Элективный курс по обществознанию "Твои права и обязанности"

Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Пудемская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Пудем
Наименование материала: Методическая разработка элективного курса
Тема: Элективный курс по обществознанию "Твои права и обязанности"
Дата публикации: 20.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ «Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс по обществознанию

«Твои права и обязанности».

9 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна 2015-2016 учебный год.
Пояснительная записка
1
Изучение прав человека приобретает особое значение в условиях становления правового государства, строить которое предстоит будущему поколению. Знание человеком и гражданином своих прав необходимо и в экономической, и в правовой деятельности. Основные задачи обществоведческого образования в школе - содействие социализации личности, формировании жизненной позиции личности. Изучение данного курса способствует также профессиональной ориентации. Курс направлен на развитие практических навыков анализа ситуации, умения и желания отстаивать свои права в повседневной жизни. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Курс рассчитан преимущественно на учащихся, выбравших социально- экономический профиль. Основой изучения курса являются предметные знания по истории, обществознанию, правоведению. Элективный курс «Твои права и обязанности» направлен на расширение правовых знаний, дает общие представления и знания, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о правах человека и способов их защиты. Настоящий курс предполагает знакомство с основными научными понятиями, документами по правам человека. Курс «Твои права и обязанности» включает и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений, в том числе:  выделять в источнике права норму права,  сопоставлять разные источники по правам человека,  описывать изучаемое право человека на конкретных примерах,  сравнивать и делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их,  участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам,  анализа конкретных жизненных ситуаций,  выработки личностного отношения к явлениям окружающей действительности,  принятие практических решений на основе теоретических знаний, а также изучении документов по правам человека,  планирование практических действий, 2
 составления ряда документов, необходимых для защиты прав человека: заявлений, договора и т. д.
Цель курса
: содействие правовому воспитанию и формированию законопослушного гражданина.
Задачи курса
:  обеспечить углубленное изучение прав человека;  способствовать созданию положительной мотивации в выборе элективного курса;  познакомить со спецификой деятельности учреждений по защите прав человека;  формирование человека - гражданина, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;  воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека. Данный курс адресован учащимся общеобразовательных школ. Элективный курс «Твои права и обязанности» предназначен для учеников 9 класса. Его можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Актуальность
и полезность курса в том, что подросткам чрезвычайно важно научиться определять границу своих прав и меру ответственности, алгоритм действий в проблемных ситуациях, уметь формулировать свои позиции, находить адресата законных требований, понимать текст правового содержания. Элективный курс «Твои права и обязанности» соединяет четко оформленный теоретический материал с возможностью подключать в процесс занятий практический материал. Структура курса подчинена задаче организации максимально разнообразной познавательной деятельности учащихся.
Методы
преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Занятия построены на основе активных и интерактивных методик. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Требования к уровню подготовки учащегося:
В результате изучения элективного предмета «Твои права и обязанности» ученик должен
знать/понимать:
 основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права; 3
 основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;  основы текущего законодательства России;  возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданина;
уметь
 проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;  критически анализировать полученную информацию;  участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно- исследовательской работе;  формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
практически использовать приобретенные знания и умения для:
 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;  соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;  объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей. Изучение курса рассчитано на 17 часов. 4

Учебно- тематический план



п/п

Наименование темы

Всего

часов

Лек

ции

Прак

тика

Сем

инар

Формы

контроля
1 Вводное занятие. Понятие прав человека 1 1 Лекция с элементами беседы 2 Становление и развитие прав человека 1 1 Проблемная беседа. 3 Всеобщая декларация прав человека 1 1 Практическая работа 4 Проблема прав человека в нашей стране и в мире 1 1 Проблемы гарантий прав человека. Собеседование по вопросам. 5-6 Гражданские права человека 2 1 1 Лабораторная работа с источниками 7 Политические права человека 1 1 Решения теста 8 Экономические права Человека. Права потребителя 1 1 Практическая работа 9 Социальные права человека 1 1 Лабораторная работа с документом 10 Культурные права человека 1 1 Подбор материала 11 Обязанности человека и нравственный долг 1 1 Подбор материала, подготовка сообщений 5
12 Правовое государство и обеспечение прав человека 1 1 Участие в дискуссии 13 Права человека в случае совершённого им правонарушения 1 1 Лабораторная работа с источниками 14 Преступление. Ответственность за правонарушение 1 1 Подбор материала 15 Положение детей в нашей стране и в мире. Конвенция о правах ребёнка 1 1 Практическая работа 16 Международное гуманитарное право 1 1 Лабораторная работа 17 Итоговое повторение 1 1 Практическая работа
17
5 7 5 6

Содержание курса

Тема 1. Вводное занятие. Понятие прав человека (1 ч)
Что такое человек? Человек и общество. Человек – биосоциальное существо. Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Понятие прав человека. Многозначность определений понятия «права человека». Права человека и права гражданина. Права человека, льготы и привилегии. Человек. Закон. Правосудие. Объективное право и субъективные права. Права человека как средство защиты человечества от угрожающих ему проблем. Права человека как общечеловеческие принципы.
Тема 2. Становление и развитие прав человека (1 ч).
Из истории правовых идей: власть, государство, общество. Государство и право. Право и бесправие. Формирование представлений о ценности человеческой личности. Библия о человеке. Человек в античном мире. Римское право: права личности. Правовое положение человека в средневековом обществе. Великая хартия вольности 1213 года. Теория естественного права. Проблема достоинства человека в трудах французских и немецких просветителей. Права человека в условиях буржуазных революций конца XVIII века. Декларация независимости США 1776 года. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Американский Билль о правах 1791 года. Права человека в начале XX века. Лига наций и защита прав человека. Социалистические учения о правах человека. Ш. Фурье. К.Маркс, Ф. Энгельс. 7

