"Электронные образовательные ресурсы нового поколения как современный педагогический инструмент для формирования нового образовательного пространства"

Автор: Ильин Альберт Геннадиевич
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ д. Малонакаряково
Населённый пункт: д. Малонакаряково МР Мишкинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Электронные образовательные ресурсы нового поколения как современный педагогический инструмент для формирования нового образовательного пространства"
Дата публикации: 25.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Малонакаряково

муниципального района Мишкинский район

Республики Башкортостан
«
Электронные образовательные ресурсы нового поколения как

современный педагогический инструмент для формирования нового

образовательного пространства
»
Опубликовал:
учитель МБОУ СОШ д. Малонакаряково Ильин Альберт Геннадиевич

МАЛОНАКАРЯКОВО 2016
1. Оглавление 2. Введение 3. Основная часть  Использование современных информационных технологий в образовательном процессе для раскрытия интеллектуального потенциала ребёнка.  Электронные образовательные ресурсы нового поколения как современный педагогический инструмент для формирования нового образовательного пространства 4. Литература

Применение современных средств и педагогических технологий в

учебно-воспитательной системе образовательной организации, в том

числе электронных ресурсов нового поколения

.

Введение.
Сегодня трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. К современным образовательным технологиям относят:  Технологию дистанционного обучения;  Развивающее обучение;  Проблемное обучение;  Систему инновационной оценки «портфолио»;  Разноуровневое обучение;  Здоровьесберегающие технологии;  Коллективную систему обучения;  Информационно-коммуникативные технологии;  Технологию решения изобретательских задач;  Обучение в сотрудничестве;  Технологию использования в обучении игровых методов;  Технологию модульного и блочно-модульного обучения;  Технологию «Дебаты»;  Технологию развития критического мышления;  Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения. В этом докладе остановимся на оном из них: Информационно-коммуникативные технологии
Использование современных информационных технологий в

образовательном процессе для раскрытия интеллектуального

потенциала ребёнка
Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ. В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
Основная задача педагога, в процессе информатизации образования, сводится к поддержанию и направлению процесса развития личности учащихся, их творческого поиска, организации совместной работы. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ поискового и исследовательского характера. Информатизация образования – это широкое внедрение в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс по любому предмету. Это возможность доступа учащихся к практически неограниченному объёму информации, её аналитической обработке, усиление интеллектуальных возможностей, создание условий для развития его познавательной деятельности. Привлекательность компьютера ещё не обеспечивает устойчивого интереса к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Необходимо постоянно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала и в совершенствовании методики преподавания. Работая с разнообразными сайтами, ребята могут «путешествовать» по странам мира, по границам водосборных бассейнов, заглянуть в глубины Мирового океана. Моделирование с помощью компьютера всевозможных ситуаций создаёт неограниченные возможности для нравственного воспитания, одного из важнейших аспектов гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, например, через решение проблем по выяснению причин и устранению смоделированных загрязнений окружающей среды мусорными отходами, кислотных дождей, разливов нефти в море. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Многие изучаемые географические объекты, такие, как горы и равнины, моря и океаны, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны учениками непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: картины, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у школьников образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый
материал. Большое внимание необходимо уделить тому, какой вклад вносят учащиеся в создание презентаций. Эту работу можно превратить в творческий процесс с элементами проектной деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках при подготовке к урокам. Одним из средств, повышающих эффективность урока, внеклассного мероприятия, является интерактивная доска. Интерактивная доска – поверхность, на которую проецируется экран монитора. Она является чувствительной и позволяет использовать «маркер», чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, подключённого к ней. Использование интерактивной доски позволяет повысить заинтересованность учащихся и улучшить запоминание учебного материала. Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядной подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков географии. Работая с интерактивной доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Применение интерактивной доски имеет ряд преимуществ: 1. Интерактивные доски помогают учителю использовать средства обучения легко и непринуждённо, находясь в постоянном контакте с классом. 2. Интерактивные доски позволяют проецировать изображения на экран с целью показа динамических моделей, видеоматериалов, презентационных и графических материалов. 3. Интерактивные доски дают возможность использовать специальный маркер для управления компьютером, как удалённой компьютерной мышью, на поверхности доски. 4. Использование интерактивной доски в школе обеспечивает учителю процесс импровизации на уроке, можно быстро вносить комментарии поверх подготовленных материалов, видеосюжетов, компьютерных приложений и обучающих программ. 5. Интерактивные доски дают возможность сохранять и печатать созданные записи и просматривать их впоследствии на компьютере. 6. Интерактивные доски позволяют использовать специальные программные продукты и видеосюжеты для демонстрации различных виртуальных моделей объектов и процессов . В образовательном процессе имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках интерактивных карт. Во время работы с интерактивной картой ученики воспринимают информацию одновременно и зрительно, и на слух. Опыт применения интерактивных карт в учебном
процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий. Важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты. Например, информационный блок к физической карте мира содержит сведения о крупнейших формах рельефа, морях, реках, озёрах, природных комплексах. Функция рисования расширяет область применения электронных карт на уроке. Появляется возможность выделить объект, на который следует обратить внимание, добавить на карту информацию. Возможность наносить на карту подписей облегчает процедуру организации проверочных работ и диктантов. Конечно, все мероприятия перепоручить компьютеру нецелесообразно, учитель сам может выстроить урок, внеклассное мероприятие, организацию учебного проекта и использовать различные методические приёмы. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь им быть более результативными. Можно выделить главные плюсы компьютеризации в образовании: 1. Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения. 2. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. 3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию частично или практически ограничен. 4. Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося. 5. Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие- то иные качества. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Благодаря применению компьютерным технологиям, учитываются индивидуальные темпы
усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
Электронные образовательные ресурсы нового поколения как

современный педагогический инструмент для формирования нового

образовательного пространства
В преддверии введения Федерального государственного образовательного стандарта основной школы становится актуальным вопрос о применении новых информационно- коммуникационных технологий.
Общая характеристика ЭОР
В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
Наша задача

заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить

своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

ЭОР (ЦОР)

- специальным образом сформированные блоки разнообразных

информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном

(образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и

функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ).
Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения: 
ЕК ЦОР –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Среди
ЭОР
, размещенных на сайте school-collection.edu 
ФЦИОР- федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
Среди
ЭОР
, размещенных на сайте fcior.edu 
ЕОДОР

единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Среди
ЭОР
, размещенных на сайте window.edu 
Электронные учебники (различные диски по предметам).
Отметим, что коллекция ФЦИОР (федеральный центр информационных образовательных ресурсов) создавалась для основной и старшей школы.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения

предоставляет большие возможности и перспективы для

самостоятельной

творческой и исследовательской деятельности учащихся

Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий
, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования". ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения: 1. 1. Мультимедийность. Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения. 1. 2. Интерактивность. Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы. Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся. 1. 3. Доступность. Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время. Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
1. 4. Универсальность. Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс». openclass. ru/ node/234008
Литература: 1. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения//Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10. 2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с. 3. Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3. 4. Роберт И.В. Информатизация образования (педагогико- эргономический аспект). // М.: РАО, – 2002. 5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.