Напоминание

"Откуда начинается Родина…"

Автор: Акшенцева Анастасия Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с № 21 "Золушка"
Населённый пункт: г. Мелеуз Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Откуда начинается Родина…"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Золушка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Методическая разработка

Тема разработки: «Откуда начинается Родина…»
Авторы: Старший воспитатель: Акшенцева Анастасия Николаевна Воспитатели: Гаффарова Гузель Минегалимовна Имельбаева Залия Басировна Панина Олеся Николаевна Казакова Рита Вадиловна Музыкальный руководитель: Егорцева Тамара Владимировна Инструктор по физической культуре: Хусаинова Зухра Даяновна Мелеуз 2015

Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. В. Степанов Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта нашей работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к семье, родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который не рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача ДОУ и семьи - это: - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; - с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; - воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; - чувство гордости за достижения страны. Развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения . Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё
не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В.А. Сухомлинский утверждал: « Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту , где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно – нравственную основу , свой духовно – нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себе частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому , именно с дошкольного возраста мы занимаемся воспитанием в детях чувств достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрываем им истинные ценности семьи, нации, Родины. Родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Тема нравственно - патриотического воспитания волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время. Воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста наш МАДОУ Д/с № 21 «Золушка» муниципального района Мелеузовский район РБ уделяет особое внимание не случайно, так как считаем, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики, что подтверждает программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Исходя из вышеизложенного, определяем актуальность данной работы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования патриотического и нравственного сознания детей является их ознакомление с историей родного края, культурой и традицией людей, живущих издревле на этой территории. Необходимость развития интереса дошкольников в этой области связано с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его людях, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своему краю. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие методы работы, где дети сами были активными участниками , где широко применяется наглядность, поэтому разработка таких методик воспитания приобретает в современных условиях важнейшее значение. Работая над темой нравственно-патриотического воспитания, были поставлены следующие цели и задачи:
Цель:
Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
 воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;  формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);  вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда;  развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям;  формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
 донести до подрастающего поколения самобытность, многогранность русской национальной культуры;
Педагогические принципы

Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, под- готовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформи- ровать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному по- полнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравст- венных чувств.
Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования пред- ставлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продол- жается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность»
Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание програм- мы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций . При отборе материала по нравственно-патриотическому воспитанию нами учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному
познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, определили, прежде всего, для себя: педагог сам должен хорошо знать при- родные, культурные, социальные и экономические особенности родного края. Будучи убежденными, в том, что большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение, с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ мы налаживали тесный контакт с родителями своих воспитанников, что позволило решать сразу несколько задач для становления ребёнка как личности:  развитие детского доверия к миру;  чувство радости существования;  формирование начал личности;  развитие индивидуальности ребёнка. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффектив- ность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Девизом детского сада являются слова : «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива». Нами была проведена работа по нравственно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:  Интегрированная НОД в средней группе по нравственно- патриотическому воспитанию «Моя семья» (Приложение 1)  Участие воспитанницы старшей группы ДОУ № 20 «Улыбка» Исаевой Е.Н. в муниципальном конкурсе «Весёлая радуга» посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг.(Приложение 2)
 Участие воспитанников средней группы ансамбль «Капелька» в муниципальном конкурсе «Весёлая радуга» посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. (Приложение 3)  Спортивный праздник ко дню защитников Отечества в средней группе (Приложение 4)  Организация музыкально-патриотического праздника совместно с родителями , посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Мы помним, мы гордимся» (Приложение 5)  Мероприятие посвященное 70-летию победы в Великой Отечественной войне с участием детей старшего возраста и ветеранов Афганской войны (Приложение 6)  Летнее мероприятие «Здравствуй , лето» (Приложение 7)  Экскурсия в краеведческий музей. (Приложение 8)
Заключение
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий
ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Список литературы
1. Виноградова А.М. / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников – М.,
2. Козлова С.А. Программа социального развития ребёнка «Я – человек»/ М.: Школьная пресса , 2005. 3. Козлова С.А. Концепция патриотического воспитания - М.: Школьная пресса , 2005. 4. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника / советы родителям - М.: Школьная пресса , 2005. 5. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 6. Социально – нравственные проблемы формирования личности дошкольника / Петрова В.И., Стульник Т.Д. / Детский сад от А до Я №5.,2004.. 7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки / Социально – нравственное воспитание. – М.: Книголюб, 2004. 8. Наталья Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников».- Сфера, 2013. 9. Агишева Р.Л. Я - Башкортостанец / Р.Г. Агишева – Уфа: БИРО, 2003. 10. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство/ Р.Х. Гасанова – Уфа: БИРО, 2004. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Моя семья»

