"Занимательная математика"

Автор: Охотникова Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОКУ ООШ с.Ишля
Населённый пункт: с.Ишля
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Занимательная математика"
Дата публикации: 27.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Охотникова Е.А. Учитель математики МОКУ ООШ с.Ишля Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Внеклассное мероприятие по теме: «Занимательная математика»

Цель :
 развивать интерес учащихся к математике, умение мыслить;  закрепить навыки устного счёта при решении логических задач;  воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.
Оборудование
: столы для игры «Брейн-ринг»
Учитель
: Добрый день! Дорогие друзья! Математика играет большую роль в жизни человека. Недаром говорят: «Математика – царица всех наук» Математика применяется при строительстве домов, изготовлении деталей, в военном деле и т.д. Вот почему, начиная с 1 класса, в школе начинают изучать математику, а затем алгебру и геометрию. Геометрические фигуры окружают нас всюду. Давайте посмотрим , как основные геометрические фигуры общаются друг с другом. /Инсценировка отрывка из стихотворения И.Трояна «Квадрат»./
Ведущий:
Присмотритесь – ка к квадрату – Он здоровый, тороватый, Он надёжнее, как друг, Чем уж слишком круглый круг, Каждый может быть свидетель, Что в нем дышит – добродетель. В нём четыре стороны , И все стороны равны Без обмана перед нами На бумаге он с углами,
Честен каждою чертой, Каждый угол в нем прямой, Ничего нет несомненней, Ничего нет неизменней, Каждый должен быть здесь рад, Что на свете есть квадрат! Жила на свете важная фигура, важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служит образцом, а фигура её имеет такой вид: Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:
Квадрат:
Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны. Углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!
Ведущий
: Как зовут тебя брат?
Квадрат
: А зовут меня просто – квадрат!
Ведущий
: Ходил квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество, ни побеседовать не с кем , ни потрудиться в дружной компании. А уж, какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил квадрат поискать родственников .
Квадрат
: Ежели встречу родственника, я сразу его узнаю, ведь он на меня должен быть чем- то похож.
Ведущий:
Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Стал квадрат к ней приглядываться, что- то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил он тогда:
Квадрат:
Как зовут тебя?
Прямоугольник
: Меня зовут – прямоугольник!
Квадрат
: А мы не родственники с тобой?
Прямоугольник:
Я бы тоже рад был узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, то значит мы с тобой близкие родственники.
Ведущий
: Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.(Какие признаки сходства имеют квадрат и прямоугольник. Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить –поживать, вместе трудиться, вместе и веселиться, вместе и по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустов еще какая то фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:
Поздоровалась вежливо фигура с квадратом и прямоугольником и с облегчением говорит:
Четырёхугольник:
Долго я искал представителей нашего рода. Наконец – то я вас нашел, своих близких родственников.
Прямоугольник:
А как же тебя зовут?
Четырёхугольник
: Зовут меня четырёхугольник.
Квадрат
: а как же ты докажешь, что мы родственники?
Четырёхугольник
: Очень просто. Мы все имеем два общих признака(Назовите признаки по которым эти фигуры имеют сходство.)
Ведущий:
Так встретились и стали жить вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом:
Все:
Четырехугольники.
Учитель:
А теперь давайте послушаем, как общаются между собой треугольник с квадратом / Стихотворение – шутка Е.Паина «Треугольник и квадрат» ./ Жили – были два брата: треугольник с квадратом, Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный – Вечно недовольный. Стал расспрашивать квадрат: Почему ты злишься, брат? Тот кричит ему - «Смотри!» Ты полней меня и шире. У меня углов всего лишь три, У тебя же их четыре! Но квадрат ответил: «Брат!» Я же старше, я – квадрат! Я – сказал еще нежней: -Неизвестно кто нужней!» Но настала ночь, и к брату. Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Уходя, сказал: -Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов! Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!
Учитель
: Ребята, что нового вы узнали из этих интересных , и познавательных стихов о геометрических фигурах? (Анализируются полученные ответы)
Учитель:
А теперь мы с вами проведем интеллектуальную игру «Брейн – ринг». И выясним, какая же команда в нашей школе будет удостоена чести считаться лучшей математической командой. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не сможет подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата, И в прятки сыграть не сумеют ребята. Летит выше звезд арифметика наша, Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает. Считайте, ребята, точнее считайте: Хорошее дело смелей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу!
