"Готовность к сораспятию". (На примере творчества М.А.Волошина).

Автор: Гайкова Нина Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Московский Приборостроительный Техникум РЭУ им. Г.В.Плеханова
Населённый пункт: москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Готовность к сораспятию". (На примере творчества М.А.Волошина).
Дата публикации: 24.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Федеральное Государственное Бюджетное

Образовательное Учреждение

Высшего Образования

«Российский государственный торгово-

экономический университет»

им. Г.В.Плеханова

Московский Приборостроительный

Техникум.

Исследовательская статья

«Готовность к сораспятию».

(На примере творчества М.А.Волошина).







Преподаватель словесности

Гайкова Нина Николаева



Москва 2016


Готовность к сораспятию.

(На примере творчества М.А.Волошина).

Вступление.
Данное исследование, наверное, самое сложное из всех представленных автором, потому что посвящено творчеству одного из самых малопонятных, самых малоизученных поэтов Серебряного века, которого исследователи называли «космическим». Работать с его творчеством возможности, к сожалению, очень мало, в основном - в юбилейные годы, посредством проведения литературной композиции. Идея эта возникла, очевидно, потому, что
М.А.Волошин
– один из моих любимых поэтов. Кроме того, его творчество - углублённо философское – поэтому литературная программа за годы моей практики проводилась даже по таким дисциплинам, как: «Культурология», «М.Х.К.», «Основы философии». (В 2002 году к 125-летию со Дня рождения поэта впервые был написан сценарий – и позже сертифицирован с названием, взятым из стихов самого поэта -
«Пути России

и «преосуществленье человека».
Сценарий в составе конкурсной работы
«Страдание, возводящее к небесам»
получил диплом Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества»). Однажды
Е.А. Евтушенко
сказал о
М.А.Волошине
, что революция сделала из посредственного поэта великого. Думаю, согласиться можно лишь со второй частью утверждения. Но данное исследование – лишь первая часть, посвящённая произведениям, которые отражают Россию на переломе - после октябрьского переворота, что особенно важно в преддверии столетия Октябрьского переворота. (Кроме того, 2017 год юбилейный и для самого поэта). Кроме того, считаю, что творчество
М.А.Волошина
в наибольшей степени отражает духовную суть революции. Поэта тоже, наверное, как и
Н.С.Гумилёва,

О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматову,
можно назвать
«новомучеником»
- потому что он отказался покинуть мятежную Россию, произнеся свои знаменитые слова:
«Когда мать больна, дети остаются с ней»
. Говорить о том, насколько значим такой пример, думаю, незачем. Творчество поэта представлено в неразрывной связи с веком девятнадцатым и другими поэтами Серебряного века. Надеюсь продолжить исследование и обратиться к более ранним произведениям, которые никак не считаю «посредственными» - и не только. Считаю, что творчество великого русского поэта, его полная лишений и гонений со стороны новой власти жизнь заслуживают уважения, преклонения и гораздо большего осмысления. Надеюсь, хоть немного помочь в этом своим исследованием. _________________________________________________

Часть Первая «Суд истории и Суд Божий».

Глава Первая «Духовный кризис России».

Кто ты, Россия? Мираж?

Наважденье?

Была ли ты? есть или нет?

Омут... стремнина...

головокруженье...

Бездна... безумие... бред...
Преисполненный нестерпимой боли крик души! Ведь если ставится под сомнение
«была ли, есть или нет»
сама Россия, то значит, ставится под сомнение
«был ли, есть или нет»
ты сам,
«была ли, есть или

нет»
вся жизнь твоя!
Все неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух...

Мысль замирает пред вещею

тайной

И ужасается дух.
На первый взгляд, эти скорбные раздумья и в то же время – великая любовь к Родине вне времени – потому что времён лёгких для России никогда не было – и не раз стояла она на краю бездны. Но этот крик души вырвался из груди поэта в самом трагическом, окаянном и в старом, и в новом смысле веке двадцатом - после главной русской трагедии 1917 года. Неслучайно истинно русский мыслитель
И.А.Ильин
писал о том, что первая причина любой революции – кризис духовный, религиозный. «Кризис» - значит «суд», «сужу». Кого или что?! Очевидно, вековые нравственные устои. А значит, - страшно вымолвить - брошен вызов Самому Сотворившему мироздание и Даровавшему нам жизнь! И тогда, конечно, сама жизнь наша лишается всякого смысла! Оттого-то и начинается произведение столь ужасными словами, ставящими под сомнение всё сущее, -
«мираж»
и
«наваждение».
А дальше:
«омут»
,
«бездна... безумие... бред...» -
как «логическое продолжение»! И как не сгинуть в этом лишённом света, опоры, разума «пространстве», не быть утянутым в гибельный водоворот?! Однако, за всем, что внешне кажется лишённым смысла, скрывается
«вещая тайна»
- тайна зиждительная! И её надо увидеть – вернее, -
разглядеть, найти, осознать в этой творящейся кругом жути. Иначе, действительно, – смерть, небытие! Перед нами одно из самых известных, самых главных произведений поэта Серебряного века –
М.А.Волошина.
Стихотворение
с
библейским названием -
«Неопалимая Купина»
, что говорит уже само за себя – и беседу о нём мы продолжим несколько позже. Оно будет для нас одним из «столпов».


