"Элективные курсы по биологии 10-11 классы"

Автор: Богославцева Ирина Ильинична
Должность: учитель биологии и экологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Троицкого
Населённый пункт: Моздокский район РСО-Алания
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Элективные курсы по биологии 10-11 классы"
Дата публикации: 03.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ с. Троицкое

Элективный курс

«Подготовка к ЕГЭ по биологии»


Рассмотрено «Утверждаю»: на заседании РМО учителей директор МБОУ СОШ с. Троицкое биологии

Петрусёва А.А.______________ Богославцева Л.И______________



(Протокол № от 28. 08. 15.) (Протокол № от 30. 08 15.) Составитель: Богославцева И.И. Учитель биологии, высшая категория
Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д. В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ. Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий» Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 2 года в 10-11 классе (в 10 – 34 часа и в 11 –34 часа). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:  использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;  использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;  применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2013-2014 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.  дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне. Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии. Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.
Цели курса:

- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ; - воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов; - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить ианализировать информацию о живых объектах; - формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации; - развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. - воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью. Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2014 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); - наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате) - частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); - практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.). Формы обучения: - коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); - групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.); - индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др). Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:

- электронные учебные пособия; - теоретические материалы в электронном и печатном формате; - презентации уроков; - видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате; - различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии; - типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С); - другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий); - тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); - итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Оценка работ проводится по по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.и заносится в таблицу. Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.
Календарно-тематическое планирование элективного курса

11 класс

(

Решение задач по молекулярной биологии и генетике

).

№ занятия Тема занятия Количество часов Форма проведения Сроки проведения всего теория практика По плану Фактически
1.Введение
(
2 ч)
1. 1.История генетических открытий. Методы генетики.
1
1 - Вводная лекция; 2 2. Генетическая терминология и символика
1
1 - Составление генетического словаря
2.Моногибридное скрещивание( 6 часов)
3. 1. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем
6

1
1 ч - Семинар, работа в группах, тестирование 4. Практическая работа № 1 «Решение прямых задач на моногибридное скрещивание». 1 - 1 Практическая работа
5. Практическая работа № 2 «Решение обратных задач на моногибридное скрещивание». 1 1 Практическая работа 6 Практическая работа № 3 «Решение задач на промежуточное наследование признаков» 1 1 Практическая работа 7 Практическая работа № 4 «Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям» 1 1 Практическая работа 8 Практическая работа № 5 « Решение задач на анализирующее скрещивание» 1 1 Практическая работа
3. Дигибридное скрещивание ( 6 часов)
9 1.Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, 3 закон Менделя. 1 1 ч - Лекция с элементами беседы, работа с рисунками, работа по тексту 10 2.Практическая работа № 6 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание». 1 - 1 Практическая работа 11 3.Практическое занятие № 7 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание». 1 - 1 Практическая работа 12 4.Практическая работа № 8 «Решение прямых задач на дигибридное скрещивание» 1 - 1 Практическая работа 13 5.Практическая работа № 9 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание» 1 - 1 Практическая работа 14. 6.Практическая работа №10 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание» 1 - 1 Практическая работа 15 7. Практическая работа №11 1 - 1 Практическая работа
«Решение обратных задач на дигибридное скрещивание» 16 8. . Практическая работа №12 «Решение обратных задач на дигибридное скрещивание» 1 - 1 Практическая работа
4. Составление родословных схем.( 2 часа)
17 1.Математические закономерности наследования, используемые при решении задач на родословную. 1 1 Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания 18 Практическая работа № 13 «Решение задач на составление схем.». 1 - 1 Практическая работа
5. Сцепленное наследование генов ( 6 часов)
19 1.Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. 1 1 - Лекция с элементами беседы, работа по схемам скрещивания 20. 2.Хромосомная теория наследственности. 1 1 - Практическая работа 21. 3.Практическая работа №14 «Решение задач на сцепленное наследование» 1 - 1 Практическая работа 22 4.Практическая работа № 15 «Решение задач на сцепленное наследование» 1 - 1 Практическая работа 23 5.Практическая работа № 16 «Решение задач на сцепленное наследование» 1 - 1 Практическая работа 24 6.Практическая работа № 17 «Решение задач на сцепленное наследование» 1 - 1 Практическая работа
6. Наследование, сцепленное с полом ( 4 часа)
25. 1.Цитологические основы 1 1 - Лекция с элементами
наследования, сцепленного с полом. беседы, работа по схемам скрещивания 26 2.Практическая работа №18 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х- хромосомой» 1 - 1 Практическая работа 27 3. Практическая работа № 19 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х- хромосомой» 1 - 1 Практическая работа 28. 4. Практическая работа № 20 «Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с У-хромосомой » 1 - 1 Практическая работа
7. Взаимодействие неаллельных генов ( 4 часа)
29 Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. 1 1 - Лекция с элементами беседы, работа с текстом, презентацией. 30 Практическая работа № 21 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов» 1 - 1 Практическая работа 31 Практическая работа № 22 « Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов» 1 - 1 Практическая работа 32 Практическая работа № 23 «Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных 1 - 1 Практическая работа
генов»
8. Итоговое занятие (2 часа)
33 Итоговое занятие. « Решение генетических задач всех видов» 1 - 1 Самостоятельное решение задач всех типов 34 Итоговое занятие. «Решение генетических задач всех видов» 1 - 1 Самостоятельное решение задач всех типов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ЕГЭ по биологии»