Цель:
Формирование первичных ценностей интегративного качества, представлений о себе, семье через ознакомление с художественной литературой (стихи, народный фольклор - загадки, пословицы).
Задачи:

Познавательные:
закреплять у детей понятие о составе семьи.
Развивающие:
развивать умение отвечать на вопросы предложениями, сос- тоящими из 2-3 слов, составлять рассказ из 2-3 предложений о маме, о папе, развивать навыки выразительного чтения, понимания смысла пословиц, стихов о семье.
Воспитательные:
воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к членам своей семьи.
Обучающие
: Обогащать словарный запас детей по теме "Семья"
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг Я - твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. - Я сейчас буду по кругу передавать флажок, а вы ласково себя называете по имени, и передаете другому флажок. -Я- Гузелечка Миннегалимовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. Звучит «Песенка Мамонтенка» .
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости? (Правильно Мамонтенок). В группу входит Мамонтенок. 2. Вступительная беседа.
Мамонтенок:
Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости и хочу, чтобы вы отгадали мою загадку: Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья).
Мамонтенок:
Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти: Очень трудно самому Жить на свете одному Вместе с мамой жить и папой Хочется всегда ребята. 3. Беседа «Моя семья».
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети:
Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (2реб. повторяют)
Воспитатель:
Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья.
Мамонтенок: -
Как хорошо , что у вас у всех есть семья! Я тоже очень люблю свою маму. Она меня тоже любит, заботится обо мне. Расскажите мне о вашей семье.
Воспитатель:
Ребята, Мамонтенок хочет посмотреть фотографии, которые вы принесли из дома, хочет познакомиться с вашими семьями. Рассказы детей по фотографиям.“Расскажи о своей семье” (примерные рассказы детей: - Это я, а это моя мама, а это бабушка и т.д.).
2. Мамонтенок задает вопросы:
- Как мы их назовем одним словом? (ответы детей: семья) - Как будет называться фотография, где изображена семья? (ответы детей: семейная).
3. Проблемная ситуация: “У кого самая большая семья?”
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на фотографии: -Ребята, Мамонтенку понравились ваши семейные фотографии, только он не знает, чья семья самая большая? (ответы детей: дети доказывают у кого семья больше, а у кого меньше).

Работа со световым песком

Игра «Какая у вас семья?»
Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, весёлая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.
Воспитатель:
- А вы обратили внимание,что все дети говорили о своей семье-улыбались. - Кто догадался почему?(так как очень любит семью) - Когда родители рядом,всегда в семье хорошее настроение,радость, счастье. - Не даром гласит народная мудрость:”Вся семья вместе и душа на месте» Стихотворения детей о семье: - Ребята, у нас Вадим знает стихотворение про папу! - Ильсур,о ком это стихотворение?(о папе) - А папа какой у тебя?(сильный, смелый,добрый) - Как зовут папу?(по имени отчеству) - А Амалия знает стихотворение про маму! - О ком это стихотворение?(о маме) - А вам хорошо с мамой? - Как зовут твою маму?(по имени отчеству) - Василь расскажет нам про семью! • Запомните, ребята, СЕМЬЯ – это взрослые и дети, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, и живут все вместе. - У каждого из вас есть своя семья, и вы с ними встречаетесь дома. - А в детском саду, ребята мы тоже с вами одна большая семья! (Повторить с детьми слово – «СЕМЬЯ») • Пальчиковая гимнастика: «Моя семья». (на русском и на татарском языке)
Физминутка:
«Чудеса у нас на свете, Стали маленькими дети, А потом все дружно встали, Великанами мы стали»

