Урок математики в 4 классе по теме: "Время. Единицы времени"

Автор: Шаталова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Бугульма Республика Татарстан
Населённый пункт: г.Бугульма Республика Татарстан
Наименование материала: конспект
Тема: Урок математики в 4 классе по теме: "Время. Единицы времени"
Дата публикации: 26.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок математики в 4 классе по теме: «Время. Единицы времени»

Цели
:1) систематизировать знания учащихся об единицах времени, 2) развивать умение преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот; 3) совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; 4) воспитывать бережное отношение ко времени и ценить время других людей.
Оборудование урока
: карточки с заданиями, планшеты, презентация к уроку, «карта успеха» ученика в форме часов.
Тип урока
: закрепление знаний
Межпредметные связи
: окружающий мир, литературное чтение
Ход урока

Слайд№1

1. Актуализация знаний.

-
Сегодня мы будем говорить о важном, о том, что надо ценить и беречь. Предлагаю вам самим расшифровать тему урока. Ответьте на мои вопросы, соответствующую букву запишите в тетрадь, используя ключ на листе с заданиями.
Устный счет.
1 10 от 3000= 300
В
Найдите частное чисел 1200 и 30= 40
Р
Сумму чисел 42 и 18 увеличили в 2 раза = 120
Е
5 сотен уменьшили на наименьшее трехзначное число = 400
М
Сколько цифр в частном, при делении 500 на 4 = 3
Я
120 3 12 400 300 30 4 40
е

я

к

м

в
ч
а

р

Слайд №2

2. Сообщение темы и целей урока.
Какое слово зашифровано? (ВРЕМЯ) Правильно. Сегодня мы будем говорить о времени, единицах времени, преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот, решать задачи, так же на уроке будут контрольно- измерительные задания. Результаты этих заданий вы будете заносить в карту успеха, которая представлена в виде часов. Если вы задание выполните без ошибок на 5 баллов, то заштрихуйте деление, равное 15 минутам, «4» балла- 10 мин, 3 балла- 5мин. В конце урока мы посмотрим, у кого часы идут точно, а у кого отстают.
3. Беседа о времени.
- Для чего нужно знать единицы времени? - Что такое время? Время - это понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. В начале урока я сказала, что мы поговорим о том, что надо беречь, ценить. Почему? Время идет только вперед. Потерянного времени не вернёшь. Надо уметь ценить свое время и время других людей – взрослых и ваших сверстников. Важно уметь правильно
рассчитать, сколько уйдет времени на приготовление уроков, на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и игры с друзьями, на чтение книг, на просмотр телепередач, компьютер, спорт и т.д. Вспомните
пословицы
, поговорки о бережном отношении к времени. 1. Упустишь минуту – потеряешь час. 2. Делу время – потехе час. 3. Потерянную вещь можно найти, потерянное время – никогда. 4. Время ушло – счастье ушло. 5. Минута час бережет. 6. Порядок бережет время. 7. Начиная дело, о конце помышляй. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы? 1.Нет времени. 2. Время летит. 3. Тратить время. 4. Убить время! 5. Экономить время
4
. –Какие единицы времени вы знаете? ( на доске вразброс прикреплены величины). - Расставьте их в порядке возрастания. Назовите большую величину, а какая наименьшая. - Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени. Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны. У вас на столах карточка.
Работа в парах
. Восстановите правильную последовательность: 1век 60 с 1год 60мин 1 сут 7 сут 1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 мин 100 лет 1 неделя 12мес ,365 или 366 суток 1 месяц 24ч (Данные листочки предложены детям, для проверки
слайд №3
)
5.
– Мы повторили единицы времени и связь между ними. Предлагаю выполнить более сложное задание
№2

Слайд№4

С/р
. 1 вариант – расставить величины в порядке возрастания 2 вариант – расставить величины в порядке убывания ( самопроверка по листам контроля, заносится
оценка1
в
КАРТУ УСПЕХА
)
1 вариант
1 3 суток, 60 мин, 7 лет, 2 6 года, 1 50 века.

