"Гимнастика для глаз"

Автор: Гущина Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ивушка"
Населённый пункт: г. Бор, Нижегородская обл., пос.Октябрьский
Наименование материала: Наглядное пособие для проведения офтальмологической гимнастики с детьми дошкольного возраста
Тема: "Гимнастика для глаз"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Наглядное пособие для проведения офтальмологической гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Работу выполнила воспитатель

МБДОУ «Ивушка» Гущина Ю.В.

01/10/15


Гимнастика для глаз для дошкольников
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир. Новорожденный младенец первое время только наблюдает за смешением теней и света. Слабое зрение – результат еще не сформировавшейся сетчатки. Ежедневно малыш получает все больше информации благодаря зрению.
Причины ухудшения зрения
Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Такие полезные для развития ребенка мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение. Парадокс в том, что глаза тренируются ежедневно, то, несмотря на нагрузки, зрение может ухудшаться. Врачи уже давно трубят о том, что так называемая эпидемия заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами.
Польза гимнастики для глаз
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Начинать гимнастику для глаз (элементарные упражнения) необходимо уже в раннем возрасте. Пятиминутное занятие, которое годовалый ребенок воспринимает как игру, надо проводить два-три раза в день. Самое простое – закрывание- открывание век (темно-светло), круговые вращения зрачка (ребенок наблюдает за самолетиком, кружащим перед ним в маминой руке). Когда малыш освоит эти упражнения, можно вводить более сложные. К трем годам ребенок уже готов повторять все, о чем вы его просите. Он с удовольствием гримасничает, артикулирует.
Тренируемся все вместе!

Любой взрослому под силу тренировать зрение малыша дома. К примеру, поиграйте с малышом в считалку. Подходим к окну и считаем все и всех: машины, людей, деток, кошек и собачек. Глазками следим за тем, как они движутся. Можно наблюдать за происходящим одним глазиком, а второй закрыть рукой. Еще один вариант: смотреть в окно через бумажный лист с небольшим отверстием. Во время прогулки полезно поиграть со светом и темнотой. Пусть малыш запомнит все, что его окружает. Затем закройте ему на минутку глазки рукой. Когда он их откроет, пусть расскажет, что за это время изменилось. Покажите ребенку, как бабочка машет крылышками, а потом пусть он повторит эти движения взмахами ресничек, закрывая и открывая глаза. Наблюдение за движущимся предметом – это полезно. Если в центре комнаты расположить корзину и бросать в нее мяч с метрового расстояния, то тренировка для глаз пройдет весело для всех членов семьи. В солнечную погоду лучшим тренажером станет обычное зеркальце, с помощью которого в комнате появится солнечный зайчик. Ребенок с удовольствием будет за ним наблюдать. Не забывайте – упражнения должны быть интересны малышу!
Зрительная гимнастика в ДОУ
Зрительная гимнастика для глаз в ДОУ (детском образовательном учреждении) может проводиться в различных формах:  игровая пятиминутка с разными предметами;  использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные, настенные);  гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями;  опора на схему и зрительные метки;  электронная гимнастика.  Если возникает необходимость, то с ребенком-дошкольником будут заниматься в индивидуальном порядке.
Зрительная гимнастика: ■ проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения; ■ благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма; ■ гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты; ■ гимнастика проводится в течение 2-3 минут; ■ основной прием проведения – наглядный показ действий педагога; ■ для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др. ■ демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей; ■ упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение  Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой.
Условия проведения зрительной гимнастики.
1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. 2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день. 3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Правила проведения зрительной гимнастики:
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: - всегда снимать очки - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их - следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным - сосредоточить все внимание на глазах - после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Вывод.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом в работе с детьми, , которая: - обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; - повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; - укрепляет мышцы век; - снимает переутомление зрительного аппарата; - развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре; - корректирует функциональные дефекты зрения. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и

дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

Сюжетные офтальмологические гимнастики.