"Технологизация образовательного процесса в образовательной организации"

Автор: Никитченко Ольга Сергеевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ№8
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Технологизация образовательного процесса в образовательной организации"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Никитченко О.С. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» муниципального образования город Ноябрьск
Технологизация образовательного процесса в образовательной

организации
Технологизация – важнейшая тенденция развития образования, это подтверждает и введение первых стандартов образования, и дискуссии об актуальности новой специальности «технолог по проектированию образовательных систем и процессов», и появление большого числа «педагогических технологий» на рынке образовательных услуг, и создание компьютерных информационных технологий. Монахов В.М., один из авторов проекта технологизации писал: «Развитие традиционной педагогики и методики, исчерпав себя, не может уже обеспечить функционирование единого образовательного пространства. Уже сегодня можно прогнозировать начало технологического века, который свое шествие начнет с технологизации и параметризации основных объектов и категорий традиционной педагогики, задействованных в новом направлении проектирования образовательных систем и учебных процессов». Термин «технологизация обучения» рассматривается с управленческих позиций и предполагает комплекс мер, направленных на повышение технологической грамотности педагогического коллектива (знание современных технологий, умение прогнозировать и проектировать учебный процесс, диагностировать и отслеживать личностный познавательный рост ученика, умение соотнести теоретические научные положения с практическим опытом, создание банка технологических идей) и обеспечение технологической оснащенности обучения (создание информационных карт, дидактических модулей, сквозное планирование и т.д.). В качестве требований к технологизации обучения предложены: проведение технологизации обучения на диагностической основе; отбор оптимальных для образовательной организации технологий обучения; сочетание последовательного (технологии обучения осваиваются одна за другой) и параллельного (технологии обучения осваиваются одновременно) подходов в технологизации обучения; взаимосвязь форм технологизации; взаимосвязь теоретического и предметно-деятельностного освоения технологий обучения педагогическим персоналом и другие, отражающие объективно существующие закономерности в повышении технологической оснащенности школы и технологической культуры ее персонала. Разработаны технологическая карта управления, а также информационная карта; технологическая карта управления дает наглядно-графическое представление о структурно-функциональных организационно-деятельностных механизмах управления как на уровне школы в целом, так и на уровне учителя;
информационные карты позволяют любому учителю конкретно определить проблемное поле деятельности на данном хронологическом этапе. Цель технологизации образовательного процесса это проектирование школы нового вида, функционирующей в условиях базисного плана и образовательного стандарта. Задачи: - формирование нового методического инструментария учителя; - вовлечение учителя в процесс изучения и обобщения практического опыта школ, работающих по данной технологии; -определение нового, дидактически переработанного, содержания обучения; - появление учителя нового типа, вносящего новый профессиональный вклад в определение индивидуальной траектории развития, обучения и воспитания учащихся. Всякая педагогическая технология, представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью систематизации процесса обучения. Процесс обучения и воспитания можно рассматривать как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека. Целями педагогических систем должно быть превращение человека в субъект обучения и воспитания и формирование у него потребности и способности к самоуправлению и саморазвитию. Социальное саморазвитие человека на основе его способности к рефлективной деятельности гарантирует ему независимость и свободную реализацию его прав и обязанностей. Суть применения педагогических технологий в образовательном процессе на примере метода проектов заключается в следующем: - деятельность учителя в технологии состоит из этапа проектирования и этапа реализации проекта. - проектирование состоит из проектирования системы микроцелей на весь учебный год, проектирования технологической карты, конструирования информационных карт урока и консультаций - педагогическая технология как таковая и метод проектов в частности ликвидирует основную зону кризиса в школьном образовании — зону целеполагания. - технологическая карта представляет главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения и развития ученика: целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция. Таким образом, в технологии проектирования закономерности учебного процесса его целостность описана 5 параметрами: целеполаганием, диагностикой, дозированием домашнего задания, логической структурой темы, коррекцией. Все компоненты технологической карты взаимосвязаны и подчинены целеполаганию. Целеполагание.
Индивидуальный подход возможен на уроке практически к каждому ученику на основе дифференциации личностных показателей, выделяемых в зависимости от характера познавательной деятельности. Диагностика. Технологический подход предусматривает объективность, однозначность, определенность оценки результатов познавательной деятельности учащихся. Поскольку каждая диагностика определяет уровни достижения микроцели (это например результаты пробных тестирований по биологии и химии), успешность продвижения в зоне ближайшего развития, можно проследить индивидуальную траекторию обучения ученика и построить в соответствии с этим индивидуальную коррекционную работу. Такая форма ведения учета знаний является удобной, деятельностной, что принципиально отличает ее от традиционного подхода к оценке знаний учащихся. Дозирование домашних заданий. Домашнее задание должно обеспечить гарантированную подготовку к диагностике. Для этого необходимо разработать систему упражнений, соподчиненную вопросам и уровням диагностики (В том числе подготовка учащихся при работе с группами тестов дома) Коррекция. Коррекция замыкает проектировочный цикл. Этот блок ориентирован на учащихся, которые не освоили учебный материал в объеме конкретной микроцели. В любом учебном курсе есть типичные ошибки и затруднения, но могут встречаться и индивидуальные трудности. Блок коррекции определяется исключительно мною, поскольку только я как учитель математики хорошо знаю особенности и возможности каждого ученика класса. Отход от тематического планирования, видение проекта будущего образовательного процесса в виде системы микроцелей, построение четкой и рациональной системы требований к знаниям и умениям ученика обеспечат личностно-ориентированную систему обучения. Результатом технологического обучения является не только овладение какой-то частью информации, заложенной в содержании учебного предмета, но и способами деятельности, человеческими ценностями, отношениями. Новые технологии дают нам возможность шире рассматривать вопросы, которые нас интересуют. Информация излагается для нас в доступном виде, мы можем посмотреть видеозапись, прослушать мелодию и все благодаря технологизации, которая не стоит на месте, а упорно развивается. Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно, находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Бесспорно, технологии в развитии современной школы являются основой личностно-ориентированного подхода в обучении, с научной обоснованностью организовывают учебный процесс и обеспечивают высокую эго эффективность, так как развивают познавательную активность учащихся; но, очень важно в наше время, время компьютеров и машин не потерять те простые человеческие отношения: понимание, лояльность, искренность и прочие качества, которые закладывались в фундамент великой педагогики. Литература 1. Монахов В.М. Технологизация образования – требование времени. Журнал «Школьные технологии», №1, 2007.-с.22-32. 2. Куркин Е.Б. Технологизация образования – требование времени // Школьные технологии, 2007.- № 1. - С.22-32. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256с.