Ответ
60 мин, 1 3 суток, 2 6 года , 1 50 века, 7 лет.
2 вариант
1 4 суток, 120 мин, 4 года , 1 2 года, 1 20 века.
Ответ
1 20 века, 4 года , 1 2 года, 1 4 суток, 120 мин.
Проверка (слайд№5)
-Кто выполнил работу без ошибок? Вам предлагаю решить занимательную задачу №1*. (с другими учениками разбор ошибок)
Слайд№6

Алгоритм выполнения данного задания:
1. Преобразовать величину. 2. Сравнить их между собой. 3. Расставить величины в нужном порядке.
6. Мультипликационно- математическая минутка.
(ответ на планшетах) ( самопроверка по слайду, заносится
оценка 2
в
КАРТУ УСПЕХА
)  Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц, 2 недели и 3 дня. Через сколько дней терпение кота лопнуло? (
Слайд № 9
)  Девочка Элли, храбрый Лев и пёсик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и ещё 15 часов. Сколько времени они затратили на полёт? (
Слайд № 8
)  Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 5 минут 17 секунд. Сколько секунд он занимался этой трудной работой? (
Слайд №7
) - Молодцы. Вы показали отличные умения решать простые задачи на движение. Зафиксируйте результат на циферблате.
(оценка2
в
КАРТУ УСПЕХА)

Слайд№10

7. Физминутка.
Предлагаю выполнить физминутку, которая имитирует работу часов. Например: 1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4) "Будильник" - хлопки над головой. 5) "Пружинка" - приседания. 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
8. Действия с именованными числами.
(комментирование) 5 мин 14 сек + 46 сек = 3 4 года + 7 мес = 1945 год = … век Что за дата? 7 ч 12 мин – 3ч 56 мин = Рациональное решение.
- Ребята, мне очень понравилось, что вы умело применяли математические термины и использовали рациональный способ решения. Посмотрим, как каждый сам выполнит похожее задание.
9. Тест
( самопроверка по
слайду №11
, заносится
оценка3
в
КАРТУ УСПЕХА
)
1 вариант
1) 1820год=…век а) 18 б) 19 в) 20 г) 10 2) 1 20 века + 1 10 века =…лет а) 5 б) 10 в) 15 г) 20 3) 8сут 12ч + 4 сут=… сут …ч а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч 4) 7нед-5 дн= … дней а) 6 недель б) 44 дня в) 30 дней г) 2 дня 5) 12 ч05мин – 3ч 20мин= …ч…мин а) 8ч 45 мин б) 8ч 25мин в) 12ч 15мин г) 15ч 15мин
2 вариант
1) 1920год=…век а) 18 б) 19 в) 20 г) 10 2) 1 6 года + 3 4 года=…мес а) 5 б) 10 в) 11 г) 20 3) 8сут 12ч - 4 сут=… сут …ч а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч 4) 17лет - 5лет 1мес= … лет…мес а) 12 лет б) 11лет 11 мес в) 22года 1 мес г) 11лет 1 мес 5) 15 ч25мин – 3ч 40мин= …ч…мин а) 12ч 25 мин б) 11ч 45мин в) 12ч 15мин г) 18ч 15мин Анализ выполненного теста, кто допустил ошибки –
индивидуальная карточка на дом
.
10. «Это интересно знать» (слайд №12 )
- Эту рубрику сегодня подготовила вам я. Говорят, что наш организм должен работать как часы. Внимание! Интересная информация об этом.  За 1 минуту сердце человека делает 75 ударов в минуту, при физических нагрузках до 200 ударов.  За 1 минуту сердце перекачивает 6 л крови.  Ежедневно человек моргает 11500 раз.  За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды.
 Каждый, проживший на свете 75 лет, съедает 22 тонны еды и выпивает 33тыс литров жидкости.
11. Решение задач.
(
Слайд №13
) За сутки в среднем кожа взрослого человека выделяет 800 г воды, почки -1600 г, легкие – 400 г. -Это задача? Чего не хватает? Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения А) 800+1600+400 Б) 1600-400 В) 1600:800 Один ученик отвечает, другие находят ответ на его вопрос и показывают соответствующую букву и ответ на планшетах.
12. Я желаю и творю.
- Давайте посмотрим на ваши часы. Поднимите руку те, у которых на циферблате без четверти 12. Ваши часы идут точно. А у кого часы отстают, тому индивидуальное задание на дом. - Предлагаю приступить к завершающему этапу нашего урока «Я желаю и творю» Учитывая свои желания и возможности, выполните самостоятельную работу по выбору.
Слайд №14

1)Решите задачу.
Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно делает в среднем 75 ударов? 1 мин – 75 ударов 24 ч - ? ударов 75·60=4500(уд.) за 1 час 4500·24=108000(уд.) за сутки
2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин 480 сек * 6 мин 3нед 6 дн * 36 дн 182мин *2ч 6мин 100лет * 3 века 8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.

