"Актуальность гендерного воспитания детей дошкольного возраста"

Автор: Рябцева Александра Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад общеразвивающего вида №153"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Актуальность гендерного воспитания детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 25.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рябцева А.В.

«Актуальность гендерного воспитания детей дошкольного возраста»
Рябцева Александра Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №153 г.о. Самара Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда. В современном обществе, система дошкольного образования сталкивается с серьёзными проблемами по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Сегодня нет резких границ между мужским и женским стилем поведения, бытовыми обязанностями, профессиями, поэтому родители и мы воспитатели – в растерянности. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Наблюдая за поведением девочек можно отметить, что многим из них не хватает нежности, скромности, терпения, стремления к мирному разрешению конфликтов. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, в их действиях прослеживается отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. И в результате большинство женщин ради карьеры жертвуют семьей, мужчина же в семье перестает быть лидером и свои обязанности перекладывает на жену. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию - это мамы, бабушки, а в детском саду женщины-воспитатели. В результате, к сожалению, для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. По причине того, что у женщин другой тип мозга и другой тип мышления по мнению ученых, женщины правильно воспитывать мальчиков не могут Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. Они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они тратят большее количество времени для того, чтобы сформулировать свои ответы. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Первоочередной задачей педагога должен быть дифференцированный подхода к девочкам и мальчикам при общении с ними, и при организации среды. При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают информацию на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Для девочек крайне важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, конструировать что-то и т. п. Каждый результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет ребенку гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Мальчикам физиологически нужно в два раза больше пространства для игр. Они более склонны к исследованию, любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию. Игра помогает им развиваться физически, учит регулировать свою силу, помогает разрядить скопившуюся энергию. Чтобы игры не носили агрессивный характер нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков создавая необходимые условия. Для игр же девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Чаще всего в играх девочки осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество атрибутики. У девочек лучше развита мелкая моторика, поэтому им больше требуется мелких игрушек, деталей, атрибутов к играм. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга. Важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин! По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Если в ситуацию не вмешаться, убеждены исследователи, в будущем просто некому будет строить семьи и рожать детей. Ведь, несмотря на то, что ежегодно «наверх» подаются сведения о количестве мальчиков и девочек, эти данные в учебно- воспитательном процессе практически не задействуются, и ведется практически «бесполое» воспитание. Список литературы 1. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с. 2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с. 3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
4. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с. 5. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с. 6. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с. 7. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176