Учитель
: Коротко напомню вам, в чем суть игры. Я задаю вопрос играющим командам, свою готовность отвечать вы показываете нажатием на кнопку, т.е загоревшейся лампочкой на вашем столе. Победу одержит самая дружная и эрудированная команда. Оценивать работу наших команд будет строгое жюри в составе: ______________________________________________________________________
Учитель:
Внимание вопрос: 1) На лугу пасутся коровы. Всего у них 96 ног. Сколько голов у этих коров?(24)
2) Бревно длиной 6 м. распилили на 6 равных частей. Сколько было сделано распилов?(5) 3) Одна машина перевозит три бетонные плиты. Сколько потребуется машин, что бы перевезти 10 таких плит? (4) 4) Улитка ползет по столбу, высота которого 10 м. За день она проползает 4 м. вверх, а ночью соскальзывает на 3 м. вниз. За сколько дней улитка доползет до конца столба? (7 дней) 5) Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть, суток в 2 раза больше прошедшей? (8 часов) 6) Тройка лошадей проскакала 30 км. Сколько км. проскакала каждая лошадь? (30 км) 7) Сколько получится если сложить наименьшее трёхзначное число и наибольшее однозначное число? (109) 8) В коробке 10 конфет, как разделить конфеты между 10 детьми, что бы каждому досталось по конфете ,и в коробке осталась одна конфета? (Отдать последнюю конфету вместе с коробкой) 9) Когда в Москве полдень( 12 часов), то в Ташкенте 3 ч. Дня. Сколько времени будет в Москве, когда в Ташкенте будет полдень ? (9 часов) 10) Два брата поймали вместе 28 окуней. Младший упустил из пойманных 4 окуня. Тогда старший отдал ему из своих трёх окуней и у них стал поровну, сколько окуней поймал каждый брат? (Старший 15, младший 13) 11) Назвать 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дни недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) 12) Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу, один со скоростью 55 км/час, а другой 60 км/час. На каком расстоянии будут поезда друг от друга за час до встречи? (115 км) 13) На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 м. друг от друга .Вся линейка растянулась на 25 м.Сколько было учеников ? (26) 14) Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые остановились) 15) Если в 12 часов идёт дождь, можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечный день? (нет, снова будет ночь) 16) Лиса наловила 15 окуней и разложила их в 5 кучек, так что бы во всех кучках было разное количество рыбы. Покажите, как она это сделала (1, 2,3,4,5) 17) Расставить 7 горшков с цветами у трёх стен сцены, так что бы у каждой стены горшков было равное количество. ( )
18) Три курицы за 3 дня несут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 кур, за 6 дней ? (12) 19) Сколько в комнате кошек, если в каждом углу сидит по кошке, против каждой кошки сидит по три кошки , а на хвосте у каждой кошки сидит по кошке?(4) 20) У мальчишки-муравьишки муравьиная семья 114 братишек-рыжеватых муравьишек, дядек 325,а сестренок– муравьишек вдвое больше чем братишек .Какова его семья? (668) 21) Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 ) 22) В семье у каждого из 6 братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7) 23) Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ч.В таком же направлении с востока на запад – дует ветер со скоростью 50 км/ч.В какую сторону отклоняется дым поезда? ( у электропоезда дыма нет) 24) В воде оказалась десятая ступенька пароходной верёвочной лестницы. Начался прилив .Вода в час поднимается на 30 см. Между ступеньками лестницы15 см.Через сколько часов вода скроет шестую ступеньку? (Это не произойдет. Пароход поднимется вместе с водой) 25) Книга в переплёте стоит 1 рубль 20 копеек. Сколько стоит книга, если она на 1 рубль дороже переплёта? (1 руб.10 коп.)
Учитель
: Всё хорошее когда – нибудь заканчивается, подходит к концу и наша игра. Давайте подведем итоги. Слово предоставляется жюри. Награждение по следующим номинациям: -Лучшей математической командой в игре «Брейн-ринг» признана___________________ -За умение применять математические знания в игре «Брейн-ринг» награждается____________ -За волю к победе в математической игре «Брейн-ринг» награждается____________ -Самым азартным игроком в игре «Брейн-ринг» признан___________________ -Самым результативным игроком в игре «Брейн-ринг» признан___________________
Учитель
: Спасибо всем, кто принял участие в нашем мероприятии. И всегда помните слова М.И.Калинина «Математика – это гимнастика ума»