Глава Вторая «Расплясавшиесяся бесы» и разгулявшиеся

стихии».
А пока обратимся к другим строкам, созданным поэтом в те же окаянные годы, которые тоже невозможно читать без содрогания:
Вся Русь — костер. Неугасимый

пламень

Из края в край, из века в век

Гудит, ревет... И трескается

камень.

И каждый факел — человек.
Название хоть и не библейское, но тоже имеющее глубокий, сакральный смысл -
«Китеж».
Сама легенда хорошо всем известна - и о ней несколько позже. Вообще, надо заметить, что символика произведений
М.А. Волошина
достаточно сложная – сложнее, чем у многих поэтов того же Серебряного века. Только самоцелью, она, естественно, не является: это - проявление свойственной поэту глубокой ассоциативности, о чём писал один из исследователей творчества
М.А.Волошина – Э.С. Менделевич.
Первые строки, как и в предыдущем стихотворении, тоже как будто бы вне времени – ведь сама легенда о невидимом граде Китеже восходит к временам нашествия на Русь диких орд разрушителей - тогда тоже пылала Русь, как
«костёр»
, и много раз после. Но в этом произведении звучит ещё и риторический вопрос:
Не сами ль мы, подобно нашим

предкам,

Пустили пал? А ураган

Раздул его, и тонут в дыме едком

Леса и села огнищан.

«Пустили пал»
и тогда, когда стали раздирать усобицы Древнюю Русь и, забывший о долге, о чести, о вере, пошёл брат войною на брата; и теперь - в годы братоубийственной гражданской войны. Ведь в гражданской войне победителей быть не может - по самой сути её. И не современное поэту слово
«огнищане»
, очевидно, ещё раз подчёркивает, что рушится, уничтожается, попирается веками создаваемое предками нашими, всем народом русским. Мысль о том, кто виноват и за что нам такое попущение, всегда была свойственна настоящей, высокодуховной русской литературе. И, конечно, истинно русский поэт
М.А.Волошин
не отделяет себя от России, неся бремя
вины, ответственности за отступничество от праведной, богоугодной жизни – оттого и говорит
«мы».
Господь всегда попускает трагедию народа по грехам его, когда чаша терпения переполнена – и потому:
Ни Сергиев, ни Оптина,

ни Саров —

Народный не уймут костер:

Они уйдут, спасаясь от пожаров,

На дно серебряных озер.

Так, отданная на поток татарам,

Святая Киевская Русь

Ушла с земли, прикрывшись

Светлояром...
А вот начало ещё одного созданного примерно в те же годы произведения -
«Северо-восток»
:
Расплясались, разгулялись бесы

По России вдоль и поперек.

Рвет и крутит снежные завесы

Выстуженный северо-восток.

Ветер обнаженных плоскогорий,

Ветер тундр, полесий и поморий,

Черный ветер ледяных равнин,

Ветер смут, побоищ и погромов,

Медных зорь, багровых окоемов,

Красных туч и пламенных годин.
Само название, в отличие от предыдущих, не «претендует» на глубину и сакральность, однако, начиная с самой первой строки, открывает поэт истинную суть происходящей в России трагедии. Если в предыдущем произведении всё разрушается огнём, то здесь
ветром
- неслучайно слово это повторяется много раз. Только суть оттого не меняет - разрушение, уничтожение, гибель повсюду! (В нескольких книгах писателя поколения
А.П. Чехова
-
С.А.Нилуса
написано пророчество, читать которое страшно даже днём, находясь среди людей. В летний день в безлюдном месте крестьянин спустился к реке напоить коня – и вдруг увидел на ветвях ракиты полчище бесов – и было их столько, что всё дерево было облеплено – и ветви гнулись под тяжестью. А из бесовских уст раздавалось:
«Наше время – наша воля»
. И вот жуткое пророчество сбывается - бесы
«расплясались и разгулялись»
). Кстати, примерно в те же годы у другого поэта Серебряного века -
М.И.Цветаевой
символом разрушения тоже становится ветер:
Ветер, ветер, выметающий,

Заметающий следы!

Красной птицей залетающий

В белокаменные лбы.
Произведение
М.И.Цветаевой
несколько об ином и несколько иного настроя, но образ ветра в целом несёт очень похожую смысловую нагрузку - беспрерывно дующий ветер тоже становится символом разгулявшейся в России «нечисти». Ветер, благодаря которому когда-то Королевич Елисей нашёл свою невесту, ветер, который призывали для того, «чтобы мельницы мололи», теперь становится
«висельником»,
да и ещё и распутником,
«голову теряющим от юбчонки кружевной»
И потому всё кругом им
«выстужено».
(Неслучайно образ холода, мороза даже в некоторых словах запечатлелся с глубоко отрицательным значением: «мерзавец», «мразь» и др.). А почему, совершенно очевидно, что
«выстужены»
утратившие любовь и веру сердца!