Тема 3.Всеобщая декларация прав человека 1948 года (1 ч).
ООН и её деятельность в области прав человека. Совет Европы и Европейский Союз. Нормы и механизмы правовой защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, её содержание и историческое значение. Посягательства на права человека. Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах. Обязательства государств-участников пактов и конвенций. Единство всех прав и свобод. Недопустимость отмены или умаления прав и свобод.
Тема 4. Проблема прав человека в нашей стране и в мире (1 ч).
Права человека и гражданина в современном мире. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Интернет. Клонирование. Голод. Нищета. Преступления, наркомания и права человека. Подъём массовых демократических движений, их роль в борьбе за права человека. Права гражданина и практика их осуществления в развитых странах Запада. Теория естественных и неотъемлемых прав человека в настоящее время. Борьба в мире за право на свободу от эксплуатации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г., Конституция РФ 1993 г. Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России 1998 г., его правовой статус и формы деятельности. Вступление России в Совет Европы (1996 г.) Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека.
Тема 5-6. Гражданские права человека (2 ч).
Пакт о гражданских и политических правах. Право на жизнь – неотъемлемое право человека. Смертная казнь. Обстоятельства, исключающие вынесение смертного приговора. Проблема отмены смертной казни. Свобода от жестокостей. Конвенция против пыток. Право на достоинство и честь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Равенство людей перед законом. Право на охрану брака и семьи. Права задержанных лиц. Право на гласное рассмотрение любого дела. Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства. Право на гражданство. Права иностранцев и лиц без гражданства. Конвенция о статусе лиц без гражданства (1954 г.) Закон РФ «О гражданстве». Право на 8
убежище в других странах. Право на неприкосновенность личной и семейной жизни. Неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции.
Тема 7. Политические права человека (1 ч).
Право народов на самоопределение и закрепление его в международных документах. Право равного доступа к государственной службе. Принцип разделения властей как гарантия прав человека. Основные политические свободы. Право на свободу мысли, совести, религии и убеждений. Запрет цензуры. Право на свободу выражения своих мнений. Свобода слова и печати. Закон РФ «О средствах массовой информации». Право на свободу ассоциаций и мирных и мирных собраний. Правовое регулирование проведения собраний, митингов и демонстраций. Равенство в правах мужчин и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1979 г.)
Тема 8. Экономические права человека (1 ч).
Право на труд. Регулирование трудовых отношений. Гарантии права на труд. Право на защиту от безработицы по Закону РФ «О занятости на селения». Право на создание профсоюзов. Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Право предпринимательства. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Право наследования.
Тема 9. Социальные права человека (1 ч).
Право на достойный уровень жизни. Право на социально обеспечение и его реализация. Развитие пенсионного законодательства. Право на жилище. Закон РФ «Об основах федеральной и жилищной политики». Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система здравоохранения в развитых странах мира. Право на здоровую окружающую среду. Всемирная организация здравоохранения, деятельность государственных органов и общественных организаций по защите окружающей среды и поддержанию экологического равновесия. Права детей как разновидность прав человека. Конвенция по охране материнства 1952 года. Права инвалидов и умственно отсталых лиц. Права беженцев.
Тема 10. Культурные права человека (1 ч).
Право на образование. Его содержание и гарантии. Международные правовые акты о праве на образование. Деятельность ЮНЕСКО и борьба с 9
неграмотностью. Право на образование в России. Реформы образования в России. Право на участие в культурной жизни. Право на доступ к культурным ценностям. Права этнических, религиозных меньшинств пользоваться достижениями своей культуры. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Авторское право.
Тема 11. Обязанности человек (1 ч).
Обязанности человека и нравственный долг. Обязанности человека перед обществом. Моральные и правовые обязанности. Соотношение прав человека и его обязанностей. Понятие и виды обязанностей гражданина. Конституционные обязанности гражданина.
Тема 12. Правовое государство и обеспечение прав человека (1 ч)
Гарантии прав человека и гарантии прав гражданина, их соотношение. Международный механизм гарантий прав человека. Формирование правового государства и обеспечение прав человека. Парламенты и их деятельность в обеспечении прав человека.
Тема 13. Права человека в случае совершения им правонарушения. (1 ч)
Правонарушение. Преступление. Противоправное деяние. Уголовная ответственность.
Тема 14. Положение детей в нашей стране и в мире (1 ч)
Конвенция о правах ребёнка. Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства.
Тема 15. Права человека в истории человечества и в современном мире

(1 ч)
Сущность человека. Человек, власть, государство. Права человека, обязанности человека, их соотношение и взаимосвязь. Правовой статус человека и гражданина. История прав человека. Международные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечение и защите прав человека.
Тема 16. Международное гуманитарное право (1 ч).
10
Защита прав человека в международных конфликтах. Четыре Женевские конвенции 1949 года и два дополнительных протокола к ним. Защита раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Обращение с военнопленными. Защита гражданского населения. Права человека и международные механизмы защиты.
Тема 17.
Итоговое повторение (1 ч)
Занятие 1. Понятие прав человека

Цель
: сформировать у учащихся представление о том, что каждый человек должен знать свои права и основные документы, в которых эти права закрепляются. Учащиеся должны знать: право играет важную роль в жизни общества, что означают права человека; классификацию прав человека. Учащиеся должны представлять, что такое: право, права человека, человек, экономические права, политические права, культурные права , социальные права. Учащиеся должны уметь: объяснять основные понятия темы; разбираться в основных группах прав человека; высказывать свою точку зрения. Тип занятия: изучение нового материала.
Ход занятия.

I.

Организационный момент. Постановка цели.

II.

Изучение нового материала.
1. Учащиеся пишут сочинение – эссе на тему «Нужны ли человеку права?» (Некоторые сочинения заслушиваются и обсуждаются на занятии). 11
Учащиеся должны осознать, что у каждого человека – ребёнка или взрослого – есть права, и все они неотъемлемы и принадлежат человеку от рождения, но если человек совершает какое-либо нарушение закона, то его права могут быть ограничены. 1) Рассказ учителя. Двести лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек. Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался… «Что такое право?! Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но юристы всё ещё ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!» - Что же такое право? (Учащиеся записывают слова-ассоциации в тетрадь) - Ребята, право можно рассматривать и в объективном, и субъективном смыслах этого слова.
Право
– как система общеобязательных правил поведения, установленных государством;
право
- как права человека. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Мир права представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим: «Я имею право! Я обязан». Иногда право возникает в форме каких-то мыслей или переживаний о том, что правильно, справедливо. А чаще всего люди узнают право, когда оно появляется перед нами в виде правил и законов. И всё это – разные проявления одного и того же мира права. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о праве не стихают до сих пор и вряд ли когда-нибудь прекратятся. Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. 2) Учащиеся записывают в тетради, какие права человека они знают. 3) Работа в парах. Из того перечня прав, который был записан учащимися, каждый объясняет своему соседу, какое право он считает наиболее важным.
2.

