"Интеллектуальная игра как средство развития творческого потенциала учащихся"

Автор: Дубовцева Татьяна Фелофеевна
Должность: заведующий отделом, педагог дополнительного образовнаия
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеллектуальная игра как средство развития творческого потенциала учащихся"
Дата публикации: 20.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Дубовцева Татьяна Фелофеевна, заведующий отделом, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Одним из приоритетных направлений развития современного образования является выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для реализации их интеллектуального и творческого потенциала. В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей в развитии познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности. Наибольший интерес в подготовке такой личности представляют интеллектуальные игры. Игра - это процесс моделирования, когда объединяются вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития. Игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники. Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в интеллектуальных состязаниях позволяет обучающимся расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. В Доме детского творчества разработана система интеллектуальных игр, которая предоставляет равные шансы и условия детям для проявления способностей и достижения успеха в той или иной отрасли знаний: интеллектуально-познавательная игра «Разумейка» для дошкольников, «Интеллектуальная мозаика» для детей младшего школьного возраста, "Интеллектуальная радуга" для учащихся 5-9 классов, «Эрудит» для старшеклассников. Разработанная интеллектуально-творческая игра «Интеллектуальная радуга» может быть использована как одна из форм проведения итоговых занятий в системе дополнительного образования детей.
Методическая разработка городского интеллектуально-творческого конкурса

"Интеллектуальная радуга"
Аннотация. Автором представлена методическая разработка интеллектуальных состязаний среди обучающихся 5-7 классов. Методическая разработка интеллектуально- творческого конкурса "Интеллектуальная радуга" содержит задания направленные на активизацию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование коммуникативных умений, навыков игрового взаимодействия, межличностного общения и умения действовать в коллективе.
Интеллектуально-творческий конкурс «Интеллектуальная радуга» проводится для учащихся 5-7 классов образовательных учреждений и направлен на развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся, расширение кругозора и эрудиции в различных областях знаний, приобретение опыта участия в соревновательных и групповых формах работы.
Цель конкурса:
создание оптимальных условий для активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования коммуникативных умений, навыков игрового взаимодействия, межличностного общения и умения действовать в коллективе.
Задачи конкурса:
 создать среду, стимулирующую ребят повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам;  реализовать соревновательный интерес в интеллектуальной сфере.
Оборудование:
семь оформленных для выполнения заданий кабинетов с табличками соответствующего цвета, карточки с заданиями, Никитинские кубики, секундомер, диск для музыкального оформления. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, нашего интеллектуально-творческого конкурса «Интеллектуальная радуга». Мы рады видеть вас в нашем зале, сегодня состязаются несколько команд (команды из 5 человек). Задача каждой команды – заработать наибольшее количество баллов и одержать победу. Помните, что силу ума придают упражнения, а не покой. Будьте активны и внимательны, ведь за вашей игрой наблюдает компетентное жюри (называется состав жюри). В радуге семь цветов. Каждая станция соответствует цвету радуги. Каждой команде предоставляется возможность выполнить предложенное задание. Правила игры (приложение 1) . В игре могут участвовать не более 7 команд (по количеству станций). В случае, если заявок поступило больше, то игра проводится в два этапа. По итогам конкурса, команда набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победительницей. Капитаны команд получают маршрутные листы (приложение 2) с условными обозначениями станций (у каждой команды свой маршрут). На каждой станции остановка - 3 минуты, за время которой выполняются задание. В конце игры капитан сдает маршрутный лист жюри для подсчета баллов. Жюри подводят итоги, заполняя ведомость (приложение 3). Ведущий: И так мы начинаем! Всем участникам желаем успехов. Сейчас поприветствуем их (звучат аплодисменты). I. Визитная карточка (приветствие, название, девиз, отличительные знаки).
II. Ход мероприятия.
1.
Станция "Красная"
СОБЕРИ КВАДРАТ

Задание.
В течении 3 минут необходимо собрать как можно больше квадратов. За каждый собранный квадрат -
2 балла.

2.
Станция "Оранжевая"
НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Задание.
Найти закономерность, выбрать из нижнего ряда рисунка номер фигуры, которую нужно поставить вместо знака вопроса (?). Внимательно посмотрите на картинку, посоветуйтесь друг с другом и определите - фигура под какой цифрой должна стоять вместо вопросительного знака. Обведите эту фигуру в нижнем ряду. За каждый верный ответ -
2 балла.
Всего -
8 баллов.
1 -
6
2 -
1
3 -
2
4 -
6

3.
Станция "Желтая"
СОСТАВЬ СЛОВО

Задание.
Найди закономерность словообразования и по аналогии запиши слово в скобках. За каждый правильный ответ -
2 балла
. Всего -
6 баллов.
СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ
ПЛЕСК (………..) НАДЕЛ КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА МАНЕРА (………….) КИРКА РЕКА (ВЕРА) РОВ ПИСК (…….) САД
Ответ:
ПЕНАЛ, КАРМАН, ДИСК
4.
Станция "Зеленая"
МАСТЕРСКАЯ РИСУНКА

Задание.
Дорисуйте, превратив линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог. Время 3 минуты. За оригинальность, гибкость мышления максимальная оценка -
5 баллов
.
5.
Станция "Голубая"
НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ

Задание.
Из двух частей собрать 10 пословиц. За каждую верно собранную пословицу -
1 балл.
Всего -
10 баллов.
Не спеши языком - от того и наберешься. Сам пропадай, надо мало спать. С кем поведешься - торопись делом. Труд человека кормит, так и не будет скуки. Глаза страшатся, а лень портит. Хочешь много знать - а товарища выручай. Ученье свет, а руки делают. По одежке встречают, а человек умением. Грамоте учиться - а неученье тьма. Не сиди, сложа руки - а по уму провожают. Птица красна пением, люби и саночки возить. Лодырь да бездельник - всегда пригодится.
Любишь кататься - им праздник в понедельник.
6.
Станция "Синяя"
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ

Задание.
Разрежьте данные фигуры на 3 равные части (проверьте наложением). Говорят, прежде чем отрезать, необходимо семь раз отмерить. Ваша задача, подумать всем вместе, попробовать на листе бумаги разные варианты и найти единственный способ, отвечающий условию задачи. Проведите цветным карандашом по линиям разреза, затем разрежьте на три равные части. За каждый правильный ответ
5 баллов.
Всего -
15 баллов.