«Выстужен»
возгордившийся ум, вдруг решивший противопоставить науку вере христианской, позабыв, что именно и только в лоне Христианства фундаментальная наука и стала возможной. (Об этом писали многие не утратившие здравый смысл и веру великие русские люди, например священник и врач Лука Войно - Ясенецкий). Вот и дует по всей России
«ветер смут, побоищ и погромов»
и становится
«чёрным»

- несущим
гибель. И идёт по всей многострадальной,
«выстуженной»
земле нашей
«пурпуровое поветрие»
.
«Пурпуровое»
- от крови, очевидно! От крови же
«медными»
становятся зори,
«багровыми»
окоёмы и
«красными»
тучи. (Сочетание красного с чёрным тоже, видимо, говорит само за себя). Ветер не только всё
«выстудил»
, но и погибельный «огонь» раздул. И
«годины»
стали
«огненными»,
оттого что теперь
«вся Русь - костёр»
. И огонь, и ветер - все стихии разбушевались, «восстали» против человека, неся ему смерть и разрушения. А причина трагедии, как уже говорилось, -
«разгулявшиеся» бесы» по небрежению
нашему! Ещё в начале века, до Первой Мировой войны, написано было пророчество
«Шествие разрушителя»
. Автор –
Н.Н.Рышковский
стал свидетелем того, как сатана посылает легионы бесов на Россию – и вот страшное пророчество сбывается! А виноваты мы небрежением своим!
Глава Третья «Заслуженная кара» за отступничество»
К стихотворению
М.И.Цветаевой
мы обратились лишь для большей полноты образа разрушающей стихии – ведь в её произведениях гораздо в большей мере звучит обречённость – а жизненная «позиция»
М.А.Волошина
истинно христианская – и притом, - выстраданная. Для него совершенно ясно, что бесов одолеть можно – но только молитвой и искупительной жертвой за грехи наши. И при всей внешней сложности мысль эта очевидна, и даже ничем не завуалирована. А теперь вновь обратимся к произведениям нашего великого поэта – великого нашего соотечественника. И в
«Северо-востоке»,
и
«Китеже»
перед читателем «проходит» вся истории нашей многострадальной Родины:
В этом ветре вся судьба России -

Страшная безумная судьба.

В этом ветре гнет веков

свинцовых:

Русь Малют, Иванов, Годуновых,

Хищников, опричников,

стрельцов,

Свежевателей живого мяса,

Чертогона, вихря, свистопляса:

Быль царей и явь большевиков.

Что менялось? Знаки и

возглавья.

Тот же ураган на всех путях:

В комиссарах - дурь

самодержавья,

Взрывы революции в царях.


(«Северо-восток»)

Усобицы кромсали Русь ножами.

Скупые дети Калиты

Неправдами, насильем,

грабежами

Ее сбирали лоскуты.

В тиши ночей, звездяных и

морозных,

Как лютый крестовик-паук,

Москва пряла при Темных и при

Грозных

Свой тесный, безысходный круг.

(«Китеж»)
В годину лихолетья обращение к историческим событиям прошлого всегда было свойственно мыслящему человеку – а уж после событий, перевернувших с ног на голову весь жизненный уклад России, всю систему ценностей, - особенно. К временам освобождения Москвы от поляков и нашествия Наполеона - и не только - обращается
М.И.Цветаева
в знаменитом цикле
«Москве»;
позже трагедия Стрелецкой казни отразится в
«Реквиеме» А.А.Ахматовой
- и примеров таких немало. Почему? Очевидно, потому, что действительно вершится суд над всей русской историей и, как уже говорилось, свершается,
«заслуженная кара»
за отступничество. (Цитата принадлежит великому
Ф.И.Тютчеву
– и вообще многие мысли о России
М.А.Волошина
во многом созвучны мыслям его великого предшественника, но об этом не сейчас). Обращения к трагическим событиям это
– «обострённая

ассоциативность»
, свойственная любому мыслящему и не утратившему совесть человеку, о чём было сказано несколько ранее. Правда, нельзя не заметить, что в двух приведённых примерах историческое осмысление довольно своеобразное, словно всех и всё обвиняющее – и Москву, которая всё же
«Третий Рим»,
и Царскую власть как таковую. Только Помазанья на Царство никто не отменял - и власть Православного Царя - основа миропорядка, независимо от самой личности. Об этом и русские патриархи говорили – и многие русские писатели вослед. Но истинная вера, жертвенная любовь, верность – ценности для
М.А.Волошина
непреложные. Вывод этот по прочтению любого произведения, созданного
М.А.Волошиным
в годы революционных потрясений, напрашивается сам собою.
Глава Четвёртая «Воплотившийся в немцах антихрист»
А теперь обратимся к следующим строкам стихотворения
«Китеж»,
читая которые невозможно умолчать об очень болезненном для России - особенно в те окаянные годы:

Антихрист-Петр распаренную

глыбу

Собрал, стянул и раскачал,

Остриг, обрил и, вздернувши на

дыбу,

Наукам книжным обучал.

Империя, оставив нору кротью,

Высиживалась из яиц

Под жаркой коронованною

плотью

Своих пяти императриц.

И стала Русь немецкой, чинной,

мерзкой.

