"Основные направления коррекционно-развивающей работы с неговорящими умственно отсталыми детьми в образовательной организации"

Автор: Цевелева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ КЦ ППМС "Семья плюс", центральная ПМПК
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные направления коррекционно-развивающей работы с неговорящими умственно отсталыми детьми в образовательной организации"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Основные направления коррекционно-развивающей работы с неговорящими

умственно отсталыми детьми в образовательной организации

Цевелева Ю.В.,
учитель-логопед ЦПМПК Алтайского края Современная образовательная ситуация предъявляет особые требования к деятельности ПМПК: согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 утверждено новое Положение о ПМПК, в котором в качестве основной цели ее деятельности определена подготовка рекомендаций по оказанию детям с ОВЗ психолого-педагогической помощи и по организации их обучения и воспитания. Разработанные учителем-логопедом ЦПМПК методические материалы отражают основные направления коррекционной работы с неговорящими умственно отсталыми школьниками и могут быть рекомендованы к использованию педагогами, специалистами сопровождения в образовательных организациях. Специфика нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и психического развития. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс активации речевой функции у детей с нарушением интеллекта. В некоторых случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Однако «безречевые» дети по своему составу неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие произносят один монотонный звук, не являющийся средством общения. Некоторые пользуются невербальными средствами коммуникации. Вопрос о возможности развития речи умственно отсталых детей тесным образом связан с вопросом эффективности влияния педагогического воздействия на их речь. Рассмотрим основные направления коррекционной работы с неговорящими умственно отсталыми детьми.
1. Работа по развитию навыков общения строится по следующим направлениям:

Развитие способности

познавать себя
 установление физического контакта (телесного, зрительного, речевого) с окружающим миром через все органы чувств с помощью педагога;  развитие умения определять и выражать свое состояние (хорошее и плохое самочувствие);  развитие индивидуальности через формирование способности переживать различные настроения (печаль, радость, счастье, сочувствие);  развитие способности чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, распознавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими людьми;  развитие умения чувствовать состояние и настроение других людей.
Развитие

умения
Ребенку важно учиться сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами: o сказать, если он умеет говорить; o если ребенок не говорит, педагог должен узнать жесты или другие знаки
Развитие

способнос
 обучение поведению и общению в условиях улицы, умению видеть опасность на дороге, знать значение «зебры», светофора, вести себя в транспорте, попросить о помощи и др.;  формирование умения вести себя соответственно в лечебных учреждениях, заведениях культуры, иметь представление о системе предприятий бытового

Развитие

способнос
o развитие готовности к взаимным отношениям, формирование потребности к взаимодействию (используя при необходимости следующие формы невербальных средств общения: кинетику, проксемику, паралингвистику, визуальное общение); o развитие и совершенствование навыков межличностного общения, умения
Развитие

умения
Следующие советы помогут в решении этой задачи:  Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, действуют на него не меньше, чем целый поток слов.  Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его
Развитие умения воспринимать речь
 развитие умения слушать то, о чем говорят;  выработка умения реагировать на жесты и выполнять простые указания;  формирование умения выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно;  развитие умения выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия; признаки предмета;  выработка умения выполнять указания, в которых есть слова обозначающие местоположение предмета;  развитие и совершенствование умения реагировать на разные грамматические формы. Кроме того, необходимо активно побуждать ребенка к подражанию. Приведем несколько советов, как учить детей подражанию:  Начните с тех звуков и действий, которые ребенок уже умеет производить.  Копируйте ребенка, так как это поможет ему наглядно представить себе модель подражания.  Сопровождайте звуки действиями. Многие дети охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями.  Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение минимум двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы освоить новую идею, ребенку может потребоваться некоторое время. Даже если вы знаете, что ребенок не будет копировать вас, постарайтесь, чтобы он вас слушал, реагировал на ваш голос и учился понимать значения слов, жизненно важных для него. Выбирая слова для подражания, помните, что они должны относиться к предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать в ходе обучения в классе, на прогулках или дома.
Развитие

умения
Соблюдение очередности - главное условие нормального разговора. Даже если ребенок не сможет научиться говорить, способность по очереди с другим человеком жестикулировать, произносить звуки или выполнять общее задание уже явится основой развития его способности взаимодействовать с другими членами общества.
Развитие

умения
Необходимо научить ребенка применению некоторых навыков общения:  Умение требовать  Умение просить о помощи  Умение отказываться
2. Развитие понимания речи
имеет особое значение на протяжении всего обучения, так как понимание опережает становление активной речи, «ведет за собой» ее развитие. Для неговорящих детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих детей не нужно требовать называть свою фамилию, имена и отчества родителей и др. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей и по возможности называть их имена; по просьбе показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в комнате. Таких учащихся нужно побуждать повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы, рассказывать
короткие простые рассказы и работать над пониманием содержания путем ролевых разыгрываний.
3. Работе по развитию фонематического слуха
предшествует формирование умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Далее развитие фонематического слуха проводится на логопедических занятиях в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие.
4.

Коррекция нарушений звукопроизношения
у умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом: На предварительной стадии проводится:  развитие общей, ручной, речевой моторики;  развитие слухового вос- приятия, слухового внимания, слуховой памяти;  развитие зрительно- прост-ранственных функций;  развитие ритма;  развитие речевого дыхания и голоса. Основным содержанием работы на второй стадии является:  развитие артикуляторной моторики;  развитие элементарных форм фонематического ана- лиза и синтеза;  уточнение артикулятор- ного и акустического образа правильно произносимых звуков. В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на третьей стадии решаются задачи постановки, автома- тизации и дифференциации звуков речи.
5.

Лексическая работа
на первом этапе ведется по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным моментом является усвоение слов обобщающего характера, что способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей. Далее обогащение и развитие словаря осуществляется также за счет глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, числительных и др.
6. Значительные нарушения грамматического строя речи
у умственно отсталых детей требуют коррекции по следующим направлениям:  Уточнение лексического значения слова;  Уточнение грамматического значения слова;  Формирование парадигмы словоизмения;  Формирование словообразования;  Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;  Овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, использование их в самостоятельной речи.
7. Связная речь
— наиболее сложная форма речевой деятельности. Выделяются два вида связной речи: диалогическая и монологическая, каждая из которых имеет свои особенности. Диалогическая речь — более простой вид речи, эта речь ситуативная. Монологическая речь — более сложный вид речи, это речь контекстная. Приемами развития диалогической речи являются: беседа и театрализация. Беседа - совместное обсуждение материала с педагогом, во время которого учащиеся осваивают различные способы постановки вопросов. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный фильм, результаты наблюдений, сделанных детьми во время экскурсии. В конце беседы подводится итог. Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театральных представлений) способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом. Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.
В заключение необходимо отметить, что под воздействием специального обучения при осуществлении дифференцированного подхода самостоятельная речь умственно отсталых детей заметно развивается, они начинают использовать ее как средство общения.
Список литературы:
1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. —М.: 2010. 2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. —М.: Школа – Пресс, 1994. 3. Ильина М.Ю. Развитие элементарных навыков коммуникации у детей с выраженными недостатками интеллектуальной деятельности // Логопедия, 2004. № 3(5). С.15-17. 4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью: Из опыта работы. — М., 2002. 5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М:. Изд-во ВЛАДОС, 1998. 6. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями. — М.: Изд-во Академия, 1996. 7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. —М.: Изд-во Академия, 2003. 8.. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. 9. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2002. 10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Основные направления методики работы с детьми имеющими I уровень речевого развития // Логопедия, 2006. № 3(13). С. 54-58. 11. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. — СПб.: Изд-во Союз, 2004.