Подведение итогов.
- Что вы узнали нового? Чему научились?
Задание на дом
: словарная работа по теме «Права человека»
Занятие 2. Становление и развитие прав человека.
12

Цель
: сформировать представление у учащихся об истории возникновения законов, которые перевели права человека из нравственного понятия в юридическое; развивать умение работать с документами. План. 1. Проблема прав человека в античное время, Средние века, Новое время. 2. Декларация независимости США 1776 г., французская декларация человека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1791 г.
Ход занятия
1) Беседа. - Является ли вопрос о правах человека принадлежностью только нашего времени? 2) Рассказ учителя. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. В первобытном обществе, когда не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных возможностей (разрешений, одобрений, поощрений). Если нарушались моральные нормы, то никто не обращался к законам, их не было. По мере развития человеческого общества, раз были весьма развивались и представления о правах человека, и из нравственного понятия они постепенно перешли в юридические. В первых государствах права человека ограничены. Для рабов существовало одно право – быть вещью, «говорящим орудием». (Обратить внимание учащихся на римское право). Следует сказать, что в античные времена и в Средние века некоторые слои общества пользовались отдельными правами. Но о правах человека в нынешнем понимании говорить не приходится, так как человек в рабовладельческих государствах и абсолютных монархиях не рассматривался как суверенная личность, субъект государственной и общественной жизни. Люди были неравны по ряду признаков. А юридическое неравенство людей делает невозможным реализацию прав и свобод человека. Но всё же первые шаги были сделаны в 1215 году: была принята Великая хартия вольностей в Англии. В ней было сказано: «Ни один человек не будет арестован и заключен в тюрьму или лишён имущества, или объявлен вне закона, или изгнан…иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны». - В каком законе у нас содержится подобная статья. 13
Далее обратимся к истории – эпохе Возрождения, гуманистическое мировоззрение которой легло в основу идеологии прав человека. Отчёт истории прав человека в их нынешнем виде следует вести от Великой французской революции и от Декларации независимости США (рассказать о Великой французской революции и о том, что маркиз Лафайет представил Учредительному собранию проект Декларации прав человека и гражданина; Учредительное собрание Франции проголосовало за статью XI декларации: «Свободный обмен мыслями и мнениями является одним из самых ценных прав человека»). В США дело по вопросу прав человека пошло значительно успешнее. Первый конгресс США утвердил Билль о правах в виде десяти поправок к Конституции, принятых в 1789 г. Эти поправки определили фундаментальные права и свободы каждого гражданина и запретили правительству проводить в жизнь законы, нарушающие эти права. Таким образом, страны Западной Европы и Северной Америки оказались готовы не только декларировать права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление к середине XX века.
II. Закрепление
Практикум.
А. Тест.
1.Какое определение соответствует понятию «прав человека»: а) это законы, по которым живёт человек; б) это охраняемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять; в) это те нормы, которые человек придумал для себя. 2. Свобода человека – это: а) возможность делать абсолютно всё, что хочется; б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-либо; в) это возможность выполнять что-то «от и до» 3. Какой документ явился одним из первых, приблизивших торжество прав человека и гражданина: а) Великая хартия вольностей 1215 г.; б) «Каролина» 1532 г.; в) «Акт об измене» 1534 г.? 4. В каком году была принята французская Декларация прав человека и гражданина: а) 1648 г.; б) 1776 г.; в) 1789 г.? 14
5. День прав человека отмечается во всём мире: а) 1 мая; б) 1 июня; в) 10 декабря.
Б. Анализ документов
. Проанализировать поправки к Конституции США 1791 года и статьи Конституции РФ 1993 г. Что общего в этих документах?
Занятие 3. Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Цель
: показать цели деятельности ООН; показать роль международного права в регулировании отношений между народами и его влияние на национальное законодательство; сформировать представление о содержании Всеобщей декларации прав человека. Литература: Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребёнка. План.
1.
ООН и её деятельность в области прав человека.
2.
Международные документы по правам человека.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.

1.

Рассказ учителя о деятельности ООН
. Выполнение учащимися 1задания. Рассмотреть схему «Организация Объединенных Наций»; назвать её важнейшие органы; определите круг вопросов, находящихся в компетенции ООН. Объяснить цель создания ООН.
2
.Учитель. В уставе ООН сказано, что народы объединённых наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…». ООН приняла ряд документов по важнейшим вопросам жизни народов и отдельных людей. Самым важным из этих документов является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всём мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.
3.

Объяснение основных понятий.

ООН
– международная организация, действующая в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. 15

Агрессия
– применение военной силы одним государством против политической независимости или территориальной целостности другого.
Совет Безопасности
– главный орган ООН.
Международный правовой акт
– правовые нормы в процессе согласования воли государств; система норм, регулирующая отношения между государствами, выработанная путём соглашений между государствами. Выполнение учащимися задания 2. Определите меры, которые международное сообщество может применить к агрессору. Дети записывают в тетради (учитель пишет на доске): Меры борьбы с нарушителями норм международного права: 1) Введение экономических санкций. 2) Политическая изоляция. 3) Применение военной силы.
4.

Международные документы о правах человека.
Рассказ учителя. В соответствии с содержанием Всеобщей декларации прав человека ООН принято много правовых документов в защиту прав и свобод человека. В сборнике международных договоров о правах человека, изданном ООН в 1989 г., около 70 договоров о правах и свободах человека. Их количество постоянно растет. Учащиеся должны знать о существовании Международного Билля о правах человека, который состоит: а) из Всеобщей декларации прав человека; б) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; в) Международного пакта о гражданских и политических правах; г) Факультативного протокола к последнему пакту. Три последних документа приняты в декабре 1966 года. Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, подписавшие его, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о политических и гражданских правах. Но не все государства решили его подписать. Наша страна подписала документ в 1998 году. II.
Закрепление.
Задание 3. Соотнести определение и понятие.
1
.Документ неоднородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения.
2
.Соглашение, заключённое между двумя и более независимыми людьми. 16

3
.Документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны его исполнять, носит рекомендательный характер.
4
.Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.
5
.Документ однородного содержания, имеющий обязательную силу исполнения для государств, его подписавших. а) конвенция; б) протокол; в) пакт; г) декларация; д) договор; (Ответ: 1в; 2д; 3г; 4б; 5а)
Занятие 4. Проблема прав человека в нашей стране и в мире