Штыков сияньем озарен,

В смеси кровей Голшинской

с Вюртембергской

Отстаивался русский трон.
Совершенно очевидно, что неприятие всего немецкого связано прежде всего с Первой Мировой войной, но не только – всё намного «глубже». Восходит оно, конечно, и к проведенным Петром Первым реформам, порою очень жестокими; и, наверное, к отмене Патриаршества, обернувшейся для русского народа столь страшной трагедией. (У автора эта мысль развита в исследовании
«Россия, «чающая движения воды»
). Во всяком случае, такое мировоззрение было очень близко славянофилам, что уже само по себе не может не вызывать доверия, несмотря на ряд спорных вопросов. Но сейчас речь о трагических годах века двадцатого. Конечно, мне мировоззрение монархическое, присущее, например,
Н.С.Гумилёву
или
С.С.Бехтееву
, их духовное осмысление бранной славы ближе, чем отношение ко всему этому создателя
«Китежа»
и
«Северо-востока»
. Однако
М.А.Волошин
– тоже один из моих любимых поэтов именно за его истинно христианскую, жертвенную любовь к России. Ведь, несмотря на столь трагическое изображение всего с Россией на протяжение веков происходящего, воспринимает себя истинно русский поэт не иначе, как в неразрывной связи со своей Родиной, вместе с которой готов идти на крест. (В отличие от многих утративших стыд современных писателей). И финалы всех приведённых в исследовании произведений - яркое тому свидетельство. К мысли этой мы вновь и вновь невольно возвращаемся, оттого что пронизывает она всё творчество поэта, уж по крайней мере послереволюционное.
Глава Пятая «Пламя «в недрах» России».
А ещё, прежде, чем подойти к финалам всех приведённых здесь произведений, хотелось бы всё-таки обратить внимание на эти, далеко не однозначные, слова из стихотворения
«Китеж»:

Но от огня не отрекусь!

Я сам — огонь. Мятеж в моей

природе,

Но цепь и грань нужны ему.

Не в первый раз, мечтая о

свободе,


Мы строим новую тюрьму.

Да, вне Москвы — вне нашей

душной плоти,

Вне воли медного Петра —

Нам нет дорог: нас водит

на болоте

Огней бесовская игра.

Святая Русь покрыта Русью

грешной,

И нет в тот град путей,

Куда зовет призывный и

нездешний

Подводный благовест церквей.
Рискну всё же предположить, что, говоря о мятеже и огне, поэт имеет в виду не только и даже, наверное, не столько себя и своего лирического героя, сколько всю нашу историю – и в этом «лоне, в этом «контексте»» пытается осмыслить духовную суть происходящего. Ведь
М.А.Волошин
, как уже говорилось, не мыслит себя в отрыве от России и всего с ней происходящего. И чтобы было яснее, сопоставим мысли и образы стихотворения
«Китеж»
с мыслями последней части великого труда
«Смысл жизни»

князя Е.Н.Трубецкого: «Россия стала

добычей пламени, которое разгорелось в её же собственных недрах»
. Отчего
«разгорелось»
, понятно. А вот отчего же
«таилось»
?! Оттого, очевидно, что никакая революция на пустом месте не возникает – и, как не раз уже говорилось, большинство людей утратило духовно-нравственное начало. (Этой мыли довольно много внимания уделяется в вышеуказанном исследовании
«Россия, «чающая

движения воды»)
. Думаю, всё сказанное слишком очевидно любому, хоть немного знающему родную историю. И потому горит – горит по всей России, по всей Руси, которую не один век называли Святой, раздуваемое ураганом адово пламя! (Князь-философ писал также о
«таящихся»
в недрах
«силах ада»
). А далее у
Е.Н.Трубецкого
речь идёт о том, что до поры – до времени
«пламя» -
вернее,
-

«силы ада»
сдерживаются законами и нормами морали. Видимо, поэтому и упоминает
М.А.Волошин
обе столицы как символ хоть какой-то власти, до поры - до времени сдерживающей хаос, противостоящей беззаконию. Именно -
«до поры»
. А после обе столицы первыми станут цитаделью
«разгулявшихся бесов».
А потому естественно, что трагедия и Петербурга, и Москвы после октябрьского переворота будет одной из главных тем многих произведений - и не только
М.А.Волошина
. Отражение трагедия разорённой переворотом Москвы в стихах
М.И.Цветаевой
и превращённого в Ленинград Петербурга в произведениях
А.А.Ахматовой или О.Э.

Мандельштама,
наверное, многим хорошо известно. (Это – отдельная и очень большая тема, которая может увести в сторону от основной). Только у
М.А.Волошина
обе столицы становятся, скорее, образами
Апокалипсиса
– символами падения царств земных. Да и вообще, образы
Последней Книги

Писания
всегда были присущи русской литературе, особенно в
«расплавление годы»
- времена исполнения пророчеств.

«Когда эти сдержки слабеют, огонь поглощает созревшее для погибели»

-
пишет далее
Е.Н.Трубецкой
. Что же
«созрело для погибели»?
Об этом, скажем, добравшись до финала.


Глава Шестая «Наказание ради вразумления».
А пока ещё раз обратимся к словам
Е.Н.Трубецкого.
Судя по всему
«сдержки»
начали
«слабеть»
уже после отмены Патриаршества (См. опять же исследование «
Россия, «чающая движения воды»
); а окончательно
«ослабли»
после отречения Последнего Царя. (У другого писателя Серебряного века в произведении с названием не просто «говорящим», а «кричащим» -
«Окаянные дни»
мысль о трагедии России без Царя выражена безо всяких иносказаний:
«народ теперь, как

скотина без пастуха. Всё перегадит и себя искалечит»
. И очень важно, что говорит об этом не мудрствующий лукаво простой русский мужик. И ещё не менее важно, что создаёт этот образ
И.А.Бунин
- не самый яркий пример истинно христианской нравственности - только как истинно русский писатель, да и просто русский человек понимающий, что Россия без Царя летит в пропасть. Кстати, ему же принадлежит мысль о том, что изнанка России «прогнила» и не осталось места, где
«мог бы приклонить голову Христос»
. А значит, падение пропасть неизбежно). Сам же
М.А.Волошин,
хоть и произносит отнюдь не лестные слова о русском троне в неоднократно упоминаемых
«Китеже»
или
«Северо-

востоке»,
в стихотворении
«Святая Русь»
сокрушается о том, что Россия
«царёвой быть не захотела».
А потому,
«поддавшись лихому уговору» «врага»,
из
«Святой Руси»
-
«желанной невесты»
превратилась в
«поруганную и нищую»
, в
«рабу

последнего раба».