Воспитатель:
Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родст- венники? только родственники. - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Игра «Скажи ласково»
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.) Дочь – доченька, дочурка. Бабушка-бабулечка. Сын — сынок, сыночек. Внук-внучок. Папа — папочка, папенька. Внучка-внученька. Дед – дедушка, дедуля. Брат-братишка. Мама — мамочка, мамуля. Сестра-сестрёнка.
Воспитатель:
- Замечательно, вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Воспитатель:
А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить.
Воспитатель: -
Зарабатывает деньги, делает ремонт. (папа)
Воспитатель: -
Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит. (мама)
Воспитатель:
Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.(сын)
Воспитатель: -
Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.(дочь)
Воспитатель: -
Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.(бабушка)
Воспитатель: -
Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками. (дедушка)
Воспитатель:-
Любит сказки,задает мног вопросов,любит играть,часто шалит. (ребенок)
Воспитатель:
-Ребята? А вы обратили внимание, что все дети говорили о
своей семье- улыбались. - Кто догадался почему? ( так как очень любит семью). -Когда родители рядом, всегда в семье хорошее настроение, радость, счастье. -Не даром гласит народная мудрость: « Вся семья вместе и душа на месте».
Игровое упражнение « Составь семью»
Детям предлагается с помощью кругов показать членов семьи. Воспитатель обьясняет что самый большой круг-дедушка, поменьше-бабушка и т. д. Перед детьми цветной картон, пять кругов разного диаметра. Один ребенок составляет на доске ,остальные за столом. После составления опрос двоих детей. Закрепление.
Воспитатель:
- Линар, как ты составил семью? - Шохжахон, как ты составил семью?
Воспитатель:
- Ребята, давайте посмотрим, Мамонтенок нашел свою маму?
Мамонтенок:
- Ребята, я нашел свою маму! Мне у вас очень понравилось. А теперь мне нужно идти к своей маме. До свидания ,ребята!
Воспитатель и дети: -
До свидания Мамонтенок! Дети становятся в круг. Воспитатель под спокойную негромкую музыку читает стихотворение А.Костецкого. Дети вместе с педагогом сопровождают чтение жестами и движениями: Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх.) И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет – (тянут руки вперед.) Ты подставь скорей ладошку, (подставляют ладошки солнышку.) Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым. (проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.) Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром!» (дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».) А потом с улыбкой, с песней выйди к травам, людям, птицам… (широко разводят руки в стороны.) И веселым, интересным день твой должен получиться! (улыбаются друг
другу.)
Воспитатель:
- Ребята, как хорошо, что у вас у всех есть семья, вы - самые счастливые дети на свете! Потому что в ваших семьях любят друг друга, понимают друг друга, весело живут все вместе. - Семья бывает большая и маленькая. А главное, чтобы в семье всегда была мир, дружба, уважение и понимание , любовь друг к другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Спортивно-музыкальное развлечение в средней группе

«Армейские учения»

Цели:
 пропаганда здорового образа жизни;  воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине;  создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия.
Задачи:
 развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор;  воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки;  обеспечить высокую двигательную активность детей. Дети входят в зал, маршируя, и перестраиваются в одну шеренгу.
Ведущий:
Здравствуйте ребятишки,