Цель
: сформировать представление учащихся о правах человека в нашей стране, их состоянии и проблемах; определить основные документы по правам человека в РФ. Литература: Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина. План. 1. Закрепление прав человека в России. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. 2. Законодательство РФ о правах человека. Проблемы и трудности его реализации.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.
Экскурс в историю. История развития института прав человека, в России и сопредельных странах зависела от особенностей национальной культуры и религии народов, её населяющих: 1) восточные народы – обычаи и традиции; 2) славянские народы - позиция, основанная на духовно-нравственных постулатах православия; 3) период до татаро-монгольского ига – соответствие тем нормам, которые были зафиксированы в различных европейских «правдах» (Алеманнской, Салической); 4) реформы Петра I и права человека; 5) Пётр III и Екатерина II; 6) отмена крепостного права (1861 г.); 7) реформы П.А.Столыпина; 8) первая революция в России (1905-1907 гг.); 9) западники и славянофилы и т.д. до нашего времени. Учитель. В России не было демократических традиций признания приоритета прав и свобод человека. Либерально-демократические ценности были чужды общественному сознанию в дореволюционной России. После революции 1917 17
года права и свободы, провозглашённые Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а затем Конституцией РСФСР 1918 года, лишила целые классы и слои общества не только политических, но и основных гражданских прав – права на жизнь, на собственность. Были отброшены все гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности… Конституции 1936 и 1977 гг. провозглашали права и свободы человека чисто формально. Девяностые годы – время первых шагов новой демократической государственности в России. Государство стало бороться за права человека. Были приняты Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и ныне действующая Конституция РФ – в 1993 году. Конституция РФ провозглашает в статье17, что «основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а также признаются и гарантируются все права и свободы человека, согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала многие международные документы. 5 мая 1998 г. была ратифицирована Европейская конвенция и защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней. Европейская конвенция по предотвращению пыток и негуманного или уничтожающего достоинство обращения или наказания и дополнительные протоколы к ней. РФ подписала Европейские конвенции.
II.

Закрепление.
Работа в группах. Группа 1. Охарактеризовать содержание и определить историческое значение принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г. Группа 2. Проанализировать положение статей Конституции РФ, закрепляющие права и свободы человека и гражданина в РФ. Группа 4. Подумайте и запишите комплекс мер для улучшения ситуации с правами человека.
Задание на дом.
1. Сделать подборку статей из газет о соблюдении и нарушении прав человека. 2. Ознакомиться с выдержками из перечня обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в Совет Европы.
Занятие 5. Гражданские права человека

Цель
: сформировать представление учащихся о группе личных прав и свобод; определить, в чем различия терминов «гражданские» и «личные» права человека; воспитывать уважение к правам других людей. 18
План. 1. Понятие и сущность гражданских прав. 2. Система гражданских прав. 3. Право на жизнь: его аспекты и значение.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.
1. «Мозговой штурм». Записать слова – ассоциации к словосочетанию «гражданские права». Что означает термин «гражданские права»? (Проводится фронтальная работа). Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека. Этот вид прав обеспечивает само существование человека – физическое, психологическое, моральное, позволяет ощущать себя в самой обыденной жизни человеком.
Гражданские права –
основные те, которые принадлежат человеку от рождения. Гражданские права

процедурные, защищают человека, попавшего в острые, тяжёлые, экстремальные ситуации и перед лицом закона. 1. Заполнить таблицу «Основные положения гл.2 Конституции РФ» № статьи Содержание статьи Конституции РФ 19 20 21 22 23 24 25 45-54 60 2. Дискуссия по проблеме «История человечества – это история войн, преступлений. Существует ли вообще право на жизнь?»
II.

Подведение итогов.

Задание на дом
. Сделать подборку статей из газет из газет в подтверждение гражданских прав, определённых во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ, подобрать материал об эвтаназии.
Занятие 6. Гражданские права человека.

Права детей на жизнь, имя, гражданство, сохранение своей

индивидуальности.

Цели
: раскрыть содержание естественного права человека на жизнь, особенность его юридического закрепления в международно-правовых актах; показать, что право на имя и гражданство вместе с правом на жизнь являются базовыми. 19
Литература: Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ. Основные понятия: ребёнок, жизнь, семья, родители, смертная казнь, Конституция, Уголовный кодекс РФ.
Ход занятия

I.

Постановка цели.
- Кем дано человеку право на жизнь? - Что должны сделать родители, когда в семье появляется ребёнок? - Что записано в Конвенции о правах ребёнка по этому поводу? Задание 1. Заполните анкету: 1) Что значит ваше имя? 2) Почему ваши родители выбрали это имя? 3) Нравится ли вам ваше имя? Задание 2. Представьте, что все люди зовутся одним именем – например, Андрей. Составьте список всех возможных последствий этого факта. - Каждый человек индивидуален. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся друг от друга цветом глаз, волос, полом, возрастом, привычками, семьями, из которых происходим, национальностью, языком. Но мы и схожи с другими людьми – строением и пропорциями тела, наличием разума, эмоций и речи. Задание 3. 1) Запишите в лепестке ромашки свои положительные качества. 2) Запишите на колючках кактуса свои отрицательные качества. Задание 4. В форме кластера запишите «Кто я?» (Например, человек, индивид, гражданин, ученик и т.д.) Задание 5. Заполните анкету. 1) Зачем человеку дана жизнь? 2) Что такое счастье и можно ли его достигнуть? 3) Является ли человек кузнецом своего счастья? 4) Есть ли единая цель у всего человечества? 5) Существует ли любовь? Что означает любовь для тебя? - Может ли кто-нибудь лишить права на жизнь? - В каких случаях это всё же происходит? Задание 6. Запишите, какие меры должно принимать государство для того, чтобы обеспечить человеку благополучную жизнь и защитить людей от преступников?
II.

Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о естественном праве человека на жизнь, об особенностях его юридического закрепления в международных правовых актах. 2. Обсуждение проблемы. 20
Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»: содержится ст. 48 – о запрете эвтаназии. Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и осуществляет эвтаназию, несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. (Обсуждение ситуаций) - Жизнь человека коротка. В течение своей жизни он сталкивается со многими нарушениями прав человека: смертная казнь, эвтаназия, аборт, войны.
III. Подведение итогов.
Задание на дом: Подготовить сообщения на тему «Моё имя».
Занятие 7. Политические права человека.

