"Значение утренней гимнастики"

Автор: Сычева Лариса Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Атамановский детский сад"
Населённый пункт: с. Атаманово
Наименование материала: статья
Тема: "Значение утренней гимнастики"
Дата публикации: 26.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Значение утренней гимнастики В дошкольном возрасте по мере совершенствования ходьбы, бега, лазания ребенок все больше соприкасается с окружающим миром. В этот период наиболее важную роль в воспитании его играет правильный режим дня, разумное чередование различных видов деятельности и отдыха ребенка в течении суток. Большое место в режиме дня ребенка в возрасте от 2 до 7 лет должно занимать выполнение физических упражнений в форме утренней гимнастики, подвижных игр, прогулок. Ежедневная утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Выполняя утром сразу после сна несложный комплекс упражнений, ребенок получает заряд бодрости на целый день. Утренняя гимнастика преследует следующие цели - вывести организм из сонного, вялого состояния, создать хорошее настроение. С зарядки начинается день, и зачастую от того, насколько четко и организованно она прошла, зависит поведение ребенка в течение всего дня. Проводить утреннюю зарядку с детьми ежедневно перед завтраком в одно и то же время. Продолжительность ее 6 - 8 минут. Зимой в комнате, где вы делаете зарядку, обязательно открывайте форточку, в теплое время зарядку лучше проводить на свежем воздухе. Для того, чтобы зарядка прочно вошла в жизнь вашего ребенка, делайте ее вместе с ним. Он будет чувствовать себя повзрослевшим, «совсем как мама или папа», и с чувством ответственности относиться к этому мероприятию. При систематических занятиях утренней гимнастики происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и нельзя ожидать хорошего здоровья, если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких. Во время выполнения упражнений не забывайте следить за положением головы, плеч и главное, позвоночника. Ребенок должен держать прямо, расправив плечи, раскованно, свободно двигать руками и ногами. Учтите, что упражнения следует делать не хаотично, а с определенной последовательность, начинать нужно от простых и двигаться к более трудным. Не стоит начинать с тяжелых упражнений, можно навредить сердечно сосудистой системе, которая попросту после сна еще не успела войти в свой привычный ритм. Для начала просто потянитесь и сделайте несколько глубоких вдохов. Проводя утреннюю гимнастику, стройте ее в виде игрового сюжета, который через 2-3 дня меняйте, чтобы дети не потеряли к ней интерес. Примерный комплекс утренней гимнастики для 3- 4 летних детей: 1. «Аист ходит по болоту» Ходьба, высоко поднимая колени, по залу в течении 1-2,5 минуты. Следите, чтобы во время выполнения этого упражнения ребенок держал спину прямо. 2. «Покажем, какие мы сильные». И.п.: стоя, ноги на ширине стопы параллельно, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки, смотреть прямо.
1- руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз; 2- выпрямиться, руки на пояс, хорошо прогнуться (вдох). Повторить 4-5 раз. 3. «Курочка клюет зернышко» Присесть и постучать пальчиком о пол, произнося при этом «ко- ко –ко»- выдох, встать и выпрямиться- вдох. Повторить 3-5 раз. 4. Дыхательные упражнения «Заводные машинки» Примерный комплекс утренней гимнастики для 5- 6 летних детей: 1. «Окошечко» И. п. – ноги на шире плеч. Переплести пальцы рук в «замок», поднять их вверх над головой- посмотреть в «окошечко»-вдох, опустить руки, размыкая пальцев, вниз - выдох. Повторить 3-5 раз. 2. «Лягушонок». Присесть, разводя колени в стороны, пальцы рук слегка касаются пола впереди туловища, спина прямая. Произнести «ква-ква- ква»- выдох, встать-вдох. Повторить 3-5 раз. 3. «Самолет качает крыльями». Развести руки в стороны, ноги слегка расставить. Делать наклоны туловища вправо в лево. Повторить 3-5 раз. 4. Дыхательные упражнения «Малый маятник» Примерный комплекс утренней гимнастики для 6 -7 летних детей: 1. «Насос». Ноги расставить на ширину плеч, руки на затылке. Наклонить корпус вправо, одновременно правой рукой коснуться ноги ниже колена- выдох. То же влево. Повторить 4-6 раз. 2. «Вырастем повыше». Поднять руки вперед- вверх, встать на носки и потянуться повыше- вдох, опустить руки через стороны вниз- выдох. Повторить 4-6 раз. 3. Прыжки на месте. Повторить 10-12 раз, затем перейти на спокойную ходьбу в течении 20-25 секунд. 4. Дыхательные упражнения И.п. 1- правая рука вперед; 2- левая вперед(вдох); 3- правая вверх; 4 –левая вверх (выдох). Обратное движение в том же порядке. Повторить 4-5 раз, меняя темп.