Классный час на тему "Конституция – основной закон государства"

Автор: Шибанова Анна Сергеевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Дзержинская НШДС"
Населённый пункт: Иркутский район поселок Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час на тему "Конституция – основной закон государства"
Дата публикации: 26.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тематическое планирование на III четверть 2015-2016 учебного года
Общечеловеческая ценность Февраль 2 – я неделя 3 – я неделя 4 – я неделя Земля « Отечество
День защитника Отечества Цель:
воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции Семья Труд Знания «Основной закон государства» (беседа, игра)
Цель:
воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции Культура Посещение Краеведческого музея г. Иркутска Мир «Книжкина больница». (КТД)
Цель:
сформировать бережное отношение к книгам «Страна, в которой я живу» (беседа)
Цель
: сформировать знания, Человек «Вместе весело шагать» (игра).
Цель:
сплочение детского коллектива Общечелове
Март

ческая ценность 1 – я неделя 2 – я неделя 3 – я неделя 4 – я неделя Земля Районная акция «Неделя защиты животных» КТД
Цель:
воспитание любви и сострадания к животным. Отечество Конкурс плакатов «Я люблю тебя, Россия!» КТД
Цель:
сформировать знания, привить любовь к малой Родине. Семья Конкурс «Мама, папа, я- спортивная семья» Игра
Цель:
формирование детского и родительского коллектива Труд Выставка детского творчества «Веселые пчелки» КТД
Цель:
формирование навыков работы в коллективе Знания «Об уголовной ответственности за ложные сообщения об
угрозах террористических актов» Беседа
Цель:
Профилактическая беседа по вопросам гражданского и социального поведения. Культура Праздник Мам
Цель:
привить ценность русских традиций, уважение. Мир «Земля – наш общий дом» КТД
Цель:
сформировать знания, привить любовь к Родине. Человек Тематический классный час «Общечеловеческие ценности» КТД.
Цель:
сформировать общечеловеческие ценности
Технологическая карта классного часа на тему «Конституция – основной закон государства»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Тема:
Конституция – основной закон государства

Форма проведения:
Классный час
Для кого проводится:
учащиеся 4 класса (11-12 лет)
Место проведения:
классная комната ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП Этот этап диагностики включает психолого-педагогическую обусловленность данного воспитательного дела. Для её обоснования проводилась специальная диагностическая работа с целью выявления уровня знаний о Конституции, как основном законе государства, учащимися четвертого класса, умений и навыков гражданско-партиотического поведения, элементарных знаний прав и свобод граждан. В этой связи использовались следующие методы и методики психолого-педагогического исследования: 1. Наблюдения за учащимися в процессе учебной и внеучебной деятельности (уроки, перемены, прогулки, экскурсии и др.) 2. Анкетирование четвероклассников по вопросам: - Хотите ли вы больше узнать о нашей Родине, о России? - Как называют людей, живущих в России? - Какие символы государства вы знаете? - Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? - Кто является президентом в России в настоящее время? - Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? - Какие права человека вы знаете? 3. Диагностическая беседа. Детям объясняется, что классный час пройдет в форме беседы с элементами игры. 4. Обобщение независимых характеристик школьников (педагоги, родители, дети). Выводы по результатам диагностики. Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: у детей отмечается достаточно высокий уровень элементарных знаний о государстве и Конституции (68% учащихся), частичные знания сформированы у 25% учащихся, у меньшинства (7%) отмечается незнание сведений о своей стране.
Сензитивность учащихся начальных классов к усвоению знаний о Конституции обусловила необходимость проведения специальной воспитательной работы в данном направлении, одной из форм которой является проведение классного часа по теме «Конституция – основной закон государства». ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ На основании данных диагностики и учитывая специфику выбранного воспитательного дела, были поставлены следующие задачи. Образовательные задачи: познакомить учащихся с Конституцией России; объяснить основные обществоведческие понятия; формирование гражданской идентичности обучающихся начальной школы; дальнейшее формирование правовой культуры учащихся; развитие навыков применения знаний, полученных ранее и умений работы в группе; расширение знаний учащихся об основных правах и обязанностях граждан России. Воспитательные задачи: воспитание чувства гордости за свою страну; развивать познавательный интерес к своей Родине; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; воспитывать патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою страну. Развивающие задачи: развитие познавательного интереса к истории России; расширение кругозора. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Деятельность педагога: - подборка методических материалов для определения содержания воспитательного занятия; - составление конспекта-сценария мероприятия; - проведение предварительного анкетирования учащихся на предмет наличия у них элементарных знаний и представлений о государстве и Конституции; - подготовка оборудования и технологических средств для проведения классного часа; - подготовка презентации и необходимой литературы для проведения мероприятия. Деятельность детей:
- помогают в оформлении класса, подготовке необходимых реквизитов для игры. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 1. Мультимедийное оборудование. 2. Рисунки герба, флага России. 3. Иллюстрации для проведения игры. 4. Флажки для украшения класса. 5. Аудиозапись гимна России. Компьютерная презентация «Конституция – Основной закон государства» содержит материал для проведения классного часа по этой теме. Презентация предназначена для обучающихся 4 классов. Она даёт возможность представить серьёзный материал в доступной форме. Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить лучшую осознанность и осмысленность по той информации, которую учитель хочет донести до школьников. Компьютерная презентация выступает как наглядный метод обучения, который в сочетании со словесными методами выступает и как средство обучения. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА Ход классного часа
Учитель:
Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем. – Как называется наша Родина?
Учащиеся:
Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель:
Как называют людей, живущих в России?
Учащиеся:
Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель:
Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся:
Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)
Учитель:
Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся:
Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3).
Учитель:
Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Давайте сейчас послушаем гимн России (включает аудиозапись). – Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4) – А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся:
Конституция – это основной закон государства.
Учитель:
Верно. (слайд 5) – В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)
Учитель:
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7) – Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8, 9)
– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10) – Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. – В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
«Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». – Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 11) – Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации: – «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 12) – И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство. Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель:
«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 13) – Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14) – Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». (слайд 15) – Кто является президентом в России в настоящее время? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель:
Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)
Учитель:
Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)
Учитель:
Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? Заслушиваются ответы детей.
Учитель:
Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)
Учитель:
Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)
Учитель:
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России? Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель:
Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)
Права и свободы граждан

Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги Право на свободное передвижение Свобода совести, свобода вероисповеданий Свобода мысли и слова Право избирать и быть избранным Право на труд Право на отдых Право на получение социальной помощи Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Право на образование Право на получение юридической помощи Свобода информации Свобода творчества

Учитель:
Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей- беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка! Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же! Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 24) Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
Игра «Да! Нет!»
А теперь, ребята, давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Учитель:
- А теперь давайте вспомним сказки и попробуем применить к ним Конституцию. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено. 1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц».) 2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.) 3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.) 4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга.) 5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева.) 6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».) В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин) В какой сказке женщина неопределенных лет
замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси - Лебеди») 3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок». 4. В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка». 5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка». 6. В какой сказке А. Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино». 7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница». 8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения». 9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища. 10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь. 11. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность. 12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак. 13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь. 14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). 16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) 17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный) 18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино) 19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица) 20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с- пальчик)
Учитель:
- Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства. КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Формы рефлексивного анализа воспитательного дела с учащимися. 1. Коллективное обсуждение прошедшего дела по вопросам: - Ребята, чем мы занимались сегодня? - Удалось ли вам открыть сегодня на занятии что-то новое для себя? - Чему научились? - В чем мы одержали успех? - Были ли у нас неудачи, недочеты в работе? - О чем ты расскажешь своим близким? Дети высказывают свои мнения, которые учитель впоследствии фиксирует. Полученные сведения учитель анализирует и делает выводы для организации дальнейшей воспитательной работы в классе и проведения других воспитательных дел и занятий. САМОАНАЛИЗ
КЛАССНОГО ЧАСА


1. Тема, цель и задачи полностью соответствуют содержанию. 2. Актуальность проблемы- патриотическое воспитание детей проходит в соответствии с правительственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2016 годы», в которой говорится: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового государства». 3. Использование ИКТ и др. оборудования было вполне оправдано. 4. Для активизации работы учащихся, развития их познавательного интереса специально использовался увлекательный способ подачи материала. 5. Развивались навыки самостоятельной работы (в соответствии с принципом «научить детей учиться»). 6. Прослеживалась целостность и завершенность занятия (подведены итоги). Выдерживался высокий пафос на всём протяжении классного часа.
7. Реализованы принципы: доступность, наглядность. Осуществлялась дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения через разно уровневые задания; была использована совместная подготовка материала с детьми для классного часа. 8. Применяемые технологии: коллективные способы работы (сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм ). 9. Классный час занимает определённое место в системе занятий по данной теме (во 2-ом и в 3-м классах была начата работа). В 4-м классе этот материал изучается более углубленно, используется «понятийный инструментарий», исследуется происхождение и значение слов. 10. Удаётся через высокий пафос и эмоциональный уровень проведения занятия дойти до сердца каждого ребёнка; на классном часе обеспечивался психологический комфорт для всех учеников.