"Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"

Автор: Щербинина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: р.п. Умет, Тамбовская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
Дата публикации: 20.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников». Автор: Щербинина Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад Населенный пункт: р.п. Умет, Тамбовская область Наименование материала: доклад Тема: «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников» Дата публикации: 20.09.2016
«Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»
. Развитие речи, овладение родным языком – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного образования. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает и задачи развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так
как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития изучали многие исследователи (Э.П Короткова, В.В. Гербова, Е.А Флерина, В.И. Логинова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной речи, более ориентированные на представления фактического материала для детских рассказов; интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало. Проанализировав свою работу с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего – это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный, на мой взгляд, это метод моделирования. Для того чтобы правильно выстроить свою работу, сначала провела диагностику детей по развитию речи по следующим критериям: 1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения. 2. Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе. 3. Умение составлять рассказы из личного опыта. 4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям. В результате проведенной диагностики выяснилось, что у значительной части детей вызвали затруднения соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, кроме использования мотивационной установки, необходимо было использовать разнообразные приемы. Для этого изучала специальную литературу. Особый интерес вызвала статья Л.А. Венгер и А.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка». В ней выдвигается идея, что читаемая ребенку сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть
моделирование
. Оно, по их мнению, начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). И при чтении художественной литературы замещаемые объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники, а иногда и предметы, с которыми они действуют. В начале своей работы обогатила предметно-развивающую среду: альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек; картотеки дидактических игр. На описание игрушек: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто больше узнает и назовет?», «Узнай по описанию», «Узнай, что за зверь?», «Узнай игрушку», «Что у кого?». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое
мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид. На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово», «Что было бы, если…». Такие игры способствовали связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально – подражание речевому образцу. На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме. Это игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм давала схему высказывания, а дети «наполняли» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляли повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями. Эти игры научили детей рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец. Игры-драматизации побуждали детей к монологу и диалогу. Для этого использовала разнообразные театры, такие как: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Красная шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дети были вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развернутые ответы. Благодаря проделанной работе театрализованные игры стали возникать часто по инициативе самих детей. После НОД им хотелось еще раз вернуться в сказку, недостающие персонажи заменялись предметами-заместителями. Игры проводила чаще всего в утренние и вечерние часы, когда детей не так много, в обстановке естественного общения, учитывая наклонности каждого ребенка. В ходе игры ставились цели: развивать у ребенка речевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания. После планомерной работы в блоке совместной деятельности стала использовать схемы-подсказки в НОД по пересказу и рассказыванию. В начале схема была очень подробной. Но затем заметила, что дети стали очень легко справляться с заданиями, поэтому постепенно схемы сокращала, чтобы они могли проектировать свой рассказ. В подготовительной группе задачи по развитию связной речи усложняла: - научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритекстовых связей; - сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта; - в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности; - учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. В этой группе необходимо развивать у детей умение творческого составления историй, сказок, рассказов. Для этого в работе использую картинно-схематический
план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений, рекомендованных Л.А. Венгер. Включала в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогли им стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, искать свои оригинальные решения, высказывания. Очень важно отметить, что дети не просто придумывали, свободно фантазировали, а решали задачи с определенными условиями. В дальнейшем задание усложняла, уменьшила опору на модель, так как ребенку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детальное изображение, чем просто представлять себе что-нибудь. Здесь целесообразно использовать цветные геометрические фигуры. Давать их детям нужно индивидуально и не по одному, а для начала по два-три разного цвета. И уже недостаточно просто называть, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это и что с ним однажды случилось. С использованием схем в НОД можно провести: рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Как аукнется, так и откликнется»; рассказов М. Пришвина «Еж», «Золотой луг»; придумывание сказки «День рождения зайца»; составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес». Благодаря целенаправленной работе в течение двух лет в старшей и подготовительной группах к моменту выхода детей в школу пришла к следующим результатам. С помощью моделирования дети научились: - пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста; - в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета; - сочинять сюжетные рассказы из личного опыта. После своего выпуска воспитанников стала задумываться, можно ли работу со схемами начать с детьми младшего возраста? Работу начала осторожно. Предлагаемые Н.М. Крыловой пальчиковые игры отобразила графически и затем стала использовать их в совместной и самостоятельной деятельности. Для решения поставленных задач обновила перспективные планы по развитию речи для детей младшего возраста, продолжила подборку художественного слова, динамических пауз, загадок для детей этого возраста. Очень важно заинтересовать родителей: провела конференцию «Развитие связной речи детей через использование приема моделирования», мастер-класс «Помогите ребенку овладеть правильным произношением». После каждой НОД по данной теме вывешивала схемы по тексту и сам текст для пополнения домашней копилки. Рассказы детей записывались в альбомы «Наше сотворчество». Малыши рисовали в них свои картинки, и затем родителей знакомила с содержанием за круглым столом, на сайте «Клуб для родителей». Также предлагала родителям просмотр видеозаписей НОД в ОО «Речевое развитие», на которой дети рассказывали сказки по схемам. В работе с детьми продолжала использовать картинно-схематические планы, которые содержали последовательность содержания. В схеме отображалось
детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учились составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. С целью активизации в НОД с детьми младшего возраста использовала игровой персонаж (Мишка, Зайка и др.). С помощью схем дети этого возраста рассказывали сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко»; составляли описательные рассказы: опиши рыбку, птичку и т.д. К концу учебного года дети младшего возраста активно стали отвечать на вопросы по содержанию, организованная деятельность проходила в более живой форме, где каждый ребенок участвовал, и если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из текста, соотнеся их с картинкой. Дети научились сопереживать, оценивать действия и поступки героев, больше половины из них стали с легкостью использовать схемы в НОД по развитию связной речи. Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем по речевому развитию заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, последовательными. В итоговой работе (развлечения, досуги, тематические дни) эффективно и интересно использование презентаций с опорой на картинно-схематический план с детьми старшего дошкольного возраста.