Цель
: Дать представление о политических правах и свободах гражданина РФ, показать ценность политических прав и свобод гражданина, определить роль политических прав и свобод гражданина в обеспечении достойного уровня жизни человека. План. 1. Понятие и содержание политических прав. 2. Избирательное право в системе политических прав.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.
Лекция с элементами беседы. По методике «критического мышления» используется приём – чтение со «стопами»
1.

Понятие и содержание политических прав.
Есть права, без реализации которых человек оказывается лишённой всякого достоинства игрушкой в политических играх. Это – политические права и свободы. Политическая жизнь общества во многом зависит от того, как гарантируются политические права и свободы. Свобода собраний принадлежит к числу важнейших прав и свобод гражданина. Вопросы учащимся: - В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Как вы считаете, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний? - Каковы цели митингов? Приведите примеры. 21
- Выработайте правила проведения митингов и собраний. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрания людей с оружием создают угрозу государственной и общественной безопасности, могут привести к нарушению прав и свобод других. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, к расовой и национальной вражде. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения. При
разрешительном порядке
организаторы митинга направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга или запрещает его, если он угрожает общественному порядку и безопасности граждан. Такой вариант существует во Франции.
Уведомительный порядок
означает, что организаторы митинга лишь уведомляют, информируют органы власти о месте и времени проведения митинга, а орган власти должен помочь обеспечить общественный порядок во время митинга (этот порядок существует в Англии, Италии, Бельгии, Финляндии). - А как обстоит дело в нашей стране? (В нашей стране организаторы митинга обязаны заблаговременно уведомить органы власти о проведении мероприятия, а орган власти может предложить иное время и место проведения)
а)
Сообщение Учащегося на тему «Свобода ассоциаций – одна из важнейших политических свобод».
б)
Таким образом, познакомившись с политическими правами и свободами, мы можем сделать выводы: - общество, обеспечивающее свободное развитие человека, невозможно без гарантированных прав и свобод; - чем более широкие права и свободы получает человек, тем выше его ответственность за соблюдение прав и свобод других людей.
2.

Избирательное право в системе политических прав.
Изучение этого вопроса начинается со знакомства ст. 32 Конституции, где говорится о праве на участие в управлении делами государства. Необходимо выяснить, что понимается под управлением делами государства; обратить внимание на формы участия в управлении государством; определить цель выборов и как они проходят.
3.

Основные этапы избирательного процесса.
1) Подготовительный. 2) Выдвижение и регистрация кандидатов. 3) Предвыборная агитация. 4) Голосование и подведение итогов. 22

III.

Подведение итогов.

Задание на дом
: составить сравнительную таблицу «Всеобщая декларация прав человека и конституция РФ о политических правах».
Занятие 8. Экономические права человека

Цель
: дать учащимся представление о содержании экономических прав и о том, почему права, без осуществления которых человеку трудно выжить, считаются правами второго поколения. План. 1. Почему права, без которых трудно выжить, считаются правами второго поколения. 2. Экономические права: понятие, виды и значение.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя. Когда в конце 40-х годов в ООН спорили о содержании Всеобщей декларации прав человека, определить две противоположные позиции. Западные демократические страны считали, что декларация должна содержать лишь гражданские и политические права как основные (права первого поколения), без осуществления которых человек оказывается несвободным существом и деградирует как личность. Следовательно, он становится неспособным реализовать и остальные свои права, бороться за них. Эти права – экономические, социальные и культурные – они назвали правами второго поколения. Социальные страны, некоторые государства «третьего мира» настаивали на включении в декларацию права на труд, отдых, социальное обеспечение, без реализации которых человек не может существовать духовно и физически. Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. Экономика - это 1) хозяйство страны, 2) определенные отношения, связанные с хозяйством данного общества, 3) наука о законах развития хозяйства.
Экономические права
– возможности по обеспечению свободного распоряжения хозяйственной деятельности в сфере труда и предпринимательства. 2. Беседа по вопросам: - Что такое труд? - Какова цель труда? - Почему в Библии говорится, что именно труд в рабовладельческом обществе в Средние века и в период капитализма? 23
- Что такое собственность? Ответы учащихся фиксируются на доске. Отношения собственности играют важную роль в обществе. От них во многом зависят производственные отношения и отношения распределения, обмена и потребления. А сами отношения собственности являются общественными. Во Всеобщей декларации прав человека – международном стандарте, которому должно соответствовать законодательство каждой страны, в статье 17 записано: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества».
II.

Закрепление.
Задание. Найдите в тексте Всеобщей декларации прав человека статьи, которые относятся к экономическим правам, и запишите ответы в таблицу: Декларация Статьи Содержание
Задание на дом
: подобрать в газетных материалах статьи об экономических правах.
Занятие 9. Социальные права человека

Цель
: дать учащимся четкое представление о социальных правах человека и реализации их в Российской Федерации. Литература: Всеобщая декларация прав человека План. 1. Социальные права, их виды. 2. Социальное государство.
Ход занятия

I.

Организационный момент. Сообщение темы.

II.

Повторение домашнего задания.

III.

Изучение нового материала.
Работа в группах. Каждая группа получает индивидуальное задание. 1 группа. Выступление на тему «Что такое социальные права». 2 группа. Выступление на тему «Право на жилище». 3 группа. Выступление на тему «Здоровье под охраной закона». 4 группа. Выступление на тему «Право на социальное обеспечение». 5 группа. Выступление на тему «Защита государством материнства и детства, семьи». 6 группа. Выступление на тему «Право на образование».
IV.

Закрепление.
24

Задание на дом:
найдите во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции РФ статьи, в которых говорится о социально-экономических правах.
Занятие 10. Культурные права человека

Цель:
дать учащимся представление о культурных правах, способствующих развитию духовного мира человека.
Ход занятия

I.

Организационный момент. Сообщение темы.

«
Мозговой штурм»: записать слова - ассоциации к слову «культура»
II.