Быть Царевой ты не захотела —

Уж такое подвернулось дело:

Враг шептал: развей да расточи,

Ты отдай казну свою богатым,

Власть — холопам, силу —

супостатам,

Смердам — честь, изменникам —

ключи.

Поддалась лихому подговору,

Отдалась разбойнику и вору,

Подожгла посады и хлеба,

Разорила древнее жилище,

И пошла поруганной и нищей,

И рабой последнего раба.
Да и как может быть иначе, если разрушен единственно возможный для России, подчеркнутые слова).

Православие. Самодержавие. Народность!!!
Как ни относись к это знаменитой «триаде», но иное для Руси неприемлемо – иначе мы оказываемся во власти
«разгулявшихся бесов»!
И вот он - страшный, глубоко трагический «итог» всего обезумевшими людьми сотворённого:
Святая Русь покрыта Русью

грешной,

И нет в тот град путей,

Куда зовет призывный и

нездешний

Подводный благовест церквей.

(«Китеж»)

«Нет путей»
по грехам нашим - и только молитвой, покаянием, искупительной жертвой можно их вновь обрести. Вернее, путь этот один! Мысль, к которой невозможно каждый раз не возвращаться!

А вот строки, которые, наверное, можно назвать
апогеем
искупительной жертвы за предательство:
О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и

бичи,

Германцев с запада, Монгол с

востока,

Отдай нас в рабство вновь и

навсегда,

Чтоб искупить смиренно и

глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

(Стих. «Мир»).
Жутко, страшно, нестерпимо больно! Крик отчаяния! Невольно вспоминаются все мерзости
«заблудившегося рода

человеческого перед потопом»
(цитата взята из романа
«Братья

Карамазовы»
и произносится устами
Старца Зосимы
); и Содом, превращённый в море, в названии которого уже слышно дыхание смерти. Одним слово, - переполненная Чаша Терпения Божьего! Но все же, по словам упоминаемого ранее
Э.С.Менделевича
, творчеству
М.А.Волошина
более свойственна традиция христианская, чем ветхозаветная. А значит…
Бей в лицо и режь нам грудь

ножами,

Жги войной, усобьем, мятежами -

Сотни лет навстречу всем ветрам

Мы идем по ледяным пустыням -

Не дойдем и в снежной вьюге

сгинем

Иль найдем поруганный наш

храм, -

Нам ли весить замысел

Господний?

Всё поймем, всё вынесем, любя, -

Жгучий ветр полярной

преисподней,

Божий Бич! приветствую тебя.
Это – финал стихотворения
«Северо-восток».
Вроде бы похожее мироощущение – только здесь поэт словно «указывает» выход – выход единственный, выход совершенно очевидный – вернуть поруганные святыни, вернуть святость души, растоптанную
«разгулявшимися бесами»
! Иначе - погибель! (К образу
«пустынь»
мы ещё обратимся в финале, иначе, не получится общей картины) И становится тогда совершенно ясным, совершенно очевидным, что всё происходящее не только наказание, но и вразумление! Для того и нужен
«Божий бич»
! Это – столь свойственное русской литературе «самобичевание». И, конечно, образ Апокалипсиса, о чём
уже упоминалось ранее! И, наверное, с той же целью «вразумления» обращается поэт в годы лихолетья к главной легенде всей Святой Руси – к образу
Китежа
. Этим он говорит своим с пути сбившимся соотечественникам: Святость души, Святость Руси
«разгулявшимися

бесами»
не уничтожена окончательно, а, как
Китеж – Град, «ушла на дно»
, чтобы явиться в Конце Времён. Ведь только потому,
что «на дне души

гудит подводный Китеж»
мы ещё живы и остаёмся людьми!
Глава Седьмая «Истинной Свободы без Бога не бывает».
И вот перед нами финал произведения о сокрытой на дне Светлояра Святости:
Они пройдут — расплавленные

годы

Народных бурь и мятежей:

Вчерашний раб, усталый от

свободы,

Возропщет, требуя цепей.

Построит вновь казармы и

остроги,

Воздвигнет сломанный престол,

А сам уйдет молчать в свои

берлоги,

Работать на полях, как вол.

И, отрезвясь от крови и угара,

Цареву радуясь бичу,

От угольев погасшего пожара

Затеплит ярую свечу.

Молитесь же, терпите же,

примите ж

На плечи крест, на выю трон.