Девчонки и мальчишки. Здравствуйте, зрители Спорта любители! Сегодня мы отмечаем день нашей родной армии, День защитника Отечества! Его отмечает вся страна. В эти дни поздравляют ваших пап и дедушек, а мы поздравляем наших мальчиков.
1-й ребенок:
Здравствуй праздник! Здравствуй праздник! Праздник мальчиков, дедушек, пап! Всех военных поздравляет, Наш веселый детский сад!
2-й ребенок:
Папин праздник – главный праздник Всех мальчишек и мужчин И поздравить пап любимых Мы сегодня так спешим!
3-й ребенок:
Служат в армии солдат Подражают им ребята!
Мы немного подрастем, Тоже в армию пойдем!
Строевым шагом входит Незнайка
Не плачь, девчонка! Пройдут дожди, Солдат вернется! Ты только жди…
Ведущий.
Незнайка, что с тобой?
Незнайка.
Строевой шаг отрабатываю. Теперь я точно знаю, кем хочу быть – военным!
Ведущий.
Да, Незнайка, есть такая профессия – защитник Родины. Только ведь к ней нужно готовиться.
Незнайка.
Вот я и буду готовиться.
Ведущий.
Учение – дело хорошее. Ребята, давайте поможем Незнайке.
Незнайка.
То-то же. Становись! Равняйсь! Смирно! В канун праздника за- щитника Отечества объявляю о проведении военно-спортивных состязаний «Армейские учения». Налево 1,2! Шагом марш! Дети перестраиваются в три колонны. Исполняют песню
«Салават батыр»
.
Незнайка.
А теперь, как в армии, ребята, начинаем мы с зарядки.
Ведущий.
Наши дети ловкие и смелые, каждый день зарядку делают.
ОРУ без предметов.
Перестроение в одну колонну. Болельщики занимают свои места. Построение команд участников «Силачи» и «Крепыши». Выход пап с детьми.
Незнайка.
А сейчас я проверю, кто из вас самый меткий. Каждый боец получает по «снаряду» (мячик). Перед ним стоит задача – поразить вот эту мишень (корзину) попав в нее.
Эстафета «Меткий стрелок»

Незнайка.
Ну, ребята, молодцы, в будущем отличные бойцы!
Ведущий.
А теперь прислушайтесь: Слышен звук копыт,
Это смелый всадник На коне летит.
Игра-эстафета «Конники-наездники» со скакалкой.

Незнайка.
Нужен отдых и солдатам, чтобы силы сохранять. Ну, а я сейчас ребятам предлагаю поиграть. И вам предлагается игра на внимание
«Цветные флажки».
Слушайте очень внимательно и запоминайте. Иначе солдатами вы не станете! Показываю синий флажок - хлопаем, Зеленый - топаем, Желтый - молчим, Красный - "Ура! "кричим.
Ребенок.
Всех защитников страны Поздравляем нынче мы. Этот танец, без сомненья, Всем поднимет настроен
«Танец девочек»

Эстафета «Ценное донесение в штаб»
(прыжки из обруча в обруч, пролезание под дугой, оббегая конус передать конверт).
Эстафета «Переход через минное поле».

Незнайка.
Нашей армии нужны образованные бойцы, умеющие думать. Ведь современная техника – штука сложная. Вот я и приготовил для вас ребята «умные» загадки. С ними легко справится тот, кто научился думать.
Конкурс загадок.
1. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что же это… (самолёт) 2. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут опустился (парашют). 3. Грянул гром, весёлый гром. Засверкало всё кругом. Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны. Брызги света всюду льют. Это праздничный… (салют) 4. Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, Отправляется в полёт наш российский… (вертолёт)
«Танком управляет…» «Из пушки стреляет…» «За штурвалом самолета сидит…» «Из пулемета строчит…» «В разведку ходит…» «Границу охраняет…» «На подводной лодке несет службу…» «С парашютом прыгает…» «На кораблях служат…»
Ведущий.
Моряки-молодцы! Моряки – храбрецы! Бескозырки, бескозырки –ленточки во все концы!
Танец «Бескозырка».

Подвижная игра «Разведчики, парад, засада»

Незнайка.
Вот это были испытанья, ну просто праздник для души! Примите ж наши пожеланья, хотя и так вы хороши! Внимание, участники! В одну шеренгу становись! Сообщаю об успешном про- ведении «Армейских учений»! Все участники награждаются медалями! Приглашаем для награждения заведующего ДОУ М.И. Гилязутдинову Подведение итогов. Награждение мальчиков медалями.
Ведущий:
День Защитника Отечества - праздник мужчин, готовых защищать Родину и своих близких. Желаем Вам доброго здоровья, успехов, радости и счастья!
Ведущий:
Дорогие наши мужчины – папы и сыновья! Поздравляем вас с нас- тупающим праздником! Желаем вам успехов в делах, счастья, добра, чистого, мирного неба над головой. Мальчишкам расти сильными, смелыми, мужест- венными, добрыми и помнить о благородном звании мужчин!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«Мы помним, мы гордимся»

