"Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в учебном процессе"

Автор: Морозова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Тогурская НОШ"
Населённый пункт: село Тогур
Наименование материала: статья
Тема: "Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в учебном процессе"
Дата публикации: 21.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка

в учебном процессе
Ценность детского творчества заключается в том, что, да же не создавая произведений общественно значимых, оно помога ет формированию личности юного автора Л.С. Выготский Развитию школьников, становлению их личности и, следовательно, усвоению знаний в наибольшей мере способствует организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями, предоставление простора инициативе, индивидуальности ученика. Такой деятельностью является написание сочинения (особого способа общего развития учащихся и усвоения ими содержания образования и внешкольного опыта). Методика обучения написанию сочинений в системе Л.В.Занкова отличается от общепринятой в начальной школе. Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение, неразрывно связан с развитием речи школьников во всех ее формах (внутренняя, внешняя: устная, письменная) и функциях (общение, сообщение, воздействие) . Успех уже первых сочинений учеников 2 класса (соответственно 3 и 4) будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждались творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях (1-е условие развития речи - мотивация) . А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики. Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется естественная потребность поделиться своими новыми знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове. Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Это и будет реализацией свойства вариантности методики, т. е. обеспечения активного участия на уроке всех учеников с учетом возможностей каждого. Задача учителя — научить их пользоваться словом, учить речи точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и выразительной (2-е и 3-е условия развития речи – содержательность речи и ее правильность) . Первых два условия (мотивация и содержательность) формируются лишь на межпредметном уровне, тогда как правильность речи – в основном, на уроках русского языка. 1
Такое учение, в процессе которого накапливается некоторый навык устных высказываний, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества. С наибольшей силой внутренне мотивированное будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. В обучении детей связной речи использую материал разных источников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, впечатления от учебной и внешкольной жизни, материал, почерпнутый из: книг, рассказов учителя, изучения репродукций картин, просмотра телепередач, кинофильмов и др.; использование разных типов речи (повествование, описание и рассуждение), жанров (сказка, стихотворение, хокку, басня, поздравление, объявление, синквейн и т.д.), стилей речи (научного, художественного, делового) и т.д. Одним из самых важных источником для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений на основе наблюдений во 2 классе является экскурсия. С этой целью провожу экскурсии : в природу «Заметь прекрасное», «Природа осенью, зимой, весной», по родному городу, в музеи и культурные центры Саратова, в библиотеку, в Троицкий собор, на страусиную ферму, в ботанический сад и т.д. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое. Дети пишут сочинения без непосредственной подготовительной работы на том уроке, который отводится для его написания. Но до написания сочинения после проведенной экскурсии, не допуская большого разрыва во времени между экскурсией и сочинением, в классе провожу обмен впечатлениями об экскурсии с акцентом на выбранное учителем направление обсуждения (его темы). После такого обсуждения на следующем уроке дети будут писать сочинение на основе проведенной экскурсии. Тему сочинения учитель сообщит на уроке. В системе Л.В.Занкова важным является направленность тематики сочинений на осознание школьниками своего социального опыта и содержания начального образования. Формулирование тем ориен тируется на разный уровень обобщения материала и в связи с этим на разную силу проявления эмоционально-оценочных отношений. Выделены две основные группы тем:
репродуктивная и твор