10 класс

№ Название темы

Кол-во

часов

Дата

Результативность

Литература

1

Многообразие живых организмов

2 ч
Н.В. Чебышев 2, стр 4, В.В. Пасечник 6 кл 1 Вирусы. Бактерии. Строение, размножение, спорообразование, представители, значение 1 ч конспект тесты Тематические тесты Кириленко стр 23, 45, 150, 187, 203, 258, 261 2 Грибы. Строение, размножение, паразитические, сапротрофные, симбиотические формы, пластинчатые и трубчатые грибы. Заслуги А. Флеминга. Лишайники. Строение, размножение, значение. Решение типовых заданий ЕГЭ 1 ч конспект тесты Тематические тесты Кириленко стр 23, 45, 150, 187, 203, 258, 261
2

Царство растения


Н.В. Чебышев 2, стр 6 Тематические тесты Кириленко стр 49, 54, 150, 166, 187, 203, 238, 258, 261 3 Подцарство низшие растения, водоросли. Зеленые водоросли, строение, размножение. Красные и бурые водоросли. Значение. 1 ч конспект тесты, с/р, проект 4- 5 Ткани и высших растений. 2 ч конспект тесты Н.В. Чебышев 2, стр 6 Тематические тесты Кириленко стр 49, 54, 150, 166, 187, 203, 238, 258, 261 6 Органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. 1ч.
7 8. Подцарство высшие растения: споровые растения. Мхи .Папоротники. Ароморфозы высших растений. Представители, схемы жизненных циклов и смены поколений. Спорообразование. Значение. 1ч. 1ч. 9 Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. Ароморфозы семенных растений. Семейства класса Однодольные. Семейства класса Двудольные. 1 ч конспект тесты, таблицы, проект, с/р Н.В. Чебышев 2, стр 6 Тематические тесты Кириленко стр 49, 54, 150, 166, 187, 203, 238, 258, 26
3

