"Организация взаимодействия ДОУ с родителями посредством проектной деятельности в свете ФГОС ДО".

Автор: Мелекова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 60
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация взаимодействия ДОУ с родителями посредством проектной деятельности в свете ФГОС ДО".
Дата публикации: 23.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г.Ульяновск, старший воспитатель.
Организация взаимодействия ДОУ с родителями

посредством проектной деятельности в свете ФГОС ДО.
Новый тип взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания по ФГОС ДО. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Для ребёнка семья является Миром в его самых главных проявлениях. Для организации взаимодействия с родителями педагогическим коллективом МБДОУ ЦРР – детского сада №60 «Незабудка» были определены цели и задачи:
Цель:
взаимодействие ДОУ и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.
Задачи:
1. Создавать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями 2. Планировать работу с родителями на основе анализа структуры семейного социума и психологического климата 3. Привлекать родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ и управлении 4. Оказывать помощь родителям в воспитательном процессе. Выделили следующие направления взаимодействия с родителями воспитанников: • Оказание помощи семье в воспитании • Вовлечение семьи в образовательный процесс • Культурно-просветительская работа • Создание условий для реализации личности ребенка Результат правильно простроенной и систематической работы: • Успешное развитие воспитанников ДОУ • Реализация творческого потенциала родителей и детей. • Профессиональный рост воспитателей • Комфортное проживание воспитанников ДОУ в дошкольном учреждении Практика показала, что в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию. Основой обеспечения качества данной работы послужило:  взаимодействие всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);  социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.
Педагогами нашего детского сада наработана практика использования поддерживающего и продуктивного взаимодействия с родителями
в рамках

семейного клуба
, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Эти типы взаимодействия помогают решать актуальные проблемы воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых, включают родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Эффективность данной формы работы практически доказана. С одной стороны, родители – участники клуба, могут видеть своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь детям в налаживании контактов; с другой стороны, атмосфера семьи создает у ребенка ощущение принятия его как личности, самоценности его существования, искренней заинтересованности в нем родителей, даёт эмоциональную защищённость и уверенность в себе. Представляем
семейный клуб «Островок безопасности».
Актуальность выбранной проблемы заключается в том, что возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение экологической ситуации, терроризм – все это поставило большинство российских граждан на грань выживания, и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства. В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. Задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы подготовить дошкольника к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Результативность данного процесса будет при условии обязательного партнерства с каждой семьей воспитанников, желательного единства совместных действий. Негативные тенденции и побудили нас обратиться к рассмотрению вопросов формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ЧС через организацию семейного клуба. Формы работы семейного клуба разнообразны. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения выбрал проектный метод. За время работы семейного клуба был подготовлен и апробирован
проект

«Безопасность ребенка».
Участниками были: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников; приглашались представители службы спасения МЧС, пожарной части, ГИБДД, Областной станции переливания крови города Ульяновска. На этапе подготовки к проекту мы определили
цель
: объединить усилия педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасности поведения. В соответствии с данной целью были выделены
задачи
для детей старшего дошкольного возраста:
1. познакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей навыков безопасности жизнедеятельности; 2. дать представление о формах и методах обучения детей дошкольного возраста правильной реакции на неожиданно сложившуюся ситуацию. 3. Убедить в необходимости знать важную информацию о себе (фамилия, имя; домашний адрес, номер телефона); 4. Учить набирать номер службы МЧС, милиции, пожарной и медицинской службы; продолжать знакомить с деятельностью специальных служб, помогающих человеку в ЧС; 5. Формировать у детей и их родителей навыки общения с дежурным службы в экстремальной ситуации; 6. Продолжать знакомить с профессией спасателя и техникой, помогающей в спасении людей; воспитывать уважение к труду спасателей; 7. Систематизировать и углублять знания об охране жизни людей, детей в условиях детского сада и семьи; представления детей о ЧС, возникающих по воле природы (наводнение, ураган, землетрясение); дать знания о безопасности поведения при возникновении ЧС; В статье мы представляем описание
проекта «Безопасность ребёнка»
с использованием различных форм работы. Отметим, в ходе проекта использовались следующие формы: проблемные ситуации, оформление газеты «Советы Спасика», игровые упражнения, познавательные беседы с представителями государственных служб: службы МЧС, пожарной и медицинской службы (станция переливания крови), инспекции по безопасности дорожного движения. Проект проводился в течение года, заседания клуба проходили два раза в месяц. Проект «Безопасность ребёнка» включил четыре мини-проекта.
Безопасность ребёнка

