диагностики. Классный руководитель может успешно справиться с задачей изучения учащихся и коллектива класса, но более широкую и полную информацию о ребенке, его адаптации в классе, взаимоотношениях детей, проблемах класса и, соответственно, оказание психологической помощи может дать только психолог. Взаимодействуя с классным руководителем и отвечая на его запрос, он выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует пакет диагностического минимума для каждой возрастной группы. Каковы же вопросы, которые чаще всего решает психолог? Круг этих проблем затрагивает практически все стороны школьной жизни. Это трудности в усвоении программы, сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера, вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в школе и классе, эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач; это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей
учащихся. Поэтому естественно и логично мы говорим сегодня о более тесном взаимодействии классного руководителя, психолога и социального педагога. Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики; проведение психолого- педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместное проведение родительских собраний и т.д. Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для педагога является работа с детьми «группы риска». Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми «группы риска», социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности. Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя, психолога и социального педагога является создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно-активной и социально полноценной личности. Мы выделяем три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляем по самым разным направлениям: - изучение развития классного коллектива и личности учащихся; - наблюдение взаимоотношений детей и их родителей; - организация занятости школьников во внеурочное время; - работа с трудными учащимися; - организация соуправления в классе и школе; - профориентационная работа. Совместная деятельность классного руководителя, психолога и социального педагога должна быть построена таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в классных и школьных мероприятиях. Такая работа раскрывает индивидуальные творческие способности учащихся и формирует ценностное отношение к себе, сверстникам, жизни. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания. Выше сказанное я проиллюстрирую несколькими примерами. 1. Классный руководитель совместно с социальным педагогом проводят большую работу по профориентации. Социальный педагог знакомит учащихся с учебными заведениями, где ученики продолжают свое дальнейшее обучение, приобретая специальности. 2. Социальный педагог оказывает помощь при сборе и формировании документов в личные дела детей – сирот. 3. Совместно с социальным педагогом были написаны письма родным и близким детей – сирот (работа по поиску семей, родных, родственников и возвращение их в семью) 4. Совместно с психологом ведутся дневники наблюдения, где психолог записывает наблюдаемый факт. 5. Психологом было проведено обследование учащихся «группы риска» и были даны рекомендации по работе с ними. 6. Некоторые учащиеся проявляют агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения. В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как классного руководителя, социального педагога, так и психолога. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример. По преодолению всех этих проблем классные руководители планируют профилактические мероприятия. Также классный руководитель планирует индивидуальную работу с учащимися на разные темы.
Как должна вестись совместная работа классного руководителя, социального педагога и психолога. Психологу школы необходимо в первую очередь сотрудничество с социальным педагогом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож. Перечислю основные направления совместной деятельности: - организация работы с учащимися «группы риска»; - оказание помощи неблагополучной семье; - социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; - организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития; - оказание социально-психологической помощи приёмной семье; - оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности. Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками. На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель участвуют в коррекционной работе. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный руководитель включает ребёнка в общественно-значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Третьим условием совместной деятельности является структурированность деятельности и распределение функций. Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Это означает, что индивидуальная деятельность каждого участника является органической частью, составляющей единой совместной деятельности. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики, проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы. Выделяют также такие условия совместной деятельности, как управляемость, результативность и наличие единого пространственно-временного функционирования. Управление совместной деятельностью может осуществляться коллегиально, или кто-то из участников в силу наличия профессионального опыта и лидерских способностей может взять на себя ведущую роль управленца. Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального взаимодействия социального педагога и педагога-психолога с педагогическим коллективом школы и социальной средой. Таким образом, говоря о взаимодействии классного руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должна строиться совместная работа классного руководителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем. Предложения: провести совместно с классными руководителями, социальным педагогом и психологом школы семинар по теме «Работа классного руководителя, социального педагога и психолога с детьми группы - риска» с проведением тренинга психологом.