Ответ:
1. 2. 3.
7.
Станция "Фиолетовая"
ИГРА СО СЛОВАМИ

Задание.
Записать как можно больше слов в именительном падеже, состоящих из четырех букв, вторая -
Ы.
Каждое слово - имя существительное единственного числа. За каждое слово -
1 балл.
Всего -
10 баллов.
м
Ы
л о
Ы

Ы

Ы

Ы

Ы

Ы

Ы

Ы

Ы

Ы
III. Подведение итогов (совещание жюри, подписание дипломов). IV. Награждение.
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении городского интеллектуально-творческого конкурса

«Интеллектуальная радуга»

I.

Общие положения
I.1. Городской интеллектуально-творческий конкурс «Интеллектуальная радуга» проводится Департаментом образования Администрации совместно с МБОУ ДОД Домом детского творчества (далее – конкурс) среди учащихся 5-7 классов образовательных организаций города. 1.2. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок организации, проведения, подведения итогов конкурса.
II. Цели и задачи
2.1. Цель конкурса: создание оптимальных условий для активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования коммуникативных умений, навыков игрового взаимодействия, межличностного общения и умения действовать в коллективе. 2.2. Задачи конкурса:  создать среду, стимулирующую ребят повышать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, самостоятельно приобретать знания по различным темам;  реализовать соревновательный интерес в интеллектуальной сфере.
III. Участники конкурса
3.1. В конкурсе могут принять участие команды из числа учащихся 5-7 классов, представляющие образовательные организации, состав команды – 5 человек. 3.2. Образовательная организация имеет право выставить одну команду.
IV.

Условия, порядок и сроки проведения конкурса
4.1.
Дата, время и место проведения конкурса
будут объявлены дополнительно, по мере поступления заявок от ОО. 4.2. Для участия в конкурсе подаётся заявка (на бланке организации) в методический отдел МБОУ ДОД Дома детского творчества до
...,
включающая в себя список участников конкурса с указанием названия команды, возраста каждого участника, сведения о руководителе команды. 4.3. Команды, участвующие в конкурсе, должны иметь название, общий элемент одежды, эмблему. 4.4. Задания, предлагаемые командам, рассчитаны на эрудицию и логическое мышление.
V.

Организаторы конкурса
5.1. Подготовку, организацию и общее руководство конкурса осуществляет оргкомитет МБОУ ДОД Дома детского творчества. 5.2. В компетенцию оргкомитета входит разработка положения конкурса, составление конкурсных заданий. 5.3. Непосредственное оценивание результатов участников соревнования возлагается на жюри конкурса.
VI. Подведение итогов и награждение
6.1. По результатам конкурса определяются 1, 2, 3 места. 6.2. Победители награждаются дипломами.
Приложение 2 Департамент образования Администрации города Новый Уренгой МБОУ ДОД Дом детского творчества Городской интеллектуально- творческий конкурс "Интеллектуальная радуга" Маршрутный лист 1 команда _________________________ ОУ ___________________________ ___ Название станции Станция "Красная"
СОБЕРИ КВАДРАТ
Станция "Оранжевая"
НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ
Станция "Желтая"
СОСТАВЬ СЛОВО
Станция "Зеленая"
МАСТЕРСКАЯ РИСУНКА
Станция "Голубая"
НАЙДИ ПОСЛОВИЦУ
Станция "Синяя"
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ
Станция "Фиолетовая"
ИГРА СО СЛОВАМИ
Общее кол-во баллов
Кол-во выполненных заданий Кол-во баллов Комментарии За каждый собранный квадрат - 2 балла За каждый верный ответ - 2 балла. Всего - 8 баллов. За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 6 баллов. За оригинальность, гибкость мышления максимальная оценка - 5 баллов. За каждую собранную пословицу - 1 балл. Всего - 10 баллов. За каждый правильный ответ 5 баллов. Всего - 15 баллов. За каждое слово - 1 балл. Всего - 10 баллов.
Приложение 3
ВЕДОМОСТЬ
Городской интеллектуально-творческий конкурс
«Интеллектуальная радуга»
Ф.И.О. члена жюри ____________________________________________________________________________________ № Название станции Название команды Станция "Красная" Станция "Оранжевая" Станция "Желтая" Станция "Зеленая" Станция "Голубая" Станция "Синяя" Станция "Фиолетовая"
Общее

кол-во

баллов

Место

Собери квадрат

Найди

закономерность

Составь слово

Мастерская

рисунка

Найди пословицу

Семь раз отмерь,

один раз отрежь

Игра со словами
1 2 3 4 5 6 7 Комментарии За каждый квадрат
2 балла
Всего - 12 бал. За каждый правильный ответ
2 балла.
Всего - 8 бал. За каждый правильный ответ
2 балла.
Всего - 6 бал. За оригинальное изображение
5 баллов
За каждую пословицу
1 балл.
Всего - 12 бал. За каждый правильный ответ
5 баллов.
Всего - 15 бал. За каждое слово
1 балл.
Всего - 10 бал.