Здоровье

ребенка

Пожарная

безопасность

Безопасность на

дороге

Безопасность

при ЧС
Мини-Проект «Мой организм» Мини-Проект «Клуб пожарных» Мини-Проект «Безопасная дорога» Мини-Проект «Мы – спасатели» Для реализации проектов по безопасности было разработано содержание разнообразных мероприятий с детьми, родителями. При разработке проекта были поставлены перед педагогами следующие задачи:  Убедить участников проекта в том, что с помощью пропаганды знаний о чрезвычайных ситуациях число жертв можно уменьшить;  Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу; иллюстративный материал; атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по ОБЖ;  Продолжать сотрудничество с работниками службы МЧС, пожарной и медицинской службы (станция переливания крови);  Провести анкетирование детей старшего блока, используя вопросник.
С целью реализации
мини-проекта «Мой организм»
были проведены познавательные беседы: «Как стать Неболейкой», «Мой организм» и пр.; продуктивная деятельность – оформление газеты «Советы Спасика», составление стенгазеты «Основа здоровья – ЗОЖ»; игровые упражнения «Окажем помощь больному», «Игровой массаж»; проблемные ситуации «Что будешь делать, если…»; совместные развлечения «Путешествие в страну здоровячков», «День здоровья»; осуществили подбор детской художественной литературы по данной теме (в группе образовалась библиотека литературы для домашнего пользования). Итоговым мероприятием стало проведение праздника «Капелька крови» на базе Областной станции переливания крови города Ульяновска к Дню Донора. Отметим, что при завершении данного проекта у детей и родителей сложилось более осознанное понимание важности сбережения здоровья, соблюдения правил здорового образа жизни.
Мини-проект «Безопасная дорога»
включил в себя следующие темы: знакомство с дорожными знаками, милицейская служба, правила поведения людей на дороге. С целью реализации данного проекта были проведены познавательные беседы: «Улица города», «Зачем нужны дорожные знаки»; продуктивные виды деятельности: рисование «Дорожные знаки», изготовление макетов транспортных средств, макета «Моя улица», конструирование «Улица города»; игровые упражнения «Внимание, дорога», «Учим дорожные знаки»; проблемные ситуации «Для чего нужна милиция и служба «02»?», «Правила перехода через дорогу»; совместные развлечения «Путешествие в страну светофорчика», «Мир дорожных знаков». Итогом стало проведение познавательного мероприятия КВН «Правила для пешехода» с приглашением представителя из ГИБДД. Результаты проекта: у детей повысился уровень знаний и представлений о дорожных знаках, поведении на улице, правилах поведения на дороге, работе службы ГАИ. У всех участников данного проекта сложилось осознанное понимание причин возникновения аварий и правил поведения людей на дороге.
Мини-проект «Клуб пожарных»
затронул следующие темы: пожароопасные предметы, труд пожарных, правила поведения при пожаре. С целью реализации данного проекта были проведены познавательные беседы «В мире опасных предметов», «Если в доме начался пожар», продуктивная деятельность - оформление газеты «Советы Спасика», рисование «Пожар в лесу»; проблемные ситуации: «От чего случается пожар?», «О чем нужно знать, помнить, чтобы не допустить пожара?», «Как можно вызвать пожарную команду по телефону?», развлечение «Приключения маленькой спички». Итоговым мероприятием стало посещение Пожарной части №4 города Ульяновска и экскурсия по музею. Результаты проекта: у детей повысился уровень знаний и представлений о работе пожарных, пожароопасных предметах; сложилось более осознанное понимание причин возникновения пожаров и правил поведения в случае возникновения пожара.

Мини-проект «Мы – спасатели»
затронул следующие темы: знакомство с ЧС, работа службы МЧС (спасателей), действия при ЧС. С целью реализации данного проекта использовались познавательные беседы «ЧС – что это такое», «Правила поведения на воде», «Правила поведения в природе»; проблемные ситуации: «Если ты заблудился в лесу?», «Где лучше переждать грозу?», «Почему лёд бывает опасным?». Итогом стало проведение спортивного мероприятия совместно с представителями службы МЧС «Мы – спасатели». Результатом проекта ««Основы безопасности жизнедеятельности» стало – создание в группе библиотеки детской художественной литературы по данной проблеме для домашнего пользования, создание картотеки проблемных ситуаций «Минутки безопасности», игр по ОБЖ, каталога диафильмов. Предметная среда по ОБЖ пополнилась макетами, игровым, познавательным и иллюстративным материалом. Использование проектной деятельности в работе с родителями показало эффективность данного метода, потому что детский сад для родителей стал более открытым, разрушился барьер между детским садом (воспитателями группы) и семьей. Родители не только увидели, как живут дети, во что играют, чем увлекаются, как с ними общаются и чему их обучают, но и сами приняли активное участие в данном процессе. Родителям в ходе реализации проекта давались рекомендации по проведению дальнейшей работы в условиях семьи, так как родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, поэтому находясь с ребенком на улице или в других опасных непредвиденных ситуациях, они должны сами соблюдать определенные правила безопасности и правильного поведения. Совместно с родителями были подготовлены памятки по проблеме безопасности жизнедеятельности для распространения их родителям других групп детского сада. Диагностика знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности показала, что совместная деятельность с родителями в рамках клуба помогла сделать процесс обучения детей более эффективным и плодотворным. Мониторинг указал на положительную динамику, знания детей стали более уверенные. Проигрывание проблемных игровых ситуаций, сюжетно-ролевые игры показали достаточно уверенные знания детей по таким вопросам как безопасность на дороге, пожарная безопасность, действия при возникновении ЧС, т.е. у детей сформировался алгоритм правильных действий при различных жизненных ситуациях. Перспектива дальнейшей работы по данной проблеме состоит в расширении и углублении нашего проекта, в наиболее тесном сотрудничестве с семьей (обновление форм работы, подбор информационного материала, издание ежемесячного детско-родительского журнала «Азбука безопасности», налаживание тесных контактов с государственными и социальными учреждениями).