"Формирование исследовательских умений у младших школьников".

Автор: Масюк Валентина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"НГО
Населённый пункт: Приморский край г. Находка
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование исследовательских умений у младших школьников".
Дата публикации: 25.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование исследовательских умений у младших

школьников.

Масюк Валентина Петровна
Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» НГО г.Находка E-mail:vmasyuk1948@mail В данной статье описывается, что приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. И одним из средств раскрытия и развития способностей ребёнка на мой взгляд, является исследовательская деятельность. Также описаны виды и структура исследовательской деятельности в общеобразовательной организации. Ключевые слова: исследования, творчество, самостоятельность.
Исследовать — значит видеть то, что

видели все, и

думать так,

как не думал никто.
Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной
задачей
современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность младших школьников
- это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Таким образом, а
ктуальность проблемы развития учебно-

исследовательских умений
младших школьников обусловлена следующими положениями:  направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;  формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать еще в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребенка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для ее реализации.  именно в младшем возрасте легче всего включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечет за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Цель
учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие
задачи:
 Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.  Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.  Обучать грамотно, оформлять научную работу, использовать ИКТ.  Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Ведущие методы:
 игровой,  проблемный,  эвристический,  исследовательский. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Ожидаемые результаты:
Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:
 усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин: o видеть проблемы, o выдвигать гипотезы, o давать определение понятиям, o классифицировать, o наблюдать, o проводить эксперименты, o делать выводы и умозаключения, o добывать информацию, o проводить самостоятельное исследование, o делать сравнения, o давать оценку, o доказывать правильность точки зрения, o составлять внутренний план умственных действий;  применения полученных умений в реализации собственных интересов;  развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;  личностное развитие обучающихся.
Виды исследовательской деятельности
в общеобразовательной организации:
1
. Учебно-исследовательская деятельность
— творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания. 2
. Исследовательская проектная деятельность
, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда. Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. Занятия включают в себя создание учениками продуктов деятельности когнитивного, креативного, организационно- деятельностного типов. 3.
Научно-исследовательская деятельность
— такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. 4.
Исследовательская практика
— деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Задачами исследовательской практики являются: организация исследовательской деятельности учащихся в среде, нацеленной на удовлетворение образовательной, культурной, социальной потребностей личности; социальная адаптация личности средствами исследовательской деятельности; приобретение практических умений исследовательской культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; приобретение навыков формирования индивидуальных исследовательских моделей поведения, преодоления
проблем, требующих исследовательского подхода, умения применять теоретические знания в конкретной исследовательской ситуации.
Структура исследования:

Проблема исследования
состоит в том, что теоретически не обоснованы и практически не выявлены учебно-исследовательские умения, критерии и уровни их сформированности, а также адекватные организационно- педагогические условия их формирования у младших школьников.
Цель исследования
: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования исследовательских умений младших школьников.
Объект исследования
: учебно-исследовательская деятельность младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия процесса формирования исследовательских умений младших школьников на специально организованных учебных занятиях.
Задачи исследования
: 1.Выявить теоретические аспекты формирования умений учебной исследовательской деятельности: раскрыть эволюцию дидактических представлений об исследовательской деятельности; проанализировать сущность понятий «учебная исследовательская деятельность», «учебные исследовательские умения»; раскрыть содержание и структуру учебно- исследовательской деятельности учащихся младших классов. 2.Разработать систему исследовательских умений младших школьников; установить критерии и уровни их сформированности у учащихся начальных классов, а также педагогические условия их развития. 3. Разработать технологию формирования исследовательских умений младших школьников с учетом педагогических условий организации
учебно- исследовательской деятельности, осуществить экспериментальную проверку её эффективности.
Гипотеза исследования
: Процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности; 2) реализована позиция педагога- организатора учебного исследования и его деятельность, направленная на создание творческой образовательной среды для развития исследовательских умений; 3) разработана и реализована на специальных учебных занятиях технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно- коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернет, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап
соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; - формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Второй этап
– второй класс начальной школы – ориентирован: - на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; - на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; - на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;
Третий этап
соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно- исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини- исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение
исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Поэтапное включение обучающихся начального уровня общего образования в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, что в результате ведет к формированию у обучающихся очень важной ключевой компетентности — исследовательской. Под исследовательской компетентностью понимается интегральная характеристика личности учащегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений. Данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования. Для оценивания уровня сформированности исследовательских умений учащихся необходимо наличие определенных критериев: 1. Практическая готовность учащегося - это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений. 2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности 3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности. 4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:

Исходный уровень
. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе. 
Начальный уровень.
Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или с участием взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы. 
Продуктивный уровень
обладает следующими характеристиками: наличествуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к
решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности. 
Креативный уровень
можно определить следующим образом: очевиден постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Результатом работы
над исследованиями являются успешные выступления на школьной конференции, позже - победы на городской конференции «Шаги в науку». Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях. Заключение: Автор статьи знакомит читателя с видами исследовательской деятельности в начальной школе. Также подробно описывает структуру исследования: проблема, цель, задачи, объект, гипотеза. Именно поэтапное включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребёнка, что в результате ведёт к формированию у него важной ключевой компетентности- исследовательской. Необходимо подчеркнуть, что понимание процесса обучения в современных условиях не требует отказа от уже имеющейся совокупности методов, приёмов, подходов и технологий, но требует их совершенствования.

Список используемой литературы.
1. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с. 2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности .- Омск. Гос. Ун-т, 2004. 3. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г. 4. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г. 5. Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 450–452. 6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.
.