Изучение нового материала.
1. Учитель знакомит учащихся с содержанием понятия «культура», используя представления учащихся об этом. 2. Анализ различных определений понятия «культура». 3. Учащиеся самостоятельно дают определения понятия «культурные права».
Культурными правами
человека принято называть те из них, которые способствуют развитию, прежде всего, духовного мира человека.
Культурные права
– это те права, использование которых человеком позволяют ему овладеть культурой. 4. Учащиеся выясняют, какие права относятся к культурным правам и в каких статьях Всеобщей декларации они зафиксированы; поиск подтверждения этих прав по Конституции РФ. 5. Беседа по темам «Право на образование» и «Право на участие в культурной жизни». - Почему большинство богатых людей отдают предпочтение культурным ценностям? - Почему многие состоятельные люди создают свои картинные галереи? Потому что богатство им принесла культура. Культурный человек может стать богатым и использовать свое богатство для своих культурных потребностей. Любой гражданин – бедный или богатый – должен иметь право пользоваться достижениями культуры, право участвовать в культурной жизни. Это право существовать в обществе как само собой разумеющееся. Об этом должно позаботиться государство, согласившееся с декларацией. Значит, речь идёт о законах, которые должны быть приняты, о законах, открывающих людям это право. Каждый человек имеет право пользоваться всем культурным достоянием страны.
III.

Закрепление.
25

Задание на дом
: подобрать иллюстрации из журналов, показывающие, как используются обществом культурные права.
Занятие 11. Обязанности человека

Цели
: сформировать у учащихся чёткое представление, что права и обязанности тесно связаны друг с другом; развить представление учащихся о свободе, показав её границы, определяемые законом; рассмотреть связь между свободой и ответственностью. Основные понятия: право, обязанность, ответственность, свобода. Литература: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ. План. 1. Всеобщая декларация прав человека об обязанностях. 2. Основные обязанности согласно Конституции РФ. 3. Обязанности родителей и детей.
Ход занятия

I.

Организационный момент. Сообщение темы.

II.

Изучение нового материала.
1. Разбор какой-либо ситуации и подведение учащихся к понятию «обязанность». 2. Объяснение понятия «обязанность». Всеобщая декларация прав человека, ст.29: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». «Обязанность – определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.)
Обязанности
– необходимое и должное поведение человека, предписанное законами и нормами нравственности. 3. Беседа. - Каковы конституционные обязанности гражданина РФ? - Какие обязанности закреплены во Всеобщей декларации прав человека? - Все ли обязанности выполняются должным образом? Учитель. Обязанность есть у детей, и у родителей. Они отражены в семейном кодексе. Взрослые несут ответственность за воспитание своих детей – это одна из главных их обязанностей. 26
Наша жизнь среди других людей, социальная жизнь нормирована. Это означает, что мы поступаем в соответствии с нормами, возникшими в нашем обществе. Эти нормы возникают и исчезают по мере развития общества. Человек обязан считаться с другими людьми. Человек должен поступать в соответствии с нормами морали и права. - Каковы обязанности родителей и детей по Семейному кодексу? - Что записано в Конвенции об обязанностях детей?
III.

Закрепление.
Заполнить таблицу Мои права Мои обязанноти
IV.

Подведение итогов.

Задание на дом
: сделать подборку статей из газетных материалов на тему «Обязанности человека».
Занятие 12. Правовое государство и обеспечение прав человека

Цель:
способствовать формированию у учащихся представлений о сущности и признаках правового государства и его роли в жизни общества и каждого человека. План. 1. Понятие и признаки правового государства. 2. Проблемы и пути формирования правового государства. 3. Гарантии прав и свобод человека.
Ход занятия

I.

Изучение нового материала.
Лекция учителя с элементами беседы и практическими заданиями для учащихся. (Использован материал из книги: Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. Академ. О.Е.Кутарина). 1.
Понятие и признаки права
.
Правовое государство
– это продукт нового времени. Ни древность, ни Средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают, некоторые юристы, идеи его уходят в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И.Канта (1724-1804 гг.), французского просветителя и правоведа Л.Монтескье (1689-1755), других ученых XVIII века. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (Кант называл его государством произвола) 27
должно прийти правовое государство, основной идеей которого была идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми правами. Правовое государство характеризуется господством права, верховенством закона. 1. Господство (верховенство) права. Устанавливая правовые нормы, государство обязано и само соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. 2. Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенством закона. Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им. 3. Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанностью власти правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществляется. (Теория разделения властей, использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом. Для того, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. 4. Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур. 5. Одна из важнейших задач государственной власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека: права на жизнь, права на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливая равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идёт о юридическом равенстве (равноправии) 6. Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе.
Правовое государство
– это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед 28
законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.
2.

Проблемы и пути формирования правового государства в России
Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906-1907 гг., что было связано с начавшимся в эти годы с процессом её перехода к конституционному строю. В 1917 году процессы, происходящие в государственной жизни страны, получили новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его первая Конституция 1918 года закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства. В этих условиях вопрос о правовом государстве, о господстве права, верховенстве закона был неуместен. В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления Советским государством. Лишь в конце 1980-х гг. стало возможным сколько-нибудь серьёзно вести речь о необходимости создания правового государства. 1.В основе этих преобразований – принцип разделения властей, закреплённый впервые у нас в ст. 13 Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 г. Новая Конституция РФ (ст.10) закрепляет это разделение. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ (согласно ст.80 Конст. РФ – он глава государства); Федеральное Собрание – состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (это парламент РФ – представительный и законодательный орган РФ); Правительство РФ и суды РФ. 2.Узловое условие функционирования РФ как демократического правового государства состоит в проведении судебной реформы: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. 3.В правовом государстве человек, его права и свободы – высшая ценность. Крупнейший русский философ Н.Бердяев после октябрьских событий 1917 г. отметил, что идея класса убила в России идею человека . Человек рассматривался как винтик огромной машины – административно- управленческой системы. 4.В качестве одной из важнейших задач, связанных с формирование правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. Приняты 29
законодательные акты: Декларация о государственном суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12 декабря 1993 гола путём всенародного голосования была принята Конституция РФ, которая заложила основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.
3.

Гарантии прав и свобод
(сообщения учащихся
).

II.

Подведение итогов.

Задание на дом
: подобрать материал из периодической печати об обеспечении государством прав человека.
Занятие 13. Права человека в случае совершения им

правонарушения.

Цель:
познакомить учащихся с основными понятиями: «преступление» и «наказание»; а также с правами детей, не достигших 18 лет; формировать умение отстаивать собственную позицию и убеждение в необходимости нести ответственность за содеянное, содействовать ранней профилактике преступлений среди несовершеннолетних. Основные понятия: несовершеннолетний, возраст уголовной ответственности, правонарушение, преступление, ответственность, наказание.
Ход занятия

I.