Ведущий:
Май встречает радостно наша вся страна. По дорогам Родины вновь идёт весна. Здравствуй, здравствуй, тёплый, ясный, День Победы, день прекрасный! Встречайте, ансамбль «Капелька», лауреаты 2 степени муниципального конкурса «Весёлая радуга». Песня «Белокрылый голубь».
Ведущий:
От дымили старые пожарища, мирно распускается сирень, Но вовек нам не забыть, товарищи, майский день - победный светлый день! Стихотворение «Спасибо деду, за победу»
Ведущий:
Мы посвящаем нашу встречу 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, тем, кто перенес нечеловеческие муки войны, кто пал смертью храбрых в боях за Родину. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину. Мы у них в вечном долгу. Восходят рассветы, сгорают закаты. Не знает, не ищет земля тишины. В трудах и тревогах седеют солдаты- Герои давно отгремевшей войны. Песня «Той весной»
Ведущий:
Поклонимся великим тем годам, Всем нашим командирам и бойцам, Всем маршалам страны и рядовым, Поклонимся всем мёртвым и живым. Всем тем, кого нам забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья.
Ведущий:
Павших героев погибших за Родину почтим минутой молчания. Прозвучала песня «Землянка» в авторской переработке О. А. Чушпанова.

Ведущий:
Был май 45-го, но не забыть тот самый страшный, самый первый день войны! Страна цвела, но враг из-за угла свершил налёт, пошёл на нас вой- ною. В тот трудный час, стальною встав стеною, вся молодежь оружие взяла, чтоб отстоять Отечество своё. Стихотворение «Ветераны», читает О. Н. Бухарцева (родитель группы № 4 «Рыбка»).
Ведущий:
Земли немало кровью оросили, И вечно будет помнить мир о том, Как шли сыны и дочери России Сквозь гром войны к победе над врагом. Как закрывали пулеметы грудью. Как шли на танки, с связками гранат, Те подвиги отчизна не забудет Ты землю от фашизма спас солдат. Песня «Шаймуратов генерал» на башкирском языке исполняет ансамбль родителей группы № 11 «Бабочка».
Ведущий:
На войне нужна и песня, а особенно- вдвойне, Чтоб не слышать смерти лязга, потому что на войне! Песня «Землянка»
Ведущий:
Кто сказал «Всё сгорело дотла» Больше в землю не бросите семя? Кто сказал, что земля умерла? Нет, она затаилась на время. Почему все не так? Вроде все как всегда: тоже небо, опять голубое. Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя. Песня «Журавли» в исполнении Ильшата Марсовича Баймухаметова (родитель группы № 13 «Сказка»). Стихотворение «О войне» читает Чураева Нина Сергеевна(родитель группы № 3 «Кораблик»)
Ведущий:
Мы все вместе в День Победы песни старые поем, и они, как наши деды, опалённые огнём!
Песня «Огонёк» в исполнении О. Н. Бухарцевой (родитель группы № 4 «Рыбка»).
Ведущий:
Весь под ногами шар земной, живу, дышу, пою,но в памяти всегда со мной погибшие в бою. Стихотворение «Фотография с альбома» читает О.М.Сироткина (родитель группы № 5 «Ромашка»).
Ведущий:
Солнце светит так красиво, солнце ярко светит нам! Детям нужен мир счастливый, нужен мир для пап и мам! Песня «Мои дорогие родители» на башкирском языке в исполнении Исмагиловой А. Р. (родитель группы № 8) Песня «Тучи в голубом» в исполнении Гарифуллиной Л. А. (родитель группы № 2 «Муравьишки»)
Ведущий:
В девятый день ликующего мая, когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Песня « День Победы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Мероприятие «Поклонимся великим тем годам!»