12. Итог урока (рефлексия)

-
Подведем итог нашей работы. Давайте обратимся к схеме Знаю (таблицу единиц времени…) Я Запомнил (интересные сведения….) Смог (решить, преобразовать, выполнить….) Мы изучали произведение, в котором говорится, как однажды четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Оказалось, дело это нехитрое. Достаточно найти нескольких юных лентяев и воспользоваться бездарно растраченным ими временем. Юные лентяи: Петя Зубов, Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася. Как называется эта сказка, кто ее автор?
Евгений Львович Шварц.

Сказка о потерянном Времени.
Это произведение заканчивается такими словами:
«Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.» Ведут часы секундам счет, Ведут минутам счет, Часы того не подведут, Кто время бережет С часами дружба хороша! Работай, отдыхай! Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денек!»
13. Д/З
Составить карточку для соседа, используя единицы времени; индивидуальное задание.
Задания к уроку.

№1. «Шифровщик»
120 3 12 400 300 30 4 40
е

я

к

м

в

ч

с

р

№2. 1 вариант
– запишите величины в порядке возрастания 1 3 суток, 60 мин, 7 лет, 2 6 года, 1 50 века.
№3
.
Действия с именованными числами.
5 мин 14 сек + 46 сек = 3 4 года + 7 мес = 1945 год = … век 7 ч 12 мин – 3ч 56 мин =
№4. Тест 1 вариант
1) 1820год=…век а) 18 б) 19 в) 20 г) 10 2) 1 20 века + 1 10 века =…лет а) 5 б) 10 в) 15 г) 20 3) 8сут 12ч + 4 сут=… сут …ч а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч 4) 7нед-5 дн= … дней а) 6 недель б) 44 дня в) 30 дней г) 2 дня 5) 12 ч05мин – 3ч 20мин= …ч…мин а) 8ч 45 мин б) 8ч 25мин в) 12ч 15мин г) 15ч 15мин

№5. Я желаю и творю

1) Решите задачу.
Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно делает в среднем 75 ударов?
2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин 480 сек * 6 мин 3нед 6 дн * 36 дн 182мин *2ч 6мин 100лет * 3 века 8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.
* Сыну 1 год. Отец старше сына на 30 лет. Во сколько раз отец будет старше сына через 4 года?
Задания к уроку.

№1. «Шифровщик»
120 3 12 400 300 30 4 40
е

я

к

м

в

ч

с

р

№2.

2 вариант
– запишите величины в порядке убывания 1 4 суток, 120 мин, 4 года , 1 2 года, 1 20 века.
№3
.
Действия с именованными числами.
5 мин 14 сек + 46 сек = 3 4 года + 7 мес = 1945 год = … век 7 ч 12 мин – 3ч 56 мин =
№4. Тест 2 вариант
1) 1920год=…век а) 18 б) 19 в) 20 г) 10 2) 1 6 года + 3 4 года=…мес а) 5 б) 10 в) 11 г) 20 3) 8сут 12ч - 4 сут=… сут …ч а) 4сут 12 ч б) 12сут 12 ч в) 8сут 16 ч г) 8сут 8 ч
4) 17лет - 5лет 1мес= … лет…мес а) 12 лет б) 11лет 11 мес в) 22года 1 мес г) 11лет 1 мес 5) 15 ч25мин – 3ч 40мин= …ч…мин а) 12ч 25 мин б) 11ч 45мин в) 12ч 15мин г) 18ч 15мин
№5. Я желаю и творю

1) Решите задачу.
Сколько биений сделает сердце человека за сутки, если в 1 минуту оно делает в среднем 75 ударов?

2) Сравните
315 мин * 3ч 15 мин 480 сек * 6 мин 3нед 6 дн * 36 дн 182мин *2ч 6мин 100лет * 3 века 8 сут * 120 ч
3) Придумайте задачу, используя единицы времени и решите ее.
* Сыну 1 год. Отец старше сына на 30 лет. Во сколько раз отец будет старше сына через 4 года?
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с 1год 60мин 1 месяц 7 сут 1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 неделя 100 лет 1ч 12мес ,365 или 366 суток 1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с 1год 60мин 1 месяц 7 сут 1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 неделя 100 лет 1ч 12мес ,365 или 366 суток 1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с 1год 60мин 1 месяц 7 сут 1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 неделя 100 лет 1ч 12мес ,365 или 366 суток 1 мин 24ч
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с 1год 60мин 1 месяц 7 сут 1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 неделя 100 лет 1ч 12мес ,365 или 366 суток 1 мин 24ч

Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с 1год 60мин 1 месяц 7 сут 1 сут 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток) 1 неделя 100 лет 1ч 12мес ,365 или 366 суток 1 мин 24ч
Макет часов