Царство животные

9 ч
Н.В. Чебышев 1, стр 134 Латюшин В.В. 7 кл Тематические тесты Кириленко стр 23, 60, 64, 150, 187, 195, 203, 258, 261 10 Подцарство Простейшие. Строение, размножение, представители, значение. Пути заражения паразитическими одноклеточными. Цикл развития малярийного плазмодия, конъюгация инфузорий. Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные. Ароморфозы. Строение, размножение, представители (кораллы, гидроиды, медузы). 1 ч Конспект, тесты 11 Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Ароморфозы. Строение, жизненные циклы, пути заражения паразитическими формами, профилактика. Значение. 1 ч конспект тесты, с/р 12 Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Ароморфозы. Строение, размножение, значение. Особенности пиявок, как эктопаразитов. Среда обитания представителей типа моллюски 1 ч конспект тесты, с/р 13 Тип Членистоногие Класс Ракообразные, Класс Паукообразные Класс Насекомые. Ароморфозы. Сравнительная таблица строения представителей типа. Цикл развития на примере майского жука. Отряды с полным и неполным превращением. Значение, представители типа. 1 ч Конспект, таблица, проект, с/р
14 Тип Хордовые. Ароморфозы типа. Сравнительная таблица строения представителей типа с выделением ароморфозом каждого класса. Систематическая таксономия 1 ч конспект тесты 15 Сравнительная анатомия систем органов позвоночных. 1 ч конспект тесты, таблица 16 17 Сравнение растительной, животной, бактериальной клетки, грибных гифов. Сравнение царств (повторение) Решение типовых заданий ЕГЭ 2 ч Тесты, с/р
4

Человек и его здоровье.

13 ч
Н.В. Чебышев 2, стр 95 Д.В. Колесов, 8 кл 18 Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Железы внутренней и внешней секреции. Связь эндокринной системы с нервной и иммунной системами. 1 ч конспект тесты Тематические тесты Кириленко стр 70-89, 156, 161, 187, 214, 258, 261, 269 Кириленко А.А. «Человек и его здоровье 19 20 Опорно-двигательная система. Костная ткань, классификация костей, типы соединения костей, изменения скелета в связи с прямохождением, особенности черепа человека и человекообразных приматов. Сравнение типов мышечной ткани. Физиология, классификация: синергисты, антогонисты; сгибатели, разгибатели; супинаторы, пронаторы. Утомление, статическая и динамическая работа. 2ч конспект тесты 21 Пищеварительная система и обмен веществ. Расщепление веществ в ротовой полости, желудке, тонком и толстом кишечнике. Симбиотическое пищеварение. Печень. Гигиена питания. Витамины. 1 ч конспект тесты, с/р 22 Дыхательная система. Функции и строение дыхательных путей. Надгортанник, голосовые связки, механизм вдоха и выдоха, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, спирометрия. Гуморальная регуляция. Выделительная система. Строение, структура нефрона. Сравнительный состав первичной и вторичной мочи, канальцевая секреция. Гуморальная регуляция. 1 ч конспект тесты, с/р
23 24 Внутренняя среда организма: кровь, лимфа и тканевая жидкость. Взаимосвязь. Состав крови, группы крови, резус фактор, механизм свертывания крови. Иммунитет, работы Мечникова, Пастера, Дженнера, Эрлиха. Строение сердца, клапаны, автоматия, систола и диастола. Круги кровообращения, сосуды, артериальная и венозная кровь, первая помощь при кровотечениях. Строение и функции лимфатической системы. 2ч конспект тесты 25 Нервная система. Нервная ткань (повторение), физиология нервной системы, рефлекторная дуга. ЦНС и периферическая НС, соматическая и вегетативная НС (блуждающий нерв) 1 ч конспект тесты Высшая нервная деятельность человека. Работы Павлова и Сеченова. Торможение условных рефлексов. Типы темперамента, память, мышление, сознание, внимание. Сигнальные системы. Фазы сна. 1 ч конспект тесты, проект 26 Органы чувств. Анализаторы. Учение Павлова, типы рецепторов, свойства рецепторов, дуга анализатора. Строение и функции анализаторов. Свойства глаза, путь прохождения лучей. Передача звуковой волны, значение круглого окна. Вестибулярный аппарат, обонятельный и вкусовой анализаторы. 1 ч конспект тесты, проект 27 Кожа и её производные. Размножение и развитие человека. Строение, половые гормоны. 1 ч конспект тесты, с/р 28 29 Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С) 2 ч Тесты, к/р
5

Решение тестовых заданий ЕГЭ

4 ч
Тематические тесты Кириленко 30 31 Решение типовых заданий ЕГЭ (часть А и В) 2 ч Тесты 32 33 34 Решение типовых заданий ЕГЭ (часть С) 2ч Тесты, итоговая к/р
Итого за 10 класс

34 ч