Цель:
• Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. и ее героях; • Развивать чувство уважения к участникам ВОВ; труженикам тыла; • Побуждать детей расширять доступные им знания о ВОВ, жизни советского народа в те годы.
Предварительная работа:
разучивание стихов, песен, танцев. В зал приглашают гостей - ветеранов воины и труда, воинов, которые обходят зал и садятся на почетные места. Звучат военные песни. В зал входят дети . Пройдя строем круг по залу, строятся в три шеренги и маршируют в сторону зрителей и останавливаются. Фоновая музыка смолкает.
Дети поют песню «День победы»
Затем перестраиваются в одну шеренгу и за направляющим маршируют к своим стульчикам
Ведущий.
Дорогие дети! Дорогие гости! Поздравляем всех с великим праздником Победы. Ровно 68 лет отделяют нас от того незабываемого дня 9 мая, когда над нашей Родиной прогремело долгожданное слово «победа! » Путь к победе был очень тяжелым и продолжался почти 5 лет! Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. На бой «святой и правый» наших соотечественников звала песня «Священная война», написанная А. В. Александровым, сл. В. Лебедева-Кумача в первые дни Великой Отечественной войны. Звучит фоновая музыка «Служить России».

1-й ребенок:
Вспоминают наши деды про былые времена, Надевают в честь Победы боевые ордена. Встань сегодня утром рано, выйди в город - погляди, Как шагают ветераны с орденами на груди.
2-й ребенок:
Отстояли наши деды труд и счастье на земле, Ярче светят в честь Победы звезды мира на Кремле. За страну родную люди отдавали жизнь свою, Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.
Ведущий.
Наша странна Россия – большая и прекрасная. Для каждого человека она начинается с родительского дома. В каком бы ее уголке ты не родился, ты можешь с гордостью сказать – «Это моя Родина! ». Звучит фоновая музыка «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера», сл. М. Матусовского) Наша Россия – очень богатая и красивая страна. Она богаты широкими реками маленькими большими, шумными и тихими; старыми и новыми городами и селами. Она богата полезными ископаемыми – в ее недрах хранятся золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата лесами, полями и лугами. Но самое главное ее богатство – это люди, наши с вами соотечественники. Каждый из них по-своему воспевает свою Родину: строители возводят дома, ученые совершают открытия, прославляющие ее имя, композиторы пишут о ней песни, поэты посвящают ей свои стихи. Послушайте одно из них.
3-й Ребенок:
Россия – как из песни слово, березок юная листва. Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа. Люблю тебя моя Россия, за ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, за голос, звонкий, как ручей. (С. Васильев)
Звучит вальс

Ведущий.
На рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб.
Звучит голос Левитана «Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года». Исполнение песни «Священная война» (во время исполнения на экране кадры первых дней войны) .
Ведущий.
Семьдесят два года назад над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить чужие земли, чужие богатства. Многие страны ей удалось покорить, дошла очередь и до нашей страны. Звучит фоновая музыка «Священная война» (муз А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
Ведущий.
С врагом боролись все: и те, кто воевал, и работники тыла. Нельзя и о них забыть. Женщины и дети заменили мужей и отцов у станков. Работа не прекращалась ни на один день. Все те, кто остался, были заняты на производстве, дежурили на крышах домов, проверяли светомаскировку, рыли окопы, дежурили в госпиталях. Женщины и дети занимались тяжёлой мужской работой. Они не получали поблажек, снисхождения. Как болели, и, казалось, отламывались руки после тяжелейшей работы. Но всё это делалось во имя Победы!
Ребёнок 1:
Всех воинов благодарим, За детство, за весну, за жизнь. За тишину, за мирный дом, И пусть прошло немало лет, Но мы вовеки не забудем, Тех трудных доблестных побед, Героев вечно помнить будем.
Ведущий.
Солдаты шли на смертный бой, сражались не жалея жизни. Но враг был силен, все дальше он продвигался по землям России. Все города нашей огромной страны готовились к обороне. Многие наши соотечественники уходили на фронт прямо со школьной скамьи. Разбросала война молодых ребят и девушек – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телефонисты, кого в разведчики.
Звучит фоновая музыка «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова)
Ведущий.
Шли тяжелые бои и вот – короткая передышка перед боем. В редкие часы отдыха солдаты писали письма своим родным и любимым.
Ребёнок 1,2,3,4:
Стихотворение К. Симонова «Жди меня и я вернусь»
Танец «Бескозырка белая»