Мотивационная беседа.
Первая ситуация. В кинотеатре города шёл очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа 16-17 –летних парней и девиц, смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку вина они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно. - Правильно ли вели себя подростки? - Может быть, не надо было вызывать полицию? - Эти подростки совершили правонарушение?
Правонарушение
– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое законом и влекущее наказание. Вторая ситуация. Отец и мать перестали заниматься Максимом, когда ему не было и шести лет. Вскоре умерла бабушка. Мальчик остался один при живых родителях. Научился курить, пить. Начал воровать – сначала по мелочам, потом перешёл к серьезным делам. На одной из краж попался. Следствие, суд, колония… Максим получил уголовное наказание в виде лишения свободы сроком на три года. - Как вы думаете, Почему Максима лишили свободы? - Почему в первом случае подростков не посадили в тюрьму? 30

II. Работа с подготовленным детьми материалом с последующим

обсуждением на тему «Подростковая преступность. Причины.

Последствия».

Ш. Закрепление
Беседа по вопросам: - Как связаны между собой преступность несовершеннолетних и права ребёнка? - Почему некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних до 12-13 лет? - Почему уголовный закон относится к несовершеннолетнему преступнику мягче, чем к взрослым?
Задание на дом
: составить вымышленные ситуации, в которых «герой» не подозревал об уголовной ответственности.
Занятие 14. Положение детей в нашей стране и в мире

Цель:
показать, как менялось положение детей в стране и в мире на разных этапах истории; сформировать чёткое представление о том, что Конвенция о правах ребёнка является международным стандартом ответственного, гуманного отношения к детям. Литература: Конвенция о правах ребёнка. Газетные и журнальные статьи о положении детей.
Ход занятия

I.

Организационный момент. Постановка цели.
Данное занятие посвящается обсуждению случаев негуманного обращения с детьми, чтобы на таких примерах ученики отчётливо увидели, как важна правовая защита детей.
II.

Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя. Массовые и грубые нарушения прав человека являются международными преступлениями. К такого рода преступлениям относится геноцид, дискриминация, расизм, апартеид (объяснить понятия и привести примеры) 2. Работа в группах по проблеме прав детей (по материалам СМИ)
Права, которые защищаются

Права, которые нарушены
Каждой группе предлагаются вырезки из газет с материалами по проблеме прав детей. Необходимо разместить их в графы таблицы. Затем каждая группа представляет у доски свою работу.
III.

Подведение итогов.
31

Занятие 15. Права человека в истории человечества и в

современном мире

Цели:
помочь учащимся получить представление о том, что такое права человека и какими они должны быть на самом деле; развивать навыки аргументации и общения. Форма проведения – деловая игра. Размещение: учащиеся работают в группах по четыре – пять человек. Материалы: набор карточек для решений, лист бумаги формата А3.
Ход занятия

I.

Организационный момент.

II.

Изучение нового материала
1. Игра «Ваша позиция» (игра с карточками для решений). Игра проводится с целью дать возможность учащимся самостоятельно определить сущность основных прав человека и выработать навык составления проекта закона о правах. Сначала не раскрывается термин «права человека». Учащимся предлагается отобрать те положения, которые будут верны при любых обстоятельствах, и составить их перечень. Только после этого вводится термин «права человека» (Выполняя задания игры, учащиеся могут развивать навыки аргументации и общения).
Общие сведения о правах человека, их классификация
. Слова «право» используется в различных контекстах и включает в себя юридические, моральные права человека.
Юридическое право
– это право, записанное в законе, соблюдение норм которого может быть потребовано судами данного государства. Некоторые страны, такие как США, составили Билль о правах. Другие, например независимые страны содружества, записали эти в свои конституции. В Великобритании юридические права не занесены ни в конституцию, ни в билль о правах. Вместо этого принято считать, что человек имеет право что-либо делать до тех пор, пока суд или парламент не примут противоположное решение.
Моральное право
– это право, основанное на принципах морали того или иного общества и зависящее от культурных, а в некоторых случаях и религиозных ценностей. Если моральные права не записаны в законах государства, то они вряд ли могут быть защищены в судебном порядке.
Карточки для решения на тему «Права человека»
К-1. Убивать – это плохо. К 2. Пытать – это плохо. К -3. Плохо держать кого- либо в качестве раба. К -4. По достижении определенного возраста люди могут жениться или выходить замуж по своему желанию. К-5. Людям должно быть 32
разрешено, говорить и писать то, что они хотят. К- 6. Ко всем людям должно быть равное отношение, оно не должно зависеть от пола, внешности или происхождения. К – 7 Людям должно быть разрешено, критиковать правительство. К – 8. Людям должно быть разрешено, разговаривать и встречаться с тем с кем они хотят. К- 8. Человека, обвиняемого в преступлении, должен судить тот, кто не имеет отношения к делу. 1) Каждой группе выдается набор карточек для решения. 2) В группе идёт обсуждение, делают выводы. 3) По одному представителю из группы выступают перед классом, отвечают на поставленные вопросы. Задание. Внимательно прочитайте приведённую информацию; отметьте те её части, где по вашему мнению, говорится о нарушении какого-либо из прав человека. Какие из этих прав потеряли евреи, жившие в Германии в этот период? Информация. Первая мировая война закончилась в 1918 году. В послевоенные годы Германия восстанавливалась медленно. Быстрый рост цен, безработица, пораженческие настроения в обществе. В результате выборов1933 года Адольф Гитлер, лидер нацистской партии, пришёл к власти, обещая улучшить экономику и восстановить гордое имя страны. Он обвинил евреев во всех проблемах государства, и многие люди поверили ему. В 1933 – 1935 гг. нацистским правительством были приняты следующие законы против немецких евреев. Покупайте товары в немецких магазинах Немцам советовалось не покупать товары в еврейских магазинах Не для евреев! Продавцам рекомендовалось не продавать свои товары евреям.
Февраль 1933 год.
Были приняты законы о чрезвычайных ситуациях, чтобы не дать людям возможности «действовать против интересов своей страны». Это позволяло полиции или армии производить обыск в любом доме, а правительство могло пресекать чьи-либо устные или письменные выступления, в которых критиковалось то, что происходило. Была установлена смертная казнь для всех, кого уличали в поджоге, повреждении ЖД путей или в заговоре против правительства.
Март 1933 г.
Евреям было запрещено служить присяжными в суде.
Апрель 1933
. Ни один еврей не мог служить в правительстве, стать полицейским, работать в суде. Ни один еврей не мог работать врачом или дантистом в больнице. 33