На дне души гудит подводный

Китеж —

Наш неосуществимый сон!
Вроде бы всё очевидно и подтверждает главную мысль - особенно последние - выделенные строки. Но думаю, есть необходимость «устранить» некоторые неясности, связанные с «господством» в школьные годы нашего поколения «монстра», именуемым соцреализмом, искажавшим саму духовную суть русской литературы, и «метастазы» которого в одночасье не уничтожить. Неважно, что об изучении творчества поэтов Серебряного века тогда и помышлять никто не смел - дело в некоторых стереотипах, порождённых искажённым пониманием
свободы
, независимо от конкретного произведения. И вот теперь, читая эти строки, самое время ещё раз задуматься о жизненно важном, а не отвлечённо философском понятии –
«Свобода»
. О понятии, определяющем мировоззрение, жизненное кредо любого человека. Ведь при поверхностном прочтении может показаться, что русский народ в принципе, по самой сути своей не способен ни на что, кроме как быть послушным рабом, сидеть молча в своей
«берлоге»
и работать,
«как вол»
. Сравнение, надо сказать, отнюдь не лестное. И в самом деле, неужели кто-то может
«требовать

цепей»,
восстанавливать остроги и
«радоваться бичу»,
пусть и
«царёву»,
а не большевистского террора или иноземных захватчиков,
например?! И почему русский человек -
«раб»
, которому жизненно необходимы
«цепи»
?! И как в таком случае поэт вообще относится к русскому народу?! Но ведь
М.А.Волошин
, как известно, отказался покинуть мятежную Россию и говорил о ней как о матери. И призывал
молиться и

терпеть
. чего ради?! Я бы, возможно, и не стала акцентировать на всём этом внимание, если бы искажённое, перевёрнутое с ног на голову понимание
свободы
не стало столь распространённым даже среди имеющих некий жизненный опыт, не говоря уже о юных. И не только в десятилетия навязываемого безбожия, но и теперь, спустя четверть века после Возрождения Церкви – «Второго Крещения Руси», как его часто называют.
«Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными» -
эту мысль
Священного Писания
цитирует
Н.В.Гоголь,
говоря о лирике русских поэтов в хорошо известной ныне предсмертной переписке с друзьями. Этим он ещё и ещё раз напоминает всем, что
без Бога, без Высшего Нравственного

Начала свободы быть не может
- она просто превращается в химеру! Именно это и произошло с нами в окаянном двадцатом веке. А «результатом» безбожного понимания свободы и стали
«разгулявшиеся бесы»,
потому что
быть можно или с Богом,

или с дьяволом – третьего не дано!
И стали утратившие веру люди
«рабами»
своих собственных страстей,
«рабами»
врага рода человеческого, при этом считая себя
«свободными»
. (Позже эту мысль разовьёт во всемирно известном романе
М.А.Булгаков
). А значит,
«уставшие от свободы»
, на самом деле
«устанут»
от воцарившегося беззакония, от воинствующего безбожия, от
«разгулявшихся

бесов».
И
«отстраивая», «воздвигая сломанное»
, возвратятся люди к законному миропорядку, к Богом установленной иерархии, желая быть рабами Божьими, а не рабами разгулявшихся низменных страстей. Они
«отрезвятся» -
потому что, только затуманив свой ум, только отдавшись во власть бесам, можно было посягнуть на вековые духовно-нравственные устои, которыми Россия во все века держалась.
«Отрезвятся»
от этого бесовского наваждения – и вспомнят, наконец, что все эти революционный
«бред»
изначально чужд России! (О привнесении революционных идей с Запада написано немало и почитаемыми русскими святителями, и философами – это и обсуждать незачем. Хотелось бы ещё только обратить внимание на очевидное: неотделимое от революционных потрясений слово «смута» однокоренное «мути». Значит, получается – «пребывать с мутью». Неслучайно ещё
Святой Серафим Саровский
говорил, что декабристы станут
«народ мутить»
. А устроившие «смуту» в октябре 1917 года – их «достойные продолжатели»). И, конечно, ещё стоит особое внимание обратить на то, что народ
«воздвигнет сломанный престол».
На первый взгляд, - восстановит царскую власть. Да только ли о царском
«престоле»
речь?! Ведь слово это отнюдь не однозначно.
Престол Храма, Престол Божий!
А значит, истинно русский поэт, жертвенной любовью Россию любивший, получивший от
Господа дар пророчества, говорит о возрождении поруганной веры,
«поруганного храма»
!!! Как, впрочем, и в другом, приведённом ранее произведении, и многих – многих других! (Наверное, восстановление святынь в последнюю четверть века можно в какой - то мере назвать сбывшимся пророчеством и
М.А.Волошина
, и многих великих русских людей, которым на долю выпали,
«расплавленные

годы, «годины огненные».
А «в какой-то мере» потому, что «восстановиться» должен, как говорил почитаемый всеми
Патриарх

Алексий Второй
, «храм души» - а это куда сложнее строительства тысяч церквей). И, приближаясь к финалу произведения, нельзя не вспомнить, что, изначально выражая отнюдь не благосклонное отношение к
«русскому

трону
», в финале призывает поэт
«принять
н
а плечи крест, на выю трон».
Чтобы не были
«без Царя голова, без Креста душа»
, как напишет поэт и композитор
В.Г.Волоков
уже во второй половине века двадцатого. И апогеем покаяния,
«отрезвления от крови и угара»
станет
«затеплившаяся

свеча»
как символ вынесенной к Создателю русской соборной молитвы!
Глава Восьмая «Тайный свет» России» или «Дивен Бог во

Святых Его»
И теперь, наконец, настало время снова обратиться к произведению с библейским названием, с которого начато исследование, -
«Неопалимая

купина».
Стихотворение написано не на библейский сюжет о явлении Господа Пророку Моисею и не о почитаемой на Руси Богородичной иконе Матери Божией. Оно о самой России, её предназначении, о сокрытой в ней
«вещей тайне»
! Хотя все произведения, к которым мы обращались в исследовании, воплощают любовь к России, веру в её возрождение, высшее её предназначение, всё же
«Неопалимая купина»
- самый яркий тому пример.
Каждый,

коснувшийся дерзкой

рукою —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой; ужален

Москвою,

Падает Наполеон.