Ведущий.
Долгих четыре года длилась эта страшная война. Через тяжелые испытания пришлось пройти людям. Но наступила весна 1945 года – весна долгожданной Победы. (В записи звучит голос Левитана, песня «День победы)
Ведущий.
Победный май 1945 года принес свободу не только нашей стране, но и народам Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Югославии и других стран Европы. Наша армия гнала врагов до самого Берлина, столицы фашистской Германии. Накануне 9 мая там шли жестокие бои за каждую улицу, каждый дом. Много наших солдат погибло на чужой земле, сражаясь с фашистскими войсками. В Берлине, у стен рейхстага, прозвучали последние выстрелы второй мировой войны. Над рейхстагом взвился победный красный флаг, а на его ступенях начался первый послевоенный концерт русских артистов. Среди развалин покоренного Берлина зазвучали веселые песни под переливы гармони и перестук солдатских ложек.
Дети исполняют песню «Катюша»

Ведущий:
ПОМНИТЕ, какой ценой завоевано счастье. ПОМНИТЕ! Через века, через года. ПОМНИТЕ! О тех, кто уж не придет никогда- ПОМНИТЕ! Какой ценой завоевано счастье. ПОМНИТЕ! Минута молчания.
Ребёнок 1,2,3,4:
Стихотворение М. Владимова «Ещё тогда нас не было на свете»
Ведущий.
У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он - то гвоздика, то роза, то василек, то ромашка. Даже зимой, когда всюду снег и
стужа, лежит цветок у памятника. Откуда он берется? Его приносят люди. Уберут увядший, положат свежий и скажут: «Мы никогда не забудем вас, герои». (А. Митяев.) Звучит вступление к песне «День Победы» Д. Тухманова. Взрослые исполняют первый куплет песни. В припеве ко взрослым присоединяются дети.
Ведущий.
С праздником вас, дорогие друзья! С Днем Победы! Звучит военный марш.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Развлечение «Здравствуй лето»
Звучит песня «Лето». Дети собираются на площадке.
Ведущий:
Эгей, ребятишки! Сюда шалунишки! Подходите, детвора! Собирайтесь, все сюда! Самый лучший в мире праздник начинать пора! Долгожданное! Желанное! С комарами и дождем! Загорелое! Румяное! С земляникой и груздём! С теплой речкой, перелесками и картошкой из костра- Что за времечко чудесное? Что за чудная пора?
Дети:
Лето.
Ведущий:
Правильно! Лето! И свой приход лето начинает самым весёлым праздником, праздником всех детей. Сегодня большой праздник – Международный день защиты детей.
Ведущий:
А сейчас мы хотим узнать, кто пришёл на праздник. Мы будем спрашивать, а вы будете отвечать «Да» или «Нет». Начали. -Ребята к нам пришли дружные?
-Сильные? -Смелые? -Старших уважают? -Малышей обижают? -Природу любят? -Деревья губят? -Из рогаток стреляют? -Кошек за хвосты таскают? -На занятиях кричат? -И на праздниках молчат?-Вот мы и познакомились.
Ведущий:
На празднике нашем скучать нельзя! Ждут вас шутки, озорство И улыбок штук по сто
Ведущий:
И сегодня мы собрались здесь, чтобы в очередной раз повеселиться да поиграть. А на центральной стене у нас выставка рисунков, которую мы назвали «Светит солнышко для всех». И мы приглашаем вас всех встать в большой хоровод!
Исполняется песня-хоровод «Светит солнышко для всех»
После исполнения песни звучит музыка «Весь год трудился я не зря», и в зал входит уставший Дед Мороз.
Дед Мороз:
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Долго к вам я добирался, встречи с вами я заждался. А вы меня ждали, друзья?
Ведущий:
Дедушка Мороз, мы всегда тебе рады и очень ждём тебя зимой, а сейчас лето. А летом у всех детей праздники, они всё больше отдыхают, веселятся и играют. Вот и сегодня мы с ребятами, будет веселиться, играть, а ещё мы организовали выставку детских рисунков.
Дед Мороз:
Лето? Что это такое? С чем его едят? А его потрогать его можно? Что такое лето!
Ребёнок 1:
Что такое лето? Это много света, Это поле, это лес, Это тысяча чудес!
Ребенок 2
: Лето-это много солнца, Тёплых, ласковых дождей. Лето - это много фруктов И погожих ясных дней.
Ребенок 3:
Лето - это пляж, и речка,
И грибы в густом лесу Лето - это много ягод И комарик на носу.
Ребенок 4:
Лето - это дни длиннее, всё цветёт и всё растёт Люди в отпуске, на даче, им загар к лицу идёт.
Ведущий:
Летом очень здорово!
Дед мороз (
обиженно)
:
Значит, летом лучше, чем зимой?
Ведущий:
Не лучше и не хуже! Просто летом всё по-другому. Ярко и жарко светит солнышко, появляется зелёная молодая травка, просыпаются букашки, и вода в речках становится тёплая. Да что это я тебе рассказываю?! Пусть лучше ребята споют тебе об этом.
Песня «Можно летом» на мотив песни «Учат в школе»