Июнь 1933
г. Евреи не допускались в кинотеатры, театры, художественные галереи и спортивные учреждения.
Июль 1933 г
. Было заявлено, что нацистская партия будет единственной партией в Германии. Каждый, кто попытается сформировать другую политическую партию, будет приговорён к сроку до трёх лет тюремного заключения.
Сентябрь 1933.
Человек мог унаследовать земельную собственность, только тогда, когда докажет, что в емье не было еврейской крови с 1800 года.
Март 1935 г
. Введена всеобщая воинская повинность.
Сентябрь 1935.
Запрещены браки и половые акты между евреями и немцами.
Ноябрь 1935.
Евреи были лишены избирательного права. Нацисты последующие десять лет продолжали преследовать евреев. Последующая дискуссия закрепляет у учащихся понимания концепции прав человека. Им предлагается также подумать о том, как эти права могут быть осуществлены.
III.

Подведение итогов.
Идёт обсуждение выявленных в ходе игры позиций каждой группы.
Занятие 16. Международное гуманитарное право.

Цель:
сформировать представление учащихся о сущности международного гуманитарного права (МГП). План. 1. Сущность МГП. 2. Становление и источники МГП. 3. Основные положения МГП. 4. Соблюдение МГП.
Ход занятия

I.

Организационный момент.

II.

Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы. Целесообразно вспомнить о войнах в истории. - Какую цель ставили воюющие стороны? - Каковы последствия войн?
1. Сущность МГП
Потрясённое последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым 34
воинам. Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.
Международное гуманитарное право-
это совокупность правовых норм, основных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий международных конфликтов. МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны. МГП защищает:  лиц, прекративших принимать участие в военных действиях;  лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;  объекты, которые не служат непосредственно военным целям. МГП запрещает: применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения и страдания.
2.

Становление и источники МГМ
12 августа 1949 года представители 48 государств, в Женеве единогласно приняли четыре конвенции о защите жертв войны. - Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция). - Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция). - Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция). - Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция). Женевские конвенции были дополнены двумя протоколами от 8 июня 1977 г.: - Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1). - Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол 2).
3. Основные положения МГП
МГП признает две категории вооруженных конфликтов: а) международные; б) немеждународные. МГП обязывает проявлять милосердие к раненным и больным. Комбатанты - лица, входящие в состав вооруженных сил. 35
Лица, находящиеся под защитой, - раненные, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, интернированные гражданские лица; гражданские лица на территории противника и на оккупированных территориях. «Основные нормы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов». (Сообщения учащихся).
4.Соблюдение МГП
За не соблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях. Государство несёт международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей. «1998 г. Дипломатическая конвенция в Риме. Четыре категории военных преступлений» (Сообщение учащегося).
III.

Подведение итогов.

Занятие 17. Итоговое повторение

Цели:
закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе изучения прав человека; воспитать уважительное отношение к закону.
Ход занятия

I.

Организационный момент.

II.

Выполнение учащимися заданий.

1.

Ответьте на вопросы:
1. Какой смысл имеют понятия «права человека» и «свобода человека»? 2. Что является главной задачей ООН? 3. Каково значение Всеобщей декларации прав человека? 4. Какого соотношение прав человека и обязанностей? 5. Какую роль в защите прав человека играет ООН?
2.

Дать определение понятий:
конвенция, декларация, государство, государство, права человека, презумпция невиновности.
3.

Тест.
1. Свобода человека – это: а) возможность делать что-то, не запрещённое законом; б) возможность делать абсолютно всё; в) отсутствие каких-либо ограничений. 2. Когда была принята французская Декларация прав человека и гражданина: а) 1648 г.; б) 1776 г.; в) 1789 г. 3. Основные положения прав человека в российском законодательстве представлены: 36
а) в Декларации прав человека и гражданина; б) в Меморандуме о правах человека; в) в Конституции РФ. 4. Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека: а) 10 декабря 1946 года; б) 10 декабря 1948 года; в) 10 декабря 11949 года. 5. Какой международный документ имеет характер рекомендаций, не обладает обязательной силой: а) декларация; б) конвенция; в) пакт. 6. Какие международные договоры имеют обязательную силу, для государств, подписавших их: а) декларация; б) конвенция; в) пакт.
4. Творческие задания
. 1. Составьте список прав, которые должны быть гарантированы. 2. Составьте Декларацию прав учащихся вашей школы. 3. Вы создаете новое государство. Соблюдение каких прав человека вы считаете необходимым? Составьте перечень их.
III. Подведение итогов.

Литература
37
1. В.К. Бабаев В.М. Баранов. Теория права и государства. – М.: Юрист, 2005 г.; 2. Е.Ю. Бархатова. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2007 г.; 3. А.В. Ильин. Из истории права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.; 4. Т.В. Кашанина А.В. Кашанин. Основы российского права. – М.: Просвещение, 2011 г.; 5. Кодексы РФ. 6. Конституция РФ. 7. О.Е. Кутафин. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2007 г.; 8. А.В. Малько. Основы государства и права. – М.: Кнорус, 2007 г.; 9. А.Ф.Никитин. Основы права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2007 г.; 10. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 9 класс.– М.: Просвещение, 2005 г.; 11. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.; 12. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся.9 класс – М.: Просвещение, 2002 г. 13. Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Дополнительная литература
1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998 2. Введение в обществознание /Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 1998 3. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учебник для 10-11 кл. Спб., 1999 4. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998 5. Мельникова Э.Б. Толковый юридический словарь школьника: Пособие для 7- 11 кл. М., 2000 6. Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 2009. 38
7. Мы, народ… Конституция Российской Федерации /Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской. М., 2012. 8. Никитин А.Ф. Право и политика. М., 2013. 9. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9 классов общеобразовательной школы /Сост. Н.И. Элиасберг. Спб., 2000. 10.. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. Ангстрем, М.: 2002. 15. Мои права или Конвенция о правах ребенка для детей. Институт Открытого Общества, г. Будапешт, 2004. 16. . Булгакова А.В. Изучаем Всеобщую декларацию прав человека. Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. Харьков: КОНСТАНТА, 2008 39