Помню квадратные спины и

плечи

Грузных германских солдат...

Год — и в Германии русское вече:

Красные флаги кипят.

Кто там? Французы? Не суйся,

товарищ,

В русскую водоверть!

Не прикасайся до наших

пожарищ!

Прикосновение — смерть.

Вот она – вся история наша! О сопоставлении эпох сказано немало – и повторяться незачем. Самое главное, о чём говорит поэт, – это особый русский путь, о котором писали и славянофилы. И то, что только благодаря единственно верному, неотделимому от Православия пути, Россия жива - и никакой враг не сможет её уничтожить! (Когда-то именно с него начиналась экспозиция в знаменитом
«Доме поэта»
в Коктебеле. Думается, неслучайно). И вот – финал произведения и, наверное, самый главный «вывод» всего сказанного поэтом о России:
Реки вздувают безмерные воды,

Стонет в равнинах метель.

Бродит в точиле, качает народы

Русский разымчивый хмель.

Мы — зараженные совестью:

в каждом

Стеньке — святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и

жаждам,

Тою же волей томим.

Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!
В отличие от
«Китежа»
или
«Мира»,
здесь нет «обвинительных нот» - а «звучит» нечто похожее на старинные канты. Чем держится, как говорил Святой Благоверный Князь Александр Невский, Земля Русская?! Тем, конечно, что русский народ
«заражён совестью»,
несмотря на очень неприглядное порою внешнее проявление. Ещё
Ф.М.Достоевский,
а после и многие русские мыслители, как, например, упоминаемый ранее
И.А.Ильин,
писали о живущей в русском человеке
«жажде праведности»
, при которой он
«православен и свят»
при внешней греховности. Этим русский народ и отличается от европейцев, которые не способны
«понять и заметить»
, что
«сквозит и

тайно светит»
в земле Русской. (Цитаты принадлежат
Ф.И.Тютчеву
). Продолжает эту мысль, а, вернее, также «ощущает» свою Родину, свой народ и
М.А.Волошин
, если для него «
в каждом Стеньке — святой Серафим».
Именно этому всеми любимому и почитаемому ещё до официального прославления
Святому
посвятил
М.А.Волошин
целую поэму «
Святой

Серафим»,
о которой до недавнего времени в России почти никто не знал.
Серафим и мертвый не покинул

Этих мест, проплавленных

молитвой,

И, великое имея дерзновенье

Перед Господом, заступником

остался

За святую Русь, за грешную

Россию.
(Наверное, следует отметить, что и здесь присутствует образ очищающего пламени,
«горящей к небу молитвы»
, как писал тот же
кн. Е.Н.Трубецкой
в знаменитых
«Трёх очерках о русской иконе»
). Думаю, нет необходимости доказывать, что финалы обоих произведений говорят об одном и том же – о Сокрытой Святости Земли Русской! (Русь всегда славилась и славится Святыми Угодниками – и то, что выбор поэта пал именно на
Преподобного Серафима Саровского
, вряд ли имеет принципиальное значение, хотя на молитву
Святого Старца М.А.Волошин
несколько ранее
написал ещё одно стихотворение -
«В эту ночь я буду лампадой».
Через образ
Преподобного Серафима Саровского
показана Святость Всей Земли Русской!).
Глава Девятая «Поиск «Поруганного Храма»
Но возвратимся к библейскому названию стихотворения. Конечно, сам хорошо известный всем «сюжет» о том, как Святой Пророк Моисей получает от Господа десять заповедей, имеет определённое значение. Не раз упоминаемый
Э.С.Менделевич
писал, что поэт сравнивает Россию с ковчегом, в котором хранятся скрижали Завета. Поспорить с этим сложно. Только, конечно, «явлен» в произведении и
Образ Богородицы

Неопалимая Купина.
Даже в иконографии есть изображение, на котором в пламени несгораемого куста виден Образ Матери Божией. А сам образ этот известен на Руси с четырнадцатого века. В предании говорится, как горела вся деревня – огонь перекидывался с одной избы на другую. И вот около одной избы стояла женщина с Богородичной иконой
Неопалимая Купина
- и бушевавшее пламя избу не тронуло! (Невольно вспоминается лето 2010 года с его «адовым пламенем». Видимо, веры той женщины, стоящей у избы с иконой, у нас уже не было. Оскудела). Россия, Святая Русь – Удел Пресвятой Богородицы – и сколько чудотворных икон Ея было народу нашему явлено! «Явлены» они и в русской боговдохновенной русской литературе – и в поэзии
М.А.Волошина,
конечно! Но это - разговор отдельный. А пока, вновь обратимся к финалу произведения:
Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!


«Горит, не сгорая»!
И никакие
«расплясавшиеся бесы»
её не уничтожат, но придётся много страдать, жертвовать молиться,
«ходить по пустыням»
чтобы бесов одолеть. (Вспомним, что и в стихотворении
«Северо-восток»
народ русский идёт
«по ледяным

пустыням» -
неважно, что не по «песчаным, как народ израильский». Идёт, чтобы
«найти поруганный свой

храм».
Иначе – гибель, отдание в рабство
«разгулявшимся бесам».
А ещё то, что известный русский композитор поколения Серебряного века
И.Ф.