1
. Тёплый шарф не одевать и до темноты гулять! Можно летом, можно летом, можно летом! Всех друзей собрать с утра и умчаться со двора! Можно летом, можно летом, можно летом!
2.
Книжку добрую открыть, чтобы буквы не забыть! Можно летом! Можно летом! Можно летом! Всех друзей своих встречать и по садику скучать! Можно летом! Можно летом! Можно летом!
Дед Мороз:
Ой, подождите, что-то я ничего не пойму!
Ведущий:
Ребята, а давайте пригласим Деда Мороза на летнюю прогулку, например, в лес, и там он всё увидит сам.
Звучит песня « Паровоз»

Ведущий:
Дед Мороз, а ты знаешь, что наш замечательный праздник Лета – это еще и праздник здоровья? Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы де- тей.) Правильно, летом все загорают, купаются, очень много времени про- водят на свежем воздухе, то есть набираются здоровья. Вот многие люди утром просыпаются, умываются, а затем зарядку делают. Дед Мороз, а ты делаешь зарядку по утрам?
Дед Мороз:
А как же? Обязательно делаю!

Ведущий:
А вы, ребята, утром делаете зарядку? (Ответы детей.) Поднимите руки те, кто делает зарядку. (Дети поднимают руки.) Так, а теперь поднимите руки те, кто не делает по утрам зарядку! Я думаю, всем нам сейчас не поме- шает летняя разминка. Вставайте скорее в круг и Деда Мороза приглашайте.
Звучит муззарядка «Солнышко лучистое»

Эстафеты

Дед Мороз:
Славно мы с вами поиграли
Ведущий:
Да, летом можно весело играть, Можно прыгать и смеяться, и все это неспроста. И должны мы вам признаться: лето – это красота!
Песня-танец «Тетя»

Дед Мороз:
Как у вас здорово! Какие вы все весёлые и дружные! Теперь я понял, что такое лето! Лето-это красота! Но я себя лучше чувствую на холо- де, люблю, когда метель кружит, снег идет, мороз и холод на дворе! И мне пора уже возвращаться в свою далекую северную страну-Лапландию, там у меня много работы, там меня ждет моя любимая внучка- Снегурочка! До свидания, ребята, до новых встреч в Новом году!
Ведущий:
Наш праздник завершается, но мы грустить не будем. Пусть будет мирным небо на радость добрым людям, Пусть дети на планете живут, забот не зная, На радость папам, мамам, скорее подрастая!
Звучит песня « Пусть всегда будет солнце»

Ведущий:
Вот и встретили мы лето, Оно зеленью одето, Снова лето к нам пришло – это очень хорошо! Лето красное мы встретили И как праздник закончился, не заметили (прощаются с детьми).
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Занятие-экскурсия в краеведческий музей с детьми средней группы
Когда к истории хотим мы прикоснуться, Иль в мир прекрасный охота окунуться В музей идем, по залам ходим, И для себя мы много интересного находим.
Цели:
- дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города; - познакомить детей с жизнью наших предков; - воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
Предварительная работа:
- знакомство детей с историей возникновения города Мелеуз;
- знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т. п.)
Ход экскурсии
- Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея) .