ческая
. (
Репродуктивные
темы, чередуясь с темами творческими, много аспектными, требующими литературно-образного воплощения, выступают упражнениями в специальных навыках (в составлении плана, в строгом отборе конкретного материала, в соблюдении ло гики изложения и т.д.
Творческие
темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, раз - мышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым соз даются условия для раскрытия интеллектуальных и духовных воз можностей детей.). Тему даю таким образом, чтобы у учеников была возможность проявить при напи - сании сочинений свои самые сильные стороны, в одном случае, и способствовать развитию недостаточно развитых – в другом. Для развития индивидуальных 2
возможностей школьников через их литературное творчество считаю особо важны ми такие темы, которые пре доставляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в ка кой-то мере, содержания своего сочинения. К таким можно отнес ти, например, темы «Весна в лесу», «Моя Россия» и др., которые дети раскрывали в жанре сказки, научно-популярной статьи, художественного рас сказа или хокку. 1. «Рядом с деревушкой березовая роща. Стройные рядочки деревьев, сережки на ушах! На велосипеде я к березам еду, чтобы любоваться русской красотой!» (хокку). 2. « Жил-был ветерок. Решил он однажды посмотреть, что за страна такая, в которой он родился, и полетел путешествовать по России…» (сказка) 3. «Страна, в которой я живу, называется Россия. Расположена она на огромном материке Евразия. Часть ее находится в Европе, часть - в Азии. Россия – самая большая страна в мире. Богата землями, лесами, водами, полезными ископаемыми ...» (Научно-популярная статья) Фантазия детей проявляется и в других типах речевой деятельности, в частности в умении дать описание по выбору из предложенных тем. Например, в классе были предложены темы о каникулах, о зиме, о домашних любимцах. Две девочки писали о снежинках. Особое значение придаю формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению, стремясь вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Ведь именно то, как реагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочных суждений, т.е. затронуть не только ум ребенка, но и прежде всего его чувства. Умение анализировать картину и излагать свое мнение устно и письменно формирую на уроках изобразительного искусства и литературного чтения, а также при посещении музея А.Н.Радищева и культурно-выставочного центра «Радуга». В соответствии с программой В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой к анализу картин школьники обращаются с целью сравнения художественных средств, используемых разными видами искусства. При составлении рассказа по картине придерживаюсь выполнения двух условий: 1) понимание учащимися содержание картины; 2) обладание специфи ческими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства. ( о жанрах картин, их композиции, роли цвета, перспективе и т.д. Только обладая всеми этими знаниями, дети смогут самостоятельно проанализировать предложенную им картину, смогут найти без помо щи учителя адекватную словесную форму). Веду в системе сочинений параллельное привлечение и творческих, и репродуктивных тем, постепенно подводя к творческому раскрытию всех типов тем. Движение идет от классных сочинений, написанных без непосредственной подготовки, к классным сочинениям, которые проводятся после предварительного сбора материала (индивидуально или по группам), и, наконец, к домашним сочинениям. Работая над сочинениями по любой теме, добиваюсь, чтобы учащиеся знали, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы: 3
1) соответствие теме; 2) полнота и последовательность изложения; 3) не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой рассказ, т. е. творчество; 4) стилистическая и орфографическая грамотность. Значительную помощь в уяснении учащимися стилей, типов речи, изобразительных средств языка, способов анализа готового и создаваемого текстов, анализе репродукций картин окажут, кроме учебников русского языка Н.В.Нечаевой, А.В.Поляковой, тетради на печатной основе, прилагаемые к учебникам С.Г.Яковлевой, учебники литературного чтения В.Ю.Свиридовой и Н.А.Чураковой, методические рекомендации к данным учебникам, а также тематические пособия: О.А.Ереминой «От макушечки до пят», «Всякому мила родная сторона», Н.А.Чураковой «Волшебный мир картины» и др. Помощь учителя при работе над сочинением преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, возможно, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться текстами, словарями, справочниками, что позволяет ребенку сосредоточиться на работе с текстом. Но вот сочинения написаны. Учитель проверяет их. Стилистические погрешности исправляются прямо по тексту. Орфографические ошибки на не пройденные правила исправляет учитель, а ошибки на изученные правила помечаются для последующей работы над ошибками. После проверки сочинений учителем наступает этап их обсуждения в классе. Учитель дает общую оценку выполненной работы (щадящую, поощрительную). Затем зачитывает 2—3 удачных, по его мнению, сочинения, или отдельные удачные выдержки из ряда сочинений, стараясь охватить обсуждением возможно большее число работ. Дети слушают, участвуют в обсуждении, высказывают свои мнения. Отмечается в первую очередь умение рассказать в сочинении о своем восприятии темы, избегая общеизвестных описаний. При этом условии сочинения отличаются своеобразием. В ситуации не очень удавшихся сочинений не называются персонально авторы, а выписываются на доске 1-2 неудачных предложения, выражения и разбираются, в чем их недостатки. Применяю также такую модель использования ИКТ в учебном процессе как гипермедиасочинение. Это дает возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста совершенно невозможного при работе с бумагой (удаление лишнего, вставка, перестановка фрагментов и т.д.). По желанию ребенка возможно коллективное редактирование его работы, но не затрагивая особенностей его изложения, не меняя стиля речи, сохраняя его видение мира. Наиболее важен здесь сам процесс работы над словом и предложением, поиск, вариативность. Но еще важнее то, что благодаря свойству процессуальности развитие речи идет как непрерывный процесс 4
коллективного познания, в который включаются живая мысль и чувства каждого ученика. Чтение и обсуждение написанных работ преследует, прежде всего цель привить любовь к искусству слова и желание писать.
Изучение развития речевой деятельности
в 1-2 классах Н.В.Нечаева предлагает проводить, используя такой порядок проведения и качественной оценки тех видов самостоятельной речевой деятельности учащихся, начало освоения которых предусмотрено программой второго класса: -составление поздравительной открытки; -составление объявления; -написание сочинения. Значками «+» (плюс), (полуплюс вверх), (полуплюс вниз), «-» (минус) удобно отмечать в таблице степень раскрытия в работе того или иного показателя. Анализ сочинений имеет важное значение не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей. Нет сомнения, что такие критерии качества сочинений, как последовательность, логичность изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Явления, с которыми дети сталкиваются в жизни, в учебе, не оставляют их равнодушными, они как бы пропускаются через призму их внутреннего мира. Сочинения свидетельствуют также о развитии умения наблюдать, проявляющегося в тенденции к умозаключениям на основе подмечаемых свойств. Соответствие теме, последовательность изложения, достаточно правильное построение предложений характеризуют мыслительную деятельность. Вместе с духовным ростом ребенка качественно меняется его устная и письменная речь по содержательности и выразительности, глубине и самостоятельности, больше проявляется индивидуальность автора. Таким образом, сочинения указывают на результаты по всем трем основным показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства каждого ребенка. 5