Стравинский
своим сочинением на библейский сюжет
«Плач Иеремии»
словно говорит русским людям: «Мы сами во всём виноваты – виноваты тем, что как много веков назад израильтяне, отреклись от Бога - и потому теперь в «вавилонском плену»). И только слепцу, только безумцу может прийти в голову оспаривать Библейские Истины! И то, что Русь наша вечна!
Глава Десятая «Вечная Святая Русь»
И вот, приближаясь к финалу первой части, хотелось бы ещё раз обратить внимание на достаточно сложную, многогранную символику произведений
М.А.Волошина
, служащую не отвлечённому «эстетизму», о чём писал
Э.С.Менделевич
, а отражению духовного начала, сакральности самой России и всего в
«окаянные годы»
с Россией происходящего. Итак, в самом начале исследования речь шла об образе огня, отражённом в стихотворение
«Китеж»,
как о разбушевавшейся стихии. И, если там
«неугасимый пламень»
, скорее всего, - образ адова пламени по грехам людским, то читая
«Неопалимую купину»
, вспоминаешь невольно и о том, что
Бог – огнь ядящий!
И, видимо, пришла пора ещё раз обратиться к словам
кн. Е.Н.Трубецкого
о том что
«огонь поглощает

созревшее для погибели»
и что
«вечно живое остаётся».
Рискну высказать то, что, наверное, с высоты лет уже очевидно – только не с бесстрастно исторической, а духовно-нравственной точки зрения. Итак, стихотворение
«Неопалимая купина»
создано во время интервенции. А потому оставим ненадолго само произведение - и вспомним о том, в каком духовном «состоянии» пребывала Россия в начале двадцатого века и в годы создания упоминаемых в исследовании произведений
М.А.Волошина
. (Только речь, конечно, не о самом поэте, во времена смуты и братоубийственной войны выстрадавшего истинно христианскую жизненную позицию). Стоит ли ещё раз повторять ныне очевидное: никто из европейцев не ставил цель спасения России от большевистского террора, - и сильная Русская Православная Монархия для всей Европы была «как кость в горле»?! (Никто из европейских «родственников по крови», не попытался спасти Царскую Семью, Елизавету
Федоровну и детей К.Р. от уничтожения). А чего на самом деле хотели генералы-предатели, вынудившие Царя отречься от Престола?! Они же по сути «подписали смертный приговор» всей России!
«Кругом только трусость, обман и измена»
! А временное правительство – «временщики», у которых душа за Россию не болела! А попрание настоящей русской, православной семьи! (Достаточно внимательно прочитать, например,
«Митину любовь»
или
«Натали»

И.А.Бунина
, не говоря уже о
«Солнечном ударе»).
И упоминаемые ранее возгордившиеся, противопоставившие науку вере учёные - безбожники! И,
н
аконец, многочисленные секты, увлечение спиритизмом - этакое «заигрывание» с бесами! (Почти в самом начале исследования в связи с образами произведения
«Северо-восток»
упоминалось жуткое пророчество, написанное
С.А.Нилусом
. Хотелось бы обратить внимание на то, что свидетелем становится простой, верующий, богобоязненный крестьянин, а не возгордившийся учёный или «представитель» т.н. «богемы», решивший, что заповеди для «черни», а ему всё можно. Забыли, видимо,
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
, уж не говоря ни о чём другом). И, конечно, отсутствие Патриаршества, как корень зла, о чём тоже не раз уже говорилось. И оскудение веры настолько, что солдат на Причастие строем ведут! (
А.И. Солженицын
говорил о том, что революция потому и «победила», что многие напрочь утратили понятие Святой Руси). Вот и посылает Господь для вразумления разбушевавшуюся огненную стихию, чтобы
«сгорело смертное»
- вся мерзость человеческого бытия, богоотступничество - и
«выплавился»
духовно обновлённый человек. Неслучайно и в одном из созданных в эти годы стихотворений, –
«Заклинание» (От усобиц)
говорит поэт о том, что
«Праведная Русь… в безумных плавится молитвах»
. Оттого и
«горит»
Россия,
«не сгорая»! И с этой верой в Сотворившего

Весь Миропорядок, в Высшее Предназначение России, в Святость Души

Народной жили и творили лучшие люди русские, идя вместе с Родиной

на Крест!
(Это далеко не всё, что хотелось бы сказать о творчестве отказавшегося покинуть мятежную Родину, истинно русского поэта, Надеюсь, продолжение последует. Тем более, в преддверии «трагического» юбилея).

Литература

1. М.А.Волошин Сборник произведений.

2. Э.С.Менделевич «Пойми простой урок моей земли» - стр. 7, 10, 19, 25, 46-

48,158

3. Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века».

4. Программы цикла «Библейский сюжет», посвящённая М.А. Волошину, -

«Божий бич».

5. А.А. Ахматова «Реквием».

6. О.Э.Мандельштам Сборник произведений.

7. М.И.Цветаева Сборник «Лебединый стан».

8. Серия «Великие художники» - И.С.Глазунов.

9. Серия «100 великих художников» - П.Д.Корин.
10.
Собственная сертифицированная методическая разработка «Пути